Дело Пасько: прокурорское шоу продолжается
Безработица - дело опасное. Видимо, дабы не допустить такого безобразия и одновременно польстить «властной вертикали», доблестные российские контрразведчики продолжают культивировать шпиономанию в стране.
Похоже поэтому громкое дело военного журналиста Пасько летом 2001 года обрело второе дыхание. Процесс по обвинению Григория Пасько в шпионаже в пользу Японии начался снова. Верховный Суд России в 2000 году отменил приговор, вынесенный летом 1999-ого, где говорилось, что в передаче секретных сведений о состоянии атомного подводного флота стране восходящего солнца журналист не замешан.
Летом и в начале осени продолжался опрос свидетелей в рамках второго судебного шоу.
Несмотря на то, что многих из них предварительно запугивают сотрудники ФСБ, они не дают нужных следствию показаний. В тридцатый день процесса, 3 сентября, в адрес суда пришло письмо поддержки Пасько от Мстислава Ростроповича. Маэстро написал, что в свое время опоздал присоединить свою подпись под письмом в защиту Григория. То письмо, в котором известные и уважаемые люди страны, такие как Лариса Богораз, Анатолий Приставкин, Андрей Битов, Андрей Вознесенский, Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин поручились за Григория и просили выпустить его из заключения под подписку о невыезде, ФСБ проигнорировало. Ростропович считает, что сейчас очень важно поддержать Григория Пасько и его семью, и попросил суд судить правильно, объективно. Сейчас этот процесс важен не только для самого обвиняемого, написал маэстро, он важен для понимания России-сегодняшней во всем мире.
Приговор, стоивший Григорию почти полуторагодичного заключения, оказался, по мнению судей, неверным: жестче надо быть, товарищи! Где это видано, чтобы в стране со столь мощными карательными традициями человеку не смогли пришить шпионаж, хотя очень старались.
«Давление ФСБ на суд и на освещение процесса ощущалось буквально физически. На журналистские вопросы чекисты гнали в ответ такую чушь - на уши не надеть. Но не смущались. Слово не воробей - улетело и не поймаешь, чтобы быть доказательством лжи. А если предъявишь, то вывернутся (не все, мол, можно прямо сказать - этика профессии) и ляпнут новую несуразность. Пока докопаешься и опровергнешь - уже и приговор. Ах, как нужен чекистам обвинительный приговор! Он как бы отодвигает в тень всю дурость их расследований, тупость обвинительного заключения - все прикрывает. Любые претензии теперь - к суду, а чекисты опять закутаны в мифы о своем сверхпрофессионализме.
Самое обидное, что даже мифы эти создали не они, а мы сами. Радуйтесь, мастера культуры! Насочиняли для них штирлицев - они так собой возгордились, так вознеслись, что чему-то учиться им уже необязательно. И без того профессиональнее всех. Ни доказательств им не надо, ни улик, ни информации - только чутье и нахрап.
Еще обиднее, что мы сами, как правило, верим тем же мифам. При каждом непосредственном столкновении убеждаемся в бездарности данного конкретного профессионала, но считаем, что это - исключение, а в основном у них - ого!..». (Цитата из эссе участника Общественного комитета в защиту Пасько Наума Нима «Гамбит Пасько».)
В последние годы это «ого» вызывает определенные сомнения у общества. Значит, все-таки за это время что-то в России изменилось. Насколько это серьезно, была ли победа общественности в не менее известном «шпионском» деле Александра Никитина счастливой случайностью, покажет процесс Пасько.
Александр Никитин в начале сентября приехал поддержать Григория. Он рассказал, что сотрудники «Беллуны» прилетели из Норвегии, чтобы помочь своему коллеге и товарищу. В жернова спецслужб может попасть любой думающий человек, который занимается наукой, журналистикой, собирает какой-то материал и анализирует его. В тюрьмах России сейчас находится много людей, которые не разглашали никакой гостайны, они ее даже не могли знать, и все равно попали на тюремные нары. Именно поэтому в Санкт-Петербурге создан экологический правозащитный центр - для помощи жертвам тоталитарной машины. Александр напомнил, что на Дальнем Востоке кроме Григория Пасько обвинены в разглашении гостайны профессор Сойфер, профессор Щуров.
Хронология
Григорий Пасько - военный журналист, работавший в газете «Боевая Вахта» во Владивостоке. Он был арестован 20 ноября 1997 года. ФСБ обвинила его в государственной измене в форме шпионажа по статье 275 УК РФ за сбор и передачу японскому телеканалу «NHK» якобы секретных сведений по проблемам обеспечения радиационной безопасности на Тихоокеанском флоте (ТОФ). Организация «Международная Амнистия» объявила Пасько узником совести в январе 1999 года. В июле 1999 года Военный суд Тихоокеанского флота снял с Пасько обвинения в государственной измене, но признал его виновным в злоупотреблении служебным положением по статье 285 УК РФ. Пасько был приговорен к 3 годам заключения, но был освобожден в зале суда по амнистии, так как уже провел 20 месяцев в следственном изоляторе. В поддержку Пасько пришло более 20 тысяч писем со всех стран мира, за него поручались известнейшие представители интеллигенции, но Пасько освободили из-под стражи только на последнем заседании суда ТОФ.
21 ноября 2000 года Военная коллегия Верховного суда РФ отменила этот приговор в отношении Пасько и направила дело обратно во Владивосток на новое рассмотрение в первой судебной инстанции, но с иным составом судей. Наблюдатели считают это решение еще одним свидетельством краха правосудия в России.
Сам Григорий заявил, что это решение равносильно «смертному приговору».
Различные трактовки обвинения в приговорах и протестах создают впечатление запутанного и плохо состряпанного дела, где представленные обвинением «доказанные» свидетельства не имеют никакого значения для дела. Более того, в деле допущены многочисленные нарушения Уголовно-процессуального кодекса. Само обвинение против Пасько не имеет правовой и фактической основы.
Вы можете помочь!
Общественный комитет в защиту Пасько рапространил обращение к организациям и частным лицам. В нем, в частности, говорится:
Уважаемые друзья, колллеги!
4 июня владивостокский суд ТОФ начал судебное заседание по делу Г.Пасько.
Это заседание проводится в соответствии с решением кассационной инстанции, отменившей ранее вынесенный приговор и направившей дело на новое судебное рассмотрение.
В подобном случае Закон предусматривает, что приговор не может установить наказание, более тяжкое, чем устанавливал приговор в первом судебном заседании. Однако, у нас есть веские основания опасаться, что под давлением обвиняющей стороны данные нормы могут быть проигнорированы.
Более того, есть основания предполагать, что сторона обвинения намеревается добиться взятия Григория Пасько под стражу и для этого даже готова ходатайствовать о направлении дела на дополнительное расследование.
Сотрудники ФСБ, причастные к инициированию дела Пасько и к его расследованию, демонстрируют пренебрежение правовыми нормами, сообщают прессе (и общественности) о полном изобличении журналиста в шпионской деятельности. Между тем, еще в предыдущем суде были выявлены факты фальсификации уголовного дела, а обвинения в шпионаже были признаны бездоказательными. Мы серьезно опасаемся, что эти люди попытаются спрятать свой непрофессионализм и свои нарушения за неправовым обвинительным приговором и сделают все возможное, чтобы такого приговора добиться.
Господа!
Просим Вас инициировать и поддержать акцию рассылки писем во властные структуры России и руководителям ведомств, отвечающих за соблюдение законности. Было бы полезно выразить в этих письмах поддержку Г.Пасько и свою надежду на справедливое решение, предусматривающее серьезные наказания тем работникам следственных органов, которые допустили заведомые фальсификации доказательств, бесспорно установленные на первом судебном заседании, и наказание их начальников, до сих пор покрывающих эти серьезные правонарушения своих подчиненных.
По нашему мнению, эти письма следует направлять:
- во Владивостокский суд ТОФ (690010, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 55. Председателю суда Волкову Сергею Михайловичу)
- Президенту РФ (103132, г. Москва, Кремль)
- Генпрокурору РФ (103793, г. Москва, ГСП, К-31, Б.Дмитровка, д. 15-а)
- Главному федеральному инспектору по Приморскому краю (690010, г. Владивосток, ул. Пушкинская, д. 7. Лысову Павлу Васильевичу).
- В Правовое управление Администрации Президента (103132, г. Москва, Ильинка д. 8/4)
Виктория Колесникова
С использованием информации объединения «Беллуна» и сайта «Индекс/Досье на цензуру»
|