Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
N 14 (367) 15.04.2005 |
Еженедельные экологические новости
|
|
|
|
|
|
пресс-служба
Центра Координации и Информации
Социально-экологического Союза
В этом выпуске:
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
Уголовное дело против "Маяка" - не препятствие для поступления ядерных отходов
на это предприятие?
ООПТ:
Минтранс роет, Минприроды прикрывает?
БАЛТИКА:
Европейские депутаты обсудили с экологами опасность нефтедобычи на Балтике
АКЦИЯ:
Жители Перевозной против нефти в Земле Леопарда
Другие выпуски:
2005
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
9,
8,
7,
6,
5,
4,
3,
2,
1,
2004
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
9,
8,
7,
6,
5,
4,
3,
2,
1,
2003
46,
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2002
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2001
47,
46,
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2000
45
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
1999
44
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
1998
79,
80,
81
ЭКОСВОДКА выпускается Пресс-службой Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА
|
|
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Уголовное дело против "Маяка" - не препятствие для поступления ядерных отходов
на это предприятие?
Пока прокуроры расследуют незаконный сброс радиоактивных отходов с "Маяка" в
2004, на предприятие могут поступить новые отходы, что приведет к новым
радиоактивных сбросам. Отнимут ли у "Маяка" лицензию на переработку ОЯТ?
Федеральные органы РФ, возможно, уже согласовали ввоз новых партий ядерных
отходов из Болгарии и Украины на ПО "Маяк" не смотря на то, что 11 апреля
против этого предприятия было возбуждено уголовное дело по факту сброса
радиоактивных отходов. Об этом сообщил источник в Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору РФ.
Напомним, что 30 марта группы "Экозащита!" придала огласке документ о том, что
в федеральные органы РФ согласуют ввоз на "Маяк" 60 тонн отработавшего
ядерного топлива (ОЯТ) из Болгарии и Украины. Именно переработка ОЯТ приводит
к образованию радиоактивных отходов, которые "Маяк" затем незаконно сливает в
открытые водоемы. В тот же день экологи направили обращение в Управление
контроля и надзора в области окружающей среды (Государственный экологический
контроль) с призывом не согласовывать ввоз ядерных отходов из-за незаконных
сбросов ПО "Маяк". Через 12 дней после обращения экологов заместитель
Генпрокурора РФ в УрФО Юрий Золотов возбудил уголовное дело по факту
радиационного загрязнения окружающей среды ПО "Маяк" (Челябинская область). В
2004 году завод совершил незаконный сброс более 60 миллионов кубометров
радиоактивных отходов в окружающую среду, сообщил заместитель генпрокурора.
"Уголовное дело против "Маяка" можно было возбудить еще много лет назад, так
как предприятие никогда не прекращало радиоактивных сбросов. Но, к сожалению,
это произошло только сейчас. Важно как можно скорее лишить "Маяк" лицензии на
переработку ядерных отходов, так как именно эта деятельность приводит к
накоплению радиоактивных отходов и последующим незаконным сбросам в окружающую
среду", - говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы "Экозащита!", ведущей
кампанию против сбросов радиоактивных отходов с "Маяка".
В 2003 году Госатомнадзор уже предпринимал попытку изъять лицензию у "Маяка",
однако это закончилось не наказанием загрязнителя, а увольнением главы
государственного органа. В результате переработки иностранного ОЯТ на ПО
"Маяк" к сегодняшнему дню накоплено РАО общей радиоактивностью свыше 1 млрд
Ки. Однако у предприятия отсутствует реалистичный план по решению проблемы
радиоактивных отходов. В случае, если новая заявка ПО "Маяк" на ввоз около 60
тонн зарубежного ОЯТ уже удовлетворена - количество различных радиоактивных
отходов, возникающих при переработке, составит около 6000 тонн дополнительно.
Вследствие систематического сброса в окружающую среду радиоактивных отходов с
ПО "Маяк", в Челябинской области образовалось крайне тяжелое экологическое
положение. В связи с возможным весенним паводком сохраняется угроза разлива
радиоактивно зараженной воды вблизи предприятия, что приведет к экологической
катастрофе.
Дополнительная информация:
Тел. в Москве - 7766281, (903)2997584 (Владимир Сливяк),
e-mail: ecodefense@online.ru
ООПТ
Минтранс роет, Минприроды прикрывает?
13 апреля госпредприятие "Дельта-Лоцман" продолжит дноуглубительные работы в
приморской части канала Дунай - Черное море на гирле Быстрое. Разрешение на
эти работы было выдано 31. 03. 2005 г. структурным подразделением Минприроды
Украины, Государственной экологической инспекцией охраны окружающей среды
Юго-Западного региона Черного моря. "Дельта-Лоцман" называет эти работы не
вторым этапом строительства канала, а доработкой первого - расчисткой канала,
занесенного за зиму. Рассказывает Сергей Шапаренко, председатель экологической
группы "Печенеги" (Украина, Харьков).
"Независимые эксперты постоянно утверждали, что канал в гирле Дуная не может
быть экономически выгодным из-за постоянного занесения его илом, Минтранс
утверждал, что может. Сейчас у нас появилась возможность оценить, насколько
он, все же, рентабелен.
Если верить отчетам Минтранса, за осень 2004 года Быстрое было углублено до
отметок 8,2 - 8,5 м; сегодня средние глубины на нем составляют 5,4 - 5,6 м, а
на некоторых участках - даже меньше 5. Фактически, "Дельта-Лоцман" должна
перерывать канал по-новому. И не случайно "лоцманы" сейчас усиленно выбивают
бюджетное финансирование на эту канализацию - каждый год выполнять один и тоже
"рентабельный" проект можно лишь за государственные средства, но никак не за
свои! За свои его можно разве что подчистить, чтобы снова заговорить об
"экономичности", - и продолжить обивать пороги в поисках бюджетных средств.
Интересно и другое: канал за пять месяцев заилился приблизительно на 3 м - по
60 см в месяц. А по прогнозам Минтранса он должен был заиливаться в месяц по
10 см. Здесь или Дунай надул минтрансовцев, или минтрансовцы вшестеро снизили
объемы выноса речного ила...
Как начало, так и продолжение сооружения канала происходит на фоне жесткого
давления на Дунайский биосферный заповедник. Так, 2 ноября 2004 года Дунайская
транспортная прокуратура изъяла у заповедника бухгалтерские документы и
главный компьютер – чтобы они не были уничтожены во время расследования
уголовного дела за препятствование должностными лицами заповедника
"экономически целесообразному" каналу на Быстром. Документы и компьютер и до
сих пор у прокуратуры.
Надо лишь отметить, что это уголовное дело было возбуждено по жалобе директора
"Дельта-Лоцман" В. Бездольного...
А 24 декабря 2004 года заместитель начальника Государственной службы
заповедного дела С. Комарчук отменил лимиты на использование природных
растительных ресурсов в заповеднике. Тем самым он фактически запретил в
заповеднике заготовку тростника, на которой работает более 1000 жителей города
Вилково. Мотивировал он это тем, что не разработан Проект организации
территории заповедника.
Эти лимиты не восстановлены и до сих пор. Более того, Государственный
инспектор Украины по охране окружающей природной среды, Г. Пуга, в письме от 5
апреля 2005 г. в адрес начальника Госслужбы заповедного дела А. Мартыненко и
начальника Госуправления экологии и природных ресурсов в Одесской области П.
Чабаненко указал: "Таким образом, считаем, что законодательные основания для
согласования лимитов использования природных ресурсов на территории ДБЗ и
предоставление соответствующих разрешений отсутствуют. Кроме того, отказ от
согласования лимитов и предоставление разрешений на использование природных
ресурсов на территории ДБЗ будет оказывать содействие ускорению подготовки,
согласования и утверждения Проекта организации территории ДБЗ".
Проект организации территории, о котором так пекутся служащие Минприроды, был
разработан очередным в этой истории подразделением Минприроды - Украинским НИИ
экологических проблем, который курирует нынешний заместитель экоминистра,
бывший директор этого института, А. Гриценко. Общественность, кстати,
неоднократно требовала уволить за коррумпированность и С. Комарчука, и А.
Гриценко. Последний пикет по этому поводу состоялся 31 марта. А. Гриценко в
этот день был на больничном, а С. Комарчук во время беседы П. Игнатенко с
общественностью пообещал уволиться 1 апреля... На 7 апреля он оставался на
своей должности - а П. Игнатенко подтвердил свои намерения относительно его
отставки.
Техническое задание на этот проект Минприроды не согласовало ни с самым
заповедником, ни с Национальной академией наук Украины, которой заповедник
подчинен. Однако согласовало с "Дельта-Лоцман".
И разработчики проекта полностью оправдали себя. Во время кампании против
сооружения канала через гирло Быстрое предлагалось соорудить судовой ход Дунай
- Черное море по альтернативным вариантам - или через Жебриянскую гряду, или
через существующий канал Дунай - Сасык.
Проектанты же предложили перевести Жебриянскую гряду, традиционное место
отдыха местных жителей, в зону регулируемого заповедного режима, который с
одного стороны будет требовать пребывания на гряде лишь по специальным
пропускам (где будут отдыхать вилковчане?), с другого - заблокирует создание
через нее канала. Заодно они предложили отнести в зону регулируемого
заповедного режима и канал Дунай - Сасык - территорию, которая вообще не
входит в состав заповедника.
Кроме этого, чтобы заповедник в будущем вообще чудесно функционировал, по
мнению разработчиков его проекта организации, наблюдения в нем должны
проводиться не какими-нибудь научными учреждениями, а самим Минтрансом!
Пестрит этот проект и откровенными несоответствиями. Так, в нем речь идет о
"заметной роли" промысла ондатры в экономике местных жителей, хотя такой
промысел в регионе не ведется. Постоянно приводятся разные площади
заповедника, приведено несуществующее озеро "Среднее". Указано, что колония
малого баклана в Стенцовско-Жебриянских плавнях - наибольшая среди известных,
хотя он там вообще не гнездится.
И качество этого документа закономерно - во время его разработки никто из
УкрНИИЭПовцов даже не появился в заповеднике. При таких условиях не
удивительно, во-первых, что официальная копия этого проекта даже не имеет
списка исполнителей (наверное, нет желания позориться), а, во-вторых, что этот
документ получил отрицательные оценки ведущих научных учреждений - Института
ботаники и Института зоологии.
При этом Минприроды продолжает его агрессивно продвигать, давя на заповедник -
не для того ли, чтобы угодить "Дельта-Лоцман" и "замести следы" с
использованием на этот проект 300 тыс. гривен?
Последние месяцы многие украинские неправительственные организации колебались
относительно истинных намерений новой центральной власти: то ли она,
декларируя верховенство конституционных принципов в своей деятельности,
старается вести политику своих предшественников на попрание этих принципов? То
ли новые чиновники просто делают ошибки из-за свой неосведомленности?
Учитывая последние события вокруг Дунайского заповедника, на ум приходит
другое противопоставление: либо центральная власть старается вести политику
своих предшественников, либо просто не способна контролировать свои подразделения.
Осталось лишь выбрать, что нам нравится больше..."
Дополнительная информация:
Председатель Совета ЭкГ "Печенеги", Сергей Шапаренко
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков);
тел. (0572) 52-27-71,
e-mail: pecheneg@ic.kharkov.ua
БАЛТИКА
Европейские депутаты обсудили с экологами опасность нефтедобычи на Балтике
Группа экологов из России и ЕС выступила в Страсбурге на заседании Балтийской
Интергруппы Европейского парламента 12 апреля. Обсуждение опасности проекта
нефтедобычи Д-6 компании "Лукойл" в Балтийском море вызвало большой интерес у
депутатов: из 40 членов Интергруппы на заседании присутствовало более 30.
Месторождение Д-6 расположено на морском шельфе в 22 км от Национального парка
Куршская Коса - объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО, на границе России
(Калининградской области) и ЕС.
"Нужно очень тщательно оценивать приобретения и потери, которые будут в
результате добычи нефти на месторождении Д-6, - заявила Александра Королева,
сопредседатель группы "Экозащита!", выступая перед депутатами Европарламента.
- Добыча нефти на Д-6 сделает богаче компанию "Лукойл", но в случае вероятного
разлива нефти тысячи людей, живущих на побережье, останутся без средств к
существованию, а Россия и Европа лишатся Куршской косы, объекта Всемирного
Наследия ЮНЕСКО".
По мнению экологов, Европейский Союз должен принять участие в международной
оценке влияния Д-6 на окружающую среду, а также потребовать, чтобы "Лукойл"
принял на себя ответственность за возможный ущерб, включая трансграничный
эффект, и выплату компенсаций при аварии на Д-6. На данный момент подобная
ответственность компании нигде не зафиксирована. Кроме того, экологи требуют
как можно скорее принять строгие экологические требования в области добычи
нефти на шельфе Балтики, которым подчинялись бы все страны, а также начать
международный переговорный процесс о введении моратория на нефтедобычу в регионе.
После выступления экологов депутаты Европарламента сделали ряд предложений.
Председатель Балтийской Интергруппы господин Кристофер Бизли (Christopher
Beazley) заявил о необходимости обратиться с вопросом о Д-6 в комитет по
охране окружающей среды Еврокомиссии и потребовать конкретных мер и строгих
решений. Также было высказано предложение об обращении со стороны
Европарламента к Литовскому правительству с тем, чтобы оно осуществляло более
последовательную политику в отношении сохранения "Куршской косы", которая,
после вступления Литвы в ЕС, является общеевропейским достоянием. Также, один
из депутатов предложил подготовить письмо к консорциуму западноевропейских
банков, выделивших в 2003 г. кредит компании Лукойл, в котором будет
подчеркнуто, что "Лукойл" не может считаться надежным клиентом, так как
кампания не связана никакими международными обязательствами, поскольку Россия
не ратифицировала многих международных соглашений в области охраны окружающей
среды. В ближайшее время проект Д-6 будет обсуждаться на встречах совместной
комиссии российско-европейских парламентариев, которые пройдут в Петербурге и
Калининграде.
Напомним, что с 7 по 15 апреля по инициативе группы "Экозащита!" в Западной
Европе проходит серия встреч между экологами, представителями частных банков и
политиками. Экологи пытаются привлечь внимание к опасному проекту Д-6 компании
"Лукойл", который финансируется благодаря европейским инвестициям. Помимо
этого, экологи ставят своей задачей добиться ужесточения экологических
требований со стороны европейских инвесторов к проектам по добыче нефти в
России. Необходимость такого ужесточения связана с тем, что контроль
государства за соблюдением экологических норм в нефтяной отрасли сегодня
практически отсутствует. Тур организован при поддержке немецких Фонда им.
Генриха Белля и экологических организаций Urgewald и Institut Sdwind.
Дополнительная информация:
Экологическая группа "Экозащита!", Москва
Тел. (095) 7766281, 8 (903) 2997584 - Владимир Сливяк
e-mail: ecodefense@online.ru
АКЦИЯ
Жители Перевозной против нефти в Земле Леопарда
Представительная делегация японских финансистов, бизнесменов и
правительственных чиновников, посетившая Владивосток и бухту Перевозную с
кратким официальным визитом, неожиданно «столкнулась»; с группой жителей
Хасанского района, протестующих против строительства нефтепровода через «Землю
дальневосточного леопарда»;.
Как сообщил сотрудник японского отделения международной экологической
организации «Друзья Земли» Эйичиро Ногучи, делегация прибыла в Приморье в
связи с нарастающим интересом в среде японского бизнеса к развитию проекта
нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». В состав большой группы,
руководят которой представители Японского банка международного сотрудничества,
входят чиновники Министерства экономики, торговли и промышленности, а также
корпораций Иточу, Ниппон Стил и Токио Газ. Последняя - один из базовых
покупателей сжиженного газа, который уже сейчас, задолго до сооружения
экологически опасного и социально конфликтного газопровода с севера на юг
Сахалина и завода в заливе Анива, активно продвигает на рынок компания
«Сахалинская Энергия».
Несмотря на то, что подробности пребывания столь важной для судьбы Приморья
делегации старательно скрывались властями, защитники природы из экологического
фонда «Феникс» и биосферного заповедника «Кедровая Падь» сумели вычислить
время и место нахождения делегации в бухте Перевозной. Они сумели провести там
весьма впечатлившую японцев информационно-просветительскую акцию. Как сообщил
общественной организации БРОК руководитель фонда «Феникс» Сергей Березнюк, в
дополнение к обращению международных экологических организаций к Японскому
банку с призывом отказаться от финансирования нефтебазы в Перевозной,
участники пикета представили гостям достаточно убедительные доказательства
того, что нефтяное освоение священной для них Земли Леопарда грозит полным
уничтожением этого исчезающего грациозного хищника. В пикете участвовали
преимущественно местные жители, в том числе несколько десятков школьников со
станции Приморская.
Они связаны многолетней дружбой с заповедником «Кедровая Падь» - последним
оплотом леопарда.
Примечательно, что представители краевой администрации, сопровождавшие
делегацию, успешно удержали гостей от желания выйти и пообщаться с пикетчиками
на пустынном берегу бухты. Смотреть здесь, кроме красочных плакатов «Спасем
землю леопарда!» было действительно нечего: незадолго до визита японцев
изыскатели института ДНИИМФ очистили территорию и акваторию. Как утверждает
приморский природоохранный прокурор Геннадий Жеребкин, сделано это из-за
многочисленных нарушений закона, выявленных краевым агентством
Росприроднадзора и Спецморинспекцией Минприроды при организации изыскательских
работ. Сыграл свою роль и категорический отказ рыбоохранных органов
согласовать размещение нефтебазы в бухте Перевозной. По сообщению сотрудников
Приморрыбвода компания «Транснефть» под давлением правительства уже начала
проработку альтернативных вариантов терминала под Находкой.
Японцы оживленно приветствовали и фотографировали юных защитников природы из
окон автобусов. А, познакомившись с землей леопарда, гости отбыли на Сахалин.
Дополнительная информация:
ОО БРОК, Владивосток
тел.408095
Кампания "Природа дороже нефти" на сайте МСоЭС:
http://www.seu.ru/projects/truba
************************************************
Другие новости смотрите на информационных лентах Кампаний МСоЭС и ЭкоПорте
по адресу www.ecoport.seu.ru
ЭКОСВОДКА выпускается Международным Социально-экологическим Союзом.
Редактор - Алла Капустина
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический
Союз и бюллетень "Экосводка" ОБЯЗАТЕЛЬНА
За дополнительной информацией обращайтесь: seupress@seu.ru
Телефон/факс (095) 963-54-20
Архив рассылки: http://www.seu.ru/svodka
|
|
|
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|