Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
N 45 (215) 11.12.2001 |
Еженедельные экологические новости
|
|
|
|
|
|
пресс-служба
Центра Координации и Информации
Социально-экологического Союза
В этом выпуске:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА:
Экологи и академики. Процесс совместной доработки Экологической Доктрины России зашел в тупик
ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
Госсовет Удмуртии решает судьбу Воткинска
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
Тайвань: антиядерная партия побеждает на выборах
ЭКОДОМ:
Экодом. Теперь в Казахстане
ЛЕСНАЯ СТРАНИЦА:
ЮНЕСКО останется без наследства
КРАСНАЯ КНИГА:
Серым китам нужен свой заказник
Сахалин Энерджи не выполняет обещаний
Сахалин-II и серые киты
Другие выпуски:
2005
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
9,
8,
7,
6,
5,
4,
3,
2,
1,
2004
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
9,
8,
7,
6,
5,
4,
3,
2,
1,
2003
46,
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2002
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2001
47,
46,
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2000
45
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
1999
44
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
1998
79,
80,
81
ЭКОСВОДКА выпускается Пресс-службой Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА
Экологи и академики.
Процесс совместной доработки Экологической Доктрины России зашел в тупик
11 декабря 2001 года. Процесс подготовки совместного, согласованного Форумом
"За природу!" и Национальным экологическим форумом проекта Экологической
Доктрины России, инициированный Администрацией Президента РФ, не состоялся
по вине участников со стороны Национального экологического форума.
Напомним, что 29 марта 2001 года в ответ на инициативу Президента РФ о
создании Экологической Доктрины России общественные организации,
объединившиеся в Форум "За природу", вынесли на суд общественности и
официальных лиц подготовленный ими проект, который получил более 200
положительных отзывов из министерств и ведомств федерального и региональных
уровней. Затем проект стал основой для планировавшейся работы над
окончательным документом Экологической Доктрины России.
Комментарий участников Форума "За природу!":
СВЯТОСЛАВ ЗАБЕЛИН, СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ:
Считаю необходимым заявить, что Международный социально-экологический союз и
лично Святослав Забелин НЕ считают возможным разделять ответственность за
проект Экологической Доктрины РФ, который будет обсуждаться 13-14 декабря в
г.Дубне на 4-м собрании Национального экологического форума. Не могу также
считать себя далее членом редакционного совета и авторского коллектива
данного текста.
На заключительном этапе подготовки текста представителями Российской
Академии Естественных Наук, взявшимся за его редактирование и учет
предложений участников совместной работы, были проигнорированы внесенные с
срок и соблюдением согласованных процедур существенные предложения,
касающиеся экологических аспектов деятельности военно-промышленного
комплекса, а также прав граждан на участие в использовании
природно-ресурсной ренты (список не полный).
Вопреки заявлениям о следовании нормам научной этики представители
Российской Академии Естественных Наук (РАЕН) не пригласили никого из нас для
обсуждения возникших разногласий с целью нахождения возможного компромиса.
Сегодня Президент РАЕН О.Л.Кузнецов объяснил такую политику заботой о
государственных интересах России, которым - по его мнению - противоречит
позиция Социально-экологического союза и Союза "За химическую безопасность".
На этом основании из проекта Экологической Доктрины России были исключены
следующие позиции:
- ответственность военно-промышленного комплекса за ущерб здоровью людей и
природной среде, нанесенный за все время его функционирования, в том числе в
форме компенсации этого ущерба,
- необходимость информирования населения о территориях, загрязненных в
результате предшествующей и продолжающейся деятельности
ракетно-космического, военно-химического и ядерного комплексов СССР и
России,
- необходимость обеспечения участия граждан в организации социально и
экологически приемлемого разоружения, включая уничтожение химического,
ядерного и ракетно-космического оружия, осуществляемого на основе
международных Конвенций, подписанных и ратифицированных Россией, и многое
другое.
Поскольку тиражированный текст проекта Экологической Доктрины России создан
на основе проекта, вынесенного организациями, входящими в Форум "За
природу!", на широкое обсуждение в апреле 2001 года, и получившего более 200
положительных официальных отзывов от федеральных и региональных органов
государственной власти и общественных объединений, и - в значительной степен
и - заимствует идеологию этого документа, я хотел бы предостеречь деятелей
Национального экологического форума от явных или неявных попыток выдать этот
документ за продукт творчества исключительно специалистов Национального
экологического форума.
В силу вышеизложенного, в интересах экологического движения в целом и для
продолжения работы над общественно-значимым проектом Экологической Доктрины
Международный Социально-экологический союз и С.И.Забелин лично оставляют за
собой право использования фрагментов проекта Доктрины, по которым
отсутствуют разногласия и которые были созданы в процессе совместной работы
по своему усмотрению.
ЕВГЕНИЙ ШВАРЦ, РОССИЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕМИРНОГО ФОНДА ДИКОЙ ПРИРОДЫ:
В сущности, наши коллеги по доработки проекта Доктрины попытались прикрыть
отсутствие умения коллегиально работать с проектами документов хамством и
ссылками на якобы государственные интересы.
Однако следует отметить, что академик РАН В.А.Черешнев персонально приложил
все возможные усилия для конструктивного предотвращения произошедшего и к
тому, что произошло на вчерашнем заседании, лично он не причастен.
Отказ от принятия наиболее принципиальных поправок по экономическим вопросам
(о том, что природно-ресурсная рента принадлежит настоящим и будущим
поколениям народа России, а не государству, и реинвестируется с учетом
интересов не только текущих интересов народа РФ, но и интересов его будущих
поколений), без согласования и обсуждения, причем сделанное в крайне
невежливой форме одним из участников встречи, не являющимся специалистом по
данной проблеме и участие которого в редакторской группе с нами не
согласовывалось, на мой взгляд, лишает смысла дальнейшую совместную работу в
условиях неопределенного состава участников и отсутствия ответственности за
взятые обязательства и соблюдение договоренностей. Другие наши (в основном -
более мелкие замечания) также не были учтены.
Некоторые идеи наших коллег заслуживают отдельного упоминания. Например,
было предложено включить в число "крупнейших общественных движений и
партий" - авторов проекта Доктрины - некий "Молодежный Экологический Форум",
состоящий из числа студентов, которые единственное что успели пока сделать,
так это поддержать Президента В.В.Путина по вопросу о ввозе ядерных отходов
в Россию.
На мой взгляд, ситуация проста - нашим коллегам очень не хочется признать
паритет в редакционном совете Доктрины между Общероссийским общественным
Форумом "За природу!" и общенациональным экологическим форумом России (как
это было честно сделано Администрацией Президента РФ и собственно и
послужило условием нашего вхождения в состав редакционного совета).
Дело в том, что когда главой Правительства России М.М.Касьяновым (в ответ
на переданные в Правительство России материалы официального обсуждения
проекта Доктрины от Форума "За природу!") была официально создана
правительственная межведомственная комиссия при МПР по доработке
"Экологической Доктрины", сам смысл всех мелких межакадемических разборок и
борьбы амбиций стал теряться. Поэтому у академических коллег на заседании 11
декабря в отсутствии представителей Администрации Президента и появилось
желание "показать себя".
Однако следует отметить, что общественным Форумом "За природу!" работа по
обсуждению с ведомствами уже фактически проделана и будет теперь продолжена
уже в официальном порядке.
Вот только жаль, что в очередной раз пришлось убедиться как в
интеллектуальной, так и в общекультурной убогости наиболее крикливой части
того, что когда-то было таким родным академическим научным сообществом.
Справка:
Около года назад в Форум объединились следующие организации: Международный
Социально-экологического союз, Центр экологической политики России,
Роосийское Представительство Всемирного Фонда Охраны Природы, Гринпис
России, Союз "За химическую безопасность", Центр охраны дикой природы,
Экологический центр "Дронт".
ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Госсовет Удмуртии решает судьбу Воткинска
11 декабря депутаты Государственного совета Удмуртской республики должны
были рассмотреть вопрос о продолжении строительства комплекса по утилизации
ракетных двигателей на твердом топливе (КУРДТТ), который должен быть
построен в городе Воткинске. Резльтаты встречи пока неизвестны. Напомним,
что борьба граждан Воткинска против КУРДТТ, экологическая опасность которого
подтверждена независимыми экспертами, ведется уже четвертый год. За это
время жители города использовали уже все средства - от референдума до
организации радикальной кампании протеста, включавшей в себя митинги,
палаточный лагерь и даже блокаду районной администрации и автомобильной
дороги. Однако власти всех уровней с вызывающей демонстративностью
игнорировали мнение "подведомственного" общества. По прогнозам наблюдателей,
депутаты и в этот раз дружно проголосуют за опасный комплекс. По крайней
мере участники пикета, организованного у здания Госсовета в столице Удмуртии
Ижевске, рассказывают, что большинство "слуг народа", проходя мимо
протестующих, лишь ехидно улыбались им в лицо.
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тайвань: антиядерная партия побеждает на выборах
В результате общенациональных выборов, прошедших в Тайване 1 декабря,
Демократическая Прогрессивная Партия (ДПП), выступающая за отказ от атомной
энергии, увеличила количество своих депутатов в парламенте с 65 до 87. Одним
из основных обещаний ДПП в течение предвыборной кампании было принятие
закона об отказе от атомной энергетики. Проект закона уже готов, он был
обнародован в ноябре и включает в себя вывод из эксплуатации 6 работающих
реакторов в период с 2011 до 2017 гг., - сообщает бюллетень "Анти-атом
пресс".
Два года назад представитель этой же партии впервые стал президентом
Тайваня. Одним из предвыборных лозунгов нынешнего президента было обещание
остановить строительство новой атомной станции Люньмен. Первым указом
президент прекратил строительство этой АЭС, однако оппозиционная партия
консерваторов опротестовала указ, как несоответствующий конституции. Новые
депутаты от ДПП обещают не утверждать бюджет страны на следующий год, пока
расходы на новую АЭС не будут исключены оттуда. Представители Партии зеленых
скептически относятся к этим намерениям, вспоминая о неудачной попытке
президента остановить Люньмен, однако, они все же оказали серьезную
поддержку депутатам от ДПП в предвыборной кампании. Кроме того, некоторые
лидеры зеленых приняли участие в выборах по одномандатным округам и
победили.
Зеленые симпатизируют ДПП, однако понимают, что борьба с атомной энергетикой
не является абсолютным приоритетом для демократов. По мнению зеленых,
поражение президента в борьбе против строительства новой АЭС обусловлено
скорее недостаточной решительностью, нежели законодательными препятствиями.
Многие из нынешних лидеров зеленых покинули ДПП после этого поражения.
Понимая, что антиядерный вопрос является чрезвычайно популярным на Тайване,
зеленые в любом случае примут участие в выборах через 4 года. Их цель
составить парламентское большинство и поставить точку в борьбе против новых
и старых АЭС на острове. Кроме этого, зеленые хотели бы законодательно
закрепить запрет на экспорт ядерных отходов в Россию или какие-то другие
государства.
Дополнительная информация
Антиядерная кампания Социально-экологического Союза, Владимир Сливяк,
Тел./факс: (095) 2784642, 7766546,
E-mail: anc@ecoline.ru,
URL: http://www.ecoline.ru/antinuclear
ЭКОДОМ
Экодом. Теперь в Казахстане
Региональные программы экологического домостроения были разработаны в Алматы
и Атырау (Казахстан) усилиями чиновников госструктур, ученых, бизнесменов и
активистов НПО. Это стало результатом двух семинаров, проведенных
представителями МСоЭС, в конце ноября - начале декабря.
Сейчас уже можно говорить о том, что усилиями МСоЭС не только разработан
приемлемый, как минимум, для российских условий экологический дом,
позволяющий экономить ресурсы и восстанавливать окружающую среду вокруг
себя, но и создана модель внедрения экодома в массовое строительство.
Наиболее успешно эта модель опробована в Новосибирской области, где мэр
города возглавляет Попечительский Совет Программы экологического
домостроения и при поддержке местных властей уже строится первый экопоселок.
Прошедший в Москве Гражданский Форум показал, что есть заинтересованность в
тиражировании этого опыта и в верхних кругах федеральной власти - достигнуты
определенные соглашения с Министерством экономического развития РФ.
В числе задач проведенных семинаров было не только ознакомление с
разработками в области экологического домостроения, не только привлечение
внимания, но в большей степени - начало практической работы в регионах. И а
Атырау, и в Алматы вначале были сформированы инициативные группы, которые
еще задолго до семинара занимались изучением ситуации в регионе в области
строительной политики, существующих тенденций, необходимых изменений для
повышения качества жизни людей с учетом местной специфики. В Атырау такая
группа возникла на основе НПО "Глобус", в Алматы - экоцентра "Тау".
Город Атырау (в советские времена - Гурьев) был выбран как регион активной
разработки крупного нефтяного месторождения Тенгиз, место столкновения
интересов власти, нефтяных корпораций и общественности. Поэтому одна из
задач - на наглядном примере продемонстрировать, что альтернатива
продолжению интенсивной разработки нефтяных месторождений на Каспии есть и
она вполне реальна и выгодна всем сторонам.
В ходе семинара участниками, среди которых были представители всех секторов
общества, были разработаны технические задания на демонстрационные экодома -
модификация базового проекта, разработанного для Новосибирска, с учетом
климатических, экономических и социальных особенностей Казахстана. Эти
техзадания лягут в основу проектных разработок экодомов для Атырауской и
Алматинской областей.
Также были подготовлены региональные Программы экологического домостроения
для этих двух областей Казахстана. Эти программы необходимы для того, чтобы
включить экологическое домостроение в приоритеты местных властей и в
бюджетный процесс. Согласно программам, до конца 2003 года будут разработаны
типовые проекты экодомов, построены демонстрационные дома, будут найдены
заказчики для строительства экодомов и экопоселков, будет постоянно вестись
информационная кампания, а также работа по подготовке кадров для дальнейшего
развития экологического домостроения в Казахстане.
Пожалуй, основным результатом обоих семинаров можно считать то, что были
сформированы рабочие группы, куда вошли именно те люди (активисты НПО,
ученые, бизнесмены, преподаватели вузов, чиновники), которые заинтересованы
и будут заниматься реализацией программ экологического домостроения
непосредственно на месте.
Очень сильная рабочая группа сложилась в Алматы. Хотя столица Казахстана
давно уже перенесена в Астану, и сейчас Алматы уже даже не областной центр,
пока именно в этом городе сосредоточен основной научный потенциал
республики, именно здесь есть немало собственных разработок в области
альтернативных источников энергии, строительства и архитектуры.
В обоих городах прошли встречи с представителями акиматов (областных и
городских администраций), чиновники оценили экономические и социальные
выгоды предлагаемых проектов и выразили свою поддержку.
Как будет развиваться экологическое домостроение в Казахстане - зависит от
членов рабочих групп, от их умения убеждать власти и искать спонсоров и
меценатов. Но уже сейчас есть вполне реальные варианты строительства первых
домов и поселков.
В Атырауской области к переселению из зоны экологического бедствия -
нефтяного месторождения Тенгиз - готовятся два поселка. Компания
ТенгизШеврОйл, "хозяин" Тенгиза, выделяет значительную часть средств для
строительства новых домов для переселенцев.
В Алматы уже практически решен вопрос о выделении земельного участка в
престижном районе для строительства демонстрационного экодома. Этот дом
должен стать центром экотуризма, учебным центром, наглядным пособием по
альтернативным технологиям.
Справка:
Энергоэффективный, экологический малоэтажный дом (экодом) - комплексная,
сбалансированная, автономная система с минимальным энергопотреблением и
активным использованием солнечной энергии, полной утилизацией бытовых
отходов, минимальным соединением с централизованными коммуникациями
(канализация, водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение). Экодом
сочетает современный комфорт и экологически грамотные технологии. Как
правило, экодом строится из местного сырья, и приусадебный участок для
утилизации всех органических отходов и выращивания овощей является
неотъемлемой его частью.
Создание экодома решает самые актуальные задачи нашего времени: обеспечение
людей дешевым, комфортным жильем, построенным и эксплуатируемым на основе
ресурсо- и энергосберегающих технологий с использованием местных материалов,
и экологизации коммунально-бытового сектора.
Дополнительная информация
Игорь Огородников,
Тел.: (3832) 34 46 29,
E-mail: igoro@mail.nsk.ru,
Галина Чернова, НПО "Глобус" (г. Атырау),
Тел.: (3122) 24-15-73, 3-10-29,
E-mail: isaratyrau@aslel.kz
Ирина Балашова, экоцентр "Тау" (г. Алматы),
Тел.: (3272) 42-53-90,
E-mail: ecotay@astelmail.kz
ЛЕСНАЯ СТРАНИЦА
ЮНЕСКО останется без наследства
Российская лесозаготовительная компания "Полариа" вырубает малонарушенные
леса в массивах Теннийоки и близ горы Рохмойва - ценных природных и
исторических объектах, предложенных ранее к включению в "Зеленый пояс
Фенноскандии" природно-культурного наследия ЮНЕСКО. Эта информация была
получена от Кольского центра охраны дикой природы (Мурманская область).
"Нам стало известно, что заготавливаемая в этих лесах древесина
предназначена для экспорта в Финляндию, а партнером "Поларии" в Финляндии
является компания Fromlog Ky (Кеми, Финляндия)", - заявил директор Кольского
центра охраны дикой природы Константин Кобяков.
Массивы малонарушенных лесов Теннийоки и близ горы Рохмойва непосредственно
прилегают к российско-финской границе с российской стороны в районе
контрольно-пропускного пункта Салла-Келлоселькя. До последних лет строгость
пограничного режима не давала лесозаготовителям использовать эти леса как
источник древесины. Понимая высокую природоохранную ценность массивов,
администрация Кандалакшского района еще в 1993 г. предложила создать здесь
памятник природы. На встрече российских и финских правительственных
экологических ведомств, которая состоялась в декабре 1996 г. в Рованиеми,
массивы Теннийоки и Рохмойва были предложены к созданию охраняемых
территорий в рамках "Зеленого пояса Фенноскандии" - международной системы
резерватов.
Массивы Теннийоки и Рохмойва были включены природоохранными организациями в
список выделенных ценных малонарушенных естественных лесов. Целый ряд
компаний, включая такие известные как Stora-Enso, UPM-Kymmene Oy,
Metsaliitto, в соответствии со своей экологической политикой не покупают
древесину из данных лесов, до того, как их судьба будет решена с участием
всех заинтересованных сторон.
К сожалению, возможность создания здесь природных резерватов может быть
утеряна в ближайшее время в связи с быстрой вырубкой данных массивов.
"Недавно проведенный нами анализ космических снимков показал, что массив
Теннийоки в течение последних десяти лет был сильно нарушен сплошными
вырубками. Проводимые "Полариа" рубки - еще один шаг к полному уничтожению
этого ценного объекта", - считает Константин Кобяков.
22 ноября в Мурманске прошел круглый стол "Выполнение экологических
требований при заготовке древесины как фактор обеспечения устойчивости
лесной промышленности в Мурманской области", в котором приняли участие с
одной стороны представители российских НПО: Центр охраны дикой природы
(Москва), Гринпис-Россия, Кольский центр охраны дикой природы - и, с другой
стороны, руководители ряда мурманских лесопромышленных компаний.
На круглом столе в Мурманске руководители некоторых лесозаготовительных
компаний, работающих на территории Старая Салла и Петсамo,
продемонстрировали готовность к диалогу с НПО и сделали ряд заявлений о
своей природоохранной политике в отношении ценных малонарушенных лесов.
"Мы не имеем аренды в лесах, включенных в списки НПО, не ведем и не
собираемся вести там заготовки", - заявил владелец компании Севермурманлес
Илья Петреску.
"НПО - общественные организации, а мы - тоже часть общества. Независимо от
нашего желания "хочу - не хочу" мы обязаны прислушаться к их мнению", -
сказал владелец компании "Огни Кайрал" Александр Глебов. Он заявил о своем
решении не заготавливать древесину в ценных малонарушенных лесах до принятия
решения о придании им статуса охраняемых природных территорий".
"Зеленые нужны как общественные пожарные. Для нас это необходимое зло. Они
хотят повлиять на нашу деятельность, и у них есть средства для этого," - так
выразился директор компании "Природа", старейшина лесного комплекса
Мурманской области Александр Дворянкин.
"Мы приглашали владельца "Полариа" Михаила Назарова принять участие в
круглом столе. В телефонном разговоре он подтвердил свое желание встретиться
и обсудить сложившуюся ситуацию. К сожалению, Михаил Назаров не приехал в
Мурманск и не нашел нужным больше связываться с нами. Складывается
впечатление, что разговоры о встрече были нужны только, чтобы на время
ослабить внимание НПО. Странное совпадение, что именно в те же самые дни,
когда в Мурманске НПО проводили упомянутый круглый стол с
лесозаготовителями, Fromlog Ky сделало попытку заключить контракт на
поставку древесины из малонарушенных лесов с одной из крупнейших финских
лесопромышленных компаний", - сообщил эксперт Кольского центра охраны дикой
природы Денис Смирнов: "Мы высылали также два запроса владельцу Fromlog Ky
Калеви Линна, но не получили от него никакого ответа".
По информации, полученной сотрудниками Кольского центра охраны дикой природы
в администрации Кандалакшского района (на территории которого расположены
рассматриваемые леса), "Полариа" ведет рубки без уплаты лесных податей на
основании договора с администрацией района. Согласно данному договору,
Администрация предоставила Михаилу Назарову право бесплатно заготовить 150
тыс. кубов древесины в течение 5 лет в оплату за построенный и переданный
администрации дом. В настоящее время законность этой сделки представляется
сомнительной для правоохранительных органов.
Тем не менее, уже заготовлено около 80-90 тыс. м3. Так как сроки упомянутого
сделки истекают в декабре 2001 г. и он не будет продлен, весьма вероятно,
что "Полариа" постарается вырубить и реализовать за рубеж максимально
возможное количество "бесплатной" древесины еще в этом году.
"Тот факт, что именно "Полариа" взяла разрешение на лесозаготовку в ценных
малонарушенных лесах, говорит о том, что целью руководства компании является
быстрое получение прибыли и у них нет долгосрочной политики. Другие
компании, дорожащие своим деловым имиджем, не пошли бы на такой шаг", -
считает координатор Лесной программы Центра охраны дикой природы (Москва)
Михаил Карпачевский.
Дополнительная информация
Центр охраны дикой природы,
тел. (095) 124-50-11, 124-71-78,
Любовь Якубовская, пресс-секретарь
КРАСНАЯ КНИГА
Серым китам нужен свой заказник
Необходимо активизировать работы по созданию морского заказника в районе
нагула китов на шельфе северо-восточного Сахалина - таков вывод заседания
научно-консультативного Совета по морским млекопитающим межведомственной
ихтиологической комиссии, прошедшего в Москве в конце ноября. На заседании
рассматривались вопросы жизнедеятельности серых китов на севере Сахалина и
оценки воздействия проведенных сейсморабот на охотско-корейскую популяцию
серых китов.
Заказник должен иметь границы, полностью включающие район летнего нагула
китов. В нем необходимо ввести режим охраны, не допускающий строительства
любых сооружений (пирсов, платформ, трубопроводов) в акватории заказника, а
также проведения любых сейсморазведочных, буровых, строительных работ,
сброса отходов, судоходства, полетов вертолетов и любого повреждения донного
грунта в период пребывания китов на нагуле.
Эту меру можно назвать нужной, но катастрофически запаздывающей. Дело в том,
что одной из основных угроз для охотско-корейской популяции серых китов
являются начавшаяся в 1997 году сейсмическая разведка и работы, связанные с
добычей нефти и газа на Сахалинском шельфе. Но именно здесь находится
единственное известное в мире летнее нагульное пастбище западных серых
китов. Оно протянулось узкой полосой длиной в 60 км вдоль северо-восточного
побережья Сахалина, и в этой же акватории расположены два крупных шельфовых
месторождения нефти и газа - Одопту и Пильтун-Астохское. Напомним, что в
1999 году было обнаружено 10 истощенных китов, по итогам 2000 г. - уже 27. В
этом году в акватории, прилегающей к лагуне Пильтун, зафиксировано 68 серых
китов, из них 12 уже классифицированы как истощенные. Это означает, что киты
хронически недоедают, что может сказаться на рождении и сохранении потомства
и выживании всей популяции, поскольку большая часть истощенных животных -
это самки с детенышами. Ознакомившись с материалами, предоставленными
"Экологической Вахтой Сахалиная" и отделения Всемирного фонда дикой природы
в России, участники комиссии выразили тревогу по поводу дальнейшей судьбы
серых китов.
Однако только создание особо охраняемой территории в акватории Охотского
моря не может в полной мере устранить шумовое воздействие на китов, так как
многие из них реагируют на звуки и шумы на расстоянии 30, 50 и даже 100 км.
В аналитическом обзоре, направленном в ЕБРР группой неправительственных
организаций, говорится о научных данных по влиянию нефтяных проектов на
китов.
Научное исследование охотской популяции серых китов показывает, что работы
по проекту "Сахалин-II" могли иметь негативное воздействие на этих животных.
Платформа "Моликпак", ведущая основные работы по добыче нефти, находится
всего в 20 км от основных мест нагула серых китов, и расширение района работ
к северу может оказать еще большее воздействие на состояние популяции.
Ведущие ученые, в том числе д-р Роберт Броунелл, кандидат биологических наук
Александр Бурдин, доктор Дэйв Веллер и Григорий Цидулко пишут: "Особую
опасность представляют возможные разливы нефти как для самих китов, так и
для бентосных сообществ, составляющих основу питания серых китов, и шумовое
загрязнение среды обитания в результате сейсмической разведки, бурения,
других промышленных и сопутствующих шумов, производимых судами обеспечения
и вертолетами, работающими в районе нефтеразработок по проектам Сахалин-1 и
Сахалин-2. "
Другой ведущий российский ученый из Всероссийского научно-исследовательского
института рыбного хозяйства и океанографии, доктор биологических наук
Валерий Владимиров пишет: "интенсивное строительство, бурение, добыча нефти
и транспортная деятельность могут напрямую воздействовать на серых китов
охотско-корейской популяции, а также представлять угрозу их единственному в
Охотском море богатому пищей нагульному участку."
В 1999 и 2000 годах, например, после начала работ на платформе "Моликпак"
ученые зарегистрировали, что киты сместились к северу от обычных мест
нагула, прочь от платформы. Кроме того, в 1999-2001 годах отмечалось
большое число "истощенных" китов, этот факт вызвал большую озабоченность о
будущей жизнеспособности этой популяции серых китов. В продолжение М.Е.
Виноградов пишет: "Без разработки специальных мероприятий по охране китов
дальнейшая реализация проекта "Сахалин-II" может привести к гибели этой
уникальной популяции."
Природоохранные группы указывают, что продолжающийся сброс буровых отходов
может повлиять на донные сообщества, являющиеся ключевыми для питания
охотских серых китов. Они также указывают на то, что в заключении
государственной экологической экспертизы проекта "Сахалин-II"
государственные эксперты рекомендовали создание для охраны серых китов
специального заказника. Тем не менее, ни Российское Правительство, ни
компания "Сахалин Энерджи" не предприняли еще никаких шагов для выполнения
этой важной рекомендации.
КРАСНАЯ КНИГА
Сахалин Энерджи не выполняет обещаний
10 декабря российские и международные экологические организации направили
Президенту ЕБРР Жану Лемьеру письмо и аналитический обзор в связи с планами
по развитию второй стадии проекта "Сахалин-II" компании "Сахалин Энерджи".
Мы выражаем серьезную озабоченность возможной поддержкой со стороны Вашей
организации второй стадии проекта "Сахалин-II" по добыче нефти на шельфе
острова Сахалин. Охотское море является одним из самых биологически
продуктивных морей в мире. Добыча богатых запасов краба, креветки, минтая и
других биоресурсов Охотского моря давно является одной из базовых отраслей
Дальнего Востока России. В Охотском море вылавливается до 70 процентов
морепродуктов, добываемых в России, и экономика Российского Дальнего Востока
уже давно сориентирована на эксплуатацию богатых рыбных ресурсов. Прибрежные
воды Охотского моря продолжают привлекать на нерест естественные популяции
тихоокеанских лососей, которые в других частях Северной Пацифики сильно
сократили свою численность. Участки шельфа северо-восточного Сахалина
являются местом обитания охотско-корейской популяции серых китов,
находящихся под угрозой исчезновения. В то же время добыча нефти на шельфе
северо-восточного Сахалина значительно увеличивает риск серьезного ухудшения
экологических условий Охотского моря и его побережья.
Многие из наших организаций приняли участие в судьбе ранних стадий проекта
"Сахалин-II" и продолжают внимательно следить за его ходом. Мы считаем,
что ряд экологических, социальных и экономических обязательств, взятых
проектом "Сахалин-II" совместно с банками многостороннего развития и
агентствами по экспортным кредитам, профинансировавшим первую стадию
проекта, так и не были выполнены. В связи с осуществлением проекта
"Сахалин-II" возникли следующие экологические, социальные и экономические
проблемы:
* Сокращение численности популяций рыб, в том числе резкое сокращение
численности стад наваги и сельди, являющихся главными объектами питания
коренных народов - нивхов, и невыполнение обязательств по своевременному и
полному обеспечению государственных органов и общественности информацией по
экологическому мониторингу.
* Неадекватный доступ общественности к экологической информации и отсутствие
прозрачности экологического мониторинга, несмотря на данные компанией
"Сахалин Энерджи" - оператором проекта, обязательства проводить регулярные
консультации с общественностью.
* Неприемлемый риск от сбросов буровых отходов и невыполнение обязательств
по обеспечению высочайшего уровня защиты окружающей среды, по использованию
наилучших доступных технологий и оптимальных методов для предотвращения или
минимизации экологического ущерба;
* В "План ликвидации аварийных разливов нефти" были внесены совершенно
неадекватные изменения, также как неадекватны были попытки предотвратить
начальные утечки нефти, несмотря на то, что компания бесплатно получила
отчеты и рекомендации по этому вопросу от международных экспертов, и
несмотря на данное обещание, что План будет постоянно обновляющимся
документом, регулярно пересматривающимся и совершенствующимся;
* Несмотря на обязательство, что федеральное правительство, регион и его
население получат значительные выгоды от промышленного освоения шельфа, и
что эти выгоды будут постоянными и длительными, реальный вклад проекта в
региональную и национальную экономику оказался неадекватным обещаниям.
* Соглашение о разделе продукции не соответствует российскому
экологическому и ресурсному законодательству;
* Нарушение российских законов и международных конвенций по охране
корейско-охотской популяции серых китов, находящейся под угрозой
исчезновения.
Для ознакомления мы прилагаем дополнительную информацию, которая более
подробно освещает данные проблемы. В настоящем обзоре приводятся некоторые
факты, доказывающие невыполнение спонсором проекта - компанией "Сахалин
Энерджи", своих обязательств по корпоративной экологической и социальной
ответственности. Исходя из приведенных здесь фактов, мы считаем, что пока
все обозначенные проблемы не будут разрешены, ваша организация ни в какой
форме не должна поддерживать следующую стадию проекта.
Обращаемся к Вашей организации с просьбой воздержаться от поддержки любого
расширения работ по проекту "Сахалин-II" до тех пор, пока:
* Компания "Сахалин Энерджи" не сможет гарантировать сохранение в здоровом
состоянии рыбных ресурсов данного сектора Охотского моря, в том числе
восстановление существовавшего ранее уровня численности сельди и наваги при
условии адекватного и регулярного предоставления мониторинговых данных
государственным органам и общественности;
* Компания "Сахалин Энерджи" не будет активно предоставлять общественности
всю необходимую информацию по проекту "Сахалин-II" - включая Соглашение о
разделе продукции, Декларацию промышленной безопасности, ежегодные отчеты
по экологическому аудиту, все отчеты по мониторингу за рыбными ресурсами,
экологическому мониторингу, наблюдениям за популяцией серых китов;
* Компания "Сахалин Энерджи" не обеспечит 100-процентную закачку в подземные
пласты отходов бурения, выполняя тем самым экологически наилучший вариант
"нулевого сброса отходов", который применяется широко в мире;
* Компания "Сахалин Энерджи" не обеспечит на Сахалине такой уровень работ по
предотвращению нефтяных разливов и реагированию на них, который был бы
эквивалентен или лучше того, что в настоящее время применяется на Аляске и в
Северном море;
* Соглашение о разделе продукции не будет переписано таким образом, чтобы
гарантировать приоритет природоохранного законодательства над СРП, пока не
будет обеспечена прозрачность финансовых документов и их открытость для
общественности и гарантировано положение о том, что Российская Федерация и
население острова Сахалин получит от проекта существенные выгоды;
* Компания "Сахалин Энерджи" не сможет гарантировать выживание и
жизнеспособность признанной на международном уровне и находящейся в
критическом состоянии охотско-корейской популяции серых китов.
Полностью ознакомиться с аналитическим обзором можно по адресу:
http://www.seu.ru/cci/campaign/whale/documents/pismolem.htm
КРАСНАЯ КНИГА
Сахалин-II и серые киты
В аналитическом обзоре, отосланном президенту ЕБРР, отдельно рассматривается
угроза, которую представляет расширение проекта "Сахалин-II" для серых
китов. В нем, в частности, говорится:
В 1997 году компания "Сахалин Энерджи", как часть своих обязательств перед
кредиторами, обещала разработать План охраны серых китов. Однако в
настоящее время, в конце 2001 года, "Сахалин Энерджи" лишь только
составляет проект этого документа. Такая задержка вызывает озабоченность со
стороны природоохранных организаций и подозрение, что компания "Сахалин
Энерджи" разрабатывает данный план только для того, чтобы удовлетворить
требования кредиторов, так как готовится запросить финансирование для
расширения работ по проекту "Сахалин-II". К тому же, План охраны серых китов
относится только к Первому этапу проекта и не обсуждает расширенное влияние
на серых китов, которое возникнет с осуществлением Второго этапа проекта
"Сахалин-II".
Ни компания "Сахалин Энерджи", ни кредиторы проекта, не учитывают
кумулятивного (общего - Редакция) воздействия от полного развития проекта
"Сахалин-II" и кумулятивное воздействие от всех шельфовых проектов
"Сахалин-I" и "Сахалин-II", которые сегодня активно развиваются, а также от
других планируемых шельфовых проектов. Ученые озабочены, что кумулятивное
воздействие от Сахалинских проектов будет мешать или не позволит истощенным
серым китам нормально питаться, чтобы успешно мигрировать на зимовку для
рождения потомства. Отсутствие способности воспроизводства и истощение сил
из-за воздействия разработок нефтяных залежей у побережья Сахалина угрожает
самому выживанию популяции серых китов.
Дальнейшее расширение работ по проекту "Сахалин-II", которое включает в
себя планы по освоению полезных ископаемых к северу от ныне действующей
платформы "Моликпак", скорее всего, приведет компанию "Сахалин Энерджи" к
еще более прямому столкновению с интересами серых китов. Расширение работ по
проекту "Сахалин-II" на север может поставить под угрозу само существование
охотско-корейской популяции серых китов, которая и так находится в
критическом состоянии на грани исчезновения.
Наши организации считают, что спонсоры и финансовые институты,
поддерживающие проект "Сахалин-II", не выполнили свои обязательства по
соблюдению российского законодательства и международных конвенций по охране
исчезающей корейско-охотской популяции серого кита. Мы глубоко убеждены в
том, что строительство дополнительных платформ, трубопроводов и развитие
инфраструктуры на северо-восточном побережье Сахалина будет нарушением этих
законов и конвенций, и что оно может явиться "последней соломинкой", которая
приведет к вымиранию популяции серых китов, находящейся уже в критическом
состоянии. Таким образом, мы считаем, что дальнейшее расширение работ по
проекту "Сахалин-II" должно быть приостановлено до тех пор, пока компания
"Сахалин Энерджи" не сможет гарантировать выживание и жизнеспособность этой
признанной на международном уровне популяции серых китов.
|
|
|
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|