Экосводка
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

N 33 (386) 11.10.2005 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОВОСТИ для СМИ
рассылается по мере поступленя новостей
Выходит с 27 января 1997 года
пресс-служба
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза В этом выпуске:
НОВОСТИ:
Социально-экологические рейтинги и репутация российского бизнеса
ПОДРОБНОСТИ:
Доклад С.И.Забелина "Особенности российского опыта независимого контроля экологической эффективности бизнеса"
ОБЗОР:
Урал: экологи инициируют общественную экологическую экспертизу cтроительства сталеплавильного производства в районе Шарташа
Архангельск: идет подготовка к космическому референдуму
Нижний Новгород - продолжаются акции по очистке берегов
НАМ ПИШУТ:
Стерилизация бездомных животных - медленное убийство?
Другие выпуски:
2005
36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2004
19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2003
46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2002
45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2001
47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2000
45 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1999
44 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1998
79, 80, 81

Экосводка

ЭКОСВОДКА выпускается Пресс-службой Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вести СоЭС

АНТИАТОМ.РУ - информационно-аналитическое агентство

Гражданка

НОВОСТИ
Социально-экологические рейтинги и репутация российского бизнеса
   11 октября в Московском Представительстве Всемирного банка состоялся семинар "Социально-экологические рейтинги и репутация российского бизнеса", организованный Международным социально-экологическим союзом и Независимым экологическим рейтинговым агентством при активной поддержке Всемирного банка. В его работе приняли участие представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, атомному и технологическому надзору России, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ОАО "ГАЗПРОМ", ОАО "ГМК "Норильский никель", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО ЛУКОЙЛ, ОАО Горьковский автозавод, "ТНК-ВР", РАО "ЕЭС России", ОАО "Татнефть", ОАО "СУАЛ-ХОЛДИНГ", ОАО Архангельский ЦБК, ОАО "Башкирская химическая компания" а также HSBC-Банка, информационного агентства РосБизнесКонсалтинг, Ассоциации коммуникационных агентств России, TVE (телевидение для окружающей среды, Лондон), ВНКЦ "Север" Минэкономразвития России, Центра сохранения биоразнообразия, Лапландского и Путоранского заповедников.
   Несколько лет назад Международным социально-экологическим союзом и Независимым экологическим рейтинговым агентством была начата работа по созданию системы объективной оценки воздействия на природную среду деятельности предприятий и составления экологических рейтингов. Работу по созданию рейтингов и выпуск справочника "Социально-экологическая ответственность и рейтинги российского бизнеса" активно поддержал Всемирный Банк. В справочнике приведены материалы о воздействиях на природную среду 75 крупнейших российских компаний и 500 входящих в них предприятий за 2000-2003 гг.
   На семинаре изданный справочник был впервые представлен широкому кругу общественности и была подчеркнута необходимость сделать выпуск подобного справочника ежегодным. В ходе дискуссии участниками семинара были намечены пути дальнейшего развития экологических рейтингов, как элемента системы ответственного саморегулирования бизнеса, что в значительной мере поддержит деятельность в сфере государственного управления охраной окружающей среды.
   Как заявила Кристалина Георгиева, Директор и Постоянный Представитель Всемирного банка в России, "экологические рейтинги являются одним из факторов при принятии инвестиционных решений. В репутации бизнеса все большую роль играет экологическая составляющая, из суммы которых для разных компаний складывается экологическая репутация страны". Государственные органы, бизнес, инвесторы, международные, экологические и коммуникационные организации заинтересованы в том, чтобы эта репутация опиралась на объективные оценки с целью повышения конкурентоспособности России.

   Дополнительную информацию Вы можете получить
в МСоЭС у Святослава Забелина - 8-903-791-59-09,
в АНО "НЭРА" у Александра Мартынова - 125-57-73
или на сайте http://rating.environment.ru/nera.html

ПОДРОБНОСТИ
"Особенности российского опыта независимого контроля экологической эффективности бизнеса" (Доклад С.И.Забелина, сопредседателя Совета Международного социально-экологического союза)
  Когда в 2003 году 27 крупнейших банков мира объявили об "Экваторских принципах" своей кредитной политики, предусматривающих достаточно жесткие требования социального и экологического характера к финансируемым проектам, они таким образом подвели жирную черту под дискуссией об ответственности за обеспечение безопасного для человечества и устойчивого развития экономики. Де факто бизнес признал, что главная ответственность лежит на нем, и что отныне показатели экологичности производства, среди прочих, будут определять принадлежность к кругу "приличных" или "неприличных" компаний, от чего зависят условия привлечения инвестиций, о которых сейчас так много говорят на всех уровнях. В этой ситуации наличие в стране развитой системы признанных обществом оценок социальных и экологических аспектов деятельности компаний и предприятий становится жизненно важным не только для населения и органов государственной власти, но и для самого бизнес-сообщества.
   Уже используемые или апробируемые в других странах, а также на глобальном и региональном уровнях системы оценки экологичности компаний и предприятий достаточно разнообразны. В разных сочетаниях они используют сведения:
   - о наличии или отсутствии собственной экологической политики и сформулированных целей;
   - о качестве менеджмента, наличии специализированных структур и собственных систем мониторинга;
   - о наличии и качестве экологической отчетности;
   - о воздействии предприятия на окружающую среду и ее отдельные компоненты;
   - о наличии и качестве очистных сооружений и систем переработки отходов;
   - об инвестициях на цели охраны окружающей среды;
   - об авариях, нарушениях законодательства и конфликтах с населением;
   - о взаимодействии с общественностью и благотворительных программах.
   При этом число параметров, учитываемых при присвоении рейтинга, обычно составляет несколько десятков, и каждому из них присваивается разный относительный вес, сильно варьирующийся от системы к системе. Практически для всех систем оценки характерно сочетание показателей, измеряемых инструментально и независимо, таких как объемы выбросов в окружающую среду, с показателями достаточно субъективными, такими как качество менеджмента или квалификация персонала экологического подразделения. Практически все системы включают элемент проверки достоверности представленных сведений - в диапазоне от внезапных инспекций с замерами выбросов в воду и атмосферу (например, в Индии) до проведения детальной экспертной оценки при определении Индекса Устойчивости Доу Джонса. Точно также результатом оценки в большинстве систем оказывается отнесение компании или предприятия к одной из категорий - от "очень хорошая" до "очень плохая".
   Оценивая доступный зарубежный опыт в целом, приходишь к выводу, что описанные в общих чертах выше системы оценок экологической ответственности способны доброкачественно функционировать при наличии хотя одного из трех условий:
   - система разрабатывается и применяется при участии государственных органов охраны окружающей среды, как, например, в Китае и Индонезии. В этом случае просьба о представлении отчетности выглядит как "предложение, от которого нельзя отказаться";
   - система применяется в сообществе с давними и устойчивыми традициями предоставления информации различным рейтинговым агентствам, как Индекс Устойчивости Доу Джонса, Eco-Label Criteria Европейского Союза или Global Reporting Initiative;
   - система разрабатывается и применяется на основе формального или неформального соглашения авторитетных членов всех трех секторов - власти, бизнеса и неправительственных организаций как, например, в Индии.
   Особенности первой российской системы оценки экологической ответственности бизнеса определялись социально-экономической обстановкой в России в 2000-2001 годах, когда создавался ее общий дизайн и выбирался набор используемых параметров.
   Экологическая обстановка в России, по крайней мере в ее населенных районах, продолжала оставаться напряженной.
   Многие, если не большинство предприятий работали на старом оборудовании, модернизация которого шла с большими трудностями.
   Государственная система охраны окружающей среды, мягко говоря, переживала очередную коренную перестройку и была фактически недееспособна.
   Отчетность по европейским или мировым стандартам (не экологическая, а хотя бы бухгалтерская) только-только начинала внедряться в наиболее продвинутых компаниях.
   Как бизнес, так и власть недальновидно рассматривали экологические требования как барьеры и препятствия экономического роста, в связи с чем в этой сфере не работали ни экономические, ни административные, ни политические рычаги или стимулы. Соответственно отсутствовали и возможные партнеры.
   На таком фоне заимствование и широкое применение практически любой из уже работавших или обсуждавшихся зарубежных систем могло привести к тому, что большинство, если не все, отечественные компании получили бы "коричневую" или ""черную" метку. Репутации российского бизнеса нашими действиями был бы нанесен существенный, и во многом незаслуженный, ущерб, а сама процедура оценки была бы опорочена и не сыграла бы ту экологизирующую роль, которая ей предназначалась. А отсутствие реальных возможностей проверки отчетности могло бы быть использовано для недобросовестной конкуренции.
   Соответственно, определяющими принципами формирования нашей системы оценок стали:
   - независимость получения информации для оценки от доброй воли структур бизнеса и власти, что определило выбор параметров, собираемых и публикуемых органами государственной статистики;
   - принципиальная измеримость параметров, используемых для оценки, что определило выбор показателей физического воздействия на окружающую среду;
   - проверяемость результатов оценки любыми участниками процесса, что привело нас к публикации методики в прессе и публикации первичной информации в Справочнике.
   Получившаяся система как бы и не подразумевает деления компаний и предприятий на хороших и плохих, чему мы очень рады. Члены образованного российского общества, вооружившись нехитрым калькулятором, сами способны выставить оценки сообразно своим критериям качества, а уж инвесторы - тем более.
   Главный итог прошедших лет прост - экологические рейтинги компаний и предприятий стали реальным инструментом оценки субъектов российского бизнеса и, следовательно, развития и модернизации российской экономики. Вопрос, для обсуждения которого мы Вас собрали - что дальше с этим инструментом делать.
   Можно - ничего принципиально не меняя - из года в год производить оценку по опубликованной методике, накапливая статистику и анализируя тренды.
   Можно - используя как отечественный, так и мировой опыт, создать семейство рейтингов, позволяющих учитывать особенности предприятий, работающих в разных отраслях и в разных регионах нашей необъятной страны; позволяющих более точно учитывать вклад компаний в экологизацию производства.

   Дополнительную информацию Вы можете получить
в МСоЭС у Святослава Забелина - 8-903-791-59-09,
в АНО "НЭРА" у Александра Мартынова - 125-57-73
или на сайте http://rating.environment.ru/nera.html

ОБЗОР
Урал: экологи инициируют общественную экологическую экспертизу cтроительства сталеплавильного производства в районе Шарташа
  В экспертизе общественные экологи планируют проанализировать степень влияния планируемого металлургического производства на окружающую среду и человека.
   Ситуация со строительством нового производства в районе озера Шарташ продолжает вызывать массу вопросов и у государственных, и у общественных экологов. Общественности города Березовского, выступающей против расширения мощностей Уральского завода прецизионных сплавов (УЗПС), до сих пор не удалось получить никаких документов, оценивающих пределы воздействия на окружающую среду и людей. Зато ситуация обрастает разного рода фальсификациями, одна из них - это наличие якобы проведенного опроса общественного мнения, выявившего одобрение строительства местным населением.
   "Одна из серьезных возможностей организовать общественный контроль за процессом реконструкции и расширения мощностей на УЗПС и не допустить введения экологически опасного производства - это проведение общественной экологической экспертизы" - считает координатор Уральского экологического союза и группы "Экозащита!" -Екатеринбург Ольга Подосенова.
   Одним из серьезных факторов, побудивших экологов к проведению общественной экспертизы, стало обращение от нескольких сотен жителей Ревды, попавших в тяжелую экологическую ситуацию в результате расширения мощностей подобного производства на заводе ЗАО "Нижне-Сергинский Метизно-Металлургический Завод" в Ревде > (кстати, именно ЗАО "НСММЗ - заказчик строительства под Березовским).
   "Ситуация с производством в Ревде под копирку напоминает нынешнюю с на НСММЗ. - продолжает Ольга Подосенова. - Когда расширяли производство никто не спросил местных жителей согласия, шли в ход только экономические аргументы. Сейчас ситуацию в окрестностях расширившегося завода местные люди называют геноцидом - настолько невыносимыми стали условия их жизни. И несмотря на имеющиеся у жителей Ревды ответы о многочисленных нарушениях их прав, завод продолжает работать. В ситуации с Березовским, общественная экспертиза поможет не довести ситуацию до критической черты, когда писать в разные инстанции будет уже поздно.".
   У уральских общественников уже есть опыт проведения общественных экспертиз. В результате одной из них на ВИЗе не был построен дополнительный металлургический цех, который мог бы серьезно усугубить и без того тяжелую экологическую ситуацию Верх-Исетского водохранилища.
   Сейчас документы о регистрации общественной экологической экспертизы находятся на рассмотрении. Общественные экологи планируют, что их экспертиза будет проходить параллельно с государственной и надеются на поддержку в получении достоверной информации о планируемом производстве от государственных природоохранных органов.

   Уральский экологический союз
"Экозащита!" - Екатеринбург

   Дополнительная информация:
olga_mox@mail.ru Ольга Подосенова

ОБЗОР 
Архангельск: идет подготовка к космическому референдуму
  18 октября в 16 часов в "Поморской филармонии" (кинокомплекс "Модерн") пройдет собрание инициативной группы по проведению референдума касающегося ракетно-космических запусков. После этого документы будут сданы в областную избирательную комиссию, для прохождения согласований и проверки правильности оформления документов.

   Вопросы, которые планируется вынести на референдум, следующие:
  1. Считаете ли вы, что следует запретить ракетно-космические запуски на сверхтоксичном гептиловом топливе?
  2. Считает ли вы, что Минобороны РФ должен предусмотреть страхование жителей Архангельской области от рисков во время ракетно-космических запусков?
  3. Считает ли вы, что в федеральном бюджете должна быть предусмотрена отдельная строка финансирования компенсации ущерба субъектам РФ страдающим от ракетно-космических запусков?
  4. Считаете ли вы, что должно быть компенсировано негативное воздействие на районы Архангельской области от ракетно-космических запусков?

   Вопросы проходят окончательное согласование у юристов и у ученых .Активно идет подготовка к научно-практической конференции "Экологическая безопасность ракетно-космической деятельности на территории Архангельской области", которая должна пройти в феврале месяце в Архангельске. Будут приглашены ведущие ученые и общественники. Из Российских организаций свою заинтересованность выразили Союз "За химическую безопасность", программа МСоЭС "За экобезопасность РКД", Экологический центр ИИЕТ РАН им. С.И.Вавилова (Москва).

   Планируются доклады и выступления по следующим темам:
  - Экополитика и экобезопасность ракетно-космической деятельности и процесса разоружения
  - Социально-экологические последствия ракетно-космической деятельности и разоружения
  - Способы утилизации твердотопливных ракет и химическая безопасность
  - Социально-экологические последствия ракетно-космической деятельности
  - Правовые и управленческие аспекты экологической безопасности и последствий технической деятельности.
  - Правовые аспекты использования территорий под районы падения отделяемых частей ракет-носителей - и другие

   Контактные телефоны:
Александр Тутов ("Ветераны Северного Края") - 8-921-672-23-52
Николай Белугин (АРМЭО "Этас") - 27-32-93 (8-8182)

ОБЗОР 
Нижний Новгород - продолжаются акции по очистке берегов
  Продолжается серия акций по очистке берегов водоемов Нижегородской области от бытового мусора. Работы организованы экологическим центром "Дронт" при финансовой поддержке Нижегородской ГЭС.
   9 октября в Борском районе на берегу Волги в устье реки Везлома 75 человек собрали и вывезли 100 мешков мусора. В акции активно участвовали клуб "Розовый фламинго", Неклюдовский детский дом, школы города Бор, объединение "Зеленый мир" и Нижегородское отделение Международного Социально-экологического союза.
   Следующая акция планируется в г.Дзержинске.

   Для дополнительной информации:
8-904-78-116-36 -
Крылов Федор Федорович

НАМ ПИШУТ 
Стерилизация бездомных животных - медленное убийство?
  В редакцию поступило письмо от жительницы Москвы:
   В результате программы по стерилизации бездомных собак в Москве творится узаконенное издевательство над несчастными животными.
   Во дворах мучаются от медленной смерти ни в чем неповинные собаки с разрезанными животами и вывалившимися кишками - и все это результат якобы благотворительной программы!!!!
   Ветеринары по указанию служб ДЕЗа отлавливают бездомных животных с целью проведения бесплатной стерилизации.
   А после операции выпускают их несчастных на улицы, где у них через день расходятся швы, вываливаются внутренние органы и начинается заражение. Они мучаются от боли и медленной смерти!!! Это же узаконенное живодерство!!!!! Что же делать? Неужели нельзя было передержать несколько дней в приюте этих несчастных зверей?! Местные жители просто не в состоянии выходить всех собак. Тем более, что операции в ветеринарных клиниках, куда мы обращались, стоят приличных денег.
   Умоляю, сделайте хоть что-нибудь! Сил нет на это смотреть.

   С уважением,
Екатерина
Моб.тел (095) 726-99-07
Москва, Холмогорская ул, СВАО

************************************************
Другие новости смотрите на информационных лентах Кампаний МСоЭС и ЭкоПорте по адресу www.ecoport.seu.ru
ЭКОСВОДКА выпускается Международным Социально-экологическим Союзом.
Редактор выпуска - Ольга Захарова
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз и бюллетень "Экосводка" ОБЯЗАТЕЛЬНА

За дополнительной информацией обращайтесь: seupress@seu.ru
Телефон/факс (095) 963-54-20
Архив рассылки: http://www.seu.ru/svodka

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность