Друзья, прекрасен наш Союз... №3 (18) 2001 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом


В номере:

Гражданское общество России - стройка века

Привет, коллеги! Асхат Каюмов, экоцентр «Дронт»

Позиция группы гражданских сетевых организаций по вопросу о Гражданском форуме

Экологическая доктрина России и проблемы освоения Севера

Пиар во время...

Журнал «Журналист» о Медиафоруме

Паблик рилейшнз в письмах

Как спасти профессора Бандажевского?

Гётеборг - как это было

Дело Пасько: прокурорское шоу продолжается

Как мы давали рекомендации Большой восьмерке

Официальное Заявление неправительственных организаций стран СНГ и Балтии по сельскохозяйственной и продовольственной безопасности

Большая Восьмерка всех научит жизни?

Энергетика станет чище?

Одобрение Президентом «ядерных» поправок по всей России отметили траурными церемониями

Энергетический план Буша не нравится никому, кроме ядерных компаний

Во имя жизни

Голос Муслюмова...

ОЯТ: Казахстан - дурной пример заразителен...

Зачем из Донецкой кузницы делать атомный котёл?

12 лет после Чапаевского протеста.

Кировская область: Мирный не хочет умирать

Агентства сообщили...

Марадыково - гиблое дело?

Воткинск: экологический лагерь-2001

Тропой сталкера: «химическая бомба» рядом с вашим домом

Воткинская защита

Пермская область: отходы области - в поселок Таежный?

О хемоэкологии и химической безопасности

Вьетнам на Днепропетровщине

Люди забыли о вреде дуста

Туркменистан: зона экологического бедствия. Что делать?

Об активистах и противогазах

Арзамасские «зеленые» защищают город

Кто позаботится о Здоровье детей

Один вечер в городе Луково-Гусеве

Деньги за счет здоровья потребителей

Соевые интриги

В августовском Киеве, на 7-ой конференции МСоЭС...

Голубым по Черному...

Караван мира прошел по берегу Черного моря

КТК: Уроки нефтяного противостояния

Протесты по-турецки

Полигон - это чья-то родина

Социально-экологические проблемы ракетно-космической деятельности

Бактерии-мутанты пожирают МКС

Эксперименты в космосе

Катунь: новое покушение

Открытое письмо сторонникам строительства плотины на Катуни

Ковыкта: Газовая атака

Днестровские плавни - счастливый конец или история с продолжением?

Сэбысь останется охраняемой территорией

«Усыновили» парк

Первая рабочая встреча Украинской речной сети

Что мы сделали за 2000-2001 годы (Тамбовское региональное отделение МСоЭС)

Новости программы «Общественность и оценки воздействия»

Светлой памяти...

Теперь с нами в СоЭС

Адреса организаций из этого номера


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Н.Артемьева, О.Берлова, Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов, А.Кочинева, Т. Саксина, В.Тихонов, М. Трушкин
Фотографии предоставленны:
О. Берлова, А. Кочинева, А. Никулина, И. Русев, Н. Шевченко, К. Юдин
Рисунки:
О. Берлова, В. С. Гребенников, А. Н. Формозов
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@mtu-net.ru

Выпускается при финансовой поддержке Charles Stewart Mott Foundation

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Дело Пасько: прокурорское шоу продолжается

  Безработица - дело опасное. Видимо, дабы не допустить такого безобразия и одновременно польстить «властной вертикали», доблестные российские контрразведчики продолжают культивировать шпиономанию в стране.
  Похоже поэтому громкое дело военного журналиста Пасько летом 2001 года обрело второе дыхание. Процесс по обвинению Григория Пасько в шпионаже в пользу Японии начался снова. Верховный Суд России в 2000 году отменил приговор, вынесенный летом 1999-ого, где говорилось, что в передаче секретных сведений о состоянии атомного подводного флота стране восходящего солнца журналист не замешан. Летом и в начале осени продолжался опрос свидетелей в рамках второго судебного шоу.
  Несмотря на то, что многих из них предварительно запугивают сотрудники ФСБ, они не дают нужных следствию показаний. В тридцатый день процесса, 3 сентября, в адрес суда пришло письмо поддержки Пасько от Мстислава Ростроповича. Маэстро написал, что в свое время опоздал присоединить свою подпись под письмом в защиту Григория. То письмо, в котором известные и уважаемые люди страны, такие как Лариса Богораз, Анатолий Приставкин, Андрей Битов, Андрей Вознесенский, Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин поручились за Григория и просили выпустить его из заключения под подписку о невыезде, ФСБ проигнорировало. Ростропович считает, что сейчас очень важно поддержать Григория Пасько и его семью, и попросил суд судить правильно, объективно. Сейчас этот процесс важен не только для самого обвиняемого, написал маэстро, он важен для понимания России-сегодняшней во всем мире.
  Приговор, стоивший Григорию почти полуторагодичного заключения, оказался, по мнению судей, неверным: жестче надо быть, товарищи! Где это видано, чтобы в стране со столь мощными карательными традициями человеку не смогли пришить шпионаж, хотя очень старались.
  «Давление ФСБ на суд и на освещение процесса ощущалось буквально физически. На журналистские вопросы чекисты гнали в ответ такую чушь - на уши не надеть. Но не смущались. Слово не воробей - улетело и не поймаешь, чтобы быть доказательством лжи. А если предъявишь, то вывернутся (не все, мол, можно прямо сказать - этика профессии) и ляпнут новую несуразность. Пока докопаешься и опровергнешь - уже и приговор. Ах, как нужен чекистам обвинительный приговор! Он как бы отодвигает в тень всю дурость их расследований, тупость обвинительного заключения - все прикрывает. Любые претензии теперь - к суду, а чекисты опять закутаны в мифы о своем сверхпрофессионализме.
  Самое обидное, что даже мифы эти создали не они, а мы сами. Радуйтесь, мастера культуры! Насочиняли для них штирлицев - они так собой возгордились, так вознеслись, что чему-то учиться им уже необязательно. И без того профессиональнее всех. Ни доказательств им не надо, ни улик, ни информации - только чутье и нахрап.
  Еще обиднее, что мы сами, как правило, верим тем же мифам. При каждом непосредственном столкновении убеждаемся в бездарности данного конкретного профессионала, но считаем, что это - исключение, а в основном у них - ого!..». (Цитата из эссе участника Общественного комитета в защиту Пасько Наума Нима «Гамбит Пасько».)
  В последние годы это «ого» вызывает определенные сомнения у общества. Значит, все-таки за это время что-то в России изменилось. Насколько это серьезно, была ли победа общественности в не менее известном «шпионском» деле Александра Никитина счастливой случайностью, покажет процесс Пасько.
  Александр Никитин в начале сентября приехал поддержать Григория. Он рассказал, что сотрудники «Беллуны» прилетели из Норвегии, чтобы помочь своему коллеге и товарищу. В жернова спецслужб может попасть любой думающий человек, который занимается наукой, журналистикой, собирает какой-то материал и анализирует его. В тюрьмах России сейчас находится много людей, которые не разглашали никакой гостайны, они ее даже не могли знать, и все равно попали на тюремные нары. Именно поэтому в Санкт-Петербурге создан экологический правозащитный центр - для помощи жертвам тоталитарной машины. Александр напомнил, что на Дальнем Востоке кроме Григория Пасько обвинены в разглашении гостайны профессор Сойфер, профессор Щуров.

  Хронология
  Григорий Пасько - военный журналист, работавший в газете «Боевая Вахта» во Владивостоке. Он был арестован 20 ноября 1997 года. ФСБ обвинила его в государственной измене в форме шпионажа по статье 275 УК РФ за сбор и передачу японскому телеканалу «NHK» якобы секретных сведений по проблемам обеспечения радиационной безопасности на Тихоокеанском флоте (ТОФ). Организация «Международная Амнистия» объявила Пасько узником совести в январе 1999 года. В июле 1999 года Военный суд Тихоокеанского флота снял с Пасько обвинения в государственной измене, но признал его виновным в злоупотреблении служебным положением по статье 285 УК РФ. Пасько был приговорен к 3 годам заключения, но был освобожден в зале суда по амнистии, так как уже провел 20 месяцев в следственном изоляторе. В поддержку Пасько пришло более 20 тысяч писем со всех стран мира, за него поручались известнейшие представители интеллигенции, но Пасько освободили из-под стражи только на последнем заседании суда ТОФ.
  21 ноября 2000 года Военная коллегия Верховного суда РФ отменила этот приговор в отношении Пасько и направила дело обратно во Владивосток на новое рассмотрение в первой судебной инстанции, но с иным составом судей. Наблюдатели считают это решение еще одним свидетельством краха правосудия в России.
  Сам Григорий заявил, что это решение равносильно «смертному приговору».
  Различные трактовки обвинения в приговорах и протестах создают впечатление запутанного и плохо состряпанного дела, где представленные обвинением «доказанные» свидетельства не имеют никакого значения для дела. Более того, в деле допущены многочисленные нарушения Уголовно-процессуального кодекса. Само обвинение против Пасько не имеет правовой и фактической основы.

  Вы можете помочь!
  Общественный комитет в защиту Пасько рапространил обращение к организациям и частным лицам. В нем, в частности, говорится:

Уважаемые друзья, колллеги!

  4 июня владивостокский суд ТОФ начал судебное заседание по делу Г.Пасько.
  Это заседание проводится в соответствии с решением кассационной инстанции, отменившей ранее вынесенный приговор и направившей дело на новое судебное рассмотрение.
  В подобном случае Закон предусматривает, что приговор не может установить наказание, более тяжкое, чем устанавливал приговор в первом судебном заседании. Однако, у нас есть веские основания опасаться, что под давлением обвиняющей стороны данные нормы могут быть проигнорированы.
  Более того, есть основания предполагать, что сторона обвинения намеревается добиться взятия Григория Пасько под стражу и для этого даже готова ходатайствовать о направлении дела на дополнительное расследование.
  Сотрудники ФСБ, причастные к инициированию дела Пасько и к его расследованию, демонстрируют пренебрежение правовыми нормами, сообщают прессе (и общественности) о полном изобличении журналиста в шпионской деятельности. Между тем, еще в предыдущем суде были выявлены факты фальсификации уголовного дела, а обвинения в шпионаже были признаны бездоказательными. Мы серьезно опасаемся, что эти люди попытаются спрятать свой непрофессионализм и свои нарушения за неправовым обвинительным приговором и сделают все возможное, чтобы такого приговора добиться.
Господа!

  Просим Вас инициировать и поддержать акцию рассылки писем во властные структуры России и руководителям ведомств, отвечающих за соблюдение законности. Было бы полезно выразить в этих письмах поддержку Г.Пасько и свою надежду на справедливое решение, предусматривающее серьезные наказания тем работникам следственных органов, которые допустили заведомые фальсификации доказательств, бесспорно установленные на первом судебном заседании, и наказание их начальников, до сих пор покрывающих эти серьезные правонарушения своих подчиненных.

  По нашему мнению, эти письма следует направлять:
  - во Владивостокский суд ТОФ (690010, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 55. Председателю суда Волкову Сергею Михайловичу)
  - Президенту РФ (103132, г. Москва, Кремль)
  - Генпрокурору РФ (103793, г. Москва, ГСП, К-31, Б.Дмитровка, д. 15-а)
  - Главному федеральному инспектору по Приморскому краю (690010, г. Владивосток, ул. Пушкинская, д. 7. Лысову Павлу Васильевичу).
  - В Правовое управление Администрации Президента (103132, г. Москва, Ильинка д. 8/4)

  Виктория Колесникова
  С использованием информации объединения «Беллуна» и сайта «Индекс/Досье на цензуру»

seu-info@ecoline.ru