Друзья, прекрасен наш Союз... №4 (19) 2001 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом


В номере:

Нам пишут

Российский Гражданский форум: нам «шашечки» или ехать?

Хватит жить по зебре! Региональные аспекты становления конструктивного диалога власти и общества

Итоги дискуссии «Здоровье населения и окружающая среда»

Заработала экологическая переговорная площадка

Может ли президент обуздать МПР?

Жители транссиба встали на пути ядерных отходов

Репортажи с места

Жители Красноярского края не хотят ОЯТ

Перечень Министерства обороны РФ недействителен

Мексике освободили активистов, защищавших леса от вырубок

Новые Ложки - самый «экодомный» поселок в России

Профессора Новгородского университета будут жить в экодомах

Экопоселение под соломенной крышей

Экодом покоряет «целину»

Механика стихии. Альтернативная энергетика в Казахстане

Экологичное домостроение: новое – это хорошо забытое старое

“Домашняя экология” - это может каждый

Укрощение автомобиля

Опыт Нижнего

На пути к устойчивому развитию - леопард может объединить людей

Зелёный сельский туризм – что это такое?

Рябушки и Чернушки против «ножек Буша»

Муравьевка - остров надежды

Развитие органического земледелия в мире

Советы почвенникам

АФРИКА. В союзе с природой. Сорняки приветствуются.

Почему в Молдове никого не волнует проблема генетически модифицированных организмов?

Министры экологии ЕС отказались отменить мораторий на ГМО

Давайте не будем играть в Бога. Пора задуматься о генной инженерии

«Лесной бюллетень»: 5 лет, скоро в школу

Лесная кампания МСоЭС - 2001

Огромный Насос Китая...

Рынок АТР как угроза дальневосточным лесам

«ТЕРНЕЙЛЕС» с человеческим лицом: Удастся ли компании сохранить его в условиях недоразвитого российского капитализма

Лосось как связующее звено

Бревна и лосось

Хотели как лучше… И что надо делать, чтобы не “получилось как всегда”

Дубовый ковчег

Дубовый праздник в старой Руссе

Дубравы в России составляют менее 1 процента от общей площади лесов. Надо что-то менять!

Тулебельские или тулебенские дубы?

О работе по возрождению Дубрав в Старой Руссе

Как посадить свою дубраву

История одного дуба из Старой Руссы

Первая пятилетка (к пятилетию Молодежного экологического движения Республики Татарстан)

ТЭСИ - 5 лет!

Дружинные школы

Новгородская школа

Сибирская школа

«Оплот» Рдейского заповедника

ШМЭИ Дальнего Востока, год 2001

Опыт Редровского заказника

Русская выхухоль - то ли мышка, то ли мамонт…

Сохраним Русскую выхухоль

Возможно ли использовать опыт английских национальных парков в России?

Усынови заказник

Сахалин впереди всей страны

Редакция журнала «Вести СоЭС» сердечно поздравляет членов СоЭС с юбилеем!

Анонс. Киевский эколого-культурный центр и Центр охраны дикой природы проводят...

Теперь с нами в СоЭС

Адреса организаций из этого номера


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
О.Берлова, Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, Т. Саксина, В.Тихонов, М. Трушкин
Рисунки: О. Берлова
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Джона и Кэтрин МакАртуров
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
школы № 70 г. Тула
ГФУП «Бурятгеоцентр»
А.В. Зименко
Н.Е. Старцевой

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Может ли президент обуздать МПР?

  

Замглавы Администрации Президента РФ сказал, что не готов к следующей встрече с экологами по вопросам МПР

  Министерство природных ресурсов (МПР) должно начать решать проблемы окружающей среды или должно прекратить свое существование - эта мысль отчетливо прозвучала на встрече лидеров Форума «За природу» - С. Забелин (МСоЭС), И.Честин, Е.Шварц (WWF), С. Цыпленков (Гринпис) - с замглавы Администрации Президента В. Сурковым 19 ноября в Кремле. Основным предметом обсуждения была система управления охраны окружающей среды. Очевидно, что МПР в нынешнем его виде не справляется с переданными ему функциями Госкомэкологии. Рассмотрев информационную записку о положении в области состояния окружающей среды, которая ясно показала усугубление отрицательных тенденций после ликвидации Госкомэкологии, Сурков предложил экологам новую схему работы.
  Идея заключается в следующем: выбрать несколько наболевших проблем, и, под патронажем лично господина Суркова, попытаться их решить. Если в результате этих попыток будет доказана неспособность МПР эффективно обеспечивать снижение загрязнения, предотвращать и пресекать расхищение природных ресурсов, то Сурков готов поставить на высшем уровне вопрос об изменении структуры государственного управления в этой сфере. Уже в 28 ноября начались подвижки: МПР издал приказ «О подготовке проекта Экологической доктрины РФ», структура которой должна быть основана на доктрине Форума «За природу!»
  Напомним, что аналитики Форума пришли к следующим выводам:

  • Ликвидация государственного природоохранного органа в 2000 г. и ослабление экологического контроля не оказали положительного влияния на темпы экономического роста.
  • Результатом реструктуризации Правительства в 2000 г. явилось увеличение выбросов и сбросов загрязняющих веществ – впервые после 1990г. – на фоне замедлившегося экономического роста. В период существования самостоятельной государственной структуры по охране окружающей среды они улучшались как в период экономического спада, так и в период роста производства.
  • Отсутствие самостоятельного государственного контроля приводит к ежегодным потерям федерального и регионального бюджета, исчисляемого десятками, если не сотнями миллиардов рублей – сумма, превышающая затраты на содержание ведомства в период максимального финансирования в сотни раз.
  • Сокращение и уход кадров из природоохранных структур уже привели к существенной потере позиций страны на международной арене. Особенно сильно эти последствия скажутся в 2002 г. в связи с проводимым Глобальным саммитом ООН по охране окружающей среды и устойчивому развитию.
  • Реорганизации министерства природных ресурсов после передачи ему функций охраны окружающей среды не только не смогли сохранить, но и фактически развалили государственное управление в этой области. Смена министра, проводимая в настоящее время реорганизация, подбор и расстановка кадров окончательно разрушают систему государственного управления в области охраны окружающей среды, что еще раз подтверждает невозможность совмещения природоохранных и хозяйственных функций в рамках одного ведомства.

      Ольга Берлова



      Процесс совместной доработки Экологической Доктрины России зашел в тупик 11 декабря 2001 года. Процесс подготовки совместного, согласованного Форумом «За природу!» и Национальным экологическим форумом проекта Экологической Доктрины России, инициированный Администрацией Президента РФ, не состоялся по вине участников со стороны Национального экологического форума.
      Святослав Забелин, Международный Социально-экологический союз:
      На заключительном этапе подготовки текста представителями Российской Академии Естественных Наук, взявшимся за его редактирование и учет предложений участников совместной работы, были проигнорированы внесенные в срок и соблюдением согласованных процедур существенные предложения, касающиеся экологических аспектов деятельности военно-промышленного комплекса, а также прав граждан на участие в использовании природно-ресурсной ренты (список не полный).
      В интересах экологического движения в целом и для продолжения работы над общественно-значимым проектом Экологической Доктрины Международный Социально-экологический союз и С.И.Забелин лично оставляют за собой право использования фрагментов проекта Доктрины, по которым отсутствуют разногласия и которые были созданы в процессе совместной работы по своему усмотрению.
    * * *

      Напомним, что 29 марта 2001 года в ответ на инициативу Президента РФ о создании Экологической Доктрины России общественные организации, объединившиеся в Форум «За природу!» (Международный Социально-экологического союз, Центр экологической политики России, Роосийское Представительство Всемирного Фонда Охраны Природы, Гринпис России, Союз «За химическую безопасность», Центр охраны дикой природы, Экологический центр «Дронт») вынесли на суд общественности и официальных лиц подготовленный ими проект, который получил более 200 положительных отзывов из министерств и ведомств федерального и региональных уровней. Затем проект стал основой для планировавшейся работы над окончательным документом Экологической Доктрины России.

      Выдержки из новостной ленты ЦКИ МСоЭС «Экосводка»



    Результаты реформ в цифрах и фактах

      Система государственного управления охраны окружающей среды просто парализована.
      В 1999-2000 гг. число инспекторского состава по стране сократилось на 31% (с 4805 до 3309 человек). Соответственно, сократилось число предприятий, стоящих на экологическом контроле – с 332 тысяч до 282 тысяч (на 16%). На 21% снизилась сумма наложенных штрафов (64,1 млн. руб. по сравнению с 81,3 млн. руб. в 1999 г.). Эта тенденция только усиливается – так, в первом полугодии 2001 г. штрафов наложено только на 11,2 млн. руб., а количество проверок составило 32 тысячи (для сравнения в 2000 г. – 166 тысяч за год). С
      ледует отметить, что выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы в 1992-1999 гг. неуклонно сокращались. Именно в 2000 г., после ликвидации самостоятельного государственного органа по охране окружающей среды, наметился рост как выбросов вредных веществ в атмосферу, так и сбросов в водоемы.
      Одним из аргументов в пользу ликвидации самостоятельного государственного органа по охране окружающей среды был прогноз ряда экономистов, что смягчение (в реальности – снятие) экологических барьеров развития хозяйства приведет как к более быстрому экономическому росту, так и к росту инвестиций в реальный сектор экономики. Этот прогноз оказался абсолютно ошибочным. В действительности, наиболее быстрый экономический рост в России происходил в 1999-2000 г., составив по объему промышленной продукции 111% к 1998 и 1999 гг. соответственно. При этом выбросы и сбросы продолжали сокращаться. То же касается и инвестиций, составивших в 1999 г. 105%, а в 2000 г. – 117% по сравнению с предшествующими годами.
      В то же время, в 2001 г. объем промышленной продукции составил 104,5%, а инвестиции в основные фонды – 107,8% по сравнению с 2000 г., что явно указывает на снижение темпов экономического роста. При этом выбросы и сбросы увеличились!
      Анна Кочинева по материалам Форума «За природу!»

  • seu-info@ecoline.ru