Днестровские плавни - счастливый конец или история с продолжением?
Друзья, здравствуйте!
Только вернулся с дельты Днестра. Там сказочное летнее половодье. Много птиц - караваек, розовых пеликанов и... острова жерствы, напоминающие о недавних горячих событиях на трассе Одесса-Рени.
Новости, которые подарили 10 июля нам два премьера - Украины и Молдовы, договорившись о передаче около 8 км автотрассы Украине, а также ратификация сегодня - 12 июля, договора о делимитации границ, свидетельствуют о том, что мы все с вами огромная сила.
Наше оперативное единение посредством факсов и электронной связи, а также настойчивость на пикетах и в кабинетах начальников, показали, что мы можем вынуждать политиков на принятие цивилизованных решений.
Но на пойменном лугу осталось много жерствы, изуродован ландшафт, сократилась емкость ценнейших водно-болотных угодий. И нам сейчас надо добиваться, чтобы дорожники вывозили весь этот антропогенный хлам подальше от живописной дельты. Если это будет идти тяжело, тогда мы организуем вывоз собственными силами. Будем искать технику и подмогу.
Я хотел бы выразить огромную благодарность всем, кто поддерживал нас в трудные майские дни из Украины, Молдовы, России и дальнего зарубежья.
Я очень рад за всех молодых ребят - школьников, студентов, которые стояли вместе с нами на пикете и рисковали, а сегодня
поверили в то, что они - простые ребятишки и девчонки, способны повлиять на ход событий, даже если перед ним огромная сила в виде многотонных КРАЗов и свирепые глаза зарвавшихся безумцев, готовых любой ценой выслужиться, закопать и отмыть немало бюджетных денег. Это вселяет надежду и оптимизм.
Удачи всем и во всем,
Ваш Иван Русев, 12 июля 2001 г.
К сожалению, судьба Днестровских плавней все еще не решена - даже после ратификации договора премьер-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что Украина все-таки будет строить свою дорогу. Правда, пока неизвестно, где. Существует два варианта: либо продолжить строительство через плавни, либо начать новое - через акваторию Днестровского лимана.
Неправительственные организации продолжают свою работу по спасению Днестровских плавней. 17 августа на базе гидроэкологической лаборатории Одесского государственного экологического университета состоялись слушания на тему «Защитим плавни дельты Днестра», инициированные общественными экологическими организациями - Украинским обществом охраны птиц, Одесским отделением международного Социально-экологического союза - членом Международного Союза Охраны Природы (МСОП), Фондом «Природное наследие», организацией «Мама-86-Одесса», Экоцентром «Дельта Днестра», Экоклубом «Зеленый дом» при финансовой поддержке ИСАР-Еднання-Киев. Цель слушаний - привлечь внимание к проблемам днестровских плавней, поиску путей решения конфликтных экологических ситуаций и механизмов взаимодействия неправительственных экологических организаций с лицами, ответственными за принятие решений.
В слушаниях приняло участие 120 человек из Украины, Молдовы, Приднестровья, Голландии и Англии. Напомним, что незаконное строительство скоростной автомагистрали «Одесса-Рени» на участке с.Маяки-с.Паланка-с.Удобное через заповедное урочище «Днестровские плавни» и водно-болотные угодья международного значения в апреле 2001 г., привлекло к себе внимание не только одесских экологов, но и многие другие природоохранные организации городов Украины (Харьков, «Печенеги»), Молдовы (Кишинев, «Биотика»), а также международные структуры Европы (Швейцария, Женева и Гленд) и вскоре было остановлено.
Участники слушаний приняли резолюцию, подчеркивающую особенную ценность дельты Днестра, расположенной на территории Украины, Молдовы и Приднестровья. Эта территория является одной из наиболее богатых биологическим разнообразием экосистем водно-болотных угодий бассейна Черного моря. Ее уникальность заключается в том, что здесь еще сохранились нетронутые участки дикой природы: заливные луга, тростниковые заросли, пойменные леса и др. Именно поэтому многие представители растительного и животного мира успешно воспроизводят здесь свое потомство, сохраняя уникальные популяции редких видов, занесенных в Красные книги Украины, Молдовы, МСОП. Эта богатейшая экосистема играет ключевую роль как угодья для размножения, кормежки и отдыха во время миграций более 300 видов птиц, общей численностью в десятки тысяч особей.
Обсудив сообщения, участники слушаний решили:
1. Приветствовать решения Президентов и парламентариев Украины и Молдовы о ратификации соглашения, при котором Украина получила возможность беспрепятственного пользования участком существующей дороги Одесса-Рени (51-60 км), что автоматически исключает строительство параллельной автомагистрали через плавни Днестра.
2. Потребовать от Правительства Украины в своих решениях не возвращаться к строительству новой дороги параллельно действующей, к ее экологически недопустимому проекту, вся экономическая часть которого (стоимость строительства дороги оценена в 200 миллионов гривен) была обоснована компенсацией потерь Украины от таможенного сбора, ранее взымаемого Молдовой, за проходящий транспорт Украины в период до указанной выше ратификации.
3. Просить КМУ и одесскую областную государственную Администрацию в целях сохранения ценных биотопов международного значения и курортной зоны Каролино-Бугазской косы, с учетом развития транспортных связей в перспективе, остановиться на варианте устройства мостового перехода по направлению Овидиополь-Белгород-Днестровский с выходом на Рени, а также привлечь общественность на ранней стадии к широкому обсуждению всех вариантов прохождения автотрассы.
Участники слушаний также обратились в Минэкологии и природных ресурсов Украины с просьбой предоставить документацию по проекту строящейся Днестровской ГАЭС, а также попросили Беляевский районный совет и Беляевскую Администрацию проявить государственный подход к охране биоразнообразия и рациональному использованию природных ресурсов дельты Днестра и не тормозить создание национального природного парка «Нижнеднестровский».
Иван Русев,
Фонд защиты и возрождения дикой природы
им. проф. Пузанова «Природное наследие»
|