Друзья, прекрасен наш Союз... №4 (19) 2001 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом


В номере:

Нам пишут

Российский Гражданский форум: нам «шашечки» или ехать?

Хватит жить по зебре! Региональные аспекты становления конструктивного диалога власти и общества

Итоги дискуссии «Здоровье населения и окружающая среда»

Заработала экологическая переговорная площадка

Может ли президент обуздать МПР?

Жители транссиба встали на пути ядерных отходов

Репортажи с места

Жители Красноярского края не хотят ОЯТ

Перечень Министерства обороны РФ недействителен

Мексике освободили активистов, защищавших леса от вырубок

Новые Ложки - самый «экодомный» поселок в России

Профессора Новгородского университета будут жить в экодомах

Экопоселение под соломенной крышей

Экодом покоряет «целину»

Механика стихии. Альтернативная энергетика в Казахстане

Экологичное домостроение: новое – это хорошо забытое старое

“Домашняя экология” - это может каждый

Укрощение автомобиля

Опыт Нижнего

На пути к устойчивому развитию - леопард может объединить людей

Зелёный сельский туризм – что это такое?

Рябушки и Чернушки против «ножек Буша»

Муравьевка - остров надежды

Развитие органического земледелия в мире

Советы почвенникам

АФРИКА. В союзе с природой. Сорняки приветствуются.

Почему в Молдове никого не волнует проблема генетически модифицированных организмов?

Министры экологии ЕС отказались отменить мораторий на ГМО

Давайте не будем играть в Бога. Пора задуматься о генной инженерии

«Лесной бюллетень»: 5 лет, скоро в школу

Лесная кампания МСоЭС - 2001

Огромный Насос Китая...

Рынок АТР как угроза дальневосточным лесам

«ТЕРНЕЙЛЕС» с человеческим лицом: Удастся ли компании сохранить его в условиях недоразвитого российского капитализма

Лосось как связующее звено

Бревна и лосось

Хотели как лучше… И что надо делать, чтобы не “получилось как всегда”

Дубовый ковчег

Дубовый праздник в старой Руссе

Дубравы в России составляют менее 1 процента от общей площади лесов. Надо что-то менять!

Тулебельские или тулебенские дубы?

О работе по возрождению Дубрав в Старой Руссе

Как посадить свою дубраву

История одного дуба из Старой Руссы

Первая пятилетка (к пятилетию Молодежного экологического движения Республики Татарстан)

ТЭСИ - 5 лет!

Дружинные школы

Новгородская школа

Сибирская школа

«Оплот» Рдейского заповедника

ШМЭИ Дальнего Востока, год 2001

Опыт Редровского заказника

Русская выхухоль - то ли мышка, то ли мамонт…

Сохраним Русскую выхухоль

Возможно ли использовать опыт английских национальных парков в России?

Усынови заказник

Сахалин впереди всей страны

Редакция журнала «Вести СоЭС» сердечно поздравляет членов СоЭС с юбилеем!

Анонс. Киевский эколого-культурный центр и Центр охраны дикой природы проводят...

Теперь с нами в СоЭС

Адреса организаций из этого номера


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
О.Берлова, Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, Т. Саксина, В.Тихонов, М. Трушкин
Рисунки: О. Берлова
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Джона и Кэтрин МакАртуров
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
школы № 70 г. Тула
ГФУП «Бурятгеоцентр»
А.В. Зименко
Н.Е. Старцевой

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Опыт Нижнего

  Вот уже несколько лет мы, часть экоцентра «Дронт», в основном команда Агентства Волжской Экологической информации, (АВЭ-инфо - Валентина Малахова, Ирина Фуфаева, Светлана Прошельцева) и объединения «Экополис» (Александра Хуртина), и в последние 2 года еще ряд людей, занимаемся вплотную проблемами городской среды Нижнего Новгорода. Эта работа для меня, ранее только журналиста, связана в основном именно с деградацией здоровья детей Нижнего Новгорода. В ней я убедилась и «эмпирически» (из разговоров с врачами, учителями, родителями в восстановительных центрах, я сама мать двух детей), и аналитически - данные, которые мы с Александрой Хуртиной получили, обработав медицинские отчеты о двукратном за 1992-1998 годы росте детской астмы, врожденных аномалий и пр. В последний год мы в АВЭ-инфо имели «горячую зеленую» телефонную линию связи с жителями, обработано более 300 обращений, практически за каждым - инициативное местное сообщество, в основном матери детей, беспокоящиеся об их здоровье, экологическом благополучии.
  Что касается среды крупных городов (а население городов - значительная часть населения России), самая острая их экологическая проблема - загрязнение воздушного бассейна, серьезно влияющее на здоровье горожан. Официальный мониторинг качества воздуха Нижнего Новгорода свидетельствует о том, что на большой части городской территории наблюдается превышение предельно допустимых концентраций различных загрязняющих веществ, что в последнее время в основном связывается с воздействием автотранспорта. Далее - загрязнение почв. Недавние исследования, проведенные Верхне-Волжским УГМС, показали наличие в городе многочисленных точек с многократным (порой в сотни раз) превышением фоновых либо предельных концентраций тяжелых металлов, в т.ч. свинца. Далее, город недостаточно обеспечен зелеными насаждениями, парками, скверами, федеральные нормы зеленых насаждений на душу населения не выполняются и, увы, идет сокращение зеленых насаждений под новое строительство.
  Опыт нашего «зеленого телефона» в Нижнем Новгороде показал: большинство обращений связано с автомобилем (это и вопросы о том, как влияют на здоровье выхлопные газы, о том, что вообще в этой области можно сделать, но чаще всего - просьбы помочь ликвидировать вновь возникшую автостоянку под окнами и т.п., жалобы на плохой воздух даже в квартирах, ухудшение здоровья, в том числе детей, на уничтожение скверов автоинфраструктурой и пр.). Эти данные хорошо согласуются с официальной статистикой: в нашем городе 86 % загрязнения воздуха дает автотранспорт. Помимо того, автомобильное загрязнение «ближе всего» к человеку, особенно к ребенку. Именно автомобиль является главной экологической проблемой Нижнего Новгорода и, видимо, множества крупных российских городов.
  К сожалению, на федеральном уровне экологическое благополучие населения и сохранение и реабилитация окружающей среды не являются сколько-нибудь приоритетными. Не исключение и проблемы городской среды. Это выражается и в отсутствии федеральных программ по реабилитации городской среды с ясными и конкретными целями, и в законодательном плане: несмотря на хорошие общие, рамочные законы, отсутствуют очень важные конкретные решения, которые могли бы оздоровить городскую среду. О чем вообще можно говорить, если на федеральном уровне: до сих пор не запрещено употребление этилированного бензина и, таким образом, санкционируется отравление свинцом населения российских городов; в результате лоббирования отечественными автопроизводителями своих интересов откладывается введение в действие европейских стандартов на содержание загрязняющих веществ в выхлопах автомобиля; в целом экологизация автопарка - основного источника городских экологических проблем - никак на федеральном уровне законодательно не стимулируется. Расчет экологического ущерба от работы двигателя внутреннего сгорания распространяется только на юридических лиц, что абсурдно и делает невыгодным применение средств экологизации двигателя (нейтрализаторов, газового оборудования и т.п.).
  Городская среда могла бы оздоровляться, если бы органами местного самоуправления выполнялись санитарные нормы, предписывающие (как и ст.40 Закона «Об охране окружающей природной среды РФ») при превышении на данной территории предельно допустимых уровней загрязнения (в частности, воздуха) ни в коем случае не размещать здесь новых источников загрязнения. Если бы чиновники выполняли этот Закон, а надзорные органы (СЭС, экологи, вневедомственная экспертиза и пр.) и прокуроры за ними следили, это дало бы городам шанс оздоровиться, это означало бы фактически, что новое строительство, допустим, АЗС, запрещено, пока не будут проведены оздоровляющие воздух мероприятия (разгрузка дорог, озеленение и пр). Сейчас эти СанПиНы и статьи законов не работают, «надзиратели» и судьи - в случае судебных процессов - также их игнорируют.
  В области защиты городской среды выделяются приоритетные направления, в которых необходимо срочно действовать совместно со СМИ, городской общественностью, специалистами.
  Первое - преградить дорогу наиболее опасному загрязнителю воздуха городов - свинцу. Необходимо запретить использование и продажу этилированного бензина на территории России. Для этого немедленно наметить сроки поэтапного сворачивания производства тетраэтилсвинца.
  Второе - переломить существующие тенденции в сфере автомобилизации. Социально-экологическое решение городских проблем, связанных с автомобилизацией, должно опираться на наработанный опыт, как российский, так и зарубежный. Сейчас на Западе работают серьезные аналитические коллективы экспертов из разных стран над современными городскими стратегиями «укрощения автомобиля» («трэфик калминг», разгрузочные Дни без машин, поочередное ограничение частного автотранспорта в часы пик, приоритетная скорость электротранспорта и защищенность его полос, стимулирование пользоваться общественным транспортом и пр.). В последние годы Дни без машин, ранее - инициативы отдельных городов, проводятся как международные, всеевропейские (под эгидой Европейского сообщества) и даже всемирные мероприятия. Россиийским городам надо присоединяться к следующему такому Дню (22 сентября 2002 г.). Имеющийся в обилии западный опыт «впадания в автомобильную зависимость» ярко показал: «автомобили в городах не работают» (имеется в виду автомобиль как постоянный пассажирский транспорт для перевозки 1-2 людей) - ни пробки, ни съедание все нового и нового пространства при ставке на автомобиль неистребимы, сколько бы дополнительных дорог ни строили. Необходимо делать ставку на общественный транспорт. Яркие примеры тому дают, как ни странно, не только богатые страны, активно строящие скоростные трамвайные пути и т.п., но и страны, экономически находящиеся даже ниже России - Колумбия, Бразилия. Общественные организации, в частности, наша или московский комитет «Москвичи за трамвай», могут взять на себя функции информирования, налаживания международных связей, привлечения волонтеров к учебно-демонстрационным мероприятиям (Дни без машин), пропаганду общественного транспорта и пр.
  На Западе есть ценный опыт экологизации самого автомобиля. В РФ необходимо срочно ввести в действие европейские стандарты на содержание выхлопов, что бесконечно откладывается вследствие лоббирования крупных российских автопроизводителей, по сути, монополистов. В РФ должен быть запрещен наиболее одиозный вид моторного топлива - этилированный бензин. Экологические и социальные издержки автомобилизации должны быть перераспределены с общества на автопроизводителей и автовладельцев. Следует выработать конкретные формы перераспределения издержек, которые бы запускали экономический механизм приоритетного развития общественного транспорта, а также экологизации существующего автопарка. В частности, взимание экологического ущерба за использование (загрязнение) общего воздуха со всех автотранспортных средств в зависимости от типа двигателя, мощности, наличия нейтрализатора, газоборудования и пр. и передача этих средств на развитие общественного транспорта.
  Весь этот комплекс мер позволит оздоровить воздух и почву наших городов не на сотые доли процентов, а во много раз. (Напомню, что доля автомобильного загрязнения воздуха в типичном мегаполисе - Нижнем - 86 %). А значит, соответственно - и здоровье горожан, детей.

  Ирина Фуфаева

seu-info@ecoline.ru