КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: МИРНЫЙ НЕ ХОЧЕТ УМИРАТЬ
Участник экспедиции вятских ученых делится впечатлениями.
...Несколько необычным было полное отсутствие летом в поселке Мирном воробьев, постоянная гибель рыбешек и крупных водных жуков в Лопатинском озере, мертвые тритоны в Савиновском озере. Но к химическому оружию это может не иметь никакого отношения. Чтобы доказать или опровергнуть зависимость, нужны специальные методики с прямыми, а не косвенными показателями. Их пока нет.
Дело в том, что «Марадыковский арсенал и все, что с ним связано, по-прежнему окутаны завесой секретности и неизвестности», - говорит участник экспедиции заведующий сектором биомониторинга ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства А. Соловьев. - Нам, по сути, приходится работать вслепую, по самым общим, стандартным методикам, не имея ни специальной программы с адаптированными методиками оценки воздействия на окружающую среду и живые организмы отравляющих веществ и их производных, ни достоверной информации о местах захоронений устаревших ОВ, местах и способах их уничтожения»...
Поселок Мирный, пожалуй, один из наиболее уютных населенных пунктов области, буквально утопающий в зелени соснового бора. Его главная достопримечательность - рукотворный пруд на речке Погиблице с пешеходной прогулочной дорожкой по обводной полуторакилометровой дамбе с тополевой аллеей, отделяющей пруд от садово-огородных участков. На противоположной стороне пруда в лесу - пионерский лагерь. На пруду ловят рыбу, ставят сети, купаются. Иногда после купания у ребят случаются высыпания на коже, но на это уже не обращают внимания. На пруду почти как в зоопарке. Рядом с рыбаками плавают утки, и не только кряквы, но и чернети, нырки, а также чомги с выводками, чайки и крачки. Прямо днем здесь можно увидеть плавающих и кормящихся ондатр. В верховьях пруда Погиблицу своей плотиной перегородили бобры.
Сколько же людских сил и средств было потрачено на создание этого уютного поселка!
Мирный исчезать не хочет! Как не хотят никуда уезжать жители подлежащих выселению деревень Марадыково, Ерши, Новожилы. Около них уже готовят площадку под злополучный объект по уничтожению химоружия. Причем на вершине преобладающей высотки со стоком на все четыре стороны. Более неподходящего в экологическом отношении места просто не бывает. И это при том, что в том же Оричевском районе столько уже обезлюдевших мест, исчезнувших в результате прошлых кампаний деревень!
Свой след военные оставили далеко окрест. Не посчитались ни с заливными сенокосными лугами, ни с рыбными Карповыми озерами, ни с грибными и ягодными местами пищальских лесов и болот, ни с голубыми жемчужинами Оричевского района - Лопатинским и Савиновским озерами, являющимися памятниками природы. Когда-то на берегу Лопатинского озера стоял деревянный женский монастырь, а вода в нем славилась целебными свойствами. Глубина водной толщи, по нашим промерам, оказалась 12 м, а эхолот определил поверхность его минерального дна на глубине 25 м. То есть чаша озера наполовину заполнена растительными остатками или еще чем-то. Есть очевидцы, видевшие недалеко от озера свежевырытый котлован с какой-то жидкостью. Рядом на дереве висел противогаз.
Мимо озера проходит дорога к Пищальским болотам. По рассказам оставшихся в живых жителей бывшей деревни Лопата, по ней однажды прошла колонна грузовиков с цистернами в сопровождении бронетранспортера. Вскоре из леса послышались взрывы. Взрывали километрах в десяти от деревни на Сукманном бугре, где местные жители до сих пор собирают грузди. Многие жители Лопаты умерли от рака.
За четыре года «экологического мониторинга» в районе Марадыковского арсенала никто из специалистов так и не обратил внимания ни на эти факты, ни на сообщения работников колхоза «Искра» Котельничского района о рождении телят с двумя головами и без тех или иных внутренних органов (это уже не автотомия, а мутация). Сено это хозяйство заготавливает на лугах левобережной поймы Вятки ниже старичных Карповых озер, в которые сливали устаревшие ОВ.
Во время сжигания ОВ на установке «Долина»в лесу между деревнями Марадыково и Новожилы в 1960-е годы грузивший гравий на берегу Вятки экскаваторщик А.Симонов лишь успел почуять странный запах, как свалился без сознания и очнулся только благодаря помощи, оказанной подоспевшими с обеда рабочими, но инвалидом остался на всю жизнь.
Сохранился документ - уведомление от 1958 года, где командование воинской части извещало поселковый Совет Мирного об особо опасных работах в районе Карповых озер. Пастухи из ближайших деревень Новожилы, Ерши, Марадыково рассказывали, что временами по возвращении с лугов у коров из ноздрей шла кровь, а сами они едва не падали в обморок.
Не иначе, как преступлением против местного населения можно назвать сливание отравляющих веществ в глухих местах путем расстрела емкостей из находившейся на расстоянии автомашины, которая тут же увозила исполнителей с места «уничтожения». Пробитые пулями железные бочки и мы находили среди Пищальских болот. Между тем иприт и другие ОВ десятки лет сохраняются в земле в неизменном состоянии...
Местные говорят, что частота онкологических заболеваний жителей Мирного сравнима разве что с ангиной, а на улицах Привокзальной и Советской Армии, примыкающих своими огородами к забору воинской части, в каждом доме кто-нибудь умер от рака, а в некоторых - оба хозяина.
Канцерогенность многих ОВ и образующихся при их сжигании и разложении веществ общеизвестна. Недавно достоянием гласности стало и то, что с 1985 года за несколько лет прямо на территории части на передвижной установке «КУАСИ» вахтовым методом было сожжено 200 тонн (!) зарина. Несколько участников этих работ умерли в те же годы.
Печатается с сокращениями по статье А.Соловьева, «Вятский Наблюдатель», 17 августа 2001 г.
|