«Лесной бюллетень»: 5 лет, скоро в школу
Окрестности Казани, высокий берег реки Камы. Преподаватели Школы молодого дружинника, сами не так давно вышедшие из студенческого возраста, обсуждают даже не проект, а лишь общие идеи и наброски специализированного издания, которое могло бы свести в информационном пространстве и общественников, занимающихся сохранением лесных экосистем, и професиональных лесников. На дворе – 1996 год.
Потом были ещё обсуждения, раздумья и поиски организационных схем. И уже осенью 1996-го в качестве "Лесного приложения" к тогдашнему бюллетеню "Охрана дикой природы" вышел первый номер. Потом второй, а потом и самостоятельное издание с привычным нынешним читателям названием.
Прошло пять лет с момента, когда редакционная группа получила из типографии первый выпуск. Срок, конечно, невелик, но сегодняшний поворотный момент и в жизни, и в природоохранной работе, в частности, заставляет обратиться к недавней ещё истории. Будучи редактором бюллетеня, не раз приходилось отвечать на вопросы о нашем издании или читателям или самому себе, поэтому дальнейшее изложение удобнее оказалось построить как раз в форме вопросов и ответов.
- Зачем вообще был создан «Лесной бюллетень»?
Уже тогда, при кажущемся изобилии печатных изданий, посвящённых охране природы, появилось ощущение, что «зелёное» движение замкнулось большей частью на себе, исключение делая, пожалуй, только для сотрудников государственных комитетов по охране природы и заповедников. Очень часто доводилось встречаться с ситуацией, когда работники лесной службы и природоохранники вроде бы говорят об одном и том же, но друг друга не понимают. Не могут, не хотят, не умеют - возможны все варианты. Чтобы хоть как-то начать решать эту проблему, мы решили начать выпуск специального лесного издания, ориентированного и на работников лесхозов, и на учёных, и на экологов, давая возможность высказать свою точку зрения каждой из сторон.
- Удалось ли организовать такую полемику?
На том уровне, как задумывалось, нет. Бюллетеню очень недостаёт мнения как раз тех, кто работает непосредственно в лесу. Мне довольно часто приходилось обсуждать эту тему во время командировок, встречаясь с лесниками, директорами лесхозов. Да, наш бюллетень знают, благодарят за те или иные публикации, с чем-то не соглашаются, спорят. По ряду тем в процессе бесед высказываются интереснейшие мысли. Но, к сожалению, в нашем лесном хозяйстве нет традиции обмениваться своими мыслями, опытом на страницах изданий. «Мы в лесу работаем, нам некогда писать» - вот стандартный ответ. Есть, конечно, исключения, но они скорее подтверждают правило. И это заметно не только по нашему изданию - посмотрите на «Лесную газету», журнал «Лесное хозяйство». Очень мало живых мыслей. Вот и стараемся больше ездить, встречаться с людьми.
- Как вообще построена работа редакции, кто реально занимается подготовкой материалов бюллетеня?
С самого начала так сложилось, что у бюллетеня два редактора с абсолютно равными правами и отвественностью. И, к сожалению, так сложилось, что именно нам с Алексеем Морозовым приходится вести основную работу по подбору материалов и, собственно, принимать решение о включении того или иного текста в номер. Конечно, существует своеобразная «группа поддержки» издания, но, поскольку все её участники люди чрезвычайно занятые в своих организациях и проектах, а вся работа построена исключительно на личной ответственности, весь воз проблем тянут редакторы и пара штатных помощников. В такой ситуации наиболее ценными мне представляются связи с нашими авторами, многие из которых стали уже своеобразными региональными корреспондентами. К сожалению, пока не удаётся создать гонорарный фонд, чтобы хоть как-то компенсировать время и силы людей по подготовке статей.
Всегда радует, когда почта приносит интересные материалы, чаще же мы сами предлагаем потенциальным авторам подготовить для нас статью или обзор на ту или иную тему. Много материалов приходится готовить силами редакции на основании поездок, полевых работ, анализа документов.
- Работа над какими выпусками получилась наиболее запоминающейся?
Каждый выпуск чем-то примечателен, поскольку он готовится на фоне определённых событий - мы ведь изначально не отделяли бюллетень от собственных природоохранных проектов. Наверное, стоит особо отметить четвертый номер, поскольку работа над ним шла совместно со специалистами Рослесхоза. Тогда как раз шли бурные дебаты вокруг принятия нового Лесного кодекса РФ. Удивительно, что после того, как чиновники уровня заместителя руководителя Федеральной лесной службы, еле сдерживаясь, высказывали всё, что они думают о «зелёных» и их требованиях, сотрудники пресс-службы того же ведомства Л.И.Крылов, Б.С.Денисов нормально, по-деловому готовили спецвыпуск с обзором всех мнений о новом лесном Законе.
- Как изменились внешние условия и как изменился бюллетень?
Действительно, внешние условия меняются, и мы стараемся учитывать их в своей работе. Сейчас идёт реформа лесной службы. Реформа, мало понятная на местах, и об этом мы тоже пытаемся писать, есть надежда, что в такой серьёзной ситуации среди работников есть не только те, кто может только лес рубить и быть пассивным наблюдателем.
Прекрасно понимая, что происходит постепенный уход государства из лесного сектора, мы пытаемся вовлекать в круг наших читателей представителей лесной промышленности. Во многих регионах лесозаготовители и лесопереработчики представляют довольно весомую силу, с которой природоохранным организациям нужно учиться взаимодействовать.
- Как удалось решить вопросы финансирования?
«Лесной бюллетень» существует за счёт благотворительных грантов, предоставляемых зарубежными фондами. Нельзя сказать, что ситуация с финансами блестящая, однако есть уверенность, что до конца следующего года мы сможем продолжать работу. Возможно, мы действительно создали интересный продукт, иначе не поступали бы предложения, например, от представителей фонда МакАртуров, предложивших подать заявку на финансирование информационной деятельности (последние 3 года именно средства этого фонда составляют основу нашего бюджета).
В принципе, были и другие предложения средств, но они больше подходили под определение «покупка». Естественно, по идеологическим причинам, мы отказались от этих предложений. Независимость и доброе имя дороже.
Что касается российских источников, то за всю историю издания был только один случай пожертвования на издание. Удивительный человек - Валентина Васильевна Острошенко - из не самых больших доходов (много ли получают в лесном хозяйстве) нашла возможность поддержать бюллетень в не самые простые времена.
- Что радует, а что огорчает в работе над бюллетенем?
Очень приятно, когда в регионах встречают словами: «Знаем, как же, читали». В этой ситуации мы не можем прекратить выпуск бюллетеня, поскольку журнал ждут на местах. Радует, когда появляются новые подписчики, когда люди приходят к нам со своими идеями и мыслями.
Для меня лично - серьёзный удар, когда приходится по различным причинам задерживать номер, передавать в типографию сдвоенный выпуск. Это как обмануть человека, доверившегося тебе. Ещё об одной проблеме я уже говорил. Жалко, что перевелась у нас культура обсуждения лесной теории и практики. Посмотрите на «Лесной журнал» XIX - начала XX веков: лесоводам было о чём рассказать друг-другу. Надеюсь, что когда-нибудь эта ситуация изменится к лучшему.
Владимир Захаров
Чтобы подписаться на бюллетень пишите нам по адресу:
121019, Москва, а/я 211.
E-mail: forestnews@online.ru
wood@diala.greenpeace.org
phrina@online.ru
Редакторы: Владимир Захаров, Алексей Морозов.
Для подписки необходимо отправить в адрес редации письмо-запрос с указанием полного почтового адреса.
Подписка бесплатная.
Наш адрес в Интернет:
http://www.forest.ru/rus/bulletin
|