Экосводка
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

N 42 (212) 20.11.2001 Еженедельные экологические новости
пресс-служба
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза В этом выпуске:
АКТУАЛЬНО:
МПРу осталось жить три месяца, говорит замглавы Администрации Президента. Если МПР не начнет решать проблемы окружающей среды
Результаты реформ в цифрах и фактах
ЗАЯВЛЕНИЕ:
Заявление общественных организаций "Экология и гражданское общество"
ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ:
Круглый стол обсудит последствия деятельности российского ВПК
Проблемная дискуссия "Здоровье населения и окружающая среда"
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
Будущее энергетики Сибири: газ или атом?
ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
Почем "дихлофос" для народа, отдельные граждане из правительства?
АКЦИЯ:
Мимо супермаркетов будут проходить, не задерживаясь
Другие выпуски:
2005
36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2004
19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2003
46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2002
45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2001
47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2000
45 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1999
44 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1998
79, 80, 81
Дополнительная информация
тел: (095) 963-54-20
Москва
пл. Журавлёва, 1 (ДК МЭЛЗ), оф.42
МСоЭС
Эл. почта:
seupress@seu.ru

Экосводка

Подписаться на еженедельный бюллетень "Экосводка":



ЭКОСВОДКА выпускается Пресс-службой Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА Cмотри также:

Лесные новости

ЭкоПорт - Зелёные новости

Вести СоЭС

АНТИАТОМ.РУ - информационно-аналитическое агентство

Гражданка

АКТУАЛЬНО
МПРу осталось жить три месяца, говорит замглавы Администрации Президента
Если МПР не начнет решать проблемы окружающей среды

  Таков основной итог встречи лидеров Форума "За природу" - С. Забелин (МСоЭС), И.Честин, Е.Шварц (WWF), С. Цыпленков (Гринпис) - с замглавы Администрации Президента В. Сурковым 19 ноября в Кремле. Основным предметом обсуждения была система управления охраны окружающей среды. Рассмотрев информационную записку о положении в области состояния окружающей среды, которая ясно показала усугубление отрицательных тенденций после ликвидации Госкомэкологии, Сурков предложил экологам новую схему работы.
  Очевидно, что МПР в нынешнем его виде не справляется с переданными ему функциями бывшей Госкомэкологии - а именно, с контролем за соблюдением природоохранного законодательства и рациональным использованием природных ресурсов.
  Согласившись с доводами представителей Форума, Сурков предложил дать некий 3-х месячный испытательный срок МПР. Идея заключается в следующем: выбрать несколько наболевших проблем, и, под патронажем лично господина Суркова, попытаться их решить. Если в результате этих попыток будет доказана неспособность МПР эффективно обеспечивать снижение загрязнения, предотвращать и пресекать расхищение природных ресурсов, то Сурков готов поставить вопрос об изменении структуры государственного управления в этой сфере на самом высоком уровне.

  Напомним, что аналитики Форума "За природу" пришли к следующим выводам:
  * Ликвидация государственного природоохранного органа в 2000 г. и ослабление экологического контроля не оказали положительного влияния на темпы экономического роста.
  * Результатом реструктуризации Правительства в 2000 г. явилось увеличение выбросов и сбросов загрязняющих веществ - впервые после 1990 г. - на фоне замедлившегося экономического роста. В период существования самостоятельной государственной структуры по охране окружающей среды они улучшались как в период экономического спада, так и в период роста производства.
  * Отсутствие самостоятельного государственного контроля приводит к ежегодным потерям федерального и регионального бюджета, исчисляемого десятками, если не сотнями миллиардов рублей - сумма, превышающая затраты на содержание ведомства в период максимального финансирования в сотни раз.
  * Сокращение и уход кадров из природоохранных структур уже привели к существенной потере позиций страны на международной арене. Особенно сильно эти последствия скажутся в 2002 г. в связи с проводимым Глобальным саммитом ООН по охране окружающей среды и устойчивому развитию.
  * Реорганизации министерства природных ресурсов после передачи ему функций охраны окружающей среды не только не смогли сохранить, но и фактически развалили государственное управление в этой области. Смена министра, проводимая в настоящее время реорганизация, подбор и расстановка кадров окончательно разрушают систему государственного управления в области охраны окружающей среды, что еще раз подтверждает невозможность совмещения природоохранных и хозяйственных функций в рамках одного ведомства.

АКТУАЛЬНО
Результаты реформ в цифрах и фактах
  Система государственного управления охраны окружающей среды просто парализована.
  В 1999-2000 гг. число инспекторского состава по стране сократилось на 31 процент (с 4805 до 3309 человек). Соответственно, сократилось число предприятий, стоящих на экологическом контроле - с 332 тысяч до 282 тысяч (на 16 процентов). На 21 процент снизилась сумма наложенных штрафов (64,1 млн. руб. по сравнению с 81,3 млн. руб. в 1999 г.). Эта тенденция только усиливается - так, в первом полугодии 2001 г. штрафов наложено только на 11,2 млн. руб., а количество проверок составило 32 тысячи (для сравнения в 2000 г. - 166 тысяч за год).
  Следует отметить, что выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы в 1992-1999 гг. неуклонно сокращались. Именно в 2000 г., после ликвидации самостоятельного государственного органа по охране окружающей среды, наметился рост как выбросов вредных веществ в атмосферу, так и сбросов в водоемы.
  Одним из аргументов в пользу ликвидации самостоятельного государственного органа по охране окружающей среды был прогноз ряда экономистов, что смягчение (в реальности - снятие) экологических барьеров развития хозяйства приведет как к более быстрому экономическому росту, так и к росту инвестиций в реальный сектор экономики. Этот прогноз оказался абсолютно ошибочным. В действительности, наиболее быстрый экономический рост в России происходил в 1999-2000 г., составив по объему промышленной продукции 111 процент к 1998 и 1999 гг. соответственно. При этом выбросы и сбросы продолжали сокращаться. То же касается и инвестиций, составивших в 1999 г. 105 процентов, а в 2000 г. - 117 процентов по сравнению с предшествующими годами.
  В то же время, в 2001 г. объем промышленной продукции составил 104,5 процентов, а инвестиции в основные фонды - 107,8 процентов по сравнению с 2000 г., что явно указывает на снижение темпов экономического роста. При этом выбросы и сбросы увеличились!
  Снятие экологических барьеров, таким образом, не ускорило экономический рост, а создало стимулы для восстановления устаревших технологий. В итоге в проигрыше оказались те предприятия, которые в начале своей деятельности инвестировали в соблюдение экологических стандартов с одной стороны для того, чтобы снизить издержки в виде штрафов и исков, а с другой - чтобы повысить привлекательность своей продукции.
  О том, в чьих же собственно интересах был ликвидирован государственный природоохранный орган, свидетельствует следующий факт. Одним из первых шагов председателя ликвидационной комиссии Госкомэкологии России А.Ф. Порядина, впоследствии назначенного первым заместителем министра природных ресурсов, было письмо территориальным природоохранным органам Госкомэкологии, предлагающее приостановить использование Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты. На деле это "предложение" означало отказ от взимания платы за сверхнормативные, т.е., самые "дорогие" сбросы, осуществляемые наиболее отсталыми предприятиями.
  Таким образом, можно констатировать, что проведенная в мае 2000 г. реорганизация ведомств уже привела к серьезным отрицательным экологическим последствиям, определив рост всех видов загрязнения в России при резком сокращении ответственности нарушителей. Проведенная в октябре 2001 г. структурная реорганизация Министерства природных ресурсов, в частности, лишившая государственную службу по охране окружающей среды в рамках министерства контрольно-инспекционных и разрешительно-нормативных функций и полномочий, равно как и финансовой самостоятельности поставит точку в истории государственной охраны окружающей среды в России. В этом состоит основная угроза экологической безопасности страны на современном этапе.
ЗАЯВЛЕНИЕ
Заявление общественных организаций "Экология и гражданское общество"
  Анализ успехов и неудач в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования в России и других странах показывает, что наличие институтов гражданского общества не только облегчает решение ряда экологических проблем, но и предупреждает появление многих из них.

  Экологические организации России вынуждены констатировать отсутствие связи между обществом и структурами государственной власти. Только в отсутствие такой связи возможны такие действия властей, встречающие сопротивление общества, как:
  * упразднение в мае 2000 г. Президентом России самостоятельных федеральных органов по охране окружающей среды (Госкомэкологии и Рослесхоза), создания которых гражданское общество добивалось на протяжении десятилетий;
  * принятие в 2001 г. решений о ввозе в страну отработавшего ядерного топлива при ясно выраженном несогласии подавляющего большинства населения;
  * реанимация планов строительства новых АЭС (в том числе Приморской, Костромской, Южно-Уральской, Балаковской, Башкирской) и гидроузлов (Юмагузинского водохранилища, Катунской ГЭС и др.), а также ввод в эксплуатацию в феврале 2001 г. Волгодонской АЭС;
  * попустительство массовой нелегальной вырубке лесов (в том числе горных и реликтовых), и масштабному браконьерству;
  * подготовка к утилизации имеющегося химического оружия, производстве, запуске и уничтожении ракет и токсичных топлив, утилизации атомных подводных лодок без обеспечения должной экологической и социальной безопасности населения, засекречивание данных по многочисленным прошлым экологически опасным операциям уничтожения химического оружия во многих местах страны;
  * реализация многих масштабных проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы, вообще без такой экспертизы, а иногда и без технико-экономического обоснования и даже проекта;
  * расширяющееся преследование экологических активистов, в том числе под надуманными предлогами "раскрытия государственных тайн" и обвинения их в шпионаже;
  * повсеместное нарушение природоохранного законодательства как природопользователями, так и властными структурами, не находящее должного отпора со стороны правоохранительных органов;
  * сокращение объема преподавания экологических дисциплин, нарушение принципа непрерывности экологического образования.

  Сегодня в России повсеместно нарушаются конституционные права граждан, в первую очередь:
  * право на благоприятную окружающую среду;
  * право на компенсацию ущерба, нанесенного экологическим правонарушением;
  * право на полную, объективную, достоверную и своевременную экологическую информацию и на ее свободное распространение;
  * право на участие (в том числе - непосредственное) в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды и затрагивающих жизненные интересы граждан, включая референдумы;
  * право на судебную защиту общественных экологических интересов и экологических прав граждан.

  В настоящее время существует очевидная угроза безопасности нынешнего и будущих поколений россиян и национальной безопасности , так как:
  * значительная часть территории России, на которой проживают десятки миллионов человек, в результате прошлого и продолжающегося загрязнения, превращена в зону экологического неблагополучия;
  * растет роль экологического фактора в ухудшающемся с каждым новым поколением состоянии здоровья населения, сокращении продолжительности жизни, появлении новых экологически зависимых заболеваний;
  * в результате разрушения системы государственного управления и контроля растут выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
  * политика в области использования природных ресурсов проводится в интересах небольшой группы лиц, получающих сверхприбыль от хищнической эксплуатации ресурсов, принадлежащих всему обществу, а криминализация в этой области достигла пределов, угрожающих будущему России;
  * растут масштабы эколого-техногенных катастроф и опасность экологического терроризма, связанные с последствиями и продолжающейся реализацией экологически опасных проектов;
  * на огромных площадях происходит постепенная деградация природных территорий России, поддерживающих глобальное экологическое равновесие; под угрозой оказались многие объекты природного наследия - национальные символы народов России;
  * судебная власть при рассмотрении проблем использования природных ресурсов защищает преимущественно интересы природопользующих министерств и ведомств, а также частных промышленных компаний, а судебные решения, защищающие интересы общества, как правило, не выполняются;
  * нарушаются права малочисленных народов на традиционное природопользование;
  * растет экологический нигилизм как среди лиц, принимающих решения, так и среди молодежи;
  * идет масштабный процесс направленной де-экологизации страны, затрагивающий все ветви власти, законодательство, экономику, общественное сознание, а организации и лица, пытающиеся этому воспрепятствовать, - преследуются.

  Мы предлагаем:
  1. Незамедлительно восстановить систему полноценного государственного управления в области охраны окружающей среды (включая лесные ресурсы), воссоздав соответствующие специально уполномоченные федеральные органы и их структуры в субъектах Федерации;
  2. Последовательно осуществлять принцип неотвратимости наказания за экологические правонарушения и возмещения ущерба природной среде и гражданам, нанесенного таким правонарушением;
  3. Создать федеральные и региональные комиссии с участием всех ветвей власти, общественных организаций, деловых и научных кругов для выработки решений по ключевым вопросам экологии:
* по обеспечению экологической безопасности страны и здоровья населения;
* по развитию ядерной энергетики и ввозу в страну отработавшего ядерного топлива;
* по обеспечению безопасности населения при утилизации химического оружия;
* по экономическим и финансовым механизмам обеспечения неистощительного использования возобновимых природных ресурсов и справедливому распределению прибыли от эксплуатации общественного природного достояния;
* по экологизации российского законодательства и органов исполнительной и судебной власти;
* по обеспечению прозрачности расходования бюджетных средств, направляемых на природоохранные (экологические) цели и здоровье населения;
* по экологическому образованию и воспитанию, формированию экологического сознания;
* по социально-экологическим аспектам жилищной проблемы;
* по международному сотрудничеству в области охраны окружающей природной среды и устойчивому развитию.
  4. Обеспечить механизмы развития гражданского общества в экологической сфере:
* реализации конституционных экологических прав граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду, доступ к экологической информации, на непосредственное участие в принятии экологически - значимых решений через референдумы и механизмы общественного контроля и экспертизы;
* совершенствования экономических и правовых механизмов развития общественных экологических организаций.

  МЫ ПРИЗЫВАЕМ ВСЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИНЯТЬ ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ ПО РЕШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

  МЫ ПРИЗЫВАЕМ ВСЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНЫЕ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА РОССИИ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ВАЖНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.

  БЕЗ ЗДОРОВОЙ СРЕДЫ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА!

  Текст подготовлен А. Яблоковым (Москва), А. Каюмовым (Нижний Новгород), И. Честиным (Москва), М. Черкасовой (Москва), Л. Федоровым (Москва), А. Веселовым (Уфа), при участии: Е. Шварца (Москва), А. Ожаровского (Москва), Н. Соболева (Москва), Ю. Жуковой (Санкт-Петербург), С. Барановского (Москва), И. Баришпола (Москва), О. Негробова (Воронеж), Н. Зубова (Красноярск), О. Пицуновой (Саратов), И. Огородникова (Новосибирск), В. Домбровского (Оренбург), А. Сутягина (Санкт-Петербург) , Г. Хоревой (Мурманск) , Р. Перелета (Москва), П. Афанасьева (Зея).

ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ
Круглый стол обсудит последствия деятельности российского ВПК
  Круглый стол "Экологические последствия деятельности Военно-промышленного комплекса в России и их социально приемлемое преодоление" состоится в 10:00 22 ноября в рамках Гражданского форума Союзом "За химическую безопасность" (СоЭС). Цель круглого стола - обсудить примеры реальных экологических и медицинских последствий бездумной активности оборонных предприятий и армии, наметить возможные механизмы постоянного взаимодействия общественных организаций и власти в решении оборонно-промышленных вопросов без ущерба для людей и природы, выявить факторы, препятствующие эффективному взаимодействию властей и населения по оборонно-промышленной проблематике. Сейчас власть решает свои оборонно-промышленные вопросы, мало обращая внимания на экологические и медицинские последствия своей деятельности. В таких вопросах, как производство оборонной продукции, создание и уничтожение химического оружия, изготовление, запуск и уничтожение ракет и токсичных топлив к ним, утилизация ядерных подводных лодок и многие другие, власть мало ориентируется на жизненные интересы и нужды населения и игнорирует правовые пути решения проблем. Отсюда - ущерб здоровью населения, загрязнение окружающей среды, возникновение социальной напряженности. Свидетельством этой недальновидной политики может служить следующий материал нашего бюллетеня.
ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ
Проблемная дискуссия "Здоровье населения и окружающая среда"
  в рамках Гражданского форума в Мэрии Москвы, Малом Конференц-зале, 21 ноября, 15:00 (адрес: Новый Арбат, д. 36, проезд до ст. м. "Смоленская", "Баррикадная").

  1-ый блок:
  Здоровье населения и природные ресурсы России в контексте устойчивого развития и национальной безопасности страны:
  1.1. Состояние здоровья населения и демографическая ситуация в России, основные факторы их определяющие, окружающая среда как важнейший фактор формирования здоровья;
  1.2. Главные источники загрязнения и деградации окружающей среды, зоны экологического неблагополучия в России;
  1.3. Природные ресурсы как основа благосостояния России, их состояние и использование в современных условиях;
  1.4. Экологически опасные производства и проекты, эколого-техногенные катастрофы и новая проблема экологического терроризма.
  1.5. Экологическая безопасность как основа экономической стабильности страны.

  2-ой блок:
  Существующие механизмы обеспечения здоровья населения, охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов России на государственном и неправительственном уровнях:
  1.1. Государственное обеспечение и регулирование в области охраны здоровья населения, окружающей среды и природных ресурсов - главные институты и механизмы;
  1.2. Законодательные и судебные механизмы обеспечения здоровья населения и сохранения природных ресурсов, их реализация, нарушения конституционных прав российских граждан;
  1.3. Специфические проблемы обеспечения экологической безопасности в современных условиях, включая растущую угрозу терроризма;
  1.4. Механизмы гражданского общества России в деле охраны здоровья населения, окружающей среды и природных ресурсов, основные направления деятельности общественных организаций;
  1.5. Состояние взаимодействий между обществом и властями.

  3-ий блок:
  Пути и механизмы улучшения положения в деле обеспечения здоровья населения, охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов России:
  1.1. Предложения по разработке и реализации эффективной экологической политики, направленной на устойчивое развитие и обеспечение экологической безопасности России, укрепление системы государственного управления;
  1.2. Предложения по улучшению законодательного обеспечения здоровья населения и охраны окружающей среды, пути предотвращения нарушений конституционных прав граждан;
  1.3. Пути укрепления гражданского общества, совершенствование его механизмов и развития деятельности по нашему направлению;
  1.4. Предложения по налаживанию связей и деловых контактов между гражданским обществом и властными структурами России;
  1.5. Усиление роли России на международной арене в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в масштабах планеты.

ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Будущее энергетики Сибири: газ или атом?
  Накануне Гражданского Форума, одним из вопросов обсуждения на котором будет ввоз отработанного ядерного топлива в Россию и экологические последствия военно-промышленного комплекса России, администрация г. Томска и руководство Сибирского химкомбината (СХК) заявили о необходимости строительства новой АЭС.
  Такое заявление прозвучало на прошедшем 17 ноября совместном заседании совета Сибирского федерального округа и совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС). Кроме полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Л.В.Драчевского, губернаторов и исполкома МАСС, в работе заседания приняли участие депутаты Госдумы РФ и ученые Сибирского отделения РАН.
  Новую мощную АЭС предполагается создать на базе поэтапно строящихся ВВЭР-1000 для "удовлетворения растущих энергетических потребностей в Томской области и ее поставок электроэнергии в соседние регионы". Атомные чиновники утверждают, что запасов газа даже при сегодняшнем энергопотреблении хватит менее чем на 30 лет. Однако ученые - энергетики утверждают обратное: АЭС в Сибири не эффективны. Согласно предложенным иркутскими специалистами критериям (народно-хозяйственная эффективность плюс коммерческая), киловатт, выработанный на АЭС в Северске, будет стоить 1300-1350 долларов, а на ТЭЦ с газово-турбинными установками - 370 долларов. Разведанных запасов газа хватит на 90 лет.
  Возводить новый объект радиационной опасности в столь неблагополучном в экологическом отношении регионе как Северск - просто издевательство над местным населением. Жители Северска и Томска и так очень сильно пострадали от деятельности СХК (читайте об этом в "Экосводке" N 211). Последние исследования показывают, что каждый десятый ребенок Северска имеет патологию щитовидной железы. Ученые не спешат делать выводы, но, скорее всего, причина этому - пресловутые малые дозы радиации.
  "На любые решения, касающиеся судьбы проектов Минатома, - говорит Алексей Торопов, представитель Сибирского природоохранного альянса, - экономический аспект влияет в последнюю очередь (забудьте про экологию вообще!), хотя среди подтасовок он фигурирует как и положено одним из первых. Главное - интересы власть держащих. Будь-то атомные депутаты Госдумы РФ или вечно заигрывающие с атомщиками губернаторы ядерных регионов, об экономической выгоде для региона, России они подумают в последнюю очередь. Ведь население, которое, скажем, станет платить меньше за электроэнергию при этом не формирует легальные и черные избирательные фонды кандидатов, а такие гиганты как СХК или сам Минатом - совсем другое дело".
  Пока вопрос о приоритетах в выборе энергоисточников для Сибири окончательно не решен. К сожалению в современной России в подобных вопросах побеждает обычно не здравый смысл, а здравый расчет.
  По материалам рассылки "Томск ядерный"
  Дополнительная информация
Сибирский природоохранный альянс, Алексей Торопов,
Тел. в Томске: 3822-424008; тел./факс: 3822-512921,
E-mail: sea@green.tsu.ru,
toropov@mail2000.ru

ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Почем "дихлофос" для народа, отдельные граждане из правительства?
  Кировская областная конференция "Экология. Здоровье. Жизнь" приняла обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором была выражена серьезная обеспокоенность в связи с правонарушениями в ходе выполнения работ по уничтожению химического оружия на арсенале "Марадыковский", расположенном на вятской земле. Участники конференции потребовали от президента гарантий соблюдения конституционных прав граждан на безопасные условия жизни и получение достоверной информации о ходе уничтожения химического оружия.
  Обеспокоенность кировских экологов вызвана прежде всего крайней опасностью так называемого двухстадийного метода уничтожения, предполагающего на первой стадии извлечение отравляющих веществ из химических снарядов. Практика показывает, что именно на этой стадии происходит наибольшее количество нештатных ситуаций. Межрегиональная научная конференция, состоявшаяся еще в августе 2000 года, подтвердила небезопасность уничтожения химоружия на установках, размещенных в Марадыковском. Тем не менее в октябре 2001 года без каких-либо разрешений и согласований было произведено уничтожение химического оружия в бункере, расположенном всего в 400 метрах от ближайшего населенного пункта. В результате этого варварского акта население подверглось воздействию отравляющих веществ, образовавшихся в процессе уничтожения химбоеприпасов.
  Более чем странным представляется тот факт, что совершенно не рассматривались альтернативные технологии уничтожения химического оружия (например, такие как предложенный отечественными специалистами оригинальный метод уничтожения отравляющих веществ ультразвуком непосредственно в емкостях). Может быть, это не случайность, а определенная политическая тенденция? Еще в 1993 году бывший президент США Билл Клинтон заявил: "...отношение к России теперь будет определяться не формулой "побежденный нами враг", а формулой "безмозглый инструмент в наших руках". По данным Всемирной организации здравоохранения, необратимый процесс дебилизации нации начинается, когда количество умственно отсталых детей начинает превышать 18 процентов. В г. Кирово-Чепецке Кировской области, где находится крупнейший химкомбинат, по данным профессора В.Л.Филиппова с коллегами из НИИ гигиены и профпатологии (г. Санкт-Петербург), количество таких детей составляет свыше 20 процентов (а в целом по Российской Федерации - 17 процентов). И вот уже очередной представитель американской администрации заявляет, что для вывоза из России природных ресурсов в этой стране достаточно иметь 5 миллионов населения. Очевидно, эти оставшиеся 5 миллионов должны быть бездумными и исполнительными дебилами. Непонятно только, ради кого старается РОССИЙСКОЕ правительство?
  P.S. А у географических соседей кировчан - в удмуртском Воткинске - очередная "радость": их в снова упомянули в переписке правительства России с президентом Удмуртии. 95 процентов жителей города, протестующих против строительства в угоду все тем же американским интересам комплекса по уничтожению другого оружия - ракетного, названы там "отдельными гражданами, распространяющими недостоверные сведения" (очевидно, таковыми сведениями считаются данные об опасности синильной кислоты для здоровья человека). Таким образом, даже накануне Гражданского форума, когда все кругом кричат о диалоге между властью и общественностью, отдельные граждане из правительства не считают необходимым снизойти до разговора со 100-тысячным городом, предпочитая травить подведомственное население, как тараканов. С последними иметь дело, конечно, попроще. Особенно если дихлофос под рукой.
АКЦИЯ
Мимо супермаркетов будут проходить, не задерживаясь
  В конце ноября в странах Запада проводится ставший уже традиционным День без покупок. Этот "праздник непотребления", придуманный в 1992 году канадцем Тедом Дэйвом, является своего рода протестом против "жажды покупать", несправедливого распределения материальных благ и все возрастающего давления рекламы. Лозунг этого дня, в противовес рекламным слоганам, убеждающим, что только обладание множеством вещей приносит человеку счастье, гласит: "Достаточного - достаточно!"
  В этом году акции в рамках Дня без покупок пройдут в Голландии, Великобритании, Канаде, Финляндии, Польше, Словении, Германии, Норвегии, Австралии, Бельгии, Новой Зеландии, Швеции и США. Насущную необходимость привлечения внимания к проблеме перепотребления косвенно признана и программой ООН по развитию (ЮНДП). В докладе ЮНДП говорится, что избыточное потребление увеличивает пропасть между богатыми и бедными. По данным этой организации, 86 процентов покупок приходится на долю 20 процентов населения земного шара. Таким образом, оказалось, что западные активисты, оперировавшие цифрой 80 процентов, оказались даже слишком оптимистичны в оценке степени неадекватности распределения материальных благ.
  Однако, несмотря на всю остроту проблемы, День без покупок во многих городах мира проходит прежде всего как праздник, сопровождающийся красочными акциями. Где-то создаются "зоны, свободные от покупок", где-то "прилетают марсиане" в костюмах и начинают изучать странное поведение землян, охваченных безумием перепотребления, а где-то прямо посреди улицы с магазинами и бутиками появляются шезлонги для "отдыха от беготни за покупками". В этом году планируется организовать визит в торговую точку барана и марионеток, а наиболее удачливые посетители магазинов смогут получить сертификат, удостоверяющий их право на скидку на рождественские подарки от Санта-Клауса.


Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами