|
|
|
В августовском Киеве, на 7-ой конференции МСоЭС работала секция под названием «Кампания против распространения генетически модифицированных организмов». Резолюцию этой секции можно найти в материалах конференции. Вот один из живых примеров, когда слово не разошлось с делом - родилась кампания МСоЭС «За биобезопасность!». В ее рамках происходит масса событий, издается литература и т.д. В июле 2001 года, в рамках кампании, началось анкетрование производителей и распространителей детского питания в Москве и Подмосковье с целью отслеживания рынка трансгенов.
В середине июля были разосланы пакеты документов, куда вошли: официальное письмо-обращение, анкета проиводителя/продавца, приложение, содержащее информацию о трансгенах и декларация компании, которую предлагалось подписать в случае, если компания не использует ГМО (генетически-модифицированные организмы) в проиводстве. В данном случае речь о производстве детского питания.
Пакеты документов были доставлены лично в компании HEINZ, Nestle, «Мария Хумана», ОАО «Завод детских молочных продуктов» («Вим-Билль-Данн»), «Спика», Торговый дом «Славэкс», ЗАО «Анэкс Фуд», а также отправлены письмом - в Nutricia и Danon.
Первыми откликнулись «Мария Хумана», ОАО «Завод детских молочных продуктов» (далее - ОАО ЗДМП) и Вологодский завод детского питания, куда мы не посылали анкету, но, видимо, она была передана руководству завода их дистрибьютором - компанией «Славэкс».
Насторожила жесткая позиция «Марии Хуманы», судя по тону письма - несколько обидевшейся на то, что как мы вообще смели... Но расшифровка эмоционального фона - это сугубо личное дело декодирующего, фактическая же часть будет, несомненно, проверена, о чем - ниже.
Обрадовала реакция ОАО ЗДМП, компания «Вимм-Билль-Данн»: мы получили не только анкету, но и переговоры с главным технологом завода , по-настоящему озабоченой проблемой использования ГМ и пожелавшей совместно разработать механизм маркировки их продукции, свидетельствующей о неиспользовании ГМ в производстве детского питания. Надеемся, что сотрудничество продолжится.
Что касается Вологодского завода детского питания - мы получили очень неоднозначную анкету, что свидетельствует не только о непонимании всего трагизма ситуации, что называется, но и, судя по всему, об абсолютной безграмотности в этой области. Судите сами, с одной стороны:
«Декларация компании. Настоящим заявляем, что перечисленные ниже продукты, производимые нашей компанией, не содержат и не произведены с использованием генетически модифицированных ингредиентов, добавок и ароматизаторов». С другой, в приложении были странным образом подчеркнуты некоторые, указанные нами, ГМ-компоненты, и, более того, в анкете было указано: «Сырье и компоненты для нашей продукции, которые потенциально могут содержать ГМО мы получаем, в частности:
* изолят соевого белка - компании «Протеин Текнолоджиз»;
* некоторые добавки из Вашего перечня - компания «Хоффман ля Рош»;
* кукурузная мука - Венгрия»
А как же указанное выше неиспользование ингридиентов, добавок, ароматизаторов? Это ли не противоречие? Вот на эту некомпетентность (иначе, как это назвать?) и рассчитывают компании, медленно, но верно внедряющие ГМО на российский рынок. Одно из доказательств - игнорирование анкетирования. Несмотря на угрозу быть занесенными в «черный список», многие из «воротил» так и остались «безответными»: Danon, HEINZ, Nestle и др. Недавно мы получили Декларацию и письмо от Nutricia, в котором генеральный менеджер в России - Гжегож Собецки также озабочен проблемой и уверяет, что Голландская Королевская компания NUMICO, которую представляет в России Nutricia «очень осторожно относится к возможностям современной биотехнологии и не используют в своих продуктах ГМ ингредиенты, включая соевые бобы и кукурузу. Исходя из этого, на упаковках с детским питанием не размещается информация о наличии или отсутствии в составе продукта ГМ ингредиентов. Сказанное относится как к европейскому, так и к российскому рынкам».Однако, что касается европейского рынка - в письме депутату Европарламента, еще в 97-ом году, Nutricia отмечала, что низкая социальная активность покупателей свидетельствует о принятии ГМ на этом рынке. Соответственно, там, где она высока - Германия. Австрия, Швейцария, Nutricia не будет использовать ГМ в производстве, а в других европейских странах - готова разделять ГМ и не ГМ и ставить соответствующую маркировку. Кроме этого, в том же письме говорится что, по мнению Nutricia ГМ-белок бобов сои 100% идентичен традиционному, другими словами – господа, вы ничем не рискуете! Это к вопросу о достоверности информации, даже документально заявленной...
Который год с экранов телевизоров звучит «мы - не быдло!», но пока западные производители очень на это рассчитывают.
Одним из подтверждающих факторов нашей гражданской активности будет не только анкетирование в рамках кампании «За биобезопасность!», но и непосредственное тестирование продукта. Тем более, что недавно создан Центр в Институте физиологии растений РАН, который уже сейчас тестирует сою по просьбе кампании.
Да, кстати, все материалы (анкета, образец письма-обращения, декларация и др. документы) могут быть высланы всем заинтересовавшимся коллегам и не только из России, ведь мы заинтересованы в распространении программы и в других странах СНГ.
Анкетирование - продолжается! На сегодняшний день происходит рассылка пакета документов по всем росийским молочным производителям, готовится список рассылки для мясных комбинатов и других компаний, занимающихся производством питания... Присоединяйтесь, коллеги!
Наталья Артемьева
|
|
|
|
|
|
|
|