Открытое письмо сторонникам строительства плотины на Катуни
Главный вопрос
Итак, вновь пытаются реанимировать проект строительства Катунской ГЭС (как бы эта ГЭС теперь ни называлась - Катунская, Еландинская, Алтайская или Чемальская - так называемый Чемальский контррегулятор, который представляет собой ту же плотину на Катуни, только ниже по течению и других размеров). Три отрицательных экспертизы разного толка. Множество нерешенных проблем - социальных, экологических, экономических, даже политических и т.д. Тем не менее проект пытаются реанимировать... Мы не будем в этом письме касаться вопросов, обсуждение которых в свое время велось на баррикадах и которые, наверняка, всплывут вновь. Нас волнует проблема, несколько выходящая за пределы экспертных полномочий.
«Зеленых» постоянно обвиняют в том, что защищая природу, они забывают о людях. Но, во-первых, «зеленые» тоже люди, поэтому и проблемы сохранения природы переживают на собственной шкуре. А во-вторых, именно «зеленые» говорят о прямой и тесной связи экологических и социальных проблем: разрушение природы никогда не приносило блага. Более того, именно «зеленые» говорят о том, что без сохранения нравственности, без сохранения человеческого облика сохранение природы невозможно. И если для сохранения природы необходимо сохранение ее разнообразия, то сохранение культурного разнообразия тем более необходимо для сохранения человеческого в человеке.
Каждый народ имеет свои святыни. И эти святыни нужно уважать. Никому почему-то не приходит в голову жертвовать Троице-Сергиевой Лаврой или Стеной Плача, горой Кайлас или Меккой ради строительства автострады или водохранилища.
В Республике Алтай у народов, живущих здесь, тоже есть свои святыни. Волею судьбы (или чего-то еще) эти святыни - горы и реки, лес и вода. Испокон веков эти вершины и источники, деревья и озера, долины и реки становились святыми для приходивших сюда народов, какой бы веры они ни были. И река Катунь была священна для всех, кто приходил на эту землю. И издревле считалось, что перегораживать Катунь нельзя. И это нашло отражение в народных песнях: «...народ Алтая благословен Богом, потому что не перегораживает Катунь...». И гора Юч-Сюмер, и Телецкое озеро, и плато Укок, и река Катунь, и долина Теренг - это культовые места не только для жителей Алтая.
Сегодня многие уже понимают, что потери в культуре - это невосполнимые потери. Ни один народ не может сохраниться, если разрушены его основы, если уничтожены его святыни, его «становой хребет». Человечество - единый организм, и может только радовать, что на международном уровне предпринимаются шаги по сохранению культурного наследия: это и памятники истории, и архитектурные ансамбли, и природные объекты. Предпринимаются даже шаги по сохранению фольклора! Не так давно Организация Объединенных Наций включила в свой знаменитый Перечень мирового наследия фольклор как нематериальную форму самовыражения народов мира.
Мы (как налогоплательщики) сочли нужным и возможным восстановить Храм Христа Спасителя в Москве, восстанавливаем храмы в других городах России, строим новые церкви, мечети, пагоды... и разрушаем другие святыни. Чего же тогда стоит наше стремление сохранить одни святыни, если мы пренебрегаем другими? Не разрушаем ли мы этим что-то внутри себя, когда допускаем, что один храм более ценен, чем другой? Можно снести храм и построить бассейн. Можно снести бассейн и построить храм. Может быть даже повторить шедевр. Но река сотворена не нами и никогда не станет такой, какой была до строительства, даже если потом разобрать плотину...
Может быть, мы слишком часто употребляем слово «святыня»? Мы действительно отвыкли от понятий, которые и составляют человеческий облик - святыня, ответственность, порядочность... Даже «ценность» понимаем сейчас только в переводе на денежные единицы. Тогда что же в нас остается человеческого? Чем мы отличаемся от саранчи, с жадностью пожирающей все, что только можно пожрать? «Не до жиру - быть бы живу»? Или нам уже все равно, какой ценой достигать «цивилизованного уровня развития»? Неужели все равно? И можно взрывать или дырявить перевал Канас, строить автостраду возле плато Укок, перегораживать Катунь?
Но ведь все прекрасно понимают, что проблема обеспечения нашей Республики электроэнергией и строительство плотины (любой!) на Катуни - две абсолютно не связанные между собой проблемы. Можно бесконечно долго говорить о том, что собственником плотины и ГЭС на ней будет тот, кто вложит в них средства, что за электроэнергию (как, впрочем, и за столь желанный газ) нужно будет платить, что проблемы, которые были подняты больше 10 лет назад, остались не решенными, что решить проблему покрытия потребностей Республики в электроэнергии можно более гуманными и более современными методами, что плотина на реке равноценна тромбу в кровеносной системе человека...
Но ведь опыт и нашей страны, и других стран показывает, что никогда разрушение природы не несло благоденствия народу: примером тому - народы, живущие на нефте- и газоносных землях; никогда ни один народ не выигрывал от уничтожения природы, среди которой он живет. Поэтому резвые молодые люди, которые так быстро нашли свой идеал в капиталистических «ценностях», и которые поняли эти ценности как собственность на землю, как возможность покупать и продавать все, на что только можно (с их точки зрения) приклеить ценник, должны бы помнить, что и наша страна, и другие страны уже проходили опыт разрушения святынь. И этот многовековой опыт доказал, что купля и продажа святынь никогда не проходит бесследно. Ведь пока никому не удалось понять, где та последняя капля, которая переполнит чашу, разрушит фундаментальные основы, где та лужа, на которой мы поскользнемся. Так стоит ли выбивать у людей почву из-под ног? Стоит ли ломать то, что всегда было становым хребтом народа - святыни? Стоит ли устраивать в храме торжище?
Строительство Катунской ГЭС - тема у нас уже ритуальная: впереди выборы. А для резвых молодых людей от политики - это козырная карта в предвыборных играх. Не проиграться бы.
Горно-алтайское отделение МСоЭС,
Горно алтайский филиал Фонда «Алтай - 21 век»
|