КТК: Уроки нефтяного противостояния
Проект Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) почти завершен, заканчивается строительство нефтяного терминала в Южной Озерейке. По плану работ в конце сентября должен быть загружен первый танкер. Не помешали процессу ни то, что против него высказались более 90% общественных организаций и жителей Новороссийска и Анапы, ни попытки провести референдум, ни обращения в суды по незаконности заключения экологической экспертизы, ни обращения в международные организации.
К сожалению, приходится признать фактический провал кампании противостояния. Причин тому много: и неорганизованность действий, и неумение работать с ТНК, и недостаточное привлечение международной общественности, и отсутствие средств и технических ресурсов, и то, что поздно подключились грамотные юристы и многое другое.
Мне кажется, что сейчас важно попытаться проанализировать, в чем причины провала антиКТКшной кампании. Как известно, глупый учится на своих ошибках, а умный - на чужих. Может быть, наши неудачи помогут кому-то провести свою кампанию более успешно. И пусть не обижаются на меня участники кампании.
Каспийский Трубопроводный Консорциум был создан в 1992 г. правительствами РФ, Казахстана и Омана с целью строительства 1500-километрового трубопровода для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения в Казахстане до терминала на российском побережье Черного моря. Первоначальная пропускная способность нефтепровода составит 28 млн. тонн нефти в год. Позднее ее планируется довести до 67 млн., то есть более 200 тыс. тонн в сутки. Большая часть капитала КТК принадлежит международным нефтедобывающим компаниям. Кроме государств-основателей, совладельцами КТК являются: «Шеврон» (США), «ЛУКАРКО» (Россия-США), «Роснефть-Шелл» (Россия-Нидерланды), «Мобил» (США), «Бритиш Газ» (Великобритания) и др. Согласно проекту, Россия будет получать свою долю дохода только с 2017 г.. Обещается, что за 40 лет эксплуатации трубопровода Россия получит 23,3 млрд. долл. в виде налоговых поступлений (всего 33 млрд.долл.).
Кампания против проекта ведется с 1995-96 гг., когда впервые стала просачиваться информация о деятельности Консорциума. Именно тогда встал вопрос о выборе места выхода трубы к Черному морю. Из пяти предложенных вариантов было выбрано место в районе поселка Южная Озерейка (около 10 км от Новороссийска), исходя из соображений экономической выгоды. Именно против этого варианта строительства нефтяного терминала и выступали местные общественные организации, а не против всего проекта в целом. Еще тогда было понятно, что воевать против всей этой «махины» бессмысленно.
«С ножом на паровоз»
Первая и, видимо, основная причина неудачи - объективная: на ринге оказались борцы совершенно разных весовых категорий.
У них - деньги, власть, связи в высших эшелонах власти, влияние, специалисты. Единственный наш козырь - правда. Но кто ж ее пропустит и услышит сквозь стройные ряды «своих» чиновников, «экспертов», журналистов...
Краснодарский край впервые непосредственно столкнулся с проектом такого масштаба, осуществляемым транснациональными корпорациями (да и по всей России, тогда, в начале 90-х, таких проектов были еще считанные единицы). Вместе с корпорациями «Шеврон», «Шелл», «Мобил» и другими на Кубань пришли опытные специалисты по паблик рилейшнз со своими отработанными и обкатанными во многих странах «третьего мира» технологиями. Что такое ТНК, как они ведут себя в других странах, как с ними работать - местные общественники об этом ничего не знали. Поэтому не удивительно, что долгое время верили в мифы, построенные Консорциумом: об экономической выгоде проекта, об обеспечении экологической безопасности, о социальной ответственности разработчиков проекта. Поверили не только жители Южной Озерейки и Новороссийска, но и государственные деятели (допускаю, что многие поверили действительно искренне, по незнанию, а не за деньги), и даже некоторые общественники.
ПР-специалистам КТК не пришлось изобретать велосипед, вполне срабатывали самые обычные и даже банальные методы и технологии: обещания о предоставлении рабочих мест и вливаниях в местные бюджеты, бесконечные дискуссии с общественностью, дискредитация экоактивистов и т.д.
На развенчивание этих мифов, на то, чтобы собственными глазами убедиться в том, что Нью-Васюков из Озерейки делать никто не собирается, ушло слишком много времени. Когда начали увольнять местных рабочих и заменять их американцами и французами, когда из всех обещанных благ Новороссийск и Анапа увидели только несколько автобусов и машин скорой помощи, когда покосились заборы и пожухли урожаи у озерейцев от бесконечных КамАЗов, которым тесно на поселковых улицах - люди, наконец, поняли, что их в очередной раз просто надули.
«Закон джунглей» общественного движения
В регионе немало экологических организаций - «Аква», «Акватория», Новороссийский ресурсный центр, «Зеленые», «Экурс», отделение СоЭС на Западном Кавказе, социальные и молодежные организации - у многих из них есть навыки, технические ресурсы, связи с крупными общероссийскими и международными организациями. Однако ни разу за все время противостояния не была выработана общая стратегия кампании, не было совместного плана действий. Да это, исходя из реальной ситуации, было, скорее всего, и невозможно.
Ситуация, когда невозможно добиться компромисса и организовать должным образом совместные действия - в общественной среде не редкая, но в данном случае она имела патологический характер.
Обычные приемы - сборы подписей, пикеты, митинги, письма протеста - не срабатывали. И не могут срабатывать, когда речь идет о таком транснациональном монстре с «одобрямсом» в верхах как КТК. Единственное, что могло бы хоть как-то пошатнуть эту махину - это действительно МАССОВАЯ кампания протеста с предложением реальных альтернатив, с поддержкой сильных и авторитетных международных организаций и известных ученых, с помощью опытных юристов.
Таких массовых кампаний вообще в новейшей истории российского экологического движения немного. Пожалуй, кроме противостояния ввозу ОЯТ и проведения референдума и вспомнить нечего.
С самого начала и до последнего времени кампания велась урывками, основные силы сосредотачивались на конкретных протестных акциях, а не на долгосрочной программе действий. Причин тому несколько.
Во-первых, кампания держалась на одном энтузиазме, без единого гранта или вливаний из других источников финансирования. Единственный раз проект на кампанию против КТК выиграл конкурс грантов от ИСАР, да и тогда деньги перечислены не были из-за внутренних противоречий организаторов-исполнителей. Постоянные противоречия - отдельная тема, и об этом ниже. Был, правда, в этом году получен еще один грант (для реальной кампании - слишком поздно), но вместо заявленной в проекте работы по КТК все действия организации-заявителя переключились на еще один черноморский проект - «Голубой поток».
Во-вторых, поскольку энтузиазм - энтузиазмом, а кушать-то хочется, приходилось тратить до 80% времени на то, чтобы зарабатывать деньги и на себя, и на расходы по кампании.
Есть еще один важный момент, почему, на мой взгляд, не получилось организованной кампании. Это постоянно возникающие противоречия между организациями и активистами, которые, казалось бы, идут в одном направлении и имеют одни цели.
Если бы кто-то намеренно был заслан в ряды НПО для того, чтобы развалить кампанию протеста против КТК, то и у него это вряд ли получилось бы лучше, чем это сделали сами активисты. Складывается такое впечатление, что вся борьба была направлена не на остановку КТК, а шла за то, чтобы наработать собственный авторитет, за ощущение собственной значимости и за право возглавить процесс. Отсюда - постоянные склоки внутри движения, попытки очернить друг друга, вплоть до обвинений в купленности.
Может быть, так происходит всегда в любом сообществе, но лично я настолько остро столкнулась с этим в экодвижении в первый раз. Мне кажется, что именно это - наше неумение работать вместе - и стало главным козырем в руках сторонников КТК. И действительно, КТК-шным пиарщикам мы САМИ давали массу поводов показать, что реального организованного сопротивления проекту нет, есть лишь отдельные выскочки, которые больше озабочены своими внутренними проблемами, чем желанием спасти Черное море.
Еще одна причина - слабое привлечение зарубежных и международных организаций. Долгое время местные активисты вообще не выходили с этой проблемой на международную арену, надеясь справиться собственными силами. Было довольно много публикаций в зарубежных СМИ (в том числе в таких престижных как журнал «Wildlife»), приходили письма поддержки от простых граждан... но такие крупные и известные организации как «Bankwatch», «Oilwatch» практически не участвовали в кампании.
В том числе из-за недостаточного привлечения к проблеме внимания международной общественности властям Новороссийска и Краснодарского края удалось задушить инициативу по проведению городского референдума по выбору места выхода трубы к морю.
Юридическая поддержка также была недостаточной. «Экоюрис» присоединился к кампании слишком поздно, когда, учитывая обычную судебную волокиту, уже вряд ли можно было что-то изменить. Было подано несколько исков в суды (в Краснодарском крае, в Москве), один из них, по референдуму, даже был выигран, но тем не менее все эти иски застряли в судебных «болотах».
«Здесь будет мертвый город» - говорили директора анапских здравниц.
В непосредственной близости от терминала находится много любимых россиянами курортных мест: сама Южная Озерейка, Широкая Балка, Малый и Большой Утриш, федеральный детский курорт Анапа (основные морские течения и преобладающие ветра в районе Озерейки направлены в сторону Анапы).
«Если нефтепровод пройдет через Южную Озерейку, это будет мертвый город, - говорил нам еще в 1999 г. Сергей Стремоусов, директор одного из самых лучших в Анапе санатория «Кубань». - Ведь, понимаете, какие бы мы здесь здравницы ни строили, какие бы номера ни отделывали, как бы мы ни улучшали сервис, люди приезжают, прежде всего, на теплое и чистое Черное море».
По прогнозам ученых через 5-10 лет вода близ курорта Анапы перестанет быть не то что лечебной, в ней опасно будет купаться. Город-курорт может лишиться 140 тысяч рабочих мест, Краснодарский край - доходной статьи бюджета, россияне - единственного в стране детского курорта.
Россия как всегда проявляет себя как страна парадоксов. С одной стороны, местные жители прекрасно понимают (и об этом свидетельствуют результаты социологических опросов), что лечебные и рекреационные ресурсы курортов утратят свою ценность, что объекты таких масштабов никогда не обходятся без нештатных ситуаций. С другой стороны, по всему побережью Черного моря в районе Новороссийска и Анапы в последние два года развернулось активное строительство: строятся шикарные коттеджи, частные гостиницы, бары и рестораны. В Анапе в этом году начал действовать большой аквапарк, ничуть не уступающий по размаху аналогам в какой-нибудь Анталье. Что это? Желание получить по максимуму прибыль сегодня, а после хоть потоп? Или извечный русский «авось»: а вдруг пронесет и разливов не будет? Или все-таки недостаточно представляют себе реальные последствия деятельности КТК?
Казалось бы, бизнесмены, прибыль которых напрямую зависит от количества отдыхающих на курортах, должны обеими руками поддерживать экологов и делать все, чтобы не допустить реализации проекта КТК. Но и здесь сотрудничества не получилось. Сейчас уже невозможно точно сказать почему - то ли активисты не оценили вовремя эту целевую группу и мало с ней работали, то ли бизнесмены у нас сейчас думают только о сегодняшнем дне.
Сейчас в Новоросийске и Анапе уже все устали от безуспешной борьбы и просто стараются не думать о страшном будущем рядом с КТК. Но на самом деле кампанию нельзя считать законченной. Да, КТК не удалось остановить или перенести терминал в более подходящее место, но есть еще возможность свести к минимуму опасность, заставить КТК соблюдать, по крайней мере, все меры экологической безопасности, которые заложены в проекте и предусмотрены российским и международным законодательством. Для этого можно и нужно создать комитет или группу общественного мониторинга проекта с привлечением грамотных экспертов. При этом важно, чтобы этот комитет был максимально независим от Консорциума, следовательно, опять нужно искать средства на его работу.
Нужно также отслеживать изменения в состоянии окружающей среды в ходе действия проекта КТК, следить за состоянием здоровья местного населения. Для этого тоже нужны эксперты и финансы. Будут ли этим заниматься местные НПО - не знаю. Со стороны ЦКИ СоЭС можем предложить то, на что мы способны: максимальную информационную поддержку, помощь в привлечении экспертов. Будем признательны, если кто-либо из читателей бюллетеня поделится своим опытом подобной деятельности, захочет участвовать в кампании, посоветует, кого из ученых можно привлечь и т.д.
Примечание: За время, пока писалась эта статья, появилась новая интересная информация. В начале августа на терминале КТК произошла авария. Пока без нефти. Во время проверки оборудования на предмет готовности к пуску, выяснилось, что бесследно исчезли две трубы. Это шланги, соединяющие нефтепровод с танкером, длиной около 40 метров и 60 см в диаметре. То ли штормом унесло, то ли украли. Возможно ли аналогичное ЧП, когда труба будет заполнена нефтью, сейчас сказать наверняка никто не может.
Анна Кочинева
|