Вторая Ла-Манча - Родина Дон Кихотов природы
Их называют Вторая Ла-Манча. Первая была, как известно, родиной бескорыстного защитника слабых Дон Кихота. Это степи Лос-Монегрос в долине Эбро, провинция Сарагоса, автономная область Арагон, Испания.
Древесный покров в Монегрос был уничтожен еще в древности. На месте деревьев выросло множество кустарников и трав. Розмарин лекарственный (или морская роса), солянка, полынь горькая, вьюнок и множество растений степных видов растут теперь на этих землях, не пригодных для сельскохозяйственных культур, однако некоторые наиболее ровные части Монегрос все-таки засеваются засухоустойчивыми зерновыми культурами.
Осадки здесь настолько редки, что считается за благо, если за 10 посевных пройдет хотя бы один дождь.
В Лос-Монегрос дождь - явление чрезвычайно редкое (по статистике в год бывает не более 350 мм, это в лучшем случае, в среднем выпадает около 200 мм). Поэтому минуты дождя там считаются праздником. По биоценозу Монегрос сходны со степями Центральной Азии.
Это сказочная земля, на всем Иберийском полуострове вы вряд ли найдете второе такое место, столь богатое животным миром, имеющее такую индивидуальность как Лос-Монегрос. Эти солнечные равнины под голубым небом скрывают в себе самые разные формы жизни.
Рассказывает биолог, учитель местной школы Хавьер Сумета, «Друзья Лос-Монегрос» (Amigos de Los Monegros).
Когда в первый раз смотришь на равнины, почти лишенные растительности, невозможно подумать, что там обитает множество видов растений, животных, что это уникальная экосистема, нуждающаяся в охране.
Небольшое количество растительности на большом ровном пространстве породило у людей ошибочное представление о том, что Монегрос, почти лишенные зеленой краски, совсем не соответствуют понятию «прекрасная природа». Замысел освоения Монегрос появился еще в 1915 году и заключался в том, чтобы перебросить туда воду с Пиренейских гор и превратить степи в орошаемые поля, что, конечно, нанесло бы невосполнимый ущерб этой территории. В конце 60-х план был скорректирован, и разговор уже пошел об орошении половины территории Монегрос. Проект века пришлось отложить, так как Всемирный банк рекомендовал инвестировать в промышленные зоны, а не в сельскохозяйственные проекты. В начале 80-х все вернулось на круги своя, было решено подвергнуть орошению еще 70 тысяч гектаров, обрекая на разрушение соляные озера, места обитания охраняемых птиц: дрофы, пустельги и других.
Друзья Лос-Монегрос потратили очень много времени на то, чтобы объяснить лицам, принимающим решения, что все не так, как кажется на первый взгляд.
Чиновники поддавались с трудом. Помимо общих представлений о Лос-Монегрос как о чем-то безжизненном, у прожектеров порой отсутствовали даже самые общие школьные знания.
Общение с властями напоминало анекдот: однажды, во время одного из обсуждений проекта по орошению, кто-то из чиновников, занимающих высокие посты в Администрации Арагона бросил фразу: «экологи говорят, что в этих солончаках есть жизнь», другой открыл бумаги и процитировал: «фауна..., они говорят, что там еще есть фауна».
Экологи решили акцентировать внимание властей на том, что степи Монегрос недостаточно исследованы, необходимо полностью их изучить, прежде чем производить там хозяйственную деятельность. Было принято решение с 1987 по 1997 год провести обследование Монегрос, в том числе, чтобы изучить разнообразие беспозвоночных животных.
В результате многолетних исследований выяснилось, что Лос-Монегрос - отнюдь не пустыня, а наоборот, оазис биоразнообразия не только испанского, но даже европейского уровня. Здесь выявлено более 4500 видов животных и растений, в том числе более 150 новых для науки, включая виды, обитающие здесь и, одновременно, в засушливых районах Центральной Азии и Ближнего Востока. Если быть объективными, то сравнимой по уникальности, разнообразию, обилию новых и редких видов территории нет не только в Испании, но и, видимо, в Европе.
Эти данные уже опубликованы в десятках научных статей в испанских и международных журналах, и теперь пришло время объяснять ценность природы Лос-Монегрос его жителям и их детям.
Но несмотря на это, несмотря на подписанные Правительством международные соглашения, вопреки государственному и региональному законам об охраняемых территориях, власти Арагона до сих пор не присвоили землям Лос-Монегрос никакого официального природоохранного статуса.
Хотя, конечно, те, кто бывал в Монегрос, никогда в этом не сомневались, об этих жарких, но благодатных землях с любовью отзываются путешественники и ученые.
«Сегодня в Монегрос лил дождь. В день, когда писались эти заметки, на землю Монегро падал дождь. Подобное явление чрезвычайно редко в этих краях, на этой засушливой равнине он выпадает гораздо реже, чем во всей остальной Испании. Дождь в Монегрос словно Божий дар, благословенье небес, это вера, это надежда, это милосердие. Дождь - это торжество, это награда, это удача, это начало всему. В Монегрос очень мало деревьев, они смотрят все время на солнце, его слишком много в этой второй Ла-Манче Испании. Деревья, словно голоса путника в пустыне, умоляют Всевышнего о милостыне ливня или о даре ненастья: молю тебя, Господи о малом! - как бы взывают они», - профессор Педро Каверо (Aragon en Alto, 1945).
* * *
Друзья Лос-Монегрос - это более 40 натуралистов и ученых, объединенных страстным любителем природы, учителем начальной школы Хавьером Бласко-Суметой.
Про себя они пишут, что не являются ни «экологическими повстанцами», ни бескомпромисными борцами, и что у них нет никаких политических целей.
Все чем они руководствуются - это любовь к природе и знание законов. Испанские Дон Кихоты природы все еще верят, что объяснив людям экологическую ценность Лос-Монегрос, они смогут спасти эти земли от очередного проекта века.
Виктория Колесникова
по материалам «Друзей Лос-Монегрос»
|