Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
N 28 (381) 31.08.2005 |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОВОСТИ для СМИ
рассылается по мере поступленя новостей
Выходит с 27 января 1997 года
|
|
|
|
|
|
пресс-служба
Центра Координации и Информации
Социально-экологического Союза
В этом выпуске:
АНОНС:
Мусор придет в Зеленоградск
НОВОСТИ:
Финальная акция эколагеря "Отрадный 2005"
Леспользование в Карелии: не высовывайся - дольше проживешь"
ПОДРОБНОСТИ:
Два года со дня трагедии К-159: подлодка все еще остается на дне
Другие выпуски:
2005
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
9,
8,
7,
6,
5,
4,
3,
2,
1,
2004
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
9,
8,
7,
6,
5,
4,
3,
2,
1,
2003
46,
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2002
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2001
47,
46,
45,
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
2000
45
44,
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
1999
44
43,
42,
41,
40,
39,
38,
37,
36,
35,
34,
33,
32,
31,
30,
29,
28,
27,
26,
25,
24,
23,
22,
21,
20,
19,
18,
17,
16,
15,
14,
13,
12,
11,
10,
09,
08,
07,
06,
05,
04,
03,
02,
01,
1998
79,
80,
81
ЭКОСВОДКА выпускается Пресс-службой Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА
|
|
АНОНС
Мусор придет в Зеленоградск
В ближайшую субботу, 3 сентября в Зеленоградске состоится акция «Мусор
приходит в город». Активисты общественных организаций уберут мусор с
побережья Балтийского моря на участке Сокольники-Зеленоградск. Затем
собранный мусор увидят туристы, посещающие курорт; в центре города
организаторы акции раздадут приезжим информационные листовки и пустые
мусорные пакеты.
Акция проводится организацией «Молодежная Республика» в рамках проекта
«Школа молодежных лидеров» при поддержке группы Экозащита!. В акции
примут участие учителя и ученики школ Калининграда и Зеленоградска, а
также воспитанники Зеленоградского детского дома. Возможно, вылазки на
побережье в начале и в конце пляжного сезона станут регулярными.
«Пляжи балтийского побережья усеяны мусором, в особенности много его в
конце курортного сезона. С помощью акции мы рассчитываем привлечь
внимание молодежи к экологической работе, открыть глаза туристам и,
конечно, очистить пляж после купального сезона», - говорит Александра
Королева, сопредседатель группы Экозащита!.
Дебютная акция «Молодежной Республики» стала результатом учебных
семинаров, которые проходили в Международном Центре Встреч Молодежи
«Camp Rodowo». Содействие молодым активистам оказал фонд Стефана
Батория и Роберта Боша в рамках программы «Партнерство Общественных
инициатив Германия - Калининградская область - Польша». Также участие
в подготовке акции принял Центр поддержки общественных инициатив
Калининградской области.
Вниманию журналистов:
Выход участников на побережье - в 10:00 на променаде, у последнего спуска к
морю в сторону Сокольников.
Акция «Мусор приходит в город» начнется в 14.00 у фонтана на привокзальной
площади Зеленоградска.
Для дополнительной информации:
В Зеленоградске:
Пономаренко Палина, КРМЭБО «Молодежная Республика»;
тел.:+7 911-461-3877; e-mail: linca@list.ru
В Калининграде:
пресс-служба группы Экозащита; тел. +7 911 4520412,
e-mail: ecodefense@ecodefense.ru; www.ecodefense.ru
НОВОСТИ
Финальная акция эколагеря "Отрадный 2005"
В результате работы эколагеря "Отрадный 2005" его участники пришли к
окончательному выводу, что завод по переработке алюминия "ТД
Реметалл-С" работает незаконно и является экологически опасным.
Закрывая лагерь "Отрадный 2005", экологи провели последнюю яркую
акцию.Три активиста залезли на трубу работающtго завода с попыткой
натянуть на нее сшитый из ткани презерватив. В итоге из-за сильного
ветра и напора дыма презерватив одеть не удалось, и он был вывешен как
банер.
Эта акция символизирует закрытие завода. Этой акцией экологи радикалы
сказали: "Мы закрыли завод символически, мы закроем его и реально!"
Эколагерь "Отрадный 2005" 26 августа закрыт, но кампания протеста
продолжается!
В ходе напряженной борьбы с бюрократами и хозяевами алюминиевого
завода радикальным экологам в итоге удалось добиться проведения
переговоров, в которых приняли участие: Уполномоченный по правам
человека в Самарской области Ирина Анатольевна Скупова, заместитель
министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской
области Иван Владимирович Кретов, известная самарская правозащитник
Людмила Гавриловна Кузьмина, представители эколагеря «Отрадный –
2005», представители администрации г. Отрадный, руководитель отделения
«Роспотребнадзора» г. Отрадный Татьяна Сергеевна Илюшкина,
представители хозяев завода «ТД Реметалл-С».
В ходе переговоров было достигнуто соглашение о создании группы
общественного экологического контроля в г. Отрадный. Для обеспечения
деятельности группы администрация «ТД Реметалл-С» обязались
предоставить ряд документов обосновывающих соответствие деятельности
завода требованиям природоохранного законодательства, а также
техническую документацию.
Директор завода Кичаев отказался подписать резолюцию, принятую по
итогам переговоров, отказался предоставить: проект «Металлургического
производства в г. Отрадном», оценку воздействия на окружающую среду,
проект предложений по нормативам ПДВ, отказался или не смог
предоставить «Заключение государственной экологической экспертизы».
Из документов, которые были предоставлены администрацией завода
следует что годовой объем выработки составляет 3600 т, ширина
санитарно-защитной зоны всего 300 м., что соответствует годовому
объему выработку до 2000 т., не контролируется основного опасного
вещества бенз(а)пирена, не был предоставлен договор на утилизацию
промышленных отходов.
Исходя из имеющихся фактов участники эколагеря «Отрадный – 2005»
пришли к выводу, что с момента пуска и до сегодняшнего дня завод «ТД
Реметалл-С» работает незаконно и его функционирование должно быть
немедленно приостановлено.
Дополнительная информация:
ekolager@yandex.ru www.otradny.indymedia.ru
тел.8 917 106 96 90
Самарская область
НОВОСТИ
Леспользование в Карелии: не высовывайся - дольше проживешь
24-25 августа 2005 года в Петрозаводске прошло очередное совещание по
вопросам регионального лесопользования с участием высокопоставленных
чиновников, бизнесменов, ученых и общественности как Республики
Карелия (РК), так и Российской Федерации (РФ). Мероприятие проходило
под председательством заместителя руководителя Рослесхоза
В.В.Нефедьева с участием представителей Правительства РК, РАО
«БУМПРОМ», Федерального Агентства лесного хозяйства по РК (ФАЛХ по
РК), Росприроднадзора, ФГУП «Росгипролес», ФГУП «Кареллеспроэкт», ФГУП
«Севзаплеспроект», ОАО «Ладэнсо», ОАО «Сегежский ЦБК», ФГУ «ВНИИЛМ»,
КарНИИЛПК, природоохранных организаций - Центр Охраны Дикой природы,
МСОП, СПОК и лесхозов РК.
Заявляемой темой семинара было: «Опыт организации лесопользования на
участках лесного фонда, арендованных ОАО «Ладэнсо», и концепция
проекта организации целевого лесопользования и ведения лесного
хозяйства на участках лесного фонда, арендованных ОАО «Сегежский ЦБК».
Участники семинара и высокие гости из Москвы хотели увидеть результаты
экспериментального проекта по внедрению рубок промежуточного
пользования на примере «Ладэнсо» и рассмотреть возможность еще одного
пилотного проекта с внедрением интенсивного лесного хозяйства на
территории аренды «Сегежского ЦБК». Первый день знакомства с делянками
«Ладэнсо» продемонстрировал обычные рубки промежуточного пользования,
проведенные с помощью финской техники и весьма аккуратно. Ничего
экспериментального и революционного продемонстрировано не было. Как
выяснилось, подчиненные ФАЛХ по РК лесхозы фактически не
способствовали эксперименту. Они максимально постарались не изменять
существующие правила, что и привело к такому результату. Во второй
день после выступления представителей «Сегежского ЦБК» и ученых,
способствующих подготовке данноого пилотного проекта по интенсификации
лесопользования, стало очевидно, что и их эксперимент уже более года
не поддерживается «хозяевами карельского леса» на уровне республики.
Таким образом, на деле, основной темой семинара стало выяснение причин
фактической бездеятельности ФАЛХ по РК (и его предшествующих структур)
в последние годы.
Непрекращающиеся реформы в лесном хозяйстве РФ ставили нестандартные
задачи перед лесопромышленным комплексом РК, на которые необходимо
было реагировать. Это и общероссийские проблемы - изменение органов
управления лесами, изменения в законодательстве, обострение
экологических вопросов, ожидание нового Лесного Кодекса. А так же и
проблемы, на которые можно влиять внутри субъекта Федерации, - это
вопросы региональных изменений в правила рубок, продвижение
собственных региональных правил рубок, сохранение краснокнижных видов
и малонарушенных лесов, создание буферной зоны вокруг нацпарков и т.п.
По всем этим вопросам Агентство лесного хозяйства по РК искало
причины, почему это невозможно реализовать. А в это время предприятия
и леса Карелии несли убытки. Так только от нерешенности вопроса по
оставлению осины на корню (один из возможных пунктов для изменения в
региональных правилах рубок) предприятие с объемом лесозаготовок около
200 тыс. куб.м./год теряло в виде штрафов порядка 1-2 млн.руб.,
вырубая не нужную никому на рынке, но ценную в биологическом плане,
старую осину. Так же и вопрос по сохранению краснокнижных видов,
обнаруженных на арендованных участках, не был включен в рассмотрение
ФАЛХ по РК. А, возможно, эти виды были бы найдены при лесоустройстве,
если бы оно проходило обязательную уже с 1995 года Государственную
экологическую экспертизу (ГЭЭ). В РК ее по материалам лесоустройства
не проводили ни разу. Как утверждало ФАЛХ по РК из-за отсутствия
средств. Как выяснил В.В.Нефедьев у представителя ФАЛХ по РК
И.В.Скадорвы на одну ГЭЭ необходимо 10-15 тыс.руб., при ежегодном
утверждении 2-3 планов лесоустройства. Это означает, что в год ФАЛХ по
РК с 1995 года не мог изыскать в год около 30-45 тыс. руб. Суммы
равной одной-двум зарплатам современного чиновника.
Остается надеяться, что теперь, когда начальник из Москвы указал на
упущения и разрешил множественные сомнения и у нас в республике
начнется созидательная деятельность федеральных органов по оптимизации
лесопользования и сохранению лесных богатств.
Марковский Александр Владимирович,
тел./факс 8-8142-515863, моб.тел. 89217269481
e-mail:spok_office@onego.ru; http://spok.onego.ru
Республика Карелия
ПОДРОБНОСТИ:
Два года со дня трагедии К-159: подлодка все еще остается на дне
Несмотря на обещания высших чинов Военно-морского флота поднять
атомную подводную лодку (АПЛ) К-159, затонувшую 30 августа 2003 года,
она так и остается на дне Баренцева моря. В реакторах АПЛ содержится
800 килограммов высокоактивного отработавшего ядерного топлива.
Корпус АПЛ, к которому были приварены устройства, крепящие к подлодке
понтоны, был совершенно разъеден ржавчиной.
«Беллона-вэб», 30/08-2005 19:16
«Судя по всему, сегодня проблема, связанная с затоплением К-159, для
российских властей не интересна. Поэтому в ближайшее время «Беллона»
намерена инициировать слушания в международных инстанциях для того,
чтобы добиться прогресса в решении о подъеме К-159», — заявляет
представитель Объединения «Беллона», капитан 1-го ранга в отставке
Александр Никитин.
«К-159, затонувшая на глубине 240 метров, может по праву считаться
самым опасным объектом на дне арктических морей», — добавляет он. По
мнению «Беллоны», для принятия решения о подъеме К-159 или консервации
её на морском дне, должно быть проведено всестороннее исследование
зоны гибели АПЛ.
АПЛ К-159, выведенная из боевого состава Северного флота в 1989 году,
затонула на борту в ночь с 29 на 30 августа 2003 года в Баренцевом
море во время буксировки на утилизацию. Из 10 членов экипажа
сопровождения удалось спасти одного моряка и найти тела двух погибших
моряков.
Сроки подъема К-159 сорваны уже дважды: первоначально планировалось
осуществить его осенью 2004 года, позже официальные представители ВМФ
заявляли о том, что операция будет осуществлена в июле-августе 2005
года.
Такие заявления делали, в частности, главком ВМФ Владимир Куроедов и
помощник главкома Игорь Дыгало. Так, в декабре 2004 года, Куроедов
заявил: «Мы не отказываемся от плана подъема подлодки. Работа ведется
флотом совместно с конструкторским бюро "Малахит" и голландской
компанией "Маммут".»
К-159 относится к первому поколению АПЛ, начало ее службы относится к
1963 году. Именно бюро «Малахит» разрабатывало проект 627 («Ноябрь» по
классификации НАТО), к которому относится погибшая лодка.
«Сегодня в Никольском соборе в Петербурге прошла панихида, и после нее
представители «Малахита» показывали родственникам план подъема», —
рассказал корреспонденту «Беллоны вэб» председатель
Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга
запаса Игорь Курдин.
Накануне «Интерфакс» сообщил, что мать погибшего командира экипажа
сопровождения К-159 Сергея Лаппы возмущена тем, что вопрос о подъеме
АПЛ до сих пор вопрос не решен.
«Hикто из нас до сих пор не получил четкого ответа: будут ли поднимать
наших сыновей, если да, то когда и что для этого делается. Когда погиб
«Курск», вся страна знала о том, как идет подготовка к его подъему.
Сегодня нам не говорят ничего. Такое ощущение, что об экипаже и о нас
все давно забыли», — заявила Раиса Лаппа, прибывшая в Петербург с
Алтая для участия в траурных мероприятиях.
Проект «Малахита»
«Проект подъема, разработанный «Малахитом», предполагает, что работы
по подъему будут выполняться голландской компанией «Маммут», которая
поднимала «Курск». Но «Маммут» требует прежде провести полный
мониторинг зоны аварии. Стоимость полного мониторинга составляет 70
млн рублей, и эти деньги так и не были выделены», — говорит Игорь
Курдин.
«Фишка проекта «Малахита» — в особых захватах, которые разработаны в
этом конструкторском бюро. Все остальное оборудование в принципе есть
у «Маммута». В ЦНИИ им. Крылова проводились испытания», — говорит
Игорь Курдин.
Как сообщала ранее корреспонденту «Беллоны» пресс-секретарь компании
«Маммут» Ларисса ван Соймерен, переговоры с российской стороной о
подъеме К-159 все еще продолжаются.
Между тем, для уточнения нюансов предстоящей операции по подъему
обследовать К-159 планировалось еще в мае-июне 2004 года.
Предварительная стоимость операции по подъему АПЛ составляет более 50
млн. евро.
«Мы скорбим по поводу случившегося два года назад. Это все, что мы
можем сказать сегодня, — заявляет главный инженер ЦКБ «Малахит»
Виталий Остапенко, — На операцию по подъему и на мониторинг,
необходимый для подъема, денежных средств так и не выделено».
«Черт его знает, когда будет подъем. Шевеления были, но сейчас всё
находится в вялотекущей стадии», — говорит Андрей Романченко,
представитель ЦНИИ им.Крылова, на площадке которого планировалось
проводить отработку всех деталей операции по подъему.
Финансирование
Главная причина, на которую ссылаются российские чиновники –
отсутствие финансирования проекта.
«Проблема финансирования отчасти связана с тем, что Министерство
финансов считает, что на подъем АПЛ должны использоваться средства,
регулярно выделяемые Министерством обороны на нужды ВМФ, и выделение
дополнительных средств не предполагается.— говорит Игорь Курдин. —
Есть проект постановления правительства РФ по подъему АПЛ, но это пока
только проект».
По данным «Малахита», распространенным «Интерфаксом», несмотря на то,
что проект подъема готов и прошел утверждение в Главном штабе ВМФ
России, «два министра — Герман Греф (глава минэкономразвития) и
Алексей Кудрин (министр финансов) дали отрицательное заключение на
финансирование операции, в связи с чем сама вероятность подъема
становится все более нереальной».
В настоящее время, сообщает «Интерфакс», проект по поднятию К-159
находится также на рассмотрении в Росатоме.
Однако Николай Шингарев, глава пресс-службы Росатома, опровергает эту
информацию. «Возможно, специалисты Росатома согласуют проект с точки
зрения ядерной безопасности, — говорит Шингарев, — однако отдельного
проекта по подъему К-159 Росатом не рассматривает ».
«Были предложения использовать деньги Росатома, но это в основном
средства, выделяемые консорциумом стран-доноров конкретно на
утилизацию, а не на такие операции», — комментирует Игорь Курдин.
Норвежское агентство по радиационной защите, следящее за экологической
ситуацией в Баренцевом море, не располагает информацией о планах по
подъему подводной лодки. «Мы постоянно посылаем запросы российским
властям, (последний раз – в июне), но они отвечают, что пока никаких
планов подъема нет», – сказал в интервью корреспонденту «Беллоны вэб»
Ингар Амундсен, старший советник агентства.
Экологическая обстановка в районе затопления К-159
«Мы не инициировали специальных программ эко-мониторинга вблизи АПЛ,
находящейся на российской территории, но у нас есть постоянная
программа анализа экологической ситуации и мониторинга состояния
морской среды на Северо-Западе России, в рамках которой мы берем пробы
вблизи российской границы. Наши исследования не показывают повышения
уровня радиоактивности в регионе», — говорит Ингар Амундсен.
АПЛ К-159 имеет два реактора типа ВМА, мощностью 70 МВт каждый.
Активные зоны реакторов содержат около 800 кг отработавшего ядерного
топлива, активность которого составляет около 750 Кюри на кг.
«Основываясь на опыте, собранном специалистами по прошлым авариям с
затонувшими атомными лодками, как, например, с затоплением
«Комсомольца» в 1987 году, можно утверждать, что сначала радиоактивное
загрязнение произойдет, а скорее всего уже происходит, на локальном
уровне», — заявляет эксперт «Беллоны» Александр Никитин.
Если рассматривать более долгосрочные прогнозы, то далее радиоактивное
загрязнение начнет распространяться все шире по акватории Баренцева
моря. Этой «миграции» будут в особенности подвержены так называемые
«горячие частицы», являющиеся результатом любого электрохимического
процесса, происходящего в ядерном реакторе. Эти горячие частицы
представляют собой микроскопические частицы металла, сильно зараженные
альфа-излучением. Примером таких частиц может служить плутоний.
В 1989 году АПЛ К-159 была выведена из эксплуатации. В процессе вывода
из эксплуатации с атомной установкой, и с реакторами в частности, были
выполнены технические мероприятия, направленные на обеспечение ядерной
и радиационной безопасности. Эти мероприятия позволяют обеспечивать
безопасность в штатном режиме. Однако никогда не разрабатывались и не
выполнялись мероприятия для аварийных ситуаций такого рода, как та,
что произошла с АПЛ К-159.
Тот факт, что реакторы затонувшей АПЛ были заглушены с 1989 года,
означает, что в активных зонах этих реакторов остался очень низкий
уровень энерговыделения. Недостаток энерговыделения означает, что в
корпусе реактора больше нет повышенного внутреннего давления, которое
могло быть препятствием для проникновения морской воды внутрь, что
приведет к коррозии и вымыванию радиации. Дополнительным фактором
риска утечки радиации является давление воды на глубине 238 метров,
где лежит утонувшая К-159. Давление воды на такой глубине еще более
увеличивает опасность того, что толща воды прорвет стенки корпуса
реактора и хлынет внутрь.
«В этой связи нам совершенно непонятно полное бездействие российских
властей в отношении К-159», — говорит Никитин.
По мнению «Беллоны», необходимо также учитывать и психологический
фактор в ситуации, когда наполненная отработанным ядерным топливом
атомная подводная лодка покоится на дне богатого рыбой Баренцева моря.
На перспективы рынка продажи рыбы из Баренцева моря, как в случае
рыболовной промышленности и экспорта рыбы из России, так и в случае
рыбной отрасли ее соседа Норвегии, слухи о радиоактивном заражении
морепродукта могут произвести сокрушительный эффект.
«Мы полагаем, что это [подъем АПЛ] очень важно, и было бы очень хорошо
предотвратить любую возможность утечки радиации, но необходимо оценить
экологические риски операции по подъему», — говорит Ингар Амундсен.
«Россия должна тщательно исследовать все возможные технические
варианты операции по приведению АПЛ К-159 в безопасное состояние», —
заявляет Александр Никитин.
Имеющийся проект «Малахита» не имеет заключений по оценке воздействия
на окружающую среду (ОВОС) и технического обеспечения безопасности
(ТОБ), необходимых по российскому законодательству, однако эти расчеты
без проведения полного мониторинга сделать невозможно.
Как заявляют представители «Малахита», в случае начала финансирования,
«говорить о возможном начале операции можно будет не ранее 2007 года,
так как последний месяц, когда, учитывая северные климатические
условия, можно было проводить морской мониторинг, уже упущен».
«Планы по подъему всерьез не обсуждаются и не финансируются. Можно
сделать вывод, что в ближайшие два-три года подъем не будет
осуществлен в первую очередь из-за отсутствия политической воли:
видимо, нынешняя администрация опасается нежелательных потрясений», —
считает Никитин.
вэб-версия этого сообщения:
http://www.bellona.no/ru/international/russia/ navy/northern_fleet/incidents/k-159/395
39.html
Телефоны:
(812) 327-29-43 Экологический правозащитный центр "Беллона", Санкт-Петербург
(812) 964-47-82 Александр Никитин, ЭПЦ "Беллона"
+47-908-736-39 Игорь Кудрик, "Беллона-Осло"
************************************************
Другие новости смотрите на информационных лентах Кампаний МСоЭС и ЭкоПорте
по адресу www.ecoport.seu.ru
ЭКОСВОДКА выпускается Международным Социально-экологическим Союзом.
Редактор выпуска - Ольга Захарова
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический
Союз и бюллетень "Экосводка" ОБЯЗАТЕЛЬНА
За дополнительной информацией обращайтесь: seupress@seu.ru
Телефон/факс (095) 963-54-20
Архив рассылки: http://www.seu.ru/svodka
|
|
|
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|