Лосось как связующее звено
Если есть один общий символ Северного Тихоокеанского Кольца – это лосось. Красная рыба, которая чуть не мифическим образом нерестится на реках, выходит в океан, и потом вернется в ту же речку для того, чтобы отложить икру и спокойно умереть.
Шесть видов тихоокеанского лосося – чавыча, кижуч, нерка, горбуша, кета, и сима – обитают по северному тихоокеанскому кольцу – от Калифорнии до Японии. Лосось связывает землю с морем. Во многом здоровье лососевых стад зависит от состояния лесных и речных экосистем, в которых они нерестятся и нагуливаются. Состояние лесных и речных экосистем зависит от лосося. В кольцах старовозрастных деревьев Британской Колумбии были найдены следы лосося, а значит леса тоже питаются благодаря этой рыбе.
В последнее время состояние тихоокеанского лосося вызывает серьезные опасенияУже много лет наблюдается серьезный спад численности лосося по западному побережью США. Сейчас такая же тенденция возникла на Азиатской стороне Тихого океана.
Лосось - индикатор здоровье прибрежных и морских экосистем, поэтому все что угрожает этим экосистемам в Северном тихоокеанском кольце повлияет и на лосось. Поэтому на состоянии популяции лосося отражается не только перелов и браконьерство, но и рубки леса, нефтедобыча, горнорудная промышленность, строительство плотин, и др.
В начале ноября ученые из Японии, России, Канады, и США собрались в г. Портлэнд, штат Орегон для того, чтобы обсудить положение с лососем по всему его ареалу. Организовал эту конференцию Центр дикого лосося из Портлэнда.
Они пришли к выводу, что наблюдается спад популяций лосося от юга на север, но обеих сторонах Тихого океана. В штатах Калифорнии, Орегон, и Вашингтон многие речные популяции красной рыбы занесенны в список умирающих видов. В Японии уже много лет нет естественного воспроизводства лосося, постолько почти все реки обустроены и потеряны естественные нерестилища. Лосось в Японии либо вырашена в рыборазводных заводах, либо импортирована из России, Аляски, или Канады. Передовые ученые в Японии сейчас работают над восстановлением естественных нерестилищ, хотя это очень дорогостоящее и долговременное мероприятие.
Река Колумбия, на северном западе США, раньше была крайне продуктивная лососевая река. Миллионы рыб заходили в нее каждый год, и Колумбия кормила многочисленных коренных народов которые там жили. Однако сейчас менее 10-и процентов лосося естественного происхождения приходит в эту реку. Главная причина – строительство 11 плотин по главному руслу. Интенсивное сельское хозяйство с ирригацией, рубки леса, и горнорудная промышленность также влияет на состояние лосося.
На Азиатском континенте, есть аналог – река Амур. Раньше миллионы рыб заходили в Амур и также питали коренных народов. На сегодняшний день от былой массы осталось менее 10-и процентов. На Амуре не строили плотины по главному руслу. Тогда в чем же причина? Ученые считают, что перелов, браконьерство, загрязнение, и разрушение нерестилищ из-за лесозаготовок и добычи полезных ископаемых россыпом в сумме отрицательно повлияли на лосось. Амур – пограничная река, где и китайцы и русские активно способствуют уменьшению популяции рыбы.
Ученые из Портлэнда выявили, что снижение численности популяции лосося в Канаде. Сельское хозяйство и урбанизация отрицательно влияют на кижуч в бассейне Джорджиа и по реке Фрэйзер. Лесозаготовки и другие факторы несут угрозу кижучу в заливе Джонстон на западе острова Королевы Шарлотты. На севере Британской Колумбии, где антропогенное влияние меньше, популяции кижуча стабильны или даже растут.
Карты распространения лосося в Приморье демонстрируют что некоторые популяции там уже находится под угрозой. Однако и в Приморье остались некоторые здоровые популяции – например, популяция симы на реки Самарга почти уникальная. Хотя и эта популяция будет под угрозой если планы лесозаготовок на р. Самарга будут осуществлены.
На Сахалине в 90-х годах и в начале 2000 г. наблюдался массовый вылов горбуши. Однако и там существует большой риск исчезновения лосося, в основном из-за браконьерства и промышленного развития нефтегазовых проектов и предлагаемого строительства трубопровода.
А как складывается ситуация в тех местах как Аляска и Камчатка с низкой плотностью населения? Там безусловно лучше. И во многом это объясняется наличием замечательных возможностей для нереста и нагула лосося. Исследование российских и американских ученых на Камчатке демонстрируют важность сохранения лосося на уровне экосистемы. Они исследовали большие, равнинные реки на Камчатке, которые имеют все необходимые условия для нагула малька лосося.
Однако доклад Камчатрыбвода показал, что и там есть проблемы. Уже наблюдается некоторый спад численности популяций, особенно чавычи, так называемого "королевского лосося". На Камчатке строится газопровод, построены 2 гидроэлектростанции, и обсуждаются разные горнорудные проекты, нефтедобыча на западном Камчатском шельфе, и строительство плотины. И конечно есть и браконьерство, и промышленный перелов.
На Аляске своеобразная ситуация с лососем. На юге Аляски, интенсивно занимаются рыборазведением лосося для того, чтобы поддержать популяции. А на западе Аляски последние годы наблюдаются серьезные спады лосося, которые создают подрывают экономику местных сообществ. Там как она еще во многом зависит от красной рыбы. Это и есть "валюта" западной Аляски. Сейчас идут большие споры о выделении квот на вылов местным жителям. А споры идут потому, что рыбы становится меньше.
Состояние популяции зависит и от других факторов. Важно выяснить как влияют океанские условия на лосось, как влияют изменение климата на лосось? Многие ученые говорят о необходимости более жесткого контроля за популяцией лосося.
Но все-таки картина не совсем мрачная - на прилавках икра пока еще бывает. В американских ресторанах всегда в продаже лосось – хотя как правило это уже лосось, выращенный в сотках.
Если мы хотим сохранить естественные популяции лосося – настоящий символ Северного тихоокеанского кольца – надо действовать сейчас. Ведь намного дешевле сохранить то, что есть, чем восстановить то, что уже потеряно. Центр дикого лосося выступает с предложением создания "лососевых заказников" по северному тихоокеанскому кольцу чтобы сохранить место обитания и биоразнообразия лосося.
Лосось – это символ, который связывает наши культуры, экономики, реки, леса, и моря. Может быть не стоит сидеть, сложа руки, и наблюдать за его исчезновением, а пока не поздно, принимать серьезные действия чтобы предотвратить тенденцию, которую уже явно прослеживается.
Дэвид Гордон
Тихоокеанский центр защиты окружающей среды и природных ресурсов (PERC)
|