Опыт «Зиланта»
Существует легенда о месте, на котором построен город Казань. Она рассказывает о победе человека над бесчисленным количеством змей и их царем Зилантом. Разумеется, человек хитростью и огнем одолел врага и построил прекрасный город. Примерно такими легендами у разных народов формировалась психология победителя природы. Потребительство и жадность прочно владеют сознанием людей многие тысячелетия, в течение которых создавались и гибли цивилизации.
К сожалению, осознание необходимости сохранения окружающей среды и ее разумного использования пришло к нам только с опасностью экологической катастрофы. Как ни странно, данная ситуация может стать новой ступенью развития человека разумного, более высокой биологически и социально оправданной. Стратегической задачей становится воспитание, развитие и обучение подрастающего поколения основам разумной жизнедеятельности на планете.
В нашей стране продекларирована необходимость формирования экологического мышления, но с фактической отменой предмета экологии в старших классах, эта задача ложится на учреждения дополнительного образования. Безусловно, необходимо добиваться восстановления предмета «экология», экологизации образования в целом.
Вместе с тем хотелось бы поделиться и своим опытом работы в этом направлении. Свой проект мы посвятили 1000-летию Казани и назвали «Зилант», обосновывается это необходимостью примирения человека с царством живой природы. Инициаторами проекта стали Институт Экологии Природных Систем АН РТ и Городской центр юных натуралистов, которые с самого начала получили поддержку таких учреждений как экофак и биофак КГУ, Министерство охраны окружающей среды, Экологический фонд РТ, телепрограмма «Экологический курьер». Исполнительный и координационный центр находится в Городском центре юных натуралистов.
Несколько слов о структуре проекта - он включает в себя систему мероприятий, условно называемых акциями. Стержневой является акция «Мониторинг» («Фенология»), вокруг центральной сосредоточены тематические акции, в центре внимания которых находятся объекты живой природы, в том числе и человек: «Зилант» (амфибии и рептилии), «Феникс» (птицы), «Легкие нашего города» (растительность Казани и окрестностей), «Ванесса, Люмбрикур и Ко» (беспозвоночные), «Маленький принц», «Человек разумный» (домашние любимцы), «Среда обитания». Одновременно каждая акция несет в себе несколько направлений: научно - исследовательское, художественно - прикладное, организационно - массовое, просветительско - пропагандистское, природоохранное.
Здесь нужно сказать о том что при разработке проекта преследовалась цель - реализации комплексного и системного подхода к проблеме. Никого нельзя оставлять за бортом. Свое отношение к природе должны иметь возможность выразить все возрастные группы и дети с разными интересами.
Для младшей возрастной группы будет реальнее заняться массовыми мероприятиями экологической тематики, а также художественно - прикладным творчеством. Здесь могут проявить себя и «технари», почему бы не представить свои разработки фотографам, юным техникам, юным архитекторам и ландшафтникам и принять участие в акции «Среда обитания». Художественно - прикладная акция работает в форме выставки. Просветительское направление получилось разнообразным и ярким: здесь и работы на класс, школу, на район и город, видеоработы и выступления в СМИ. Связующим и очень важным звеном является природоохранное направление, куда вошли операции «Первоцвет», «Подкормка птиц зимой» и другие традиционные юннатские и незаслуженно забытые в последнее время операции, организуется школа молодого эколога. В рамках этого проекта получают свое продолжение и летние экологические лагеря, в которых ребята познают основы экологии, охраны природы, научно-исследовательской деятельности.
В 2000 году в работе по проекту приняли участие ребята, занимающиеся в объединениях при районных и городских центрах внешкольной работы, школьных кружках, ведущие индивидуальную работу.
В январе 2001 года состоялась I конференция по долгосрочному экологическому проекту «Зилант». Несмотря на то, что работа по проекту велась всего один год, приятно порадовала активность ребят и педагогов. В работе 5 секций приняло участие 303 человека. Приехали к нам гости и из 2-х районов Республики Татарстан.
Без внимания не остались и педагоги - в рамках конференции проводился конкурс методических разработок с присуждением призовых мест.
Хотелось бы отметить традиционно доброжелательное отношение к подрастающим экологам деканов экофака Роговой Т. В. и биофака Голубева А. И. Конференция прошла в стенах КГУ в одном из лучших конференц-залов города, и это очень важно: ребята должны ощущать, на наш взгляд, важность и значимость того, чем они занимаются. Это отразил и состав жюри: в нем присутствовали представители ГЦЮН, ИнЭПС АНРТ, МООС, ПР РТ, КГУ, Региональной Экологической газеты, телерадиостудии «Руфь», ОДОП.
Думается, каждый, кто организовывал подобные мероприятия, понимает сложность поставленной задачи. Решена она была с помощью Экологического фонда РТ.
Одна из первых акций - одноименная проекту «Зилант» - разработана по опыту нижегородских коллег и созвучна с конкурсом «Царевна-лягушка», проводимым центром «Дронт».
Кроме того, хотелось бы отметить необходимость консолидации всех сил работающих над проблемами экологического образования.
Диляра Галеева (ГЦЮН)
Р. И. Замалетдинов (ИнЭПС АНРТ)
|