Друзья, прекрасен наш Союз... №3 (18) 2001 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом


В номере:

Гражданское общество России - стройка века

Привет, коллеги! Асхат Каюмов, экоцентр «Дронт»

Позиция группы гражданских сетевых организаций по вопросу о Гражданском форуме

Экологическая доктрина России и проблемы освоения Севера

Пиар во время...

Журнал «Журналист» о Медиафоруме

Паблик рилейшнз в письмах

Как спасти профессора Бандажевского?

Гётеборг - как это было

Дело Пасько: прокурорское шоу продолжается

Как мы давали рекомендации Большой восьмерке

Официальное Заявление неправительственных организаций стран СНГ и Балтии по сельскохозяйственной и продовольственной безопасности

Большая Восьмерка всех научит жизни?

Энергетика станет чище?

Одобрение Президентом «ядерных» поправок по всей России отметили траурными церемониями

Энергетический план Буша не нравится никому, кроме ядерных компаний

Во имя жизни

Голос Муслюмова...

ОЯТ: Казахстан - дурной пример заразителен...

Зачем из Донецкой кузницы делать атомный котёл?

12 лет после Чапаевского протеста.

Кировская область: Мирный не хочет умирать

Агентства сообщили...

Марадыково - гиблое дело?

Воткинск: экологический лагерь-2001

Тропой сталкера: «химическая бомба» рядом с вашим домом

Воткинская защита

Пермская область: отходы области - в поселок Таежный?

О хемоэкологии и химической безопасности

Вьетнам на Днепропетровщине

Люди забыли о вреде дуста

Туркменистан: зона экологического бедствия. Что делать?

Об активистах и противогазах

Арзамасские «зеленые» защищают город

Кто позаботится о Здоровье детей

Один вечер в городе Луково-Гусеве

Деньги за счет здоровья потребителей

Соевые интриги

В августовском Киеве, на 7-ой конференции МСоЭС...

Голубым по Черному...

Караван мира прошел по берегу Черного моря

КТК: Уроки нефтяного противостояния

Протесты по-турецки

Полигон - это чья-то родина

Социально-экологические проблемы ракетно-космической деятельности

Бактерии-мутанты пожирают МКС

Эксперименты в космосе

Катунь: новое покушение

Открытое письмо сторонникам строительства плотины на Катуни

Ковыкта: Газовая атака

Днестровские плавни - счастливый конец или история с продолжением?

Сэбысь останется охраняемой территорией

«Усыновили» парк

Первая рабочая встреча Украинской речной сети

Что мы сделали за 2000-2001 годы (Тамбовское региональное отделение МСоЭС)

Новости программы «Общественность и оценки воздействия»

Светлой памяти...

Теперь с нами в СоЭС

Адреса организаций из этого номера


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Н.Артемьева, О.Берлова, Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов, А.Кочинева, Т. Саксина, В.Тихонов, М. Трушкин
Фотографии предоставленны:
О. Берлова, А. Кочинева, А. Никулина, И. Русев, Н. Шевченко, К. Юдин
Рисунки:
О. Берлова, В. С. Гребенников, А. Н. Формозов
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@mtu-net.ru

Выпускается при финансовой поддержке Charles Stewart Mott Foundation

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Протесты по-турецки

  Сотни рыбацких лодок, прогулочных катеров, теплоходов и прочих суденышек, украшенные флагами и транспарантами, с пронзительным гудением и яркими огнями петард заполнили 21 июня 2001 года турецкий пролив Босфор. Более тысячи человек собрались на эту красочную акцию, чтобы в очередной раз привлечь внимание к экологическим проблемам Босфора, Дарданелл и Черного моря. Одним из препятствий осуществления проекта Каспийского трубопроводного консорциума стало активное противодействие Турции. Согласно маршруту, тенгизская нефть будет добираться до европейского потребителя через нефтеналивной порт около Новороссийска, затем через Черное море, Босфор и Дарданеллы и далее к Средиземноморью. Хотя проект почти завершен и скоро будет пущен, вопрос, позволит ли Турция танкерам проходить свои проливы, остается открытым.
  В последние годы турецкие проливы Босфор и Дарданеллы крайне перегружены. Ежегодно по ним проходит около 50 тысяч судов, довольно большая часть из них - крупные грузовые суда и нефтяные танкеры. На последних ежегодно перевозится около 82 млн. тонн нефти. Местные специалисты подсчитали, что с началом транспортировки каспийской нефти эта цифра удвоится.
  За последние 50 лет в проливах произошло более 500 аварий (100 из них - за последние 10 лет), в них гибли люди, горели корабли, в результате разливов и пожаров гибла природа. Любая, даже незначительная, авария может привести к экологической катастрофе. Как это выглядит - турки знают не понаслышке. В 1994 году авария на нефнетанкере чуть не привела к пожару в исторической части Стамбула и находящемся неподалеку химкомбинате. Танкер, шедший под кипрским флагом, столкнулся с сухогрузом. На борту он имел чуть меньше 100 тыс. тонн сырой российской нефти, около 13 тыс. тонн нефти вылилось в море и горело в течение 4 дней. В 1999 году российский танкер «Волгонефть-248» сел на мель и раскололся надвое, в море вылилось 800 тонн нефти.
  Один из самых живописных проливов в мире, Босфор, делит пополам мегаполис Стамбул, город с 3000-летней историей и множеством уникальных памятников архитектуры и искусства. Прилегающая к Босфору часть города - центральная и поэтому весьма оживленная. Множество паромов, рыболовецких и туристических катеров, лодок и теплоходов ежедневно пересекают пролив, каждые 10-15 минут проходит крупное грузовое судно.
  «Турецкие проливы и так уже предельно перегружены - считает министр по морским делам Турции Рамазан Мирзаоглу. - Танкеры с казахстанской нефтью намертво перекроют движение в наших водах. Суда создают опасные ситуации во время прохода по проливу. Транспортировка казахстанской нефти через проливы еще больше загрузит их. Некоторым судам придется стоять в очереди, может быть, неделями, чтобы войти в пролив. Следовательно, транзит казахстанского сырья угрожает мировой торговле и особенно странам, прилегающим к Черному морю».
  Турецкие общественные экологические организации также озабочены обострением неблагоприятной экологической ситуации на Босфоре и нарастающим объемом нефтетранспортировки в целом. Крупномастшабные и красочные акции, подобные той, что описана выше, проводятся по инициативе общества «В гармонии с природой» («Society of Peace with Nature») ежегодно с 1995 года. В акциях участвуют не только НПО, ее активно поддерживают и лоцманские службы и даже некоторые правительственные структуры. Турецкие организации прекрасно понимают, что только своими силами невозможно решить проблему увеличения транспорного потока через проливы (прежде всего нефтяного), слишком уж много стран задействовано в этом процессе, слишком многие «сильные мира сего» заинтересованы в беспрепятственном прохождении судов через Босфор и Дарданеллы. Поэтому в 1996 году возникла идея о создании коалиции неправительственных экологических организаций бассейна Черного моря, которая в дальнейшем получила название «Международное Черноморское партнерство». В этом году к встрече участников Партнерства были приглашены также представители организаций Каспийского региона (в связи с проектом КТК и другими, предполагающими транспортировку каспийской нефти морским путем). 432 турецкие организации (в основном общественные и научные) подписали обращение к мировой общественности об опасности транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы.
  ЭкоНПО говорят также о необходимости изменения конвенции Монтре. Именно этот документ, принятый в 1936 году, по сей день регламентирует все вопросы прохождения судов через турецкие проливы. Конвенция предусматривает для торговых судов право полной свободы прохода и плавания в проливах днем и ночью, без каких-либо формальностей, без сборов или плат при проходе транзитом, при необязательности проводки лоцманами (есть лишь санитарный контроль). Даже неспециалисту понятно, что за более чем полвека ситуация в проливах в корне изменилась. Изменился размер и тоннаж судов, возросли объемы перевозок и количество опасных грузов (в 1936 году единственным опасным грузом было оружие).
  Сейчас правительство Турции, всерьез озабоченное нарастающим количеством торговых судов, пытается путем введения определенных правил транзита ограничить этот поток. Тем не менее, формально Турция не имеет права регламентировать передвижение товарных танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы, пока действует конвенция Монтре. И этим пользуются те, кому выгодно, чтобы доступ к турецким проливам как можно дольше оставался свободным и бесконтрольным. Даже ужесточить требования безопасности к судам, перевозящим энергоносители, Турции пока не дают.
  Казалось бы, по логике вещей, все страны, участвующие в процессе транспортировки нефти через Черное море и турецкие проливы (страны-экспортеры, импортеры, страны, по чьим территориям проходят трубопроводы и т.д.) должны быть заинтересованы в бережном использовании этих уязвимых коридоров. Ведь, если происходит крупная авария, например в Босфоре, пролив закрывается для прохода других судов на 60-90 дней. Таким образом, огромные финансовые потери несет не только компания, чей танкер терпит бедствие, но и все остальные участники процесса, а это уже десятки, если не сотни, миллионов долларов. Но, как ни странно, в реальности, оказывается, участникам проекта КТК нет дела до того, каким образом смогут проливы принять в два раза больше нефтяных танкеров, и они никоим образом не собираются заботиться о безопасности этих судов. Что касается России, то Виктор Калюжный, специальный представитель Президента РФ по Каспию, считает, что все это - только проблемы Турции, и решать вопросы с траффиком необходимо ей.
  Скорее всего (и как это обычно делается) на правительство Турции будет оказано давление - по дипломатическим или экономическим каналам, - что заставит ее согласиться со всеми правилами «больших братьев». А правительство, в свою очередь, окажет давление на местные НПО, чтобы умерили свой пыл. Единственный выход в такой ситуации - в сильном и профессиональном международном партнерстве на всех уровнях.
  А сможем ли мы вместе с другими странами Черноморского и Каспийского бассейнов его построить - зависит, в первую очередь, от людей, от их личных и профессиональных качеств, от умения работать друг с другом. Пока, к сожалению, получается не очень.

  PS. Сейчас турки боятся еще одной беды. По одному из возможных маршрутов транспортировки ядерных отходов на перерабоку и захоронение в Россию, суда с этим грузом пойдут через Босфор и Черное море в Новороссийский порт. И государственные, и общественные организации едины в решимости ни при каких обстоятельстсвах не допустить транспорта опасного груза через проливы. Российские экологи поддерживают их в этом.

  Анна Кочинева

seu-info@ecoline.ru