Друзья, прекрасен наш Союз... №3 (18) 2001 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом


В номере:

Гражданское общество России - стройка века

Привет, коллеги! Асхат Каюмов, экоцентр «Дронт»

Позиция группы гражданских сетевых организаций по вопросу о Гражданском форуме

Экологическая доктрина России и проблемы освоения Севера

Пиар во время...

Журнал «Журналист» о Медиафоруме

Паблик рилейшнз в письмах

Как спасти профессора Бандажевского?

Гётеборг - как это было

Дело Пасько: прокурорское шоу продолжается

Как мы давали рекомендации Большой восьмерке

Официальное Заявление неправительственных организаций стран СНГ и Балтии по сельскохозяйственной и продовольственной безопасности

Большая Восьмерка всех научит жизни?

Энергетика станет чище?

Одобрение Президентом «ядерных» поправок по всей России отметили траурными церемониями

Энергетический план Буша не нравится никому, кроме ядерных компаний

Во имя жизни

Голос Муслюмова...

ОЯТ: Казахстан - дурной пример заразителен...

Зачем из Донецкой кузницы делать атомный котёл?

12 лет после Чапаевского протеста.

Кировская область: Мирный не хочет умирать

Агентства сообщили...

Марадыково - гиблое дело?

Воткинск: экологический лагерь-2001

Тропой сталкера: «химическая бомба» рядом с вашим домом

Воткинская защита

Пермская область: отходы области - в поселок Таежный?

О хемоэкологии и химической безопасности

Вьетнам на Днепропетровщине

Люди забыли о вреде дуста

Туркменистан: зона экологического бедствия. Что делать?

Об активистах и противогазах

Арзамасские «зеленые» защищают город

Кто позаботится о Здоровье детей

Один вечер в городе Луково-Гусеве

Деньги за счет здоровья потребителей

Соевые интриги

В августовском Киеве, на 7-ой конференции МСоЭС...

Голубым по Черному...

Караван мира прошел по берегу Черного моря

КТК: Уроки нефтяного противостояния

Протесты по-турецки

Полигон - это чья-то родина

Социально-экологические проблемы ракетно-космической деятельности

Бактерии-мутанты пожирают МКС

Эксперименты в космосе

Катунь: новое покушение

Открытое письмо сторонникам строительства плотины на Катуни

Ковыкта: Газовая атака

Днестровские плавни - счастливый конец или история с продолжением?

Сэбысь останется охраняемой территорией

«Усыновили» парк

Первая рабочая встреча Украинской речной сети

Что мы сделали за 2000-2001 годы (Тамбовское региональное отделение МСоЭС)

Новости программы «Общественность и оценки воздействия»

Светлой памяти...

Теперь с нами в СоЭС

Адреса организаций из этого номера


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Н.Артемьева, О.Берлова, Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов, А.Кочинева, Т. Саксина, В.Тихонов, М. Трушкин
Фотографии предоставленны:
О. Берлова, А. Кочинева, А. Никулина, И. Русев, Н. Шевченко, К. Юдин
Рисунки:
О. Берлова, В. С. Гребенников, А. Н. Формозов
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@mtu-net.ru

Выпускается при финансовой поддержке Charles Stewart Mott Foundation

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Открытое письмо сторонникам строительства плотины на Катуни

  Главный вопрос
  Итак, вновь пытаются реанимировать проект строительства Катунской ГЭС (как бы эта ГЭС теперь ни называлась - Катунская, Еландинская, Алтайская или Чемальская - так называемый Чемальский контррегулятор, который представляет собой ту же плотину на Катуни, только ниже по течению и других размеров). Три отрицательных экспертизы разного толка. Множество нерешенных проблем - социальных, экологических, экономических, даже политических и т.д. Тем не менее проект пытаются реанимировать... Мы не будем в этом письме касаться вопросов, обсуждение которых в свое время велось на баррикадах и которые, наверняка, всплывут вновь. Нас волнует проблема, несколько выходящая за пределы экспертных полномочий.
  «Зеленых» постоянно обвиняют в том, что защищая природу, они забывают о людях. Но, во-первых, «зеленые» тоже люди, поэтому и проблемы сохранения природы переживают на собственной шкуре. А во-вторых, именно «зеленые» говорят о прямой и тесной связи экологических и социальных проблем: разрушение природы никогда не приносило блага. Более того, именно «зеленые» говорят о том, что без сохранения нравственности, без сохранения человеческого облика сохранение природы невозможно. И если для сохранения природы необходимо сохранение ее разнообразия, то сохранение культурного разнообразия тем более необходимо для сохранения человеческого в человеке.
  Каждый народ имеет свои святыни. И эти святыни нужно уважать. Никому почему-то не приходит в голову жертвовать Троице-Сергиевой Лаврой или Стеной Плача, горой Кайлас или Меккой ради строительства автострады или водохранилища.
  В Республике Алтай у народов, живущих здесь, тоже есть свои святыни. Волею судьбы (или чего-то еще) эти святыни - горы и реки, лес и вода. Испокон веков эти вершины и источники, деревья и озера, долины и реки становились святыми для приходивших сюда народов, какой бы веры они ни были. И река Катунь была священна для всех, кто приходил на эту землю. И издревле считалось, что перегораживать Катунь нельзя. И это нашло отражение в народных песнях: «...народ Алтая благословен Богом, потому что не перегораживает Катунь...». И гора Юч-Сюмер, и Телецкое озеро, и плато Укок, и река Катунь, и долина Теренг - это культовые места не только для жителей Алтая.
  Сегодня многие уже понимают, что потери в культуре - это невосполнимые потери. Ни один народ не может сохраниться, если разрушены его основы, если уничтожены его святыни, его «становой хребет». Человечество - единый организм, и может только радовать, что на международном уровне предпринимаются шаги по сохранению культурного наследия: это и памятники истории, и архитектурные ансамбли, и природные объекты. Предпринимаются даже шаги по сохранению фольклора! Не так давно Организация Объединенных Наций включила в свой знаменитый Перечень мирового наследия фольклор как нематериальную форму самовыражения народов мира.
  Мы (как налогоплательщики) сочли нужным и возможным восстановить Храм Христа Спасителя в Москве, восстанавливаем храмы в других городах России, строим новые церкви, мечети, пагоды... и разрушаем другие святыни. Чего же тогда стоит наше стремление сохранить одни святыни, если мы пренебрегаем другими? Не разрушаем ли мы этим что-то внутри себя, когда допускаем, что один храм более ценен, чем другой? Можно снести храм и построить бассейн. Можно снести бассейн и построить храм. Может быть даже повторить шедевр. Но река сотворена не нами и никогда не станет такой, какой была до строительства, даже если потом разобрать плотину...
  Может быть, мы слишком часто употребляем слово «святыня»? Мы действительно отвыкли от понятий, которые и составляют человеческий облик - святыня, ответственность, порядочность... Даже «ценность» понимаем сейчас только в переводе на денежные единицы. Тогда что же в нас остается человеческого? Чем мы отличаемся от саранчи, с жадностью пожирающей все, что только можно пожрать? «Не до жиру - быть бы живу»? Или нам уже все равно, какой ценой достигать «цивилизованного уровня развития»? Неужели все равно? И можно взрывать или дырявить перевал Канас, строить автостраду возле плато Укок, перегораживать Катунь?
  Но ведь все прекрасно понимают, что проблема обеспечения нашей Республики электроэнергией и строительство плотины (любой!) на Катуни - две абсолютно не связанные между собой проблемы. Можно бесконечно долго говорить о том, что собственником плотины и ГЭС на ней будет тот, кто вложит в них средства, что за электроэнергию (как, впрочем, и за столь желанный газ) нужно будет платить, что проблемы, которые были подняты больше 10 лет назад, остались не решенными, что решить проблему покрытия потребностей Республики в электроэнергии можно более гуманными и более современными методами, что плотина на реке равноценна тромбу в кровеносной системе человека...
  Но ведь опыт и нашей страны, и других стран показывает, что никогда разрушение природы не несло благоденствия народу: примером тому - народы, живущие на нефте- и газоносных землях; никогда ни один народ не выигрывал от уничтожения природы, среди которой он живет. Поэтому резвые молодые люди, которые так быстро нашли свой идеал в капиталистических «ценностях», и которые поняли эти ценности как собственность на землю, как возможность покупать и продавать все, на что только можно (с их точки зрения) приклеить ценник, должны бы помнить, что и наша страна, и другие страны уже проходили опыт разрушения святынь. И этот многовековой опыт доказал, что купля и продажа святынь никогда не проходит бесследно. Ведь пока никому не удалось понять, где та последняя капля, которая переполнит чашу, разрушит фундаментальные основы, где та лужа, на которой мы поскользнемся. Так стоит ли выбивать у людей почву из-под ног? Стоит ли ломать то, что всегда было становым хребтом народа - святыни? Стоит ли устраивать в храме торжище?
  Строительство Катунской ГЭС - тема у нас уже ритуальная: впереди выборы. А для резвых молодых людей от политики - это козырная карта в предвыборных играх. Не проиграться бы.

  Горно-алтайское отделение МСоЭС,
  Горно алтайский филиал Фонда «Алтай - 21 век»

seu-info@ecoline.ru