Экосводка
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

N 44 (306)9.12.2003 Еженедельные экологические новости
пресс-служба
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза В этом выпуске:
ЛЕСНАЯ КАМПАНИЯ:
Реформа российского лесного законодательства должна быть приостановлена
ООПТ:
Унтер-офицерская вдова из Министерства природных ресурсов РФ
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
Счетная палата проверяет Минатом: миллионы потрачены не по назначению
ПРАВОЗАЩИТА:
Дело волгоградского активиста дойдет до министра Грызлова
БИОБЕЗОПАСНОСТЬ:
400 тысяч японцев отказались от ГМ-риса
Другие выпуски:
2005
36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2004
19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2003
46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2002
45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2001
47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2000
45 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1999
44 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1998
79, 80, 81
Дополнительная информация
тел: (095) 963-54-20
Москва
пл. Журавлёва, 1 (ДК МЭЛЗ), оф.42
МСоЭС
Эл. почта:
seupress@seu.ru

Экосводка

Подписаться на еженедельный бюллетень "Экосводка":



ЭКОСВОДКА выпускается Пресс-службой Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА Cмотри также:

Лесные новости

ЭкоПорт - Зелёные новости

Вести СоЭС

АНТИАТОМ.РУ - информационно-аналитическое агентство

Гражданка

ЛЕСНАЯ КАМПАНИЯ
Реформа российского лесного законодательства должна быть приостановлена
   Лесной клуб российских неправительственных организаций призывает приостановить внесение изменений в лесное законодательство до определения приемлемой для общества стратегии управления лесами России.
   Документ с названием "Необходимые первоочередные меры по наведению порядка в лесном хозяйстве" был представлен участникам Координационного совета лесного сектора, прошедшего на прошлой неделе в Вологде в рамках шестой Всероссийской выставки-ярмарки продукции лесопромышленного комплекса.
   Как показывает практика последних лет, меры по реформированию лесного хозяйства, принимаемые без единой стратегии, четко определенных целей и задач, обычно не приводят к ожидаемому результату и только усугубляют существующую ситуацию. По мнению экологов, хаотическое реформирование системы управления лесами должно быть приостановлено.
   В частности, должны быть приостановлены следующие процессы:
- разработка и принятие нового Лесного кодекса, а также всевозможных поправок к нему;
- разработка и принятие нормативно-технической документации;
- изменение правового статуса и функций лесхозов и приравненных к ним подразделений лесной службы;
- изменение форм собственности на леса и порядка предоставления лесных ресурсов в пользование;
- введение новых крупных статей расходов, связанных с управлением лесами (например, страхования лесов от пожаров);
- получение новых кредитов от международных финансовых агентств на реформу управления лесами (например, дополнительных кредитов от Всемирного банка).
   Если эти процессы не будут приостановлены до принятия разумной и приемлемой для общества стратегии управления лесами, они могут привести к неоправданным трудностям при реализации этой стратегии, а также к дополнительным неоправданным расходам.
   Имеющаяся концепция управления лесами вряд ли может быть использована в качестве основы, поскольку она соответствует скорее реалиям 20-30-летней давности, чем современным (а именно условиям, когда "объемные" показатели были значительно важнее экономических, а пользование древесными ресурсами рассматривалось без учета природоохранных и социальных функций леса).
   Стратегия должна учитывать ограниченность легкодоступных и высоколиквидных лесных ресурсов в России и относительно небольшую площадь лесов, в пределах которых возможно ведение устойчивого интенсивного лесного хозяйства. Иначе говоря, она не должна строиться на устаревшем представлении о неистощительности лесных богатств страны (возникшем во времена СССР, когда необходимые для "освоения" труднодоступных лесных ресурсов средства не рассматривались как лимитирующий фактор). Практически это означает, что стратегия должна быть рассчитана на увеличение доходности лесной отрасли без увеличения объемов заготовок.
   Основные направления развития лесного сектора должны учитывать не только экономические, но и биологические, средообразующие и социальные ценности и функции лесов, иначе ее реализация неизбежно приведет к многочисленным конфликтам и активному противодействию со стороны многих заинтересованных сторон.
   Для достижения целей реформы лесного сектора стратегия должна создаваться с привлечением специалистов-практиков и общественности, а не только силами узкого круга министерских чиновников - иначе она окажется всего лишь научным трудом, не имеющим никаких шансов на реализацию.
   Разрабатывая предложения, специалисты Лесного клуба выразили свою готовность принять участие в их обсуждении и доработке.

   Дополнительная информация:
http://www.forest.ru/rus/sustainable_forestry/principles/

ООПТ
Унтер-офицерская вдова из Министерства природных ресурсов РФ
   Министерство природных ресурсов продолжает рассылать странные телеграммы, от которых официальных российских природоохранников и общественность бросает то в жар, то в холод.
   В частности 6 декабря Керженский заповедник (Нижегородская область) получил еще одну интересную телеграмму от Министерства природных ресурсов.
   "Руководителям государственных учреждений телеграмма от 4 декабря 2003 номер т-1265 в адрес заповедников и национальных парков ошибочно отправлена по общему перечню рассылки. Виновные наказаны. Заместитель министра природных ресурсов Российской Федерации В.А.Павлов".
   Напомним, что день до этого, 5 декабря, все заповедники и национальные парки России получили от МПР за подписью того же Павлова телеграмму о признании их существования нецелесообразным.
   "Получается, Павлов, как автор предыдущей телеграммы, сам себя наказал, - комментирует Асхат Каюмов, председатель организации "Дронт", Нижний Новгород. - Классика не стареет, унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла, всегда жива".

   Дополнительная информация:
Экоцентр "Дронт", Нижний Новгород,
тел. (8312) 30-28-81, 33-77-89, askhat@dront.ru

ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Счетная палата проверяет Минатом: миллионы потрачены не по назначению
   Счетная палата провела проверку законности и целевого использования Министерством по атомной энергии РФ средств, отпущенных на утилизацию атомных подводных лодок (АПЛ) в 2002 году. Проверка установила факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств на общую сумму более 230 миллионов рублей.
   В добавление к этому, по заявлению Счетной палаты, Минатом не имеет права тратить 30% средств, отпущенных на комплексную утилизацию АПЛ, на переработку отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на предприятии "Маяк" в Челябинской области. Всего в 2002 на утилизацию АПЛ из федерального бюджета было направлено более 1,8 млрд. рублей.
   "Как показали результаты проверки, до 30 процентов средств федерального бюджета, предназначенных на комплексную утилизацию АПЛ, отвлекаются на транспортировку и переработку отработавшего ядерного топлива АПЛ. Вместе с тем, существующими нормативными правовыми актами переработка отработавшего ядерного топлива к утилизации АПЛ не отнесена", - говорится в отчете.
   В интервью "Беллоне Веб" представитель Счетной палаты сообщил: "Это первая серьезная проверка такого рода, проведенная инспекцией Счетной палаты по контролю за утилизацией и ликвидацией вооружений. Раньше Счетная палата занималась другими направлениями [при проверках Минатома]. Работали другие коллективы, и, кроме того, раньше не было таких итоговых документов".
   Счетная палата видит причину нарушений со стороны Минатома в отсутствии утвержденной федеральной целевой программы. Минатом руководствовался документом собственного сочинения под названием: "Концепция комплексной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками". В концепцию был включен принцип реализации "замкнутого" цикла, в котором отработавшее ядерное топливо перерабатывается для повторного использования. Таким образом, ОЯТ с утилизируемых АПЛ и надводных кораблей отправляется поездами за две тысячи километров через всю страну в Челябинскую область на комбинат "Маяк".
   Как подчеркивают составители документа, всего на неприоритетные работы уходит около 70% средств: "Кроме того, до 20% средств тратится на поддержание живучести АПЛ, находящихся в отстое, в том числе гражданскими экипажами, ещё 20% - на обеспечение безопасности радиационно-опасных объектов. В результате, на выполнение приоритетных работ по выгрузке отработавшего ядерного топлива и непосредственно утилизацию АПЛ приходится лишь 30% средств бюджета".
   Вскоре после проверки, комментируя в интервью агентству РБК материалы Счетной палаты, неназванный источник в Минатоме заявил, что претензии аудиторов к его министерству "носят рабочий характер".
   По его словам, нецелевое использование 118,7 млн. рублей объясняется тем, что в законе о бюджете на 2002 год случайно "выпала" фраза о том, что поступившие в госбюджет деньги от реализации ценных продуктов, полученных в результате утилизации АПЛ, должны вновь направляться на утилизацию АПЛ. Источник РБК в Минатоме объяснил так: "чтобы не прерывался процесс утилизации, Минатом в 2002 г. был вынужден использовать для утилизации АПЛ другие бюджетные средства, в этом Счетная палата и усмотрела их нецелевое использование".
   Как сообщили корреспонденту "Беллона Веб" в Счетной палате, те же объяснения высказывались представителями Минатома и на коллегии палаты, однако они показались аудиторам неубедительными, и все эти замечания инспекции Счетной палаты по утилизации и ликвидации вооружений вошли в согласованный и подписанный через две недели текст Отчета.
   Комплексная утилизация АПЛ находится в ведении Минатома с 1999 года. В 1999-2002 годах было утилизировано 43 АПЛ. Ранее, когда утилизация находилась в ведении Минобороны, темпы утилизации составляли в среднем 3 АПЛ в год.
   Постановление правительства от 15 сентября 2003 года обязывает Минатом к 1 мая 2004 года подготовить новую программу утилизации АПЛ, которая должна стать частью федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооруженной и военной техники на 2004-2010 годы". При этом государственным заказчиком-координатором всей федеральной программы станет Министерство экономического развития, а Минатом будет заказчиком той её части, которая касается АПЛ.
   В федеральном бюджете РФ на 2004 год на утилизацию и ликвидацию вооружений заложено 10, 365 млрд. рублей, с учетом международной помощи, из них 501,28 млн. руб. - средства из российского бюджета.

   Дополнительная информация:
Отчет Счетной палаты в формате pdf:
http://www.bellona.no/data/f/0/31/93/2_9811_2/rus_dok_ny.PDF,
Санкт-Петербург, ЭПЦ "Беллона": (812) 327 29 43, 995 61 18,
Александр Никитин (812) 964 47 82
Мурманск, "Беллона-Мурманск" (8152) 47 40 83,
Сергей Жаворонкин +7 921 725 57 96

ПРАВОЗАЩИТА 
Дело волгоградского активиста дойдет до министра Грызлова
   Вчера Международный Социально-экологический союз (МСоЭС) направил письмо Министру внутренних дел РФ Борису Грызлову с просьбой принять меры по факту бездействия его подчиненных - отдела внутренних дел г. Волгограда. Местная милиция никак не отреагировала на заявление члена МСоЭС Сергея Шавлака о том, что он подвергается преследованиям из-за своей деятельности.
   В конце октября квартира Сергея была ограблена, из нее пропал компьютер и ценные документы. Очень вероятно, что это событие стало последним в череде угроз в адрес Сергея из-за его деятельности, связанной с информационной кампанией "Знай что покупаешь!" (о наличии ГМО в местных продуктах питания).
   До этого Сергей неоднократно получал телефонные угрозы лиц представлявшихся представителями Волгомясомолторга, он обратился в местные органы милиции с просьбой обеспечить свою безопасность, но реакции с их стороны не последовало. Вместо этого Сергея вызвали в УБЭП г. Волгограда, куда тот же Волгомясомолторг, направил письмо с просьбой разобраться с Шавлаком и его организацией вместо предоставления внятного ответа общественности о содержании своей продукции.
   "Зеленая орбита" существует с 1997 года, и является одной из самых успешных организаций в Волгоградской области. Для получения достоверной информации о содержании генно-модифицированных компонентов в продуктах питания в начале 2003 года "Зеленой орбитой" была разработана и распространенна среди более, чем 60 пищевых производителей области анкета кандидата проекта "Знай, что покупаешь!". На первом этапе опроса был получен только один ответ (ПКК "Славянка"). После долгого ожидания "Зеленая орбита" решила провести повторное анкетирование. В этот раз адресатами стали только ведущие предприятия Волгоградской области.
   Анкета содержала повторную просьбу о предоставлении информации и предупреждение, что если информация не поступит, то на сайте проекта "Знай, что покупаешь!" (www.znai.seu.ru) будет размещено следующее: "Руководство предприятия подтвердило, что его продукция может и вероятно содержит генетически модифицированные организмы, либо не отрицало использование таковых". Повторная анкета была направлена заказным письмом с уведомлением в июне 2003 года. Подобные методы работы с пищевыми предприятиями дали хорошие результаты в странах Европы и вынудили производителей честно оповещать потребителя о составе производимой продукции. Инициируя данный проект в Волгограде, экологи надеялись получить аналогичные результаты.
БИОБЕЗОПАСНОСТЬ 
400 тысяч японцев отказались от ГМ-риса
   Как сообщают наши японские коллеги, жители японской префектуры Ивате на митинге в г. Мориока заявили на прошлой неделе, что власти должны прекратить эксперименты с трансгенным рисом, так как он никому в стране не нужен. Власти с ними согласились.
   450 человек, собравшиеся в г. Мориока (Ивате) на митинг, скандировали: "Мы не хотим ГМ-еды. Мы не едим ГМ-еду. Мы не позволим ее нам продавать". Во время митинга жители передали властям петицию с более чем 400 тысячами подписей японцев против экспериментов с ГМ-рисом.
   В ответ директор Департамента сельского хозяйства префектуры Масакацу Сасаки заявил собравшимся, что эксперименты с ГМ-рисом в Ивате будут прекращены уже в этом году. Господин Сасаки также добавил, что Ивате в дальнейшем не будут выпускать на испытательные поля ГМ-рис и другие трансгенные культуры. В префектуре Ивате находится Биотехнологический центр, который в апреле 2003 года получил разрешение на полевые испытания ГМ-риса. В этот сорт риса был встроен ген глютатион-S-трансферазы, придающий растению устойчивость к гербицидам и низким температурам. Таким образом, благодаря новому гену, растение стало способно продуцировать неизвестные ему ранее ферменты, выполняющие сразу несколько функций, последствия же такого нововведения неизвестны.
   Это уже не первая победа жителей Японии над трансгенами. В прошлом году из-за негативного отношения населения было прекращено коммерческое выращивание ГМ-риса от Монсанто в префектуре Аиши. Также властям Японии под давлением общественности пришлось всерьез задуматься над ужесточением требований к выпуску ГМ-культур на испытательные поля Японии, так как в феврале в стране вступает в силу Картахенский протокол по биобезопасности, регулирующий на международном уровне вопросы перемещения ГМО в окружающей среде.

   Дополнительная информация:
Keisuke Amagasa NO! GMO Campaign Япония
e-mail: no-gmo@jca.apc.org
Кампания "За биобезопасность!" МСоЭС, http://www.biosafety.ru

************************************************
Другие новости смотрите на ЭкоПорте по адресу www.ecoport.seu.ru
ЭКОСВОДКА выпускается пресс-службой Центра координации и информации Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА

За дополнительной информацией обращайтесь по тел: (095) 124-7934,
URL: http://www.seu.ru/svodka Эл. почта: seupress@seu.ru

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами