Зачем из Донецкой кузницы делать атомный котёл?
Артёмовск (Бахмут) - один из самых древних городов Восточной Украины. Здесь всегда жили любившие свою малую Родину, преданные своему бахмутскому краю люди. Может быть от того, что соль, огромный пласт которой расположен под городом, очищает, заживляет раны, даёт энергию для деяний во благо людей, здесь сохранились традиции активного участия в общественной жизни, вера в свои силы и возможности.
Поваренная соль, как приправа, бактерицидное и гигроскопичное средство, была известна и использовалась людьми с древности. В конце ХХ века человечество открыло ещё одну сферу применения хлорида натрия - захоронение высокоактивных ядерных отходов. Так как 95% используемой в Украине соли добывается на Артёмовском месторождении, где пласт расположен на глубине всего 200 метров, взоры отечественных учёных обратились именно к нам.
Первая попытка съэкономить на исследованиях и создании специального хранилища была предпринята зимой 1995 года, когда в УкрНИИСоль был разработан проект захоронения в отработанных соляных шахтах радиоактивных отходов. И хотя генеральный директор института всё отрицал, не случайно за его подписью ушел положительный ответ на запрос Госкомитета пищевой промышленности «о возможности размещения в отработанных соляных выработках шахт объединения «АртёмСоль» спецобъекта по сбору, обработке и хранению радиоактивных отходов Донецкого спецкомбината Украинского объединения «Радон».
Как только нам, добровольцам Эколого-Культурного Центра «Бахмат», стало известно об этих чудовищных планах, мы забили тревогу и разослали запросы куда только возможно. Сразу же ответили наши «зеленые братья» из ЭкоПраво-Харьков. Эти адвокаты общественности просто взяли нас под свою защиту и дальше «вели» по четкому юридическому пути. Благодаря их рекомендации мы подключили к решению проблемы местный горсовет, в результате чего депутатами было принято решение «О запрещении захоронения промышленных 1-3 класса опасности и радиоактивных отходов в соляных выработках ПО «АртёмСоль».
Казалось, угроза, нависшая над крупнейшим украинским соляным месторождением и 124-тысячным населением города, миновала. Но в 1999 году на поверхность всплыл новый виток этой истории, когда мы с тревогой прочитали в «Голосе Украины» от 16 июля 1999 года статью к.т.н. Владимира Пинчука, д.г.-м.н. Дмитрия Хрущёва и председателя подкомитета Верховной Рады Украины по ядерной политике и ядерной безопасности Александра Гудымы о проблемах захоронения ядерных отходов. В ней три учёных мужа пришли к выводу, что лучше артёмовских соляных шахт места для затаривания радиоактивных атомных отходов (РАО) Украине не найти, уточнив, что «на сегодня это самый приемлемый с экономической и социально-политической точек зрения вариант». Конечно, им из Киева виднее, что в Артёмовске приемлемо, а что нет.
Оказывается, дискредитация продукции предприятий целого региона, среди которых крупнейший в Европе по выпуску игристых вин ЗАТ «Артёмовский Завод Шампанских Вин», артёмовский машиностроительный завод, выпускающий необходимые в угле - и соледобыче цепи для проходческих комбайнов, и уникальный спелеосанаторий для больных бронхиальной астмой и другими лёгочными заболеваниями, расположенный в тех самых выработках, которые и предлагалось использовать для захоронения ядерных отходов, «не нанесёт существенного ущерба» и без того искалеченной украинской экологии.
Практически во всех научных докладах, посвящённых теме захоронения РАО в соли присутствовала фраза о благоприятном опыте Германии. Связавшись с немецкой антиатомной НГО «Гражданская Инициатива Люхоу - Данненберг», мы выяснили, что в соляной шахте Горлебен уже более 20 лет ведутся лишь исследовательские работы, а сама шахта была создана специально для этой цели. Частая переписка с должностными лицами в Киеве убедила нас в том, что чиновники от своего не отступятся, ведь 1 кубометр захороненных РАО оплачивается от 0,4 до 1,5 млн. экю. Когда проявляются хапужные инстинкты, нет места интересам людей, отстаивающим своё право на нормальную среду обитания. Поэтому, объединив усилия ВСЕХ общественных организаций, политических партий и СМИ региона и пригласив коллег-НГОшников из других областей Украины, совместно с местным исполкомом и горсоветом мы подготовили и провели референдум и общественные слушания по вопросу возможного использования подземных соленосных формаций для сооружения хранилищ радиоактивных отходов.
Точку зрения приверженцев размещения хранилищ РАО в соляных формациях отстаивал академик Д.П.Хрущёв. На фоне справедливых и логически обоснованных выступлений жителей, обеспокоенных судьбой своего региона, доклад столичного учёного выглядел более чем бледно. Приятной неожиданностью для нас стал полученный в разгар слушаний факс от «Гражданской Инициативы Люхоу - Данненберг», в котором говорилось, что, несмотря на ухлопанные правительством ФРГ 2,4 млрд. дойчмарок на аналогичный проект в соляной шахте Горлебен, парламентом на него наложен мораторий.
По результатам слушаний было принято решение рекомендовать Правительству закончить финансирование исследований и исключить возможный вариант захоронения РАО в соленосных формациях Украины; не рассматривать в «Комплексной программе обращения с радиоактивными отходами», утвержденной Постановлением КабМина от 5.05.1999 №542, даже теоретическую возможность использования территории Донбасса для хранения РАО; решением Донецкого облсовета запретить любые работы по размещению и хранению токсических и радиоактивных отходов, которые могут вредно повлиять на уникальное Артёмовское соляное месторождение; считать публикации в газете «Голос Украины» и журнале «Чрезвычайная Ситуация» о возможности использования Артёмовского месторождения такими, что подрывают деловую репутацию, причиняют моральный ущерб и уничтожают конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке предприятий региона, которые являются основой бюджета; обеспечить надлежащее информирование общественности о дальнейших мероприятиях, принимаемых по данному вопросу.
На местном референдуме в г. Соледаре, где непосредственно расположены соляные шахты, все его жители высказались против возможности размещения РАО в соляном месторождении.
Чрезвычайно важным для окончательного решения проблемы оказались рекомендации слушаний по приданию статуса Артемовской соли Геологического памятника природы национального значения. В настоящее время решение вопроса находится в стадии завершения. Вполне возможно, что уже в этом году подземные соляные выработки можно будет использовать только в качестве объекта туризма или оздоровления.
P.S. Два года идёт обмен информацией и опытом между ЭКЦ «Бахмат» и «Гражданской Инициативой Люхоу - Данненберг». Состоялся обмен делегациями, совместное участие в антиатомных акциях, конференциях, манифестациях. Однако недавно немецкие друзья прислали нам сообщение, что на Международной конференции атомщиков в Неваде, США, Украину представлял знакомый нам Дмитрий Хрущёв, который вновь распинался о «наилучшем со всех точек зрения варианте захоронения РАО» - в нашей соли. Значит, успокаиваться рано.
Александр Лапин,
ЭКЦ «Бахмат»
|