Экосводка
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

N 9 (362) 11.03.2005 Еженедельные экологические новости
пресс-служба
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза В этом выпуске:
КТК:
Расширение КТК повышает опасность экологических катастроф в Черноморском регионе
ООПТ:
Экологи направили властям Иркутской области рекомендации по решению проблем ООПТ
ГОРОД И ЭКОЛОГИЯ:
Петрозаводск: автомобильные выбросы - основная причина ухудшения экологической обстановки в городе
ПРАВОЗАЩИТА:
В Перми впервые состоялся суд о возмещении морального вреда, связанного с экологическими нарушениями
ПРОЕКТ:
Нижний Новгород борется "За правду на заправках"
"ПЕРВОЦВЕТ":
"Первоцвет" в Киеве: дружинники изъяли десятки тысяч незаконно собранных подснежников
ООПТ:
В Чукотском АО намерены развивать сеть охраняемых природных территорий
БИОБЕЗОПАСНОСТЬ:
Европейская Комиссия ведет двойную игру по отношению к ГМО
Другие выпуски:
2005
36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2004
19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2003
46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2002
45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2001
47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2000
45 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1999
44 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1998
79, 80, 81

Экосводка

ЭКОСВОДКА выпускается Пресс-службой Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вести СоЭС

АНТИАТОМ.РУ - информационно-аналитическое агентство

Гражданка

КТК
Расширение КТК повышает опасность экологических катастроф в Черноморском регионе
   Каспийский трубопроводный консорциум решил в два с половиной раза увеличить транспортировку нефти через Черное море. Общественность южных регионов России очень обеспокоена этим обстоятельством.
   В начале марта 2005 года в Астане (Казахстан) прошли переговоры между акционерами Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) по вопросам расширения мощности транспортной системы КТК. По этой системе происходит транспортировка нефти, добываемой, главным образом, на прикаспийских месторождениях Казахстана, к морскому терминалу в Южной Озереевке (Новороссийск).
   По сообщениям средств массовой информации "в ходе переговоров стороны достигли окончательного взаимопонимания по решению вопроса расширения КТК". Однако между акционерами КТК остались серьезные разногласия технического и экономического характера. Прежде всего, они касаются тарифа за прокачку нефти. Россия и Казахстан настаивают на его серьезном увеличении (до $38 за тонну). Во время встречи было достигнуто компромиссное соглашение относительно повышения тарифа с $27.19 до $29.5 за тонну. Однако это не решает проблемы низкой рентабельности КТК, вследствие чего Россия практически не имеет выгод от прохождения транспортной системы КТК по ее территории.
   Тем не менее, через месяц, в начале апреля 2005г., планируется подписание "Меморандума о взаимопонимании о принципах расширения КТК". А в третьем квартале текущего года ожидается подписание окончательного договора между акционерами относительно строительства 2-й очереди КТК. Очень скоро в окрестностях Новороссийска и по всей трассе КТК могут возобновиться активные строительные работы.
   Нынешняя мощность системы КТК составляет 28 млн тонн нефти в год, намечаемое расширение предполагает ее доведение до 67 млн тонн в год. Таким образом, к огромным объемам нефти, переваливаемым через Черное море в настоящее время, добавится еще 40 млн тонн в год. Для этого намечается строительство десяти дополнительных нефтеперевалочных станций по трассе трубопровода, новых резервуаров на нефтехранилище возле поселка Глебовка (Новороссийск) и третьего выносного причального устройства на морском терминале в поселке Южная Озерейка.
   К сожалению, все дискуссии относительно расширения КТК происходят исключительно в экономической сфере при отсутствии должного внимания к экологическим и социальным аспектам реализации этого проекта. Полностью игнорируется такой фактор, как мнение местного населения – прежде всего Новороссийска, где размещаются наиболее опасные объекты КТК - морской терминал и нефтехранилище, и Анапы – города- курорта, затрагиваемых этим проектом, по поводу экологических угроз, которые он несет.
   В Новороссийске строительство объектов КТК создало постоянную угрозу экологической катастрофы. Морской терминал и нефтехранилище были размещены в зоне очень высоких рисков природных катастроф. Здесь существует высокая опасность разрушительных землетрясений и сброса смерчей. Дальнейшее наращивание мощности КТК еще больше увеличивает эти угрозы.
   Сооружения КТК были размещены в зоне уникальных можжевеловых редколесий полуострова Абрау. Сохранение этих средиземноморских экосистем имеет мировое значение. Из-за строительства КТК значительные площади можжевеловых лесов были уничтожены, а планировавшееся создание на полуострове Абрау государственного заповедника "Утриш" так и не состоялось. В зоне воздействия КТК расположены одни из самых чистых и наиболее ценных в биологическом и рыбохозяйственном отношении морских акваторий Черного моря - Анапская банка и прибрежная акватория между Южной Озерейкой и Анапой. Эти акватории уже страдают от загрязнений в результате деятельности морского терминала КТК. При расширении КТК негативное воздействие на них усилится, даже если не случится крупных аварий.
   Жители Новороссийска и Анапы, живущие в результате деятельности КТК в зоне высокого экологического риска, не получили от КТК реальной компенсации за то, что они живут под дамокловым мечом экологической катастрофы. Большинство жителей этих городов были против реализации этого проекта, однако, с мнением населения ни КТК, ни власти не стали считаться.
   Черное море признано самым опасным морским регионом мира в отношении загрязнения. Это определяется такими факторами, как нынешний чрезвычайно высокий уровень загрязненности моря, замкнутый характер его акватории с низкими возможностями самоочищения, огромные объемы транспортируемой нефти и отсутствие механизмов, позволяющих эффективно бороться с нефтяными авариями. Почему-то этот фактор совершенно не учитывается.
   В случае крупной катастрофы танкера в замкнутой акватории Черного моря экологический и экономический ущерб будет чрезвычайно высоким. В той или иной степени от нее пострадают все черноморские страны. И пока этого не случилось, черноморским государствам пора взять на вооружение тезис о необходимости сокращения, а не наращивания объемов транспортируемой через Черное море нефти. Расширение КТК противоречит не только интересам населения черноморского побережья, оно противоречит подлинно государственным интересам всех черноморских стран, в том числе и России, так как возможные экологические и экономические ущербы от расширения КТК намного превышают получаемые от этого выгоды.
   В свете экономических факторов необходимо сказать о несовместимости полномасштабного развития нефтеперевалки и курортной отрасли в черноморском регионе. Черное море – сплошная курортная зона, и развитие курортов и туризма здесь гораздо более экономически эффективно в долговременной перспективе. Именно оно дает возможности для устойчивого развития и социальной стабильности в прибрежной зоне Черного моря.
   Конструктивное решение этой проблемы очевидно - в целях защиты своих государственных интересов черноморским странам необходимо добиваться, чтобы транспортировка нефти осуществлялась в обход Черного моря по сухопутным маршрутам. Именно на создание таких маршрутов необходимо направлять инвестиции, а не на строительство 2-й очереди КТК и нефтепроводов в обход Босфора. Чтобы это было экономически рентабельно всем черноморским странам необходимо предоставить режим наибольшего благоприятствования для проектов, направленных на развитие таких маршрутов в альтернативу развитию морской транспортировки. Спасение Черного моря того стоит.

   Дополнительная информация:
Андрей Рудомаха, Экологическая Вахта по Северному Кавказу
e-mail: ies@rambler.ru

ООПТ
Экологи направили властям Иркутской области рекомендации по решению проблем ООПТ
   Региональная общественная организация "Байкальская Экологическая Волна" и некоммерческая организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Иркутской области" провели в Иркутске круглый стол по проблемам особо охраняемых территорий Иркутской области, на котором обсуждалась суть проблем и пути их решения.
   Участники круглого стола рекомендовали администрации и Законодательному собранию Иркутской области ускорить подготовку закона "Об особо охраняемых природных территориях Иркутской области". Также сформировать рабочую группу аудиторов, которые должны выступить с альтернативными предложениями к основным положениям проекта закона с учетом замечаний, представленных к последнему варианту закона в феврале 2004 года, а также изменений в федеральном законодательстве в отношении ООПТ в 2004 году. До рассмотрения этого закона в Законодательном собрании Иркутской области провести широкое обсуждение его со специалистами и общественными организациями.
   По мнению участников круглого стола, для решения проблем особо охраняемых природных территорий, необходимо разработать механизм сохранения и расширения ООПТ в Иркутской области, рассмотреть вопрос создания общественного наблюдательного совета по разработке программы развития сети ООПТ и оптимизации функционирования существующих ООПТ Иркутской области из ученых Иркутских университетов и академий, и общественных экологических организаций г. Иркутска. Также возможно создание специализированного подразделения по проведению научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ для научно обоснованной организации и эффективного управления ООПТ Иркутской области.
   Кроме того, экологи направили в администрацию области предложение о срочном решении проблемы организации охранной зоны Байкало-Ленского заповедника. Решение о создании данной охранной зоны в Качугском, Казачинско-Ленском и в Ольхонском районах не требует дополнительного финансирования и особых изменений в природопользовании на прилегающих к заповеднику территориях.

   Дополнительная информация
Байкальская экологическая волна, Иркутск
e-mail: yana@baikalwave.eu.org Яна Огаркова;
e-mail: olga@baikalwave.eu.org Ольга Бельская;
http://www.baikalwave.eu.org

ГОРОД И ЭКОЛОГИЯ
Петрозаводск: автомобильные выбросы - основная причина ухудшения экологической обстановки в городе
   В здании Законодательного собрания Республики Карелия в Петрозаводске состоялась пресс-конференция в связи с завершением проекта первого этапа проекта Ассоциации зеленых Карелии "Транспорт и местная экологическая политика на примере города Петрозаводска".
   Ученые Карелии провели комплексное исследование загрязнения атмосферного воздуха Петрозаводска. Это исследование было произведено на средства Шведского Секретариата неправительственных организаций по кислотным дождям. Вместе с карельскими экологическими общественными организациями в нем приняли участие специалисты республиканского гидрометцентра и Российской академии наук.
   По словам координатора Ассоциации зеленых Карелии Дмитрия Рыбакова, одного из руководителей проекта, негативное воздействие автомобильного транспорта на атмосферу Петрозаводска стало главной причиной включения столицы Карелии в список самых экологически грязных городов страны, составленный в прошлом году по результатам исследований Главной геофизической обсерваторией им. А.И.Воейкова.
   Исследования установили, что основной причиной загрязнения воздуха в столице Карелии стал автомобильный транспорт. За последние 10 лет доля автомобильного транспорта в сумме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Петрозаводска выросла в 2,3 раза и достигла 72,1 процента. 11 тонн свинца, более 14 тысяч тонн угарного газа и 800 тонн оксида азота ежегодно выбрасывает в воздух столицы Карелии автомобильный транспорт.
   Ведущий научный сотрудник Института прикладных математических исследований, кандидата технических наук Георгий Борисов рассказал, что автомобиль воздействует на окружающую среду множеством факторов. В частности, наблюдается такой эффект: чем быстрее едут автомобили, тем быстрее изнашивается полотно дороги, после чего соответственно замедляется скорость автомобильного потока, а при уменьшении скорости движения возрастает уровень выхлопа вредных веществ.
   Как отметил заместитель директора Карельского республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, кандидат химических наук Владимир Феоктистов, сильная загрязненность воздуха в городской черте Петрозаводска в первую очередь обусловлена особенностями ландшафта. К тому же, сейчас постоянный мониторинг состояния загрязнения атмосферы ведется лишь в одной стационарной точке - пункте наблюдения на пересечении улицы Ленинградской и Октябрьского проспекта, что, конечно, не может давать абсолютных показателей.
   Отдельная глава исследования посвящена воздействию транспорта на животных. Как заявил председатель Карельского общества защиты животных Максим Оленичев, ежегодно под колесами автомобилей гибнут сотни позвоночных и миллионы беспозвоночных животных и экосистеме наносится громадный ущерб.
   Разработчики исследования сделали несколько предложений властям города и республики по мерам к улучшению экологической ситуации в Петрозаводске, заявив, что работы по проекту будет продолжены.
   Подводя итоги проекта, Д.Рыбаков высказался за полный запрет продажи этилированного бензина на территории Карелии и за введение в республике жесткого контроля за выбросами автотранспорта. Кроме того, экологи предложили администрации Петрозаводска активно развивать городскую сеть велодорожек, что позволило бы многим жителям Петрозаводска воспользоваться менее вредным видом транспорта.

   Дополнительная информация:
Ассоциация Зеленых Карелии, Петрозаводск
Дмитрий Рыбаков
greens@karelia.ru

ПРАВОЗАЩИТА 
В Перми впервые состоялся суд о возмещении морального вреда, связанного с экологическими нарушениями
   В начале марта в Ленинском районном суде г. Перми состоялось первое в истории города судебное заседание по искам жителей Перми В.В.Оглоблиной и Л.С.Поповой на возмещение морального вреда в связи с противозаконной ликвидацией (утилизацией) межконтинентальных баллистических твёрдотопливных ракет.
   Заявители решили отстаивать свои интересы в суде в связи с незаконным ввозом снятых с боевого дежурства России межконтинентальных баллистических твёрдотопливных ракет и сжиганием их в черте миллионного города с полным выбросом особо токсичных газов в атмосферу г. Перми.
   В течение 2 лет борьбы экологической общественности Перми против ввоза и сжигания ракет в черте города собрано достаточно большое количество доказательств, позволяющих привлечь ответчиков по всем экологическим нарушениям законодательства.
   По Оглоблиной 1-е судебное заседание прошло 12 января, и вчерашнее было вторым по счету. На первом заседании Валентина Викторовна решила пересмотреть сумму морального ущерба и увеличить его до 1 млн рублей.
   В процессе участвуют 7 основных ответчиков: Федеральное Космическое Агентство (ФКА), министерство природных ресурсов (МПР), администрация Пермской области, пермские заводы-участники программы утилизации ракет: основной отравитель - "НИИ полимерных материалов" (НИИПМ"), находящийся на территории завода Кирова, сам завод Кирова, примыкающие НПО "Искра", "Машиностроитель", а также федеральные, областные и городские финансовые органы. Наличие большого списка ответчиков существенно усложняет дело с точки зрения ознакомления их с доводами со стороны истца, так как истец обязан проинформировать каждого из фигурантов процесса, а количество материалов дела, накопленных истцом, уже исчисляется килограммами.
   Поскольку на предварительных заседаниях каждая из сторон лишь "обнажает" свои позиции, дополнительно занимаясь подготовкой и сбором доказательств в свою пользу, то следующее заседание по Оглоблиной состоится 25 марта, Поповой - 13 апреля.
   Адвокат истцов Олег Голубев прокомментировал ситуацию так, что данное дело является уникальным по целому ряду причин. Практически, это первые дела в нашей стране, касающиеся одновременно нарушений Закона "Об охране окружающей среды", и возмещением морального вреда, вызванного в результате этих нарушений. Оригинальность данного дела состоит в том, что будет рассматриваться возможность возмещения морального вреда за действия, которые еще официально не объявлены и сокрыты от населения. И, наконец, суд должен рассмотреть вопрос - законна ли утилизация ракет в черте миллионного города в принципе?
   Предприятие "НИИПМ" отказываются в принципе от термина "утилизация". Также "НИИПМ" и другие ответчики скептически относится к ранее вынесенному решению прокуратурой области о незаконности действий по утилизации ракет. Олег Голубев считает, что здесь они не правы. Более того, представители "НИИПМ" настаивают на привнесении термина "государственная тайна" и, соответственно, заявляют, что данный иск должен рассматриваться в областном суде. Одновременно еще несколько жителей Кировского района, пострадавших от ракетных выбросов, собираются подать судебные иски на моральный ущерб.

   Дополнительная информация:
Пермский экологический союз
e-mail: souzperm@mail.ru;

Союз "За химическую безопасность"
e-mail: lefed@online.ru
http://www.seu.ru/members/ucs/

ПРОЕКТ 
Нижний Новгород борется "За правду на заправках"
   В Нижнем Новгороде подведены итоги проекта "За правду на заправках" за первые два месяца 2005 года. Это общественный проект по осуществлению контроля за деятельность АЗС. В рамках проекта функционирует "горячая линия", организованная в Нижнем Новгороде Экологическим центром "Дронт" для приема обращений граждан и проходят инспекционные проверки контрольных и надзорных органов.
   В первые два месяца 2005 года рабочая комиссия при Координационном совете по содействию в осуществлении контроля за эксплуатацией АЗС на территории Нижнего Новгорода в рамках проекта "За правду на заправках" провела инспекционные рейды. В ходе рейдов проверялось соответствие реализуемого топлива действующим требованиям ГОСТов, контролировались количественные показатели (долив-недолив) топлива и соблюдение правил реализации данной продукции.
   Заправочные станции для проверки были выбраны по многократным жалобам граждан, поступающим на "горячую линию" проекта. Отобранные пробы бензина были отправлены в аккредитованную лабораторию для проведения качественных анализов. Результаты исследований проб бензина показали, что отобранный бензин соответствует государственным стандартам. Исключение составили пробы, отобранные на АЗС N 304 и АЗС на ул. Белинского. На АЗС N 304 вместо бензина АИ-76 продавали топливо, октановое число которого соответствовало 72. На АЗС на ул. Белинского, из-за применения специальной присадки, невозможно исследованиями определить количество свинца, содержащегося в бензине (АИ-76, АИ-95) стандартными методами.
   К объему реализуемого топлива у проверяющих органов не было претензий, за исключением АЗС N 29, где на момент проверки отсутствовал специальный мерный прибор, использующийся для контроля объема реализуемого топлива. По результатам проверок надзорными органами выявлены и другие нарушения правил продажи и законодательства о защите прав потребителей (КоАП 14.4 ч. 2, 14.15, 14.8 ч.1). Так на АЗС N 22 были нарушены правила продажи топлива, на АЗС N 29 товар реализовывался без необходимых сертификатов соответствия, на АЗС на ул. Белинского нарушаются права потребителей на получение информации.
   На АЗС N 254 нарушений правил продажи топлива и несоответствий качества топлива не выявлено. Нарушители привлечены надзорными органами к административной ответственности - на должностных лиц наложены штрафы в размере от 500 до 5000 рублей. Сотрудниками проекта "За правду на заправках" готовится график дальнейших проверок.

   Дополнительная информация:
Экоцентр "Дронт", Нижний Новгород
e-mail: askhat@dront.ru Асхат Каюмов

"ПЕРВОЦВЕТ" 
"Первоцвет" в Киеве: дружинники изъяли десятки тысяч незаконно собранных подснежников
   Из 484 видов растений, занесенных в Красную книгу Украины, около 150 исчезают из-за их сбора человеком. В наибольшей степени от этого страдают весенние цветы (первоцветы), большинство из которых собирается для продажи. На пресечение незаконного сбора и торговли первоцветами направлена операция "Первоцвет", которую ежегодно проводят общественные организации Украины и России.
   7 марта Дружина охраны природы "Зеленое будущее" и Киевский эколого- культурный центр изъяли на железнодорожном вокзале г. Киева у перевозчиков 11 000 экземпляров подснежника складчатого. 8 марта те же организации изъяли у торгующих на станциях метро Киева ок. 60.000 экземпляров подснежников складчатых, цикламенов Кузнецова и шафранов Гейфеля.
  Подснежник складчатый, цикламен Кузнецова и шафран Гейфеля занесены в Красную книгу Украины. Их сбор, какое-либо уничтожение, а, тем более, торговля, строго запрещены. Подснежник складчатый (уязвимый вид, который в ближайшем будущем может быть отнесен к категории "исчезающих", если продолжится сокращение его численности) произрастает только в лиственных лесах Горного Крыма.
   Цикламен Кузнецова (вид, находящийся под угрозой уничтожения) встречается в единственном месте в мире - в Белогорском р-не Крыма. Шафран Гейфеля, также являющийся уязвимым видом, встречается в Карпатах, Закарпатье и в Предкарпатье. Все три вида сокращают численность из-за массового сбора.
   В соответствии с действующим законодательством, сбором 71.000 первоцветов (растений, занесенных в Красную книгу Украины) государству был нанесен ущерб 1.207.000 гривен.

   Дополнительная информация:
Дружина охраны природы (ДОП) "Зеленое Будущее", Киев
e-mail: green_future@univ.kiev.ua;
Киевский эколого-культурный центр: Владимир Борейко,
тел.\факс: (044) 443-52-62,
e-mail: kekz@carrier.kiev.ua;
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): Сергей Шапаренко,
тел. (0572) 52-27-71,
e-mail: pecheneg@ic.kharkov.ua

ООПТ 
В Чукотском АО намерены развивать сеть охраняемых природных территорий
   После письма "Кайра-клуба" (Чукотский АО) о сотрудничестве по восстановлению "Туманского" и других заказников, в Москве и Анадыре состоялись рабочие переговоры и консультации. На консультациях между общественными экологами и уполнмоченными властями выяснилось, что в Анадыре реализовать конкурсную подпрограмму "Инвентаризация региональной экологической сети особо охраняемых природных территорий Чукотского автономного округа" намерен Чукотский филиал СВКНИИ ДВО РАН (ЧФ СВКНИИ).
   4 марта состоялась рабочая встреча с Т. Демченко - руководителем группы инженерного мерзлотоведения и охраны окружающей среды Чукотского филиала СВКНИИ ДВО РАН. Предполагается, что она будет руководителем работ. Официально итоги конкурса будут подведены лишь 29 марта, но пока других предложений по решению данного вопроса на конкурс не поступало.
   На встрече присутствовал также начальник отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО В. Щербаносов.
   По словам Т.Демченко, в качестве партнеров ЧФ СВКНИИ для реализации проекта приглашены группы ученых из Москвы и Владивостока. Согласие названных ученых получено и в настоящее время готовятся соответствующие контракты.
   В техническом задании Правительства Чукотки в качестве первоочередной задачи обозначено создание и восстановление всех ликвидированных в 2002 г. региональных заказников: "Туманский", "Тундровый" и "Омолонский". Конечно, заказники будут восстановлены в видоизмененной форме и не все на старых территориях. Но это вполне совпадает с нашими соображениями.
   Представители Кайра-Клуба продемонстрировали участникам встречи проект реанимации нижнеанадырских ООПТ, который был согласован весной и летом 2004 года с основными специалистами по чукотской орнитофауне, а также был представлен в МБФ, МСоЭС, WWF, ЦОДП. Также ученым была передана карта-схема территорий, предлагаемых для создания новых ООПТ в Нижнеанадырской низменности, а также некоторые образцы документов для их использования при написании обоснований и положений о заказниках.
   Перечень задач в рамках технического задания довольно разнообразен и включает в себя создание каталога чукотских ООПТ, инвентаризацию их с составлением паспортов на каждую ООПТ (включая памятники природы), разработку юридической формы обязательств ООПТ (я понял, что в связи с изменением земельного законодательства это очень сложная задача - режим каждой ООПТ нужно будет согласовать с местными органами власти), разработка охранных обязательств ООПТ, наполнение паспортов ООПТ научной информацией, ну и конечно формирование научных обоснований для создания и восстановления новых или старых заказников. Итоговый отчет Правительству ЧАО необходимо предоставить до 12 декабря 2005 г.

   Дополнительная информация:
Геннадий Смирнов, "Кайра-Клуб", Чукотский АО
e-mail gsmirnov-2003@yandex.ru

БИОБЕЗОПАСНОСТЬ 
Европейская Комиссия ведет двойную игру по отношению к ГМО
  К международной экологической организации "Друзья Земли" попал внутренний документ Европейской Комиссии (ЕК), свидетельствующий о том, что она разделяет опасения относительно безопасности ГМ-продуктов и культур. Ранее экологические организации не раз обращались к Комиссии с требованиями учитывать потенциальные риски ГМО для здоровья человека и окружающей среды при одобрении ГМ-культур для использования на европейском рынке.
   Согласно этому документу, Европейская Комиссия признает, что наука не в силах заранее предсказать все риски, связанные с ГМО, многие из рисков обнаруживаются внезапно. ЕК также выражает обеспокоенность по поводу внедрения генов устойчивости к антибиотикам в связи с побочными эффектами на насекомых. В документе говорится и о том, что страны ЕС должны вправе сами устанавливать собственный уровень защиты.
   Тем не менее, Европейская Комиссия одобрила два ГМ-продукта для использования на европейском рынке и оказывала давление на страны ЕС с тем, чтобы они сняли свой внутренний запрет на распространение ГМ-продуктов и выращивание ГМ- культур. Решения, принимаемые Комиссией, сильно зависит от мнения ее научных комитетов (таких как критикуемый многими Комитет по безопасности продуктов питания). В этом документе Комиссия также обвиняет правительство США в невежестве и в том, что оно сознательно скрывает часть информации по проблеме биобезопасности.
   "Этот документ говорит о том, что Европейская Комиссия сознательно подвергает риску здоровье людей и окружающую среду, - считает Эдриан Бебб, координатор кампании по ГМО "Друзей Земли". – Хотя в кулуарах она признает реальную опасность трансгенных продуктов и культур, она продолжает продвигать на европейский рынок новые ГМ-продукты и пытается помешать странам ЕС вводить запреты на распространение ГМО. Такая политика двойных стандартов чрезвычайно опасна и приведет к потере доверия со стороны жителей европейских стран".

   Дополнительная информация:
Анна Кочинева, Виктория Копейкина
Альянс СНГ "За биобезопасность", Экологический клуб "Эремурус"
e-mail eremurus@mtu-met.ru

************************************************
Другие новости смотрите на информационных лентах Кампаний МСоЭС и ЭкоПорте по адресу www.ecoport.seu.ru
ЭКОСВОДКА выпускается Международным Социально-экологическим Союзом.
Редактор - Алла Капустина
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз и бюллетень "Экосводка" ОБЯЗАТЕЛЬНА

За дополнительной информацией обращайтесь: seupress@seu.ru
Телефон/факс (095) 963-54-20
Архив рассылки: http://www.seu.ru/svodka

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность