Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
N 19 (372) 20.05.2005 |
Еженедельные экологические новости
|
|
|
|
|
|
пресс-служба
Центра Координации и Информации
Социально-экологического Союза
В этом выпуске:
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
Разбираться в уголовном деле комбината "Маяк" прокуратура будет с помощью экологов
ПРАВОЗАЩИТА:
Калининградская область: суд признал законность экореферендума в Светлом
Экологи "засудили" нефтепроводную систему "Восточная Сибирь-Тихий океан"
ООПТ:
Карачаево-Черкесия: общественности не дают провести экологическую экспертизу
АКЦИЯ:
"Зеленые" проведут эстафету в защиту рек и озер
Петрозаводск: активисты чистят от мусора городские леса
Другие выпуски:
2005
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
9,
8,
7,
6,
5,
4,
3,
2,
1,
2004
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
9,
8,
7,
6,
5,
4,
3,
2,
1,
2003
46,
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2002
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2001
47,
46,
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2000
45
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
1999
44
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
1998
79,
80,
81
ЭКОСВОДКА выпускается Пресс-службой Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА
|
|
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Разбираться в уголовном деле комбината "Маяк" прокуратура будет с помощью экологов
Прокуратура решила привлечь экологов в качестве свидетелей по делу о незаконном сбросе комбинатом "Маяк" 60 млн. куб. м.
радиоактивных отходов в 2004 году.
Первой повестку в суд получила Надежда Кутепова из экологической организации "Планета Надежд" в городе Озерск (Челябинская
область), где осуществляет свою деятельность предприятие, перерабатывающее ядерные отходы. Сотрудник местной прокуратуры
сообщил, что в ближайшем будущем повестки в прокуратуру получат и другие экологи, включая сопредседателя группы
"Экозащита!" Владимира Сливяка. Напомним, что 11 апреля прокуратура открыла беспрецедентное уголовное дело по факту
незаконного сброса радиоактивных отходов в окружающую среду с предприятия "Маяк" в Челябинской области.
Сегодня экологи высказали удовлетворение деятельностью прокуратуры и заявили о готовности предоставить всю имеющуюся у них
информацию по "Маяку" в распоряжение следователей.
"Мы готовы сотрудничать с прокуратурой и окажем любую информационную помощь, о которой попросят следователи. Необходимо
заставить "Маяк" прекратить загрязнение окружающей среды и наказать виновных!", - считают Надежда Кутепова и Владимир
Сливяк. "Планета Надежд" и "Экозащита!" уже несколько лет ведут кампанию против незаконных радиоактивных сбросов "Маяка",
обе организации приветствовали открытие уголовного дела прокуратурой.
Законодательство России прямо запрещает сброс радиоактивных отходов в окружающую среду, однако на протяжении более
десятилетия государственные органы почему-то не проявляли никакого интереса к "Маяку", который с 1949 г. не прекращал
сбросов. Только в 2003 г. Госатомнадзор РФ решился на изъятие лицензии "Маяка", однако это закончилось не наказанием
виновника, а увольнением главы этого государственного органа.
11 апреля заместитель Генпрокурора РФ в УрФО Юрий Золотов возбудил уголовное дело по факту радиационного загрязнения
окружающей среды ФГУП ПО "Маяк" (Челябинская область). По данным пресс-службы уральского отдела Генпрокуратуры, на "Маяке"
по персональному поручению Генпрокурора Владимира Устинова были проверены все водохранилища Теченского каскада. Выявлено,
что в реке Теча за последние четыре года постоянно возрастал радиационный фон, который сейчас превышает нормы в несколько
раз.
Предприятие "Маяк" занимается переработкой отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). В результате переработки иностранного ОЯТ
на ПО "Маяк" к сегодняшнему дню накоплено радиоактивных отходов общей радиоактивностью свыше 1 млрд Ки. Однако у
предприятия отсутствует реалистичный план по решению проблемы накопления радиоактивных отходов. В случае, если новая заявка
ПО "Маяк" на ввоз около 60 тонн зарубежного ОЯТ, которая сейчас находится на согласовании федеральных органов, будет
удовлетворена - количество различных радиоактивных отходов, возникших в результате этой деятельности, составит около 6000
тонн. Вследствие систематического сброса в окружающую среду радиоактивных отходов с ПО "Маяк", в Челябинской области
образовалось крайне тяжелое экологическое положение. В связи с возможным весенним паводком сохраняется угроза разлива
радиоактивно зараженной воды вблизи предприятия, что приведет к экологической катастрофе.
Дополнительная информация:
Экологическая группа "Экозащита", Москва
Тел. (095) 7766281, (903)2997584
e-mail: ecodefense@online.ru
http://www.antiatom.ru
ПРАВОЗАЩИТА
Калининградская область: суд признал законность экореферендума в Светлом
16 мая Светловский городской суд принял решение от отказе ЗАО "Балтнафта" в удовлетворении иска, оспаривающего
правомочность решения окружного Совета депутатов о соответствии вопросов, выносимых на первый в Светлом экологический
референдум законодательству.
Напомним, что референдум, организованный жителями Светлого, вынесены вопросы, касающиеся размещения в жилых кварталах
города двух нефтяных терминалов: "Согласны ли вы со строительством терминала по перевалке нефтепродуктов по ул.
Кржижановского, 4 в черте города Светлого?" и "Согласны ли вы с реконструкцией и строительством бункеровочной базы под
бункеровку судов топливом и перевалку нефти на танкеры по ул. Рыбацкой, 1 в черте города Светлого?".
Жители Светлого провели пикет перед зданием суда. Около 20 возмущенных горожан держали в руках транспарант "Наше дело
правое - победим на референдуме"; состав пикетирующих постоянно менялся, всего свой протест выразили не менее 50
светловчан. Опоздавших на суд на полчаса представителей "Балтнафты" участники пикета встретили, скандируя "Руки прочь от
Светлого!" и "Терминалам - не быть!". Пикет продлился до конца заседания суда, более 2 часов.
В ходе судебного заседания представитель ОАО "Балтнафта" (дочерней структуры нефтяной компании "Татнефть") ссылался на
протокол об экономическом сотрудничестве между республикой Татарстан и Калининградской областью и утверждал, что
строительство терминалов соответствует стратегическим интересам Российской Федерации. На вопрос члена инициативной группы
по проведению референдума Анны Бегичевой о том, есть ли в протоколе об экономическом сотрудничестве упоминание о двух
конкретных терминалах в Светлом, вопрос строительтства которых выносится на референдум, представитель компании был вынужден
заявить, что такого упоминания там не содержится.
Согласно закону, референдум будет признан состоявшимся, если в нем примут участие более половины зарегистрированных
избирателей - 11040 человек.
Дополнительная информация:
группа "Экозащита!", Калининград
Александра Королева, сопредседатель
тел. 7 (911) 4663458,
(0112) 757106;
Независимый центр мониторинга,
г. Светлый, Калининградская область
Андрей Ожаровский, эксперт ОБСЕ
по демократическим институтам и правам человека
тел. +7 (911) 4856387.
ПРАВОЗАЩИТА
Экологи "засудили" нефтепроводную систему "Восточная Сибирь-Тихий океан"
Хабаровский районный суд приостановил действие положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта
"Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь-Тихий океан".
Заключение экспертизы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) было
опротестовано общественными организациями и гражданами-жителями г. Хабаровска и четырех муниципальных районов Хабаровского
края, по территории которых должна пройти трасса сооружаемого компанией "Транснефть" нефтепровода. Заявители доказывают,
что ФСЭТАН нарушила требования природоохранительного законодательства РФ и важнейшие принципы экологической экспертизы.
Так как для рассмотрения дела необходимо не только получить ряд документов, но и ознакомиться с ними всем заинтересованным
сторонам, в первую очередь представителям общественности, суд, по ходатайству "Экодали", приостановил действие оспариваемых
решений до вступления в законную силу будущего решения суда. Теперь все работы по сооружению различных объектов
нефтепровода должны быть остановлены.
В скандальном деле Транснефти есть еще один немаловажный нюанс. Совсем недавно выяснилось, что строительство нефтепровода
идет с существенными отступлениями от проекта, получившего положительное заключение экспертизы. В частности, изменился
маршрут трассы вблизи объекта Всемирного природного наследия - оз. Байкал. В этом случае, согласно Федеральному закону "Об
экологической экспертизе", положительное заключение госэкоэкспертизы теряет юридическую силу.
Рассмотрение дела по существу в суде Хабаровского района назначено на 17 июня 2005 г. Разработку правовой позиции по делу
и его юридическое сопровождение осуществляют юристы Дальневосточной межрегиональной экологической общественной организации
"Экодаль".
Дополнительная информация:
Дальневосточная общественная организация "Экодаль", Хабаровский край
(4212) 43-17-51,
ecodal@clinic.kht.ru - Богдан Ирина Борисовна, Председатель Совета
(4212) 54-56-10,
ecodalkms@clinic.kht.ru - Попова Юлия Николаевна, юрисконсульт
http://www.seu.ru/projects/truba
ООПТ
Карачаево-Черкесия: общественности не дают провести экологическую экспертизу
Администрация Черкесска и Карачаево-Черкесский Автодор препятствуют проведению общественной экологической экспертизы
обоснования инвестиций в строительство автодороги Черкесск-Адлер.
Над объектом Всемирного Природного Наследия "Западный Кавказ" нависла серьезная угроза. В настоящее время идет подготовка
проекта новой транскавказской автодороги по маршруту Черкесск-Адлер.
Дорога эта, по замыслу инициаторов этого проекта, должна связать горные курорты Северного Кавказа с Черноморским
побережьем. Заказчиком проекта является Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкессии
(УПРДОР "Карачаево-Черкесск"). Рассматривается девять вариантов трассы этой автодороги. Шесть из них проходят по территории
Кавказского биосферного заповедника. В качестве приоритетного определен шестой вариант, маршрут которого проложен через
заповедные территории - долину реки Дамхурц, озеро Дамхорс (Инпси), озеро Кардывач и долину реки Мзымты. Этот вариант
лоббируют власти Карачаево-Черкессии. Если по этому маршруту будет построена магистральная автодорога, она пройдет по
уникальным природным областям, расположенным в особо охраняемых природных территориях - Кавказскому заповеднику, Сочинскому
национальному парку, Сочинскому государственному заказнику и заказника "Дамхурц".
Власти Адыгеи борются за то, чтобы был выбран вариант трассы через заповедное плато Лагонаки (вариант N 5). Пятый
(Адыгейский) вариант является следующим по приоритетности и конкурирует с шестым (Карачаево-Черкесским) вариантом. Парадокс
ситуации в том, что проектирование магистральной автодороги через Кавказский заповедник и Сочинский национальный парк
вообще противозаконно, однако, именно эти изначально противозаконные варианты не только рассматриваются, но и являются
основными. Краснодарский край в этом соревновании за выбор маршрута занимает самую трезвую позицию и выступает за наиболее
разумный в экономическом отношении вариант, предполагающий коренную реконструкцию существующей автодороги
Майкоп-Туапсе-Сочи. Вариант N 3 наиболее приемлем и с экологической точки зрения, поскольку он не затрагивает Кавказский
заповедник и другие особо охраняемые природные территории.
Пагубность для горной природы строительства автодороги по шестому варианту усугубляется также тем обстоятельством, что он
смыкается с планами крупномасштабного горнолыжного освоения территорий Сочинского национального парка в районе Красной
Поляны. Совмещенный эффект от реализации этих проектов приведет к полному хозяйственному преобразованию огромных по площади
территорий долины Мзымты - крупнейшей черноморской реки России. Сейчас эта долина большей частью является территорией
нетронутой горной природы. Ее хозяйственно-рекреационное освоение приведет к невосполнимым утратам в сфере сохранения
уникального биологического разнообразия Кавказа.
Планы строительства автодороги Черкесск-Адлер вызвали обеспокоенность экологической и научной общественности. Чтобы иметь
возможность оказать квалифицированное влияние на этот проект и компетентно опровергнуть доводы в пользу строительства
автодороги через Кавказский заповедник, Экологическая Вахта по Северному Кавказу при поддержке авторитетных ученых приняла
решение о проведении общественной экологической экспертизы обоснования инвестиций строительства этой дороги. В феврале 2005
года были поданы заявления о проведении общественной экологической экспертизы в органы местного самоуправления двух
административных образований, по территории которых намечено прохождение этой дороги: Администрацию Апшеронского района
Краснодарского края и в Администрацию г.Черкесск – орган местного самоуправления административного образования, с
территории которого будет начинаться автодорога и где расположена и зарегистрирована организация-заказчик ее строительства
- УПРДОР "Карачаево-Черкесск".
5 марта Администрация Апшеронского района Краснодарского края в соответствии с требованиями Федерального Закона "Об
экологической экспертизе" зарегистрировала заявление о проведении общественной экологической экспертизы. После этого
общественная экспертиза обрела необходимые юридические полномочия. Администрация же города Черкесска отказала в регистрации
точно такого же заявления, мотивируя это тем, что "по административным границам города Черкесск проходит всего три
километра автодороги Черкесск-Адлер". Экологическая Вахта по Северному Кавказу опротестовала это основание отказа, так как
оно противоречит требованиям Федерального Закона "Об экологической экспертизе". В соответствии с законом, не имеет никакого
значения, сколько километров проектируемой автодороги будет проходить по территории Черкесска. Однако и на повторное
заявление о проведении общественной экологической экспертизы Администрация г.Черкесск ответила отказом. На этот раз в
качестве мотивации отказа было указано то, что "город Черкесск - орган местного самоуправления не имеет никакого отношения
ни к деятельности Управления федеральных дорог, ни к проектам осуществляемым и планируемым им". Также в качестве мотива
было указано, что "по административным границам города проходит 3 километра автодороги Пятигорск-Домбай".
В это же время шли переговоры с "Управлением федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкессии"
относительно получения материалов на общественную экологическую экспертизу. Сотрудники Управления явно не хотели
предоставлять материалы и искали причину для отказа. От лица Управления был направлен запрос в Федеральное дорожное
агентство (Росавтодор) относительно того, можно ли предоставлять материалы на общественную экспертизу. К чести Росавтодора,
его руководство подошло к этому вопросу с позиций соблюдения закона. В официальном письме Росавтодора было сказано, что
агентство не возражает против предоставления Экологической Вахте по Северному Кавказу материалов Обоснования инвестиций при
строгом соблюдении требований главы IV Федерального Закона "Об экологической экспертизе".
Так как абсолютно все требования этой главы были соблюдены, казалось, что вопрос решен. Однако внезапно весь процесс зашел
в тупик. Начальник УПРДОР "Карачаево-Черкесск" А.Г. Озов отказался признавать правомочность регистрации заявления о
проведении общественной экологической экспертизы Администрацией Апшеронского района и выставил в качестве обязательного
условия предоставления документации на экспертизу, чтобы заявление было зарегистрировано в Администрации г.Черкесск.
Это требование совершенно незаконно. Законом "Об экологической экспертизе", вопрос относительно того, в каком органе
местного самоуправления должна быть зарегистрирована общественная экологическая экспертиза, никаким образом не
регламентирован. И, следовательно, она может быть зарегистрирована в любом.
Сложилась абсурдная ситуация. Администрация г.Черкесск отказывает в регистрации заявления о проведении общественной
экологической экспертизы, доказывая, что она этого якобы делать не должна, и что она не имеет ни малейшего отношения ни к
проекту автодороги Черкесск-Адлер, ни к Управлению федеральных дорог. А УПРДОР "Карачаево-Черкесск" настаивает на том, что
это заявление должно быть зарегистрировано именно в Администрации г.Черкесск.
За всей этой ситуацией отчетливо проступает противодействие властей Карачаево-Черкесской Республики проведению
общественной экологической экспертизы материалов обоснования инвестиций автодороги Черкесск-Адлер. Будучи чрезвычайно
заинтересованы в этом проекте, очевидно, они всерьез опасаются, что эта экспертиза может помешать осуществлению их планов.
После вышеописанных событий Экологическая Вахта по Северному Кавказу была вынуждена направить в Прокуратуру
Карачаево-Черкесской Республики жалобы на противоправные действия Администрации г.Черкесск и УПРДОР "Карачаево-Черкесск". В
настоящее время Прокуратура Карачаево-Черкесской Республики осуществляет проверку по этим обращениям.
Дополнительная информация:
Экологическая Вахта по Северному Кавказу, Карачаево-Черкесская Республика
Андрей Рудомаха
e-mail: ies@nc.ru
АКЦИЯ
"Зеленые" проведут эстафету в защиту рек и озер
Эстафета "Речная лента", в защиту рек и озер России, стартует в Нижнем Новгороде. Далее маршрут эстафеты пройдет через
Дальний Восток, Сибирь, Урал, и вернется в Центральную часть России. Акции направлены на сохранение и защиту "малых" рек и
озер России.
Всего речная эстафета пройдет в 17 регионах РФ. Представители регионов будут передавать друг другу полотнище голубого
цвета, на котором будут написаны названия рек и озер, где пройдут общественные акции.
Полотнище передается из региона в регион, и каждый раз это означает начало массовых общественных акций на реках и озерах,
по очистке берегов этих водоемов. Действия на местах организовываются региональными координаторами. Нижегородский
координационный центр координирует действия всей кампании.
По окончании акций "речная лента", отмеченная названиями всех водоемов и региональных организаций, будет перевозиться и
торжественно передаваться специальным курьером в другие области страны. Устроители кампании "Речная лента" задались целью
инициировать таким образом волну речных акций по всей стране.
В Нижнем Новгороде 17 мая прошла акция в защиту рыб на озере Мещерское (совсем недавно на озере погибла практически вся
рыба). В этот же день стартовал международный форум "Великие реки- 2005".
В последний день форума Координационный центр торжественно передает голубое полотнище представителю Экологического фонда
Амура (Хабаровск). "Речная лента" самолетом отправится в Хабаровск, где ее встретят и проведут акции местные организации.
Из Хабаровска эстафета передвинется в Читу, затем в другой город и т.д. Все, кто принимает эстафету, позаботятся о встрече,
организации действий на реках, прикреплении полосок с названиями рек к голубому полотнищу, передаче эстафеты дальше по
маршруту. Все действия организуются во время нахождения "речной ленты" в населенном пункте.
Организаторами на местах, на сегодняшний день, выступают экологические общественные организации из Нижнего Новгорода,
Хабаровска, Читы и Читинской области, Улан-Удэ, Иркутска Олекминска, Красноярска, Новосибирска, Омска, Екатеринбурга и
Свердловской области (Каменск-Уральский, Нижний Тагил), Печоры, Перми, Казани, Саратова, Московской области (Можайск),
Череповца, Ярославля.
К окончанию кампании, в конце сентября - начале октября, полотнище вернется в Нижний Новгород на конференцию "Российской
Сети Рек", отмеченным всеми организациями и всеми реками и озерами, на которых проходили действия.
Кампания "Речная Лента" - часть российско-голландского проекта "Российская Сеть Рек",. направленного на устойчивое
развитие управления водными ресурсами в России.
***
Российская Сеть Рек – добровольное объединение около 100 общественных экологических организаций из 23 регионов РФ,
действующих в защиту рек Волга, Чусовая, Исеть, Обь, Иртыш, Печора, Енисей, Ангара-Байкал, Лена, Амур. В бассейнах этих рек
строятся общественные речные сети. Возникла по инициативе волжского движения "Поможем реке", имеющего десятилетний опыт
работы. Координационный центр его находится в Нижнем Новгороде.
В России насчитывается более 200 тысяч малых рек, и это составляет до 50% водного фонда страны. В их бассейнах проживает
до 44% городского и до 90% сельского населения страны. Малые реки определяют экологическое состояние средних и крупных рек.
В России нет ни одного города, поселка, деревни, где не было бы "малой" воды. Малые реки как капилляры пронизывают большую
часть страны. Сейчас наша водоносная система переживает худшие времена. Именно реки подвергаются наибольшему воздействию от
деятельности человека: страдают от бытового, сельскохозяйственного и промышленного загрязнения; возросло загрязнение вод
из-за массового несоблюдения режима водоохранных зон. Русла рек пересыхают из-за чрезмерного изъятия воды и сплошных рубок
леса. В результате проведения осушительных мелиораций русла многих малых рек оказались спрямленными, зарегулированными
дамбами.
Сеть Российских Рек, выстраиваясь тоже как система рек-капилляров, способна организовать сопротивление процессу гибели
рек. Общественные организации при поддержке молодежи и школьников начали инициировать обустройство, возрождение и охрану
малых рек. Этот процесс требует поддержки, стабильности и финансирования.
Дополнительная информация:
Координационный центр Российской Сети Рек, Нижний Новгород
тел\факс: (8312) 34-31-42, 33-77-89
e-mail: pomreke@dront.ru
http://www.pomreke.org
АКЦИЯ
Петрозаводск: активисты чистят от мусора городские леса
15 мая в Петрозаводске прошла акция по очистке и благоустройству парка-полигона внедорожной езды "Скалы". Эта акция
проходила в рамках кампании "Городские Леса", осуществляемой городской природоохранной организацией "СПОК". Участниками
акции стали волонтеры и сотрудники "СПОК" и Спорт-клуба "Экстрим", при поддержке городской муниципальной программы по
благоустройству и озеленению. Кампания направлена на улучшение качества окружающей среды столицы Карелии.
На территории парка-полигона были проведены работы по уборке несанкционированной свалки и мусора на площади около 4
гектар. Собрано около 5 кубометров мусора и найдены документы, которые, возможно, позволят установить виновника загрязнения
городских лесов.
Подобные акции на полигоне проводятся второй год подряд. Отмечено значительное уменьшение количества мусора по сравнению с
прошлым годом. После уборки мусора за оборудованными столами участники акции пили чай. И в завершении мероприятия джиперы
провели демонстрационные заезды по специализированной трассе. Особенно отважные желающие имели возможность прокатиться на
модернизированных автомобилях.
Дополнительная информация:
Общественная организация "СПОК", Петрозаводск
Ильина Ольга Владимировна,
тел./факс 8 (8142) 515863,
моб.тел. 8-911-4020766
************************************************
Другие новости смотрите на информационных лентах Кампаний МСоЭС и ЭкоПорте
по адресу www.ecoport.seu.ru
ЭКОСВОДКА выпускается Международным Социально-экологическим Союзом.
Редактор - Алла Капустина
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический
Союз и бюллетень "Экосводка" ОБЯЗАТЕЛЬНА
За дополнительной информацией обращайтесь: seupress@seu.ru
Телефон/факс (095) 963-54-20
Архив рассылки: http://www.seu.ru/svodka
|
|
|
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|