МАРАДЫКОВО - ГИБЛОЕ ДЕЛО?
История, которую мы Вам расскажем, еще не окончена. Её героям предстоит долгая и изнурительная борьба. Мы всем сердцем на стороне простых честных граждан, которые не побоялись поднять свой голос против произвола чиновников и военных.
Жители Оричевского района Кировской области Савиных Г.С., Запольская М.В., Филатова Е.И. и ещё 11 человек после долгих хождений по властным кабинетам и попыток узнать, где и как будут уничтожаться запасы химической дряни, от которой страдает народ, особенно старики и дети, создали инициативную группу. Сразу столкнулись с непониманием чиновников, которым было странно, ну чего же надо этим людям, если всё, что касается Марадыковского химарсенала, - «страшная» государственная тайна. Вопросы оричан остались без ответа. Никто не удосужился сообщить людям, где, как и по какой технологии будут уничтожаться отравляющие вещества (ОВ). Но что самое страшное для людей, им отказались сообщить симптоматику отравлений и признаки воздействия микродоз отравы. Народ «успокоили» тем, что сообщили в местной газете «Искра», что всё уже решено КОМПЕТЕНТНЫМИ органами, всё согласовано, и завод по уничтожению запасов ОВ будет построен обязательно. Противодействовать этому, мол, не надо, да и бесполезно.
Отсутствие информации побудило активистов искать способы ее получения, чтобы пытаться влиять на процесс и обеспечить соблюдение элементарных конституционных прав граждан.
Видимо из соображений, что вот-вот на район прольётся золотой дождь конвенциональных долларов, районная Администрация и восприняла в штыки инициативы простых своих подданных, связанные с «секретным» арсеналом. Однако пришлось соблюдать некоторые законы. Или делать вид, что они соблюдаются.
Распоряжением администрации Оричевского района Кировской области от 31 марта 2000 г. № 222 «О государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы» была зарегистрирована Комиссия общественной экологической экспертизы проектной документации технико-экономического обоснования строительства объекта уничтожения химического оружия, созданная Кировской областной общественной организацией Всероссийского общества охраны природы. В составе комиссии были ведущие ученые и практики в области экологии, химии, биотехнологии, медицины, права и по другим направлениям деятельности. Возглавлял комиссию доктор медицинских наук, профессор А.Е. Колосов.
Под разными предлогами тома проектной документации комиссии не предоставлялись. В качестве оружия проволочки был избран старый испытанный метод - круговорот бумаг в природе: запросы, отписки, жалобы и снова отписки.
31 января 2001 г. администрация Оричевского района выдала Комиссии 53 тома (из 127 томов документации технико-экономического обоснования). И лишь после обращений к Генеральному прокурору Российской Федерации и прокурору Кировской области необходимые для экспертизы документы были получены комиссией 2 марта 2001 г. Поэтому заключение по объекту экспертизы Комиссия подготовила лишь 10 мая 2001 г.
В тридцатистраничном заключении делается вывод о том, что документация разработана с нарушениями требований законодательства, без учета возможных социальных последствий, не отвечает принципам безопасности для населения и окружающей природной среды. Неотработанность технологии функционирования объекта в штатном режиме, и, особенно, с учетом риска аварийных ситуаций, может привести к появлению на значительной территории Кировской области комплекса химических экотоксикантов, обладающих токсическим, мутагенным, канцерогенным и тератогенным воздействием на человека и биоту. Комиссия сочла недопустимым реализацию ТЭО проекта строительства ОУХО на территории Оричевского района Кировской области.
А тем временем Министерство природных ресурсов Российской Федерации приказом от 19 марта 2001 г. № 233 утвердило положительное «Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства объекта уничтожения химического оружия на территории Оричевского района Кировской области от 5 марта 2001 г.».
Волокита привела к нужному чиновникам результату: общественники остались за бортом корабля. И все бы хорошо, но быстро обучающиеся бюрократическим премудростям зловредные «зелёные» на этом не успокоились. Они подали в суд жалобы о признании незаконным приказа об утверждении положительного заключения госэкспертизы.
Застрельщиками выступили депутаты Кировской областной Думы, члены комитета Думы по экологии и рациональному использованию природных ресурсов Андрей Иванович Таранов и Владимир Михайлович Косолапов. Оба проживают неподалеку от химарсенала, но в разных районах. Котельничский суд крайним быть не захотел. Кому ж охота докучать важному столичному ведомству? И, не мудрствуя лукаво, федеральный судья Липатникова Л.В. вынесла определение об отказе в принятии заявления. В нём она отослала заявителя в Верховный Суд, потому что приказ Минприроды якобы носит нормативный характер, а потому только в Верховном Суде и может быть оспорен. Конечно, всем юристам, которые дело читали, было совершенно понятно, что приказ Минприроды никакой не нормативный, поскольку не устанавливает правил (норм) поведения для неограниченного круга лиц. Тем не менее, эту точку зрения разделила и судебная коллегия Кировского областного суда.
Оричевский суд отказал В.М.Косолапову в принятии заявления к рассмотрению по другим мотивам. Несмотря на ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», предоставляющую заявителю право выбора суда (по месту своего жительства или по месту нахождения ответчика), федеральный судья И.Н.Ваганов счел, что заявление должно быть подано по общему правилу подсудности, т.е. по месту нахождения ответчика. Отказы в принятии заявлений в судах, особенно по экологическим спорам, это не новость. Спихотехника отработана давно. Стало быть опять предстоит писать жалобы, жалобы...
Пока шли баталии с общественной экологической экспертизой, инициативная группа граждан потребовала проведения местного референдума по вопросу: «Согласны ли вы на отвод земельного участка на территории Оричевского района под размещение объекта по уничтожению химического оружия?»
Надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные ст. 9 Закона Кировской области от 4 ноября 1999 г. № 142-30 «О местном референдуме в Кировской области» (ходатайство, протокол собрания, формулировка вопроса, выносимого на референдум, состав инициативной группы), были переданы в избирательную комиссию 27 декабря 2000 г.
Сначала глава администрации района Смирнов В.Ф. более часа «воспитывал» членов инициативной группы, а потом до (!) заседания избирательной комиссии объявил отказ в регистрации, впоследствии подтвержденный избирательной комиссией. Вопрос якобы не относится к ведению местного самоуправления.
Инициативная группа с этими аргументами не согласились и подала жалобу в Оричевский районный суд. Федеральный судья Сивкова Н.Н. и народные заседатели отменили решение избиркома, как принятое с нарушением процедуры рассмотрения заявления и в отсутствие кворума.
29 января 2001 г. инициативная группа повторно обратилась в избирательную комиссию с заявлением, в котором уточнила формулировки вопросов референдума:
1. Согласны ли Вы на размещение объекта по уничтожению химического оружия на территории Оричевского района?
2. Согласны ли Вы на отвод земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности Оричевского района, под размещение объекта по уничтожению химического оружия?
Оричевский избирком опять отказал в регистрации инициативной группы.
«Зелёные» - снова в суд. При вторичном рассмотрении Оричевский суд в составе федерального судьи Сивковой Н.Н. и народных заседателей не только признал незаконным решение избирательной комиссии, но и обязал её зарегистрировать инициативную группу. Инициативная группа была зарегистрирована. Члены этой группы собрали более полутора тысяч подписей в поддержку местного референдума. Правильно оформили другие бумаги. Подписи перепроверены избиркомом. Районная Дума вынуждена была назначить дату проведения местного референдума.
Однако избирком «упёрся» и обжаловал решение суда. Кассационная коллегия Кировского областного суда 3 апреля 2001 г. оставила решение Оричевского районного суда в силе, указав: «В силу ст. 2 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия» доводы представителей избирательной комиссии и администрации района о том, что поставленные заявителями вопросы не входят в компетенцию местного референдума, несостоятельны. Согласно п. 9 ст. 9 Закона Кировской области «О местном референдуме в Кировской области» основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ, федеральных законов, Устава области и законов области, Устава муниципального образования. Никаких нарушений инициативной группой судом не установлено».
Казалось бы, надо радоваться. Но общественники разворошили улей. Начальники позеленели... от злости, естественно: возникла угроза «высшим государственным интересам». Кто кому звякнул, остается загадкой. Но появилось ходатайство о принесении протеста в порядке надзора, подписанное председателем Оричевского избиркома Никулиной Н.Н. Среди новых аргументов был и такой: в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, оборона и безопасность относятся к ведению Российской Федерации. Ст. 6 Федерального закона «Об обороне» предполагает, что разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов по ликвидации оружия массового уничтожения, установление порядка ликвидации вооружения, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Председатель областного суда Калинин В.Н. аргументацию избиркома переписал в своём протесте, а президиум отменил решение Оричевского суда и областной коллегии, не утруждаясь изобретательством новых аргументов. Создается впечатление, что все доводы инициативной группы были «до лампочки». Между тем, позиция «зелёных» заслуживает того, чтобы изложить её более подробно.
Ст. 28 Земельного кодекса РСФСР обязывает органы местного самоуправления информировать население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выяснять мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Граждане имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения.
Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» устанавливает, что:
- «места размещения объектов по уничтожению химического оружия согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» (ст. 2),
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации включают «выбор и согласование с соответствующими субъектами Российской Федерации мест размещения объектов по уничтожению химического оружия и площадей зон защитных мероприятий» (ст. 7),
- полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации включают «согласование с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений о размещении на территориях субъектов Российской Федерации объектов по уничтожению химического оружия» (ст. 8).
Таким образом, в решении вопроса о размещении объекта уничтожения химического оружия, каждый из органов трёх уровней (государства, субъекта, муниципального образования) имеет свой объем полномочий и никто из них не вправе единолично (то есть без других) принять легитимное (законное) решение.
А в соответствии с законом «Об обороне», земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ только в соответствии с законодательством Российской Федерации (то есть с соблюдением норм Земельного кодекса).
Иными словами, если бы ОУХО размещался на земельных участках, уже предоставленных Вооруженным Силам, а такие участки на территории Оричевского района имеются, то решения районных властей об отводе земельных участков для этого не требовалось бы. Вот почему для референдума были предложены два взаимосвязанных вопроса.
Эту аргументацию экологам следует взять на заметку. Описанный сценарий ещё не раз будет употреблён для протаскивания в регионы всяких пакостных производств и объектов. Лучше быть к этому готовым.
За две недели до дня проведения местного референдума районная Дума решила «приостановить все процедуры, связанные с проведением местного референдума в Оричевском районе до окончательного судебного решения».
Постановление президиума Кировского облсуда обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд РФ. Но трудно себе представить, на каком поле (правовом или ином), будет рассматриваться судьба этого дела в высшей судебной инстанции и каково будет её решение.
Вопросов нет - химоружие уничтожать надо. Надо, но не путем постановки новых экспериментов над жителями, не ценой их жизней.
Владимир Касаткин, Василиса Краева,
Кировское областное отделение СоЭС
|