Друзья, прекрасен наш Союз... №4 (19) 2001 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом


В номере:

Нам пишут

Российский Гражданский форум: нам «шашечки» или ехать?

Хватит жить по зебре! Региональные аспекты становления конструктивного диалога власти и общества

Итоги дискуссии «Здоровье населения и окружающая среда»

Заработала экологическая переговорная площадка

Может ли президент обуздать МПР?

Жители транссиба встали на пути ядерных отходов

Репортажи с места

Жители Красноярского края не хотят ОЯТ

Перечень Министерства обороны РФ недействителен

Мексике освободили активистов, защищавших леса от вырубок

Новые Ложки - самый «экодомный» поселок в России

Профессора Новгородского университета будут жить в экодомах

Экопоселение под соломенной крышей

Экодом покоряет «целину»

Механика стихии. Альтернативная энергетика в Казахстане

Экологичное домостроение: новое – это хорошо забытое старое

“Домашняя экология” - это может каждый

Укрощение автомобиля

Опыт Нижнего

На пути к устойчивому развитию - леопард может объединить людей

Зелёный сельский туризм – что это такое?

Рябушки и Чернушки против «ножек Буша»

Муравьевка - остров надежды

Развитие органического земледелия в мире

Советы почвенникам

АФРИКА. В союзе с природой. Сорняки приветствуются.

Почему в Молдове никого не волнует проблема генетически модифицированных организмов?

Министры экологии ЕС отказались отменить мораторий на ГМО

Давайте не будем играть в Бога. Пора задуматься о генной инженерии

«Лесной бюллетень»: 5 лет, скоро в школу

Лесная кампания МСоЭС - 2001

Огромный Насос Китая...

Рынок АТР как угроза дальневосточным лесам

«ТЕРНЕЙЛЕС» с человеческим лицом: Удастся ли компании сохранить его в условиях недоразвитого российского капитализма

Лосось как связующее звено

Бревна и лосось

Хотели как лучше… И что надо делать, чтобы не “получилось как всегда”

Дубовый ковчег

Дубовый праздник в старой Руссе

Дубравы в России составляют менее 1 процента от общей площади лесов. Надо что-то менять!

Тулебельские или тулебенские дубы?

О работе по возрождению Дубрав в Старой Руссе

Как посадить свою дубраву

История одного дуба из Старой Руссы

Первая пятилетка (к пятилетию Молодежного экологического движения Республики Татарстан)

ТЭСИ - 5 лет!

Дружинные школы

Новгородская школа

Сибирская школа

«Оплот» Рдейского заповедника

ШМЭИ Дальнего Востока, год 2001

Опыт Редровского заказника

Русская выхухоль - то ли мышка, то ли мамонт…

Сохраним Русскую выхухоль

Возможно ли использовать опыт английских национальных парков в России?

Усынови заказник

Сахалин впереди всей страны

Редакция журнала «Вести СоЭС» сердечно поздравляет членов СоЭС с юбилеем!

Анонс. Киевский эколого-культурный центр и Центр охраны дикой природы проводят...

Теперь с нами в СоЭС

Адреса организаций из этого номера


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
О.Берлова, Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, Т. Саксина, В.Тихонов, М. Трушкин
Рисунки: О. Берлова
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Джона и Кэтрин МакАртуров
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
школы № 70 г. Тула
ГФУП «Бурятгеоцентр»
А.В. Зименко
Н.Е. Старцевой

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА   

(к пятилетию Молодежного экологического движения Республики Татарстан)

  Прошло пять лет с того дня, когда конференция Молодежного экологического движения (МЭД) Республики Татарстан (РТ) поручила Фае Корневой (Мухамадеевой) представить учредительные документы в Минюст РТ.
  Пять лет назад конференция МЭД РТ приняла Декларацию прав молодого поколения на здоровую окружающую среду... которую опубликовал лишь журнал «Татарстан». Все остальные СМИ представленную информацию почему-то дружно проигнорировали.
  А суть ведь как раз в том, что молодое поколение должно иметь право вето на головотяпские решения старших поколений, заведших человечество в экологический тупик. К сожалению, независимо думающих людей среди молодежи становится все меньше и меньше. Современная отечественная школа (включая системы дополнительного образования) в своей массе совершенно игнорирует социально-экологическую проблематику. И, таким образом, пещерная дремучесть (несмотря даже на неплохие знания собственно биологии) остается массовым «стандартом» современной системы образования в сфере социальной экологии и экологической политологии. Это и понятно: ни политической власти, ни экономическим магнатам, стоящим за ее спиной, не нужны (и крайне опасны) люди, способные грамотно анализировать ситуацию.
  В системе официального образования не решена и другая задача - формирование активной самостоятельности человека, способности действовать в качестве полноценного члена общества, хотя усилия в этом направлении и предпринимаются (но, как правило, однобокие - в рамках концепции существующего миропорядка, а не того общества, которое в силах преодолеть экологический кризис).
  Так чему нас учат, что мы желаем спасти? Зачем? Для чего или кого? Для себя, собственного благополучия. Но это-то и создает непреодолимую преграду успеху природоохранной деятельности. Потому что за такой позицией проглядывает в лучшем случае «разумный эгоизм» по Чернышевскому, а необходимо-то добро. Психологической мотивации на самоограничение в итоговом личном потреблении ресурсов не возникает. И всегда остается место для торга: красота и «эфемерное», с точки зрения экономики, благо с одной стороны или еще дополнительный рублик в кармане. Поэтому буксует все: и программы ООН по спасению биосферы тоже. Поэтому государственные верхушки в рвении обеспечить блага для собственного существования как властной элиты рвали на части общемировые ресурсы, поставили на грань гибели, например, синего кита - уникальнейшее животное за всю миллиарднолетнюю историю земной биосферы!
  Чему учиться тогда? И как?
  Посмотрим сначала, в чем дефект? Он в самой позиции, в самом подходе. Хочется спасти мир, НЕ МЕНЯЯ самих себя. А, значит, своего расточительного способа существования на Земле. А почему не хочется менять себя - потому, что труд самовоспитания, труд постоянного диалога со своей совестью - самый тяжкий труд, он требует наивысшего напряжения духовных сил человека.
  На учредительную конференцию МЭД РТ пять лет назад пришли и ветераны природоохранного движения и молодежь, люди, уже идущие этим путем, не боящиеся работы над собой.
  Поэтому задача молодежных организаций - в первую очередь создать условия для самостоятельности молодого человека, для его научения самостоятельным действиям и ориентации личности на коллективные добрые дела, а не только на фактическое участие в полезных мероприятиях. Т.е. в молодежном объединении должен возникнуть и поддерживаться кураторами и педагогами тот дух стремления к бескорыстной заботе о всем живом, какой только и может придать успех делу и дать нам всем надежду на разрешение тупиковых проблем нынешней цивилизации.
  МЭД РТ должно поэтому решать проблемы поиска путей наилучшего участия молодежи в практических делах по спасению островков природы, по созданию условий совместной деятельности разных организаций и групп, при обеспечении максимальной самостоятельности каждому участнику. Найти способы консолидации всего движения, формы взаимопомощи, инициировать процессы самообразования, обеспечить локальным группам информационную поддержку.
  Все это в той или иной мере делалось: достаточно вспомнить совместные летние экологические лагеря, конференции, охранные и практические мероприятия в помощь паркам, памятникам природы, заказникам и т.п. Но в связи с конференцией МЭД РТ, венчающей первое пятилетие, мне хочется в первую очередь обратить внимание всего движения на нерешенные проблемы. Тем более, что с нас уже берут пример: состоялось «тиражирование» опыта МЭД РТ - аналогичное движение при нашей поддержке возникло в Чувашии!
  Главный недостаток я вижу в том, что структуры МЭД РТ пошли по пути формального дополнительного образования, не уделяется должного внимания воспитательным аспектам со стороны старших товарищей и наставников молодежи, дети и подростки не учатся САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Кружки большей частью остаются учебными, а не социальными организациями.
  Какие же конкретные меры можно предложить для дальнейшего развития нашего движения?
  Во-первых, любое социальное движения основывается на личных контактах участников. Причем это должны быть главным образом рабочие контакты. Надо соседним кружкам планировать и проводить СОВМЕСТНЫЕ природоохранные мероприятия, приезжая группами друг к другу. Далее, Координационно-методический совет должен обеспечить необходимую информационную поддержку подобных мероприятий: помочь составить конкретные планы, получить нужную методическую литературу, связать со специалистами вплоть до международных общественных организаций.
  Во-вторых, организовывать массовые кампании писем и заявлений, молодежных диспутов и сходок, пикетов и др. по жгучим вопросам спасения природы: предотвратить подъем воды в Нижнекамском водохранилище, добиться реального финансирования работ по облесению овражно-балочной сети и др. В том числе это могут (и должны!) быть общие кампании поддержки районных инициатив - у каждого ведь под носом есть ценные природные участки, которым угрожает гибель (то рубят, то добывают песок и гравий, то распахивают памятник природы, то строят бензоколонку в водоохранной зоне и др.). Голос Движения должен быть услышан! Но для этого надо хотя бы попытаться говорить. Я надеюсь, что период "молчания" подходит к концу. Вопросы организации массовых кампаний, подготовки заявлений, публикаций, пресс-конференций, пресс-релизов и т.п. пора включать в программу наших лагерей и других учебных мероприятий. А где работа с депутатами?
  Пора выйти из тени! Время потребовать, чтобы деньги налогоплательщиков реально работали на спасение Природы!

  Сергей Мухачев
  соучредитель МЭД РТ

seu-info@ecoline.ru