Экосводка
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

N 29 (291)29.07.2003 Еженедельные экологические новости
пресс-служба
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза В этом выпуске:
АКЦИЯ
Заместителя мэра Азова довели до слез
ООПТ:
Дунайский биосферный. Заповедная Дельта - год спустя
НЕФТЬ:
Президенту России отправлена первая тысяча открыток против нефтедобычи на Балтике
ПРАВОЗАЩИТА:
Пасько остается "невыездным"
ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
Жители Соснового Бора решат, нужен ли им алюминиевый завод
ЕБРР начал общественные консультации по проекту терминала по перевалке аммиака корпорации "Тольяттиазот"
АКЦИЯ:
Рейд в защиту Иртыша
Другие выпуски:
2005
36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2004
19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2003
46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2002
45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2001
47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2000
45 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1999
44 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1998
79, 80, 81

Экосводка

ЭКОСВОДКА выпускается Пресс-службой Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вести СоЭС

АНТИАТОМ.РУ - информационно-аналитическое агентство

Гражданка

АКЦИЯ
Заместителя мэра Азова довели до слез
   На выходных активисты, выступающие против строительства метанолового терминала на Азове, организовали символическую блокаду на трассе Краснодар-Ростов. На короткое время участники акции живой цепью перегородили, а затем отошли на обочину. В митинге приняли участие более 500 человек.
   На митинге против терминала был замечен заместитель мэра города Азова г-н Пешков. Митингующие окружили его плотным кольцом и забросали вопросами. Пешков отделывался стандартными ответами (дескать, он заботится о благоустройстве города, "я буду разговаривать только с профессионалами" и т.д.) и попытался уйти. Но местные жители и экологические активисты окружили его плотным кольцом и взялись за руки.
   Милиция начала вырывать заместителя мэра из народных объятий, разорвать кольцо ей удалось, однако под громкое скандирование всеми митингующими одного емкого слова "Позор!", почти освобожденный Пешков вернулся. По мнению всех очевидцев (около 500 участников митинга), на этот раз он вел себя намного внимательнее к голосу народа, а, по мнению некоторых, чуть не плакал.
   В итоге он обещал:
  - Остановить движение грузовой техники к стройплощадке метанолового терминала.
  - Позаботиться о строительстве объездной дороги.
  - Известить об очередном, посвященном проблеме терминала заседании городской думы.
   Участники митинга приняли решение, что если обещания выполнены не будут, в ближайшее время блокада трассы Краснодар-Ростов повторится, но уже не в символичном варианте.

   СПРАВКА: Жители Азова и Экологи недовольны строительством терминала по перевалке метанола по следующим причинам.
   1. Метанол (метиловый спирт) вещество высокой степени опасности. В Италии санитарно-защитная зона для объектов такого рода должна быть не менее 7 км. В России не менее 1 км. Тут терминал находится менее чем в 400 м. От жилых домов.
   2. По подсчетам экспертов, из Экологического Фонда Защита окружающей среды Приазовья, одной аварии танкера, (метанол будет поступать на терминал по железной дороге, и увозиться морем), с метанолом, жизнь в Азовском море будет уничтожена полностью. Учитывая то, что по природным причинам, навигация для судов типа танкеров, в Азовском море крайне затруднена, такой риск трудно назвать оправданным. Имеются и другие причины.

   Дополнительная информация:
Тел. (86342) 409-92 Юрий Голубев (г. Азов),
e-mail: y_golubev@rambler.ru

ООПТ
Дунайский биосферный. Заповедная Дельта - год спустя
   По большому счету, сейчас город Вилково, в котором находится офис Дунайского заповедника, так называемая украинская Венеция, сохраняется таким, как он есть, только благодаря заповеднику. Если бы не его стойкость, на месте большей части города уже сейчас бы перегружали химические удобрения и другие малоприятные вещи.
   То, что хотели и хотят сделать с городом и его жителями проектировщики канала, который должен был пройти через заповедную зону, - отработанная схема. Сначала бросают мелкие (по сравнению с барышами) подачки и обещают золотые горы в виде рабочих мест и прочих благ. Как только их пускают на территорию, "приятели" превращаются в захватчиков и просто дают бывшим хозяевам земли пинка под зад.
   Так было при строительстве нефтепровода КТК под Новороссийском - бывшее курортное местечко Озерейку превратили в пыльную помойку, на которой хозяйничают наемники - высшая каста - англичане и французы, рангом пониже - рабочие, привезенные с других строек. Местным жителям не предлагают ничего. Редко кому удается устроиться сторожем. Теперь у них нет ни моря, ни виноградников, ни приезжих курортников, а есть голая, пыльная земля и труба за окнами.
   Почти то же самое происходит при строительстве трубопровода Баку - Джейхан. Компания, которая его строит, считает, что самый дешевый вариант - положить трубу через долину Боржоми. Понятно, что минералка с нефтью - а аварий пока не удалось избежать ни одному нефтепроводу - никому не нужна. Компенсации предлагаются смехотворные.
   Вместо процветания город Вилково рискует оказаться у разбитого корыта. Конечно, часть людей может посчитать, что потеряют они уж не так уж и много... Впрочем, во всяком обществе всегда есть люди, которые свое нежелание работать объясняют внешними обстоятельствами...
   На самом деле, уже сейчас Вилково и его жители могли бы получать гораздо больше от приезжих туристов, от их интереса к необычному городу на воде, дельте и ее обитателям. Чтобы посмотреть на пеликанов и колпиц, караваек и лебедей в природе готовы приезжать и ученые, и просто молодые и пожилые люди... В основном для этого нужны даже не денежные вложения, а просто труд и желание сделать свою жизнь лучше. Конечно, нужна добрая воля власть предержащих на разных уровнях, начиная с городских властей. Пока же вместо сотрудничества - одни проблемы. Похоже, что кто-то внушает нынешним хозяевам города, что если не будет заповедника, то они смогут приватизировать самые лакомые кусочки и использовать их по своему усмотрению, поставить табличку "частная собственность" и навсегда закрыть туда доступ "простым" людям.
   Конечно, надо быть наивным, чтобы надеяться на раздел и распаевание заповедника - последний Указ Президента Украины как раз предусматривает расширение охраняемой территории и усиление режима охраны. Кто-то ожидал, что этот Указ уничтожит заповедник, но на самом деле он предусматривает расширение заповедной территории. В принципе, по Указу даже получается, что ДБЗ отдается вся акватория Черного моря...
   Если же кто-то надеется урвать кусок от гирла Быстрое в случае его изъятия из охраняемой территории, то это - опасное заблуждение. Все уже заранее расписано и распределено между более крупными игроками. Недавно на официальном уровне была озвучена схема махинаций вокруг канала по Быстрому, который в случае его постройки очень "по-быстрому" переходит в частные руки... Кто-то за бюджетные - а значит, народные деньги получает кусок Дуная...
   Глядя на все это, вспоминается старая фраза - "Будьте бдительны". Правда, к этому еще стоит добавить - будьте разумны, думайте - и не молчите. Ведь если что-то происходит в родном городе - оно касается каждого. Дойдут до соседского огорода - дойдут и до твоего.
   Пока же в Быстром не ходят огромные суда, и рыбаки спокойно могут ловить рыбу. Пока не тронута песчаная коса рядом с Быстрым, и там спокойно выводят птенцов крачки, шилоклювки, кулики-сороки. Недавно вылупившийся малыш крачки - у него еще яичный зуб на клюве, белый "слюнявчик" на груди, на еще дрожащих лапках с перепонками этот малыш делает первые шаги. Шаги по своей земле. По новой земле, которая появилась совсем недавно. Но она уже принадлежит им - птицам. Она принадлежит морю. Она принадлежит Дунаю.
   Эту землю намыло совсем недавно. Да и напротив самого гирла Быстрое - море по колено. Совершенно очевидно, что делать здесь канал - это не только уничтожение живой природы, это зарывание денег в землю. Точнее - в морское дно...
   Почему-то очевидные и понятные вещи, когда их видишь здесь, на месте, вдруг становятся непонятными в кабинетах, где подписываются указы.
   То, что происходит вокруг ДБЗ, непонятно не только в Украине, но за ее пределами. Недаром в течение последнего года в посольства Украины в разных странах и напрямую Президенту идут запросы от официальных и общественных организаций. Неудивительно - ведь ДБЗ - общемировая ценность, неповторимый природный участок. Кроме того, есть и проза жизни - международное сообщество уже вложило и продолжает вкладывать в природоохрану Украины большие средства - и подобное вольное обращение с заповедными территориями, как, например, рытье в самом центре ее глубоководного канала, вызывает, мягко говоря, недоумение.
   Дунайская комиссия также весьма озабочена ситуацией. Официальный журнал Дунайской комиссии - "Дунайский наблюдатель" - ждет новостей о развитии ситуации с ДБЗ. Ждет новостей мировое природоохранное сообщество. Пока же государство думает, что делать с национальным и мировым достоянием. Пока оно думает, есть время рассказать всем, что же происходит вокруг Вилково и ДБЗ. И про сохраненных общими усилиями птиц, про вылупившихся птенцов, про неунывающих людей... И про странную возню вокруг строительства канала, Указа Президента, про интересные схемы траты денег и конвертации государственного в личное. И какой будет вся рассказанная история - историей воровства и национального позора, или историей достойных и взвешенных решений, зависит и от власть предержащих, и просто от всех тех, кого это касается.

   Подготовлено с использованием материалов газеты заповедника "Дельта и человек"

   Дополнительная информация: www.seu.ru/projects/dunay

НЕФТЬ
Президенту России отправлена первая тысяча открыток против нефтедобычи на Балтике
   Экологи продолжают серию акций против проекта нефтедобычи Д6, угрожающего объекту Всемирного Наследия ЮНЕСКО - Национальному парку "Куршская Коса". В Калининградской области идет массовая отправка посланий Президенту России 28 июля в 11 часов в курортном городе Зеленоградске Калининградской области группа "Экозащита!" дает ответы населению на вопросы о возможном ущербе от нефтедобычи на месторождении Д6. Компания ЛУКОЙЛ планирует начать освоение этого месторождения в Балтийском море не смотря на требования ЮНЕСКО о приостановке проекта до проведения международной экспертизы.
   Активисты группы "Экозащита!", на протяжении года ведущие кампанию "СТОП Д6!" против разработки компанией ЛУКОЙЛ нефтяного месторождения Кравцовское (Д6), также продолжат 28 июля сбор открыток для Президента России. На открытке изображены нефтяные вышки на фоне морских дюн, на обратной стороне содержится типовое письмо Владимиру Путину, призывающее остановить проект Д6, а также место для росписи и адреса отправляющего. Такие акции уже состоялись при поддержке местного населения 12 июля в Зеленоградске и 23 июля в поселке Лесное на Куршской косе. Местные жители и отдыхающие охотно пользуются возможностью обратиться напрямую к Президенту, уже отправлена первая тысяча открыток.
   Как показала информационная акция, местные жители не обладают достаточной информацией, многие из них ничего не знают о готовых реализоваться планах добычи нефти в Балтийском море. А бездействие и неготовность к экстремальным ситуациям со стороны властей была продемонстрирована на прошлой неделе, когда на пляжах Калининградской области появилось нефтяное загрязнение. Пока на пляжах с завидной регулярностью появляется только неопознанный нефтепродукт, с началом же добычи нефти на Д6 побережье будет под постоянной угрозой нефтяного загрязнения. Напомним, что ранее в этом месяце на Калининградское побережье было выброшено около 40 тонн неизвестных нефтепродуктов.
   По существующим правилам, в случае аварийного разлива на платформе Д6, когда там начнут добывать нефть, за ликвидацию последствий должен отвечать инвестор, Лукойл-Калининградморнефть. Но только до тех пор, пока нефтяное пятно не достигнет побережья. Здесь ликвидацию аварии обязана взять на себя областная администрация и управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Однако местной властью до сих пор не установлен источник загрязнения, не определен объем ущерба, с опозданием организованы работы по очистке пляжа, вопреки мнению специалистов не объявлена чрезвычайная ситуация.
   "В случае аварии на Д6, где добычу нефти планируют начать уже в конце нынешнего года, населению действительно придется купаться в нефти. Как мы успели увидеть, власти не готовы к ликвидации разливов нефти, а Лукойл по сути умудрился снять с себя всю ответственность и переложить ее на бюджет, - комментирует Александра Королева, со-председатель группы "Экозащита!". - Даже сейчас, вместо анализа проблемы и борьбы с последствиями загрязнения, власти занимаются игрой в молчанку, охотой на ведьм в виде поиска внутренних и внешних врагов, попытками загладить ситуацию перед вышестоящими чиновниками и откровенным враньем, прикрываемым "заботой о национальных интересах".

   Дополнительная информация: "Экозащита!" в Москве - 7766281, в Калининграде - (0112)710991, 757106, (902) 2315243
e-mail: ecodefense@ecodefense.ru, http://www.ecodefense.ru

ПРАВОЗАЩИТА 
Пасько остается "невыездным"
   Жалоба Григория Пасько на действия ОВИРа, отказавшего журналисту в выдаче загранпаспорта, отклонена Люблинским судом Москвы. Пасько и его адвокат намерены обжаловать решению суда.
   24 июля Люблинский суд г. Москвы рассмотрел жалобу журналиста Григория Пасько на действия 3-его ОВИРа Юго-Восточного административного округа Москвы, отказавшего ему в выдаче загранпаспорта. В удовлетворении жалобы было отказано.
   Как сообщил "Беллоне Веб" адвокат Григория Пасько Иван Павлов, журналист намерен обжаловать решение суда. ОВИР обосновывает свое решение не выдавать загранпаспорт, ссылаясь на некое указание 1998 года, подписанное начальником одного из московских подразделений ГУВД. В нем значится, что условно-досрочное освобождение не является полным освобождением от отбывания наказания.
   Однако, как подчеркивает Иван Павлов, "права человека могут быть ограничены только законом, а не указанием рядового чиновника - который в данном случае не министр, и даже не начальник ГУВД Москвы". Такое указание не является нормативным актом и в данном случае неприменимо. В соответствии же со ст. 79 УК РФ, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является одним из видов освобождения от наказания, а потому ограничений на выезд из Российской Федерации накладывать не должно.
   Сами представители ОВИРа на заседание суда не явились. Дело рассматривалось в их отсутствие.

   Дополнительная информация:
Экологический правозащитный центр "Беллона" (812) 327-29-43,
Григорий Пасько (095) 349-94-39, Иван Павлов (812) 963-65-11,
http://www.bellona.org/ru/international/russia/envirorights/pasko/inde

ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 
Жители Соснового Бора решат, нужен ли им алюминиевый завод
   В г. Сосновый Бор (Ленинградская область) зарегистрирована инициативная группа и утверждены вопросы для проведения городского референдума по вопросу о строительстве Сосновоборского алюминиевого завода (САЗ). Для того, чтобы референдум состоялся, инициативная группа должна собрать около тысячи подписей местных жителей. Активисты общественных организаций "Зеленый мир" и "Родной берег" уверены, что это не составит для них особого труда.
   Референдум вызвал политическую реакцию у губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова. 22 июля он заявил, что Сосновоборский алюминиевый завод строиться не будет, поскольку инициаторы строительства не предоставили необходимых документов. "Зеленый мир" считает, что это заявление не стоит принимать всерьез. Ведь в сентябре должны состояться выборы губернатора области, и накануне кандидат пообещает своим избирателям что угодно. Более того, тендер на строительство САЗ уже проведен, среди восьми строительных организаций распределено более $ 50 млн. Так что стройка может начаться в ближайшее время.
   Между тем, запуск финансирования проекта не получившего положительного заключения Государственной экологической экспертизы является нарушением закона об экологической экспертизе.

   Дополнительная информация:
Олег Бодров, "Зеленый мир", bodrov@sbor.net,
http://www.greenworld.org.ru

ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 
ЕБРР начал общественные консультации по проекту терминала по перевалке аммиака корпорации "Тольяттиазот"
   23 июля на сайте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) помещены материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проекту строительства терминала по перевалке аммиака ("Тольяттиазот"). Тем самым, в ЕБРР начата процедура общественных консультаций по этому проекту химической корпорации "Тольяттиазот", которая претендует на то, чтобы строительство терминала было профинансировано этим банком. Срок окончания консультаций - 28 октября 2003 года, когда по финансированию этого проекта должно быть принято решение Советом Директоров ЕБРР.
   Химическая корпорация "Тольяттиазот" с 1999 года осуществляет строительство терминала по перевалке аммиака на Таманском полуострове (пос. Волна, Темрюкский район, Краснодарский край). Строительство этого крайне опасного объекта вызвало протесты со стороны местного населения и общественного экологического движения. В результате проект несколько раз останавливалось государственными органами. Последний раз строительство было остановлено осенью 2002 года. Весной 2003 года с молчаливого согласия местных властей незаконные работы на терминале были возобновлены, несмотря на отсутствие заключения государственной экологической экспертизы и разрешения на строительство.
   Корпорации "Тольяттиазот" не хватает собственных средств для реализации своего проекта, и весной 2002 года она обратилась в Европейский банк реконструкции и развития по вопросу предоставления кредита на строительство терминала со стороны этого банка. Общественные экологические организации уже на предварительной стадии рассмотрения банком этого проекта направили в ЕБРР информацию о его экологической опасности и о широкой оппозиции в отношении проекта со стороны местного населения. Они настаивали на том, чтобы банк не принимал этот проект к рассмотрению. По мнению общественности, финансирование проекта строительства аммиачного терминала на Таманском полуострове ЕБРР недопустимо, так как противоречит миссии банка и его основным принципам.
   К сожалению, ЕБРР все же принял этот проект к рассмотрению. Сейчас процесс его согласования вышел на финишную прямую. Однако мнение общественности повлияло на то, что ЕБРР присвоил проекту категорию "А". Эту категорию присваивают экологически опасным проектам, и процедура их согласования предусматривает широкие консультации с общественностью.
   Начало ЕБРР общественных консультаций - сигнал к активизации взаимодействия экологической общественности и местного населения Таманского полуострова с ЕБРР. Необходимо доказать Банку, что финансирование этого проекта недопустимо, так как его реализация противоречит принципам устойчивого развития.

   Информация об ОВОС по проекту аммиачного терминала "Тольяттиазот" размещена по адресу: http://www.ebrd.com/enviro/eias/russia/28980.htm

   Дополнительная информация:
Андрей Рудомаха,
Независимая экологическая Вахта по Северному Кавказу,
e-mail: ies@nc.ru

АКЦИЯ 
Рейд в защиту Иртыша
   С 4 по 12 августа в Восточно-Казахстанской области проводится рейд в защиту реки Иртыш. Организатор рейда - Культурно-экологическое объединение "Беловодье".
   Рейд пройдет от Усть-Каменогорска до Семипалатинска. В программе: встречи с населением и акиматами в населенных пунктах по пути следования; экологическая акция "Чистый берег"; распространение плакатов рейда; концерты авторской песни в защиту природы; распространение экологического вестника "Реки и Вершины".
   В концертах примут участие известные исполнители авторских песен. На встречах будет организована "стена гласности" (планшет с прикрепленным листом ватмана), на которой каждый желающий сможет написать свое мнение по поводу загрязнения Иртыша и пожелания администрации в решении экологических проблем региона. Собранные пожелания жителей будут переданы в областную администрацию по окончании рейда.
   Реки Восточного Казахстана являются одними из самых загрязненных в республике. Уровень загрязнения Иртыша в Восточном Казахстане в 2002 году характеризуется как умеренный, тем не менее, годовой сброс в водные объекты бассейна реки Иртыш экологически опасных веществ промышленными и коммунальными предприятиями достиг около сотни тысяч тонн в год. Наиболее интенсивное загрязнение акватории Иртыша происходит в районе Серебрянска, Усть-Каменогорска и Семипалатинска, где в аварийном режиме эксплуатируются очистные сооружения. Однако наибольший вред бассейну Иртыша наносят технические и аварийные сбросы горно-металлургических предприятий Восточного Казахстана.
   По данным Восточно-Казахстанского территориального управления охраны окружающей среды, в притоке Иртыша - Красноярке - были зарегистрированы максимальные концентрации за период январь-май 2003 года по цинку - 99,2 ПДК, по меди - 14,0 ПДК, по марганцу - 21,4 ПДК (источники загрязнения: затопленная шахта "Капитальная", промплощадка "Иртышская", Иртышский шламонакопитель, хвостохранилище Верх-Березовской обогатительной фабрики). Подобному же экстремальному загрязнению подвергает речку Глубочанку корпорация "Казахмыс". Всего в бассейн Иртыша ежегодно сбрасывается несколько десятков тонн цинка, 3 тонны меди, более 2 тонн кадмия и свинца. Практически на всем протяжении реки загрязнение Иртыша многократно превышает ПДК по меди, цинку, свинцу, хрому, кадмию, по микробиологическим показателям до 24 раз (лактозоположительная кишечная палочка). В результате хозяйственной деятельности войсковых частей бывшего Министерства обороны СССР создана чрезвычайная экологическая опасность окружающей природной среде в бассейне реки Иртыш и угрожающая опасность здоровью населения, пользующегося питьевой водой реки, загрязнением подземных вод авиационным керосином в районе старого аэропорта г. Семипалатинска.
   При организации "Беловодье" в июле был создан Комитет в защиту реки Иртыш, который должен стать действенным инструментом для обеспечения участия городских и сельских жителей в процессе принятия решений по важным экологическим проблемам региона. Деятельность Комитета будет способствовать объединению усилий акиматов, населения, экологических НПО в решении важных проблем реки Иртыш, проблем жизнедеятельности и обеспечения населения чистой водой. К участию в работе Комитета приглашаются все заинтересованные стороны.

   Дополнительная информация:
Дмитрий Литвинов,
культурно-экологическое объединение "Беловодье",
тел./факс: (3232) 25-72-94, Belovodye@sigma.kz

************************************************
Другие новости смотрите на ЭкоПорте по адресу www.ecoport.seu.ru

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность