Друзья, прекрасен наш Союз... №4 (19) 2001 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом


В номере:

Нам пишут

Российский Гражданский форум: нам «шашечки» или ехать?

Хватит жить по зебре! Региональные аспекты становления конструктивного диалога власти и общества

Итоги дискуссии «Здоровье населения и окружающая среда»

Заработала экологическая переговорная площадка

Может ли президент обуздать МПР?

Жители транссиба встали на пути ядерных отходов

Репортажи с места

Жители Красноярского края не хотят ОЯТ

Перечень Министерства обороны РФ недействителен

Мексике освободили активистов, защищавших леса от вырубок

Новые Ложки - самый «экодомный» поселок в России

Профессора Новгородского университета будут жить в экодомах

Экопоселение под соломенной крышей

Экодом покоряет «целину»

Механика стихии. Альтернативная энергетика в Казахстане

Экологичное домостроение: новое – это хорошо забытое старое

“Домашняя экология” - это может каждый

Укрощение автомобиля

Опыт Нижнего

На пути к устойчивому развитию - леопард может объединить людей

Зелёный сельский туризм – что это такое?

Рябушки и Чернушки против «ножек Буша»

Муравьевка - остров надежды

Развитие органического земледелия в мире

Советы почвенникам

АФРИКА. В союзе с природой. Сорняки приветствуются.

Почему в Молдове никого не волнует проблема генетически модифицированных организмов?

Министры экологии ЕС отказались отменить мораторий на ГМО

Давайте не будем играть в Бога. Пора задуматься о генной инженерии

«Лесной бюллетень»: 5 лет, скоро в школу

Лесная кампания МСоЭС - 2001

Огромный Насос Китая...

Рынок АТР как угроза дальневосточным лесам

«ТЕРНЕЙЛЕС» с человеческим лицом: Удастся ли компании сохранить его в условиях недоразвитого российского капитализма

Лосось как связующее звено

Бревна и лосось

Хотели как лучше… И что надо делать, чтобы не “получилось как всегда”

Дубовый ковчег

Дубовый праздник в старой Руссе

Дубравы в России составляют менее 1 процента от общей площади лесов. Надо что-то менять!

Тулебельские или тулебенские дубы?

О работе по возрождению Дубрав в Старой Руссе

Как посадить свою дубраву

История одного дуба из Старой Руссы

Первая пятилетка (к пятилетию Молодежного экологического движения Республики Татарстан)

ТЭСИ - 5 лет!

Дружинные школы

Новгородская школа

Сибирская школа

«Оплот» Рдейского заповедника

ШМЭИ Дальнего Востока, год 2001

Опыт Редровского заказника

Русская выхухоль - то ли мышка, то ли мамонт…

Сохраним Русскую выхухоль

Возможно ли использовать опыт английских национальных парков в России?

Усынови заказник

Сахалин впереди всей страны

Редакция журнала «Вести СоЭС» сердечно поздравляет членов СоЭС с юбилеем!

Анонс. Киевский эколого-культурный центр и Центр охраны дикой природы проводят...

Теперь с нами в СоЭС

Адреса организаций из этого номера


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
О.Берлова, Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, Т. Саксина, В.Тихонов, М. Трушкин
Рисунки: О. Берлова
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Джона и Кэтрин МакАртуров
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
школы № 70 г. Тула
ГФУП «Бурятгеоцентр»
А.В. Зименко
Н.Е. Старцевой

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Выступление на форуме

Хватит жить по зебре!

  

Региональные аспекты становления конструктивного диалога власти и общества

  Россия – страна парадоксов. С одной стороны, в последнее время ярко проявляется тенденция игнорирования общественного мнения, нежелание государственных структур учитывать права и желания собственного народа. Так, например, была попытка экологов вынести на всенародный референдум проблемы ввоза в страну зарубежного отработавшего ядерного топлива и ликвидации независимого государственного экологического контроля. Она наткнулась на жесткое противодействие, основанное на формальных бюрократических требованиях и вызвала ответное желание органов власти ужесточить законодательство с тем, чтобы впредь не допускать никаких референдумов «снизу». Для многих органов власти стало нормальным игнорировать или трактовать «под себя» неудобные законы. Для борьбы с активно работающими некарманными общественными организациями используется весь имеющийся арсенал - от информационной войны в стиле классического «черного PR» (паблик рилейшенз) до прокурорских и им подобных проверок под надуманными предлогами.
  С другой стороны – в самом факте проведения форума проявляется тенденция к началу конструктивного диалога власти и общества. Активное участие администрации Президента и Правительства в процессе подготовки форума показывает, что у органов власти появляется понимание. Понимание того, что конструктивное и эффективное решение проблем общества возможно только при активном участии самого общества, осуществляемом прежде всего через неправительственные организации. При этом, следует напомнить, что общественные движения (экологическое, правозащитное и др.) активно действуют в нашей стране свыше тридцати лет.
  Все эти годы они делали много того, что должно было бы делать государство, но в силу тех или иных причин – не делало. Накоплен богатый арсенал методов и средств решения проблем общества. Серьезным дополнением к этому арсеналу должен стать постоянный и заинтересованный диалог первого и третьего секторов общества. Этому диалогу обоим секторам предстоит долго и мучительно учиться, ломая привычки и стереотипы поведения. Ведь гораздо легче одним - привычно командовать, другим - привычно митинговать. А вот договариваться и вместе работать - это сложнее.
  Между тем, в регионах это уже кое-где получается. Создаются общественные советы, проводятся встречи с общественностью и т.п. Например, в Нижегородской области уже ряд лет действуют Совет экологической безопасности и Общественный Совет по экологическим проблемам при губернаторе. Думаю, что всероссийский и международный имидж экологичности региона - это следствие в том числе и их серьезной работы, активного участия в решении природоохранных проблем. Будем надеяться, что вновь избранный губернатор продолжит взаимодействие с этими структурами.
  Другим хорошим примером может послужить конкурс социальных проектов, который уже два года проводится в Приволжском федеральном округе по инициативе представительства Президента и при самом активном участии общественных организаций региона. Фактически происходит практическая реализация принципа социального заказа.
  А мэр Нижнего Новгорода, отчаявшись дождаться соответствующего федерального механизма, в этом году в качестве эксперимента ввел в городе альтернативную гражданскую службу. Это был его отклик на инициативу общественной организации «Нижегородская миротворческая группа».
  Наиболее эффективно эти процессы идут в тех случаях, когда такое взаимодействие носит профильный характер. Нужно большое количество тематических комиссий, рабочих групп, переговорных площадок, экспертных, попечительских и им подобных советов, круглых столов и т.п. Взаимодействие и сотрудничество эффективно, когда оно происходит не «вообще», а по конкретным, понятным обеим сторонам темам и проблемам. Аналогичные советы могут работать и в сфере социальной защиты, и по правам человека, и по образовательным проблемам, и прочее, прочее. Крайне важно, чтобы такие структуры создавались в качестве реально работающих органов для ведения равноправных переговоров, а не для отчета в Москву о том, что в регионе «строится гражданское общество». Хорошо бы при этом, чтобы федеральные органы власти поделились частью своих полномочий, расширив возможности регионов в решении различных проблем.
  Вместе с тем, в некоторых регионах пытаются этому процессу придать формальный и показушный характер. Создается какой нибудь общественный совет или палата при губернаторе и говорят – вот у нас сотрудничество с общественностью. Вместе с тем, понятно, что вести диалог даже на региональном уровне через какой-то один специальный совет - невозможно. Например, в Нижегородской области свыше 8 тысяч общественных организаций (чтобы собрать по одному их представителю нужно два таких зала) и никаким единым советом их не охватить. Попытки создавать различные советы и палаты являются чисто политическим явлением, работа по решению реальных проблем через них невозможна. Например, опять же в Нижегородской области давно действует общественная палата, и одно из первых действий, которые предпринял вновь избранный губернатор - реорганизовать ее работу. Думаю это предпринято не потому, что она эффективно работала.
  В ряде администраций создаются специальные подразделения по работе с общественностью. В основном они направлены на обеспечение общественной поддержки текущей работы губернаторов и поддержания их имиджа. Переваливать на них взаимодействие с тысячами неправительственных организаций региона - тоже бесперспективное занятие. Им необходимо координировать взаимодействие всех структур администраций с неправительственными организациями. А сотрудничать и взаимодействовать следует всем структурам администрации.

  Асхат Каюмов
  Экологический центр «Дронт»,
  Международный Социально-экологический Союз

seu-info@ecoline.ru