Друзья, прекрасен наш Союз... №3 (18) 2001 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом


В номере:

Гражданское общество России - стройка века

Привет, коллеги! Асхат Каюмов, экоцентр «Дронт»

Позиция группы гражданских сетевых организаций по вопросу о Гражданском форуме

Экологическая доктрина России и проблемы освоения Севера

Пиар во время...

Журнал «Журналист» о Медиафоруме

Паблик рилейшнз в письмах

Как спасти профессора Бандажевского?

Гётеборг - как это было

Дело Пасько: прокурорское шоу продолжается

Как мы давали рекомендации Большой восьмерке

Официальное Заявление неправительственных организаций стран СНГ и Балтии по сельскохозяйственной и продовольственной безопасности

Большая Восьмерка всех научит жизни?

Энергетика станет чище?

Одобрение Президентом «ядерных» поправок по всей России отметили траурными церемониями

Энергетический план Буша не нравится никому, кроме ядерных компаний

Во имя жизни

Голос Муслюмова...

ОЯТ: Казахстан - дурной пример заразителен...

Зачем из Донецкой кузницы делать атомный котёл?

12 лет после Чапаевского протеста.

Кировская область: Мирный не хочет умирать

Агентства сообщили...

Марадыково - гиблое дело?

Воткинск: экологический лагерь-2001

Тропой сталкера: «химическая бомба» рядом с вашим домом

Воткинская защита

Пермская область: отходы области - в поселок Таежный?

О хемоэкологии и химической безопасности

Вьетнам на Днепропетровщине

Люди забыли о вреде дуста

Туркменистан: зона экологического бедствия. Что делать?

Об активистах и противогазах

Арзамасские «зеленые» защищают город

Кто позаботится о Здоровье детей

Один вечер в городе Луково-Гусеве

Деньги за счет здоровья потребителей

Соевые интриги

В августовском Киеве, на 7-ой конференции МСоЭС...

Голубым по Черному...

Караван мира прошел по берегу Черного моря

КТК: Уроки нефтяного противостояния

Протесты по-турецки

Полигон - это чья-то родина

Социально-экологические проблемы ракетно-космической деятельности

Бактерии-мутанты пожирают МКС

Эксперименты в космосе

Катунь: новое покушение

Открытое письмо сторонникам строительства плотины на Катуни

Ковыкта: Газовая атака

Днестровские плавни - счастливый конец или история с продолжением?

Сэбысь останется охраняемой территорией

«Усыновили» парк

Первая рабочая встреча Украинской речной сети

Что мы сделали за 2000-2001 годы (Тамбовское региональное отделение МСоЭС)

Новости программы «Общественность и оценки воздействия»

Светлой памяти...

Теперь с нами в СоЭС

Адреса организаций из этого номера


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Н.Артемьева, О.Берлова, Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов, А.Кочинева, Т. Саксина, В.Тихонов, М. Трушкин
Фотографии предоставленны:
О. Берлова, А. Кочинева, А. Никулина, И. Русев, Н. Шевченко, К. Юдин
Рисунки:
О. Берлова, В. С. Гребенников, А. Н. Формозов
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@mtu-net.ru

Выпускается при финансовой поддержке Charles Stewart Mott Foundation

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Паблик рилейшнз в письмах

Дорогие коллеги!

  В своих бюллетенях Вы часто даете разоблачительные статьи по поводу индустрии ПР... Но мне кажется, что мы должны, как зеленые, также владеть этой техникой - ведь успех ПР кроется и в том, что он доносит информацию на уровне 12-летнего ребенка. И, может быть, стоит относится к ПР-щикам не как к законченным злодеям, а скорее как к заблудшим овцам, которых еще можно обратить в свою веру?

  Робин Гаскелл, (Австралия)

Дорогой Робин!

  Разрешите воспользоваться случаем и поделиться мыслями на тему паблик рилейшнз вообще и применительно к неправительственным организациям в частности.
  Я полностью согласна с тем, что мы должны уметь доступно доносить информацию до людей, и более того, должны знать и понимать, что такое ПР, разбираться в этой технике и т.д.
  Тем не менее, хотелось бы выделить несколько моментов, о которых следует помнить в связи с этой техникой. Беру на себя такую смелость, так как сама являюсь выходцем из этой индустрии, и собственный опыт заставил в какой-то момент задуматься.
  Давайте кратко заглянем в историю паблик рилейшнз.
  Считается, ПР появился в начале теперь уже прошлого века, как средство для решения конфликта, возникшего между Рокфеллером и обществом. С образом алчного бесчеловечного старика надо было что-то делать. Для этой цели был нанят специальный журналист, который начал делать статьи и о «хорошем Рокфеллере» - благотворительность, забота о сотрудниках и т.д. Естественно, что при этом отрицательная информация «выдавливалась» со страниц прессы разными способами. Так Рокфеллер превратился в доброго, хоть и скуповатого дедушку (ну прямо Скрудж МакДак!). Журналиста звали Айви Ли, именно он считается родоначальником ПР (не доказано, но есть сведения, что именно Айви Ли помогал строить пропаганду гитлеровской Германии). На самом деле, эта более чем поверхностная история уже выявляет основные проблемные моменты, связанные с теперь уже миллиардной индустрией.
  Как мы уже говорили, ПР возник изначально как техника для решения конфликтов. По классическому определению ПР - это инструмент для решения конфликтов, преимущественно между какой-либо организацией (лицом), и обществом. Если попытаться обобщить все определения, данные технике ПР в этом ключе, то получится нечто вроде: «Средство двусторонней коммуникации между организацией (лицом) и обществом, способствующее созданию благоприятных условий деятельности организации (лица), ведущее к взаимовыгодному сотрудничеству между этой организацией (лицом) и обществом».
  Однако, как видно из примера с Рокфеллером, решение проблемы было скорее виртуально-информационным, чем реальным. Дело в том, что благотворительность и прочие, казалось бы, хорошие вещи, которые делал Рокфеллер для саморекламы, не могли сравниться по масштабам с теми социальными проблемами, которые были им же созданы, и которые, естественно, просто так с помощью ПР не решались и никуда не пропали. Не правда ли, знакомая и современная картина - особенно в сфере экологии - компании, которые дают деньги на создание охраняемой территории где-то там далеко, разрушая при этом огромные ценные территории; компании, переходящие с пластиковых на бумажные стаканчики, но не желающие менять при этом одно из грязнейших производств; компании, одновременно дающие рекламу собственной «экологичности» и оплачивающие статьи против зеленых... Список можно продолжать до бесконечности.
  Так что здесь вряд ли можно говорить об обоюдной пользе ПР, по крайней мере в существующем виде.
  Таким образом, мы переходим к несколько иному определению паблик рилейшнз - как информационной технологии, которая с помощью набора определенных приемов: (манипулирование фактами, частичное утаивание информации и т.д.), позволяет формировать информационную реальность, отвечающую интересам того, кто применяет эту технологию.
  В нашей стране информационную реальность создают пока еще, в основном, общие СМИ разного уровня. Интернет играет гораздо меньшую роль - пока к нему имеют доступ только 4% населения. Как известно, в прессу попадает далеко не всякое событие, которое происходит в реальной действительности. Строго говоря, то, что не попало в прессу, по большому счету, событием не становится. Именно поэтому СМИ становятся мишенью для пиарщиков.
  Как видно из вышеописанного, одной из задач ПР является вытеснение одной информации и подмена ее другой. Либо отрицательной на положительную, либо вытеснение информации о конкурентах и замена собственной.
  Даже по самым классически-«белым» ПР вариантам: «лгать нельзя, но всю правду говорить вовсе не обязательно».
  Таким образом, с точки зрения журналистики, современный ПР - это искажение действительности. Бурный поток ПР лишает людей объективной информации о состоянии вещей, вытесняя и заменяя ее, и, как следствие, не позволяет принимать взвешенные, основанные на объективной информации, решения.
  Кроме того, мне, честно говоря, не слишком нравится подход к человеку на уровне 12-летнего ребенка. Во-первых, как мне кажется, это просто неуважительное отношение к собеседнику (пусть и опосредованному). Во-вторых, как, опять же, мне кажется, массированный поток информации на уровне 12-летнего ребенка имеет тенденцию оглуплять, опускать человеческое сознание (со временем, конечно, - вода камень точит) до уровня 12-летнего ребенка.
  Судя по всему, мы уже имеем дело с некоторыми последствиями этой массированной ПР-атаки.
  Кстати, в плане сознания ПР вреден еще и тем, что, манипулируя фактами, создает ложные связки, ложную логику.
  Как и всякая информационная технология, ПР влияет не только на тех, на кого она направлена, но и на тех, кто ее применяет. Так, одна из издержек этой технологии - некий самогипноз, стремление решать все проблемы «виртуально», с помощью ПР, а не реальных действий.
  Собственно говоря, ПР как самовоспроизводящаяся технология загоняет проблему вглубь, создает новую, потом опять берется ее решать, и так до бесконечности.
  Соответственно, человек, который работает в сфере ПР для корпораций, проходит некую трансформацию. Либо он вдохновенно верит в то, что делает, то есть, в миражи, которые сам и создает, или, наоборот, осознавая все, что делает, становится законченным циником.
  Поэтому одной из своих задач, как информационщика, я вижу в том, чтобы рассказывать людям об изнаночной стороне этой технологии.

  Искренне Ваша,
  Ольга Берлова

seu-info@ecoline.ru