Арзамасские «зеленые» защищают город
Жителям города Арзамас, похоже, грозит еще один тест на выживание.
«Арзамасский машиностроительный завод» («АМЗ») - одно из крупнейших предприятий города, изготавливающий спецтехнику, комплектующие для автомобилей - строит экспериментальную мусоросжигательную печь, сообщает Дружина Охраны Природы (ДОП) Арзамаса.
Само стротельство ведется с 1998 г., причем незаконно. Таким образом завод пытается решить проблему утилизации отходов. По проекту «Установки...» Нижегородгоскомэкология дважды проводила государственную экологическую экспертизу, и в обоих случаях выдала отрицательное заключение. В ходе строительства ОАО «АМЗ» допустил ряд нарушений законодательства по охране окружающей среды. Проект в полном объеме не разработан, а представляет собой материалы, больше похожие на предпроектные соображения, в которых имеется множество существенных недостатков. Департамент природных ресурсов по Приволжскому региону выдал предписание от 28 февраля 2001 г. на закрытие строительства мусоросжигательной печи. Однако нет никаких гарантий того, что ОАО «АМЗ», до сих пренебрегавший решениями государственных природоохранных органов, прекратит строительство и откажется от пуска объекта.
Очередная проверка предприятия, проведенная Департаментом природных ресурсов по Приволжскому региону 28 февраля 2001 г., обнаружила следующее: «...строительство установки для термической переработки промышленных и бытовых отходов ведется с 1998 г. по проекту, не имеющему положительного заключения экспертизы, сжигание смеси бытовых и промотходов не обеспечивает экологическую безопасность (и не нашло положительного решения как в нашей стране, так и за рубежом) в случае пуска мусоросжигательной печи. Имеющаяся информация свидетельствует о загрязнении окружающей среды диоксинами и об образовании токсичных шлаков».
Аргументы разработчиков установки вроде бы понятны: перерабатываем огромное количество отходов, а образующиеся шлак и золу используем как компонент в строительных конструкциях.
Однако предыдущий послужной список «АМЗ» - например, река Шамка, в которую завод сбрасывает промстоки, стала давно похожа на хранилище горюче-смазочных материалов, - заставляет сомневаться в безопасности проекта. А изучая материалы по этому проекту, все больше убеждаешься, что это будет эксперимент на выживание горожан.
По проекту планируется термически перерабатывать несортированные отходы производства и потребления. Эти отходы содержат различные виды пластика, химикаты, лакокрасочные материалы, элементы питания, соединения тяжелых металлов, при сгорании которых образуются потенциально опасные вещества. Завод не предоставил на экспертизу полные данные об объемах, составе, видах сжигаемого мусора. Отсутствует также вразумительное обоснование качественной и количественной характеристик выбросов в атмосферу. Что это - элементарное непонимание проблемы или попытка скрыть возможную опасность? Настораживают употребляемые в проекте фразы: предполагаемая концентрация в выбросах, установление нормы в процессе пуско-наладочных работ. До сих пор отсутствуют ответы в проектных решениях на 6 замечаний санэпидемнадзора. Клятвенные заверения разработчиков проекта о низких выбросах диоксинов и тяжелых металлов разбиваются о следующий факт: эти токсичные вещества постепенно накапливаются в организме, окружающей среде ввиду их крайней устойчивости и малой подвижности. Результаты скажутся не сразу, пройдет не один год, прежде чем эти вещества проявят себя в воспалениях кожи, болезнях крови, печени, почек, раковых заболеваниях, бесплодии.
Диоксины заслуживают отдельного разговора. Эти супертоксиканты в дозе 0,0000000006 г в сутки вызывают тяжелейшие болезни. Эффективность работы системы очистки любого мусоросжигательного завода оценивается по строгому соблюдению предельно допустимых выбросов диоксинов. Возникает закономерный вопрос, каким образом «АМЗ» собирается контролировать содержание этих веществ?
Из акта проверки природоохранной деятельности завода от 28 февраля 2001 г. ясно видно, что не ведется контроль за выполнением стандартов охраны природы, правил и норм, ограничивающих вредное воздействие процессов производства на окружающую среду, химлаборатория по-прежнему не аттестована, установлено систематическое невыполнение предписаний. Наивно верить, что ОАО «АМЗ», до настоящего момента нарушающий законы по охране окружающей среды и не желающий что-нибудь менять в своей деятельности, будет должным образом контролировать работу подобного потенциально опасного объекта.
На вопрос об использовании шлака и золы в строительстве однозначно отвечает Пол Коннет, американский ученый, исследователь данной проблемы: «Нет никаких разумных оснований, ни экономических, ни экологических, для того, чтобы превращать три тонны малотоксичного мусора в тонну высокотоксичной золы». Исследования, проводимые во многих странах, доказали высокую опасность шлаков и золы мусоросжигательных заводов, обусловленную присутствием в них тяжелых металлов, бензапирена, диоксинов и прочих канцерогенов. Отвозить золу и шлак на спецполигоны для захоронения очень дорого, поэтому и предпринимаются попытки упрятать эти вещества в строительные изделия, асфальт, бетон, которые постепенно будут лишать нас здоровья.
ДОП АГПИ больше года работает с этой проблемой, причем практически в одиночку. Одним из основных направлений работы стало широкое информирование жителей города Арзамас о проекте и проблемах, которые с ним связаны. Дело в том, что инициаторы проекта попытались скрыть большую часть проектной информации, выдавая для «посторонних», то есть жителей, только рекламные обещания, умалчивая о том, чем же им придется дышать....
Рассказывает Дмитрий Казаков, ДОП АГПИ:
Этой весной арзамасский Комитет по экологическому контролю, памятуя хорошо организованные акции ДОП АГПИ, обратился к нам за помощью. На тот момент Комитет уже поломал немало копий вокруг строительства «Установки по сжиганию...», которое велось с 1998 г. и к тому времени было практически завершено. Более того, руководство АМЗ, явно издеваясь над «зелеными», сообщило официальную дату проведения пуско-наладочных работ. Подобная наглость машиностроителей объясняется тем, что АМЗ - одно из центральных, градообразующих предприятий и, соответственно, пользуется особым расположением Администрации города. К слову скажу, что ОАО «АМЗ» - самый закоренелый нарушитель требований охраны окружающей среды среди предприятий Арзамаса. Политика заводчан такова - легче платить 2 раза в год штрафы (а проверки только 2 раза в год), чем что-нибудь менять, выполнять предписания природоохранных органов. Таким образом, Комитет практически исчерпал свои возможности - административная ответственность не обуздывала руководство завода, а к уголовной привлечь вроде бы не за что.
Комитет по экологическому контролю предоставил всю имеющуюся документацию по проекту, большей частью - заключения разнообразных организаций, служб, органов и т.п. (Отрадно, что благодаря общему делу сложились очень хорошие, доверительные отношения с комитетчиками. Неофициальной информации от них на сегодняшний день столько-о-о!) Проанализировав ситуацию, решили начать с пресс-конференции, посвященной данной проблеме. (Кстати, очень пригодились рекомендации по проведению подобных действ, разработанные и донесенные до нас ЦКИ МСоЭС.) А дальше был долбеж запросами, просьбами, требованиями, жалобами всех кого можно: Центра санитарно-эпидемиологического надзора, Управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, главврача города, горДумы, мэра, завода т.п. Власть имущим были разосланы пресс-пакеты, где мы попытались доходчиво, аргументировано, опираясь на соответствующие научные авторитеты, заключения, законодательство, разъяснить всю опасность строительства и пуска объекта в эксплуатацию. Соответсвующие выдержки (пресс-пакеты) были разосланы по СМИ. Этим достигли эффекта в формировании у горожан резко отрицательного отношения к строительству, правда, открыто выражались только садоводы, чьи участки оказались в санитарно-защитной зоне объекта. На общей волне прошли в СМИ интересные публикации, в том числе и наши. Удалось круглый стол, проводимый ко Дню Земли, посвятить этой проблеме, но, к сожалению, дальше склоки и выяснения позиций друг друга дело не пошло. А тем временем власти молчали, причем затянувшаяся пауза выглядела совсем непристойно со стороны нового мэра города. Попытки пойти на диалог с руководством завода, как и следовало ожидать, не имели успеха. В лучшем случае - отписка. Наконец, Правление завода зашевелилось - написали огромную, насквозь лживую статью, в которой выставили себя эдаким непризнанными, гонимыми новаторами в деле охраны природы (извините за некоторую сумбурность в изложении, -тороплюсь). Да, забыл сказать, - уже тогда имелось предписание Департамента природных ресурсов по Приволжскому округу на приостановление строительства «Установки...». Машиностроители, по простоте душевной, пытались отменить это постановление в арбитражном областном суде. Не вышло. Наконец последовало приглашение на заседание комиссии городской Думы. К нему был приготовлен еще один пресс-пакет из новых документов. Итогом заседания стало решение о «заморозке» строительства до получения положительного заключения экспертизы. Выступало достаточно много депутатов, городской прокурор, мэр, - все пришли к единому мнению. Контроль за выполнением был возложен на правовую комиссию Думы.
Недавно была прокурорская проверка ОАО «АМЗ», показавшая, что строительство не ведется, готовность объекта 90%.
Машиностроители уже просили рассмотреть вопрос в Администрации о проведении пуско-наладочных работ. (Установка в своем роде - единственная в России - «опытный образец», и,следовательно, нужны замеры выбросов в атмосферу для отражения в проекте, который будет рассмативаться госэкологической экспертизой раз так пятый.)
Наши планы? По возможности затормозить пуск «Установки...» в эксплуатацию. Будем собирать подписи горожан, попытаемся пробиться в состав экспертной комиссии (хотя бы в качестве наблюдателей), попробуем судиться с заводом в связи с игнорированием наших официальных запросов с требованиями предоставления информации, затрагивающей права граждан.
Наталья Артемьева,
по материалам ДОП АГПИ
|