Почему в Молдове никого не волнует проблема генетически модифицированных организмов?
Страсти по проблеме генетически модифицированных организмов (ГМО), затронувшие весь мир, будь то Малайзия, Франция или Украина, обошли Молдову. Т.е. не то, чтобы мы не имели их в стране, на полях или в пище. С этим как раз все в порядке. И широко известные транснациональные корпорации, производящие семенной материал со встроенными чужеродными генами, такие как "Novartis", "Zeneka" и др., давно зарегистрировали свои представительства, и гуманитарная помощь, благодарно принимаемая из США нашими фермерами, тоже не без них. А уж что продается и покупается на Центральном рынке – одному Богу известно.
Но отличие Молдовы от всех остальных стран в том, что, похоже, ни молдавские экологические неправительственные организации, ни широкую общественность, ни даже людей, принимающих решения, вопрос этот абсолютно не волнует, несмотря на то, что ГМО несут реальную опасность и здоровью человека, и биологическому разнообразию страны, а главное – резко снижают экспортные возможности страны в отношении ее сельскохозяйственной продукции и заведомо делают ее аутсайдером европейского рынка.
Поэтому следует приветствовать инициативу Минэкологии о разработке закона о биобезопасности. Не будем чересчур придирчивы, обнаружив его кровное родство с принятым румынским правительством в январе 2000г. ордонансом. Отрадно и решение министерства поместить законопроект на свой вебсайт месяца на три – в начале этого года. Впрочем, опубликованная «Биотикой» статья в "Экономическом обозрении" за 4 мая с.г. с анализом законопроекта, явившаяся единственной реакцией на проект, прошла мимо его разработчиков, иначе трудно объяснить то, что обнаруженные в нем пробелы в основном остались в проекте, одобренном Правительством. Теперь исправить их предстоит Парламенту, органу политическому, и потому обязанному думать о всех последствиях внедрения закона с учетом специфики Молдовы.
В мире есть разные взгляды на ГМО. Государственная политика США либеральна в этом вопросе, особенно, в отношении качества семян и продукции, производимых на экспорт. Но 40% всей кукурузы США – генетически модифицировано. Страны Евросоюза (ЕС) более осторожны и имеют гораздо более строгое законодательство. Достаточно сказать, что в этих странах с 1998 г. не был разрешен к использованию ни один ГМО. В государствах третьего мира, куда, похоже, можно уже отнести и Молдову, ситуация различна. Некоторые страны пустили процесс на самотек, а другие, как Шри Ланка, вообще запретили ввоз и производство ГМО у себя, объяснив это тем, что хотят быть лидерами на мировом рынке в производстве экологически чистой продукции и вести органическое земледелие. Для этого им понадобилось известное мужество – Всемирная торговая организация такого самоуправства не прощает.
Молдавский законопроект, младший братик румынского, написан так, словно Молдову уже зачислили кандидатом в ЕС. По законопроекту хорошо то, что одобрено ЕС. Я не сомневаюсь в высоком уровне науки в ЕС и признаю, что уровень коррупции там в целом невелик, но встает вопрос: как Молдова выйдет на европейский рынок, если не установит для себя более высокие стандарты биологической чистоты агропродукции, чем ЕС, и, следовательно, не сделает ее более привлекательной? Разве не это – очевидное политическое решение? Пока же наличие похожего закона в Румынии не привело к позитивным переменам: сегодня ее поля, по мнению экспертов, загрязнены среди европейских стран в наибольшей степени.
Рассмотрим молдавский проект закона с точки зрения общественности, или потребителя. В европейском законодательстве, а оно обновлено уже в апреле 2001г. (Директива 2001/18/EC), есть множество позитивных вещей, которые не нашли отражения в нашем проекте. Так, в рассматриваемом документе нет обязательства импортера и продавца продуктов, содержащих ГMO или их производные, указывать на этикетке, что ввозимый продукт их содержит. Может быть, такое обязательство имеется в Положении, на которое ссылается проект (ст. 24-1)? Но самого этого документа в законе нет, а значит, его не существует. Как же потребитель узнает, что он ест? Законодательство США устанавливает обязательность такого указания при превышении продуктов ГМО 5% общего содержания, для ЕС – это 1%. Почему бы Молдове не установить такую норму, причем на более высоком уровне (0,3-0,5%)?
Европейское законодательство довольно широко допускает общественность к принятию решений по ГМО и информирует о тех решениях, которые предстоит принять назначенной для этого специальной Комиссии. В нашем проекте правительственная межведомственная Национальная Комиссия "обязана предоставить населению, в случае необходимости, возможность включиться в процесс принятия решений по импорту, сбыту и использованию …ГМО…". При этом "Комиссия может решать, какие категории населения нуждаются в консультациях по этим вопросам …". Почему бы не сделать информацию о заявках на ввоз ГМО гласной со дня их поступления? Ст. 18-2 говорит, что "Национальная Комиссия может опубликовать общую статистическую информацию об использовании…". Почему "может", а не "должна"?
В такой "отсталой" стране, как Малайзия, закон предусматривает, что "общественность должна получать информацию обо всех заявках на ввоз ГMO, в объеме, предоставляемой компетентным властям. Достаточное время должно быть предоставлено общественности для выработки своего мнения и предложений. Компетентные власти обязаны консультироваться с общественностью и высказанные замечания должны быть взяты во внимание".
Согласно недавно принятому Закону Чехии о биобезопасности, членами Комиссии по ГMO могут быть и квалифицированные представители НПО. В молдавском проекте участие НПО в Комиссии исключено, а зря. Нет никакой защиты и от того, чтобы в члены "разрешительной" Комиссии попали люди, работающие на производителей и импортеров ГМО. А учитывая, что именно так случилось в Болгарии и Румынии, у нас может случиться то же. Транснациональные корпорации, производители ГМО, имеют бюджет, во много раз превосходящий бюджет Молдовы. Что стоит им при желании заключить договора о консалтинговых услугах с несколькими членами Комиссии или просто взять их на работу с неплохой, по нашим меркам, зарплатой? Ведь в проекте нет никакого запрета на подобное совместительство должностей. А зря.
В целом, законопроект, несмотря на то, что он составлен с лучшими побуждениями и во исполнение Картахенского протокола, вызывает тревогу. Деятельность Национальной Комиссии по биобезопасности неоправданно закрыта, и нет никаких гарантий, что ее не поразит коррупция. К тому же то, что хорошо для Запада, бывает плохо для нас. К примеру, в странах ЕС требования по ГМО к корму для скота ниже, чем к пище для человека. Но можно ли рассчитывать, что зерно генетически модифицированной кукурузы, ввезенное для животноводства, в Молдове не попадет в пищу человека или в качестве семенного материала – на поля? Ответ очевиден. Самый свежий скандал такого рода произошел в Мексике, на родине кукурузы, где ГМ-кукуруза, предназначенная для скота, оказалась на полях крестьян и заразила чужеродными генами местные сорта, и диких прародителей культурной кукурузы.
Законопроект предполагает возможность внесения в него изменений Правительствами по мере совершенствования европейской законодательной базы в этой области. При этом, базовый закон ЕС принят уже после того, как наш проект был подготовлен. Не правильнее ли было бы внести новеллы европейской директивы в законопроект уже сейчас, а потом предлагать его Парламенту?
Есть ли силы, квалификация и политическая воля у нынешнего Парламента исправить недостатки проекта, внесенного Правительством? Хотелось бы верить, тем более, что негативные экономические последствия для аграрной страны, ориентированной на экспорт сельскохозяйственной продукции, в случае его реализации в нынешнем виде очевидны.
Илья Тромбицкий,
доктор биологических наук,
Экологическое общество "BIOTICA"
|