Днестровские плавни опять под ударом.
Каравайки любят экологов
На территории уникальных водных угодий - в дельте Днестра - по личному распоряжению президента Украины Леонида Кучмы в конце апреля началось незаконное строительство скоростной автомагистрали Одесса - Измаил. Строительство происходит без отвода земельного участка, гидрологических и геологических изысканий, технико-экономического обоснования, оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы и даже проекта. Уже уничтожены пахотные земли, началась отсыпка грунта на территории угодий, находящихся под защитой Рамсарской конвенции (они являются средой обитания редких водоплавающих птиц), к тому же работы выполняются в зоне одесского водозабора. Все это происходит в то время, когда в уникальных плавневых экосистемах начался нерест, массовая весенняя миграция птиц, объявлен сезон тишины, - сообщает Одесский социально-экологический союз.
Экологи Украины и Молдовы протестуют против проекта: проводят пикеты, обращаются с письмами и телеграммами к властям, пытаясь предотвратить уничтожение ...
11 мая КРАЗы засыпали ценнейший пойменный луг у 51 км автотрассы Одесса-Рени грунтом на территории заповедного урочища «Днестровские плавни».
«12 мая я предпринял рискованное мероприятие, - сообщает Иван Русев, Президент Фонда «Природное наследие», - подъехали на моей машине «Жигули» и перекрыли съезд КРАЗам к лугу. Водители начали возмущаться. Подъехал прораб. Стали угрожать. Я сказал, что представляю разные НПО и что я - общественный инспектор охраны Черного моря. Это очень помогло и подействовало. Запросил их документы. Никаких абсолютно документов у них не было. Представляться отказались».
16 мая события развивались уже не столь мирно.
Пикет в защиту уникальной территории начался в 7.30 утра, в нем участвовали не только представители общественных организаций, но и просто обеспокоенные граждане, школьники.
Постепенно подтягивала силы и противоположная сторона - сначала появилась милиция, затем представители прокуратуры, погранвойск. Затем подъехали строители на КРАЗах.
О дальнейших событиях рассказ Ивана Русева, от первого лица: «Собралось много машин. Нас начали пресинговать, пытаясь запугать. Потом подъехал Чукан А.Ф. - начальник администрации автомобильных дорог. Срочно дал команду зацепить нашу машину и откинуть ее в сторону.
Затем дал команду КРАЗам ехать на луг.
Я попросил всех ребят быть осторожными. Но так получилось, что мы оказались под машиной и колесами. После этого началась драка. Нас начали оттаскивать. Завязалась борьба. Машина постепенно съезжала, пока шла борьба. Потом снова под колеса. Так продолжалось пока они не начали высыпать грунт на нас.
Ситуация обострялась... В это время приехал инспектор и предъявил им предписание о приостановлении работ до получения положительного заключения экспертизы. Они наплевали на бумагу и сказали, что им это не указ. Начали бравировать бумагой Кабмина, которую подписал Ехануров - вице-премьер. Эксперты-юристы, посмотрев на нее, сказали, что нет выходных данных и вообще это липовая бумага.
... Затишье. Сообщили, что сейчас приедет наряд милиции и нас раскидает. Но, видать, милиция отказалась... Потом нас стали упрашивать понять их. Предложили завтра собраться на рассмотрение документов и ОВОС. Мы согласились при условии, если они прекратят сыпать. Они разъехались. Через час машины снова начали сыпать. Нас стало мало. Мы не могли удержать оборону и уехали.
Вечером наконец пришла бумага из университета о том, что действительно сейчас сезон тишины - до конца июля.
Поразительно, но каравайки постоянно с нами на лугу. Они верят, что НПО - это сила. И не только каравайки. Здесь чудесные желтые, рыжие, белые цапли и много-много чудес природы. Они словно на это время скооперировались».
Одесская область состоит из двух частей, разделенных между собой Днестровским лиманом, и попасть из одной части области в другую можно несколькими путями. Но поскольку дороги по двум из них сильно устарели, остается один вариант - через северную часть плавней Днестровского лимана, вдоль правого берега Днестра, где уже существует дорога между пунктами Одесса - Маяки (Украина), Паланка (Молдова), Удобное (Украина) и далее - на Измаил и Рени. На пути от с. Маяки до с. Удобное зигзаг дороги проходит через Молдову (с.Паланка). Эта довоенных лет трасса, идущая вдоль русла Днестра, пересекала 26 водотоков (ериков), над каждым из которых был построен мостик, и, благодаря этому, между рекой и Днестровским лиманом осуществлялся полноценный, так необходимый для биологической жизни территории, водообмен.
В начале 80-х годов наспех обновленная под тяжелую технику магистраль разрушила 26 мостиков и перекрыла 26 ериков. Вместе с водообменом прекратилось и нормальное функционирование экосистемы всей устьевой области Днестра: трубы, заложенные под трассой, не смогли обеспечить и значительно сократили водообмен в низовьях реки, существовавший ранее. Новые времена принесли с собой и новые проблемы.
Переговоры между Украиной и Молдовой об установлении границ проходили более пяти лет. Украина отдала соседней республике часть своей территории в районе населенного пункта Джурджулешты, благодаря чему Молдова получила выход к Черному морю (через Дунай) и успела построить даже нефтетерминал. В ответ Молдова должна была подписать договор с Украиной об аренде (на 99 лет) излучины дороги Маяки-Паланка-Удобное (10-12 километров), расположенной на землях Молдовы. Этого не случилось. Детали переговоров нам не известны, но появилось «Поручение по результатам рабочей поездки Президента Украины по Одесской области 17-18 декабря 2000 г.» Министру Минтранса Украины Л.М. Костюченко: «п.9. Забезпечити будівництво 8 км автомобільної дороги в районі села Паланка Білгород-Дністровського району Одеської області. Термін: до 1 липня 2001 року». Географическую ошибку можно списать как опечатку, но как быть со сроками строительства дороги, которые определены Поручением? Указанный срок исполнения перечеркнул все действующее законодательство Украины и спровоцировал все дальнейшие нарушения. Специалисты отводят под эту идею не менее трех лет. Старое русло Днестра, по которому должна пройти дорога в обход молдавской территории, имеет в своей толще от 30 до 40 метров органики, дорога планируется не эстакадной (дорого!), а «плавающей»: «много насыпешь - провалится, недосыпешь - будет разрушаться!» Нужны тщательные геологические исследования и гидрологические расчеты параметров дамбы под дорогу и особая ее конструкция - ведь это зона паводков!
По проекту автомагистраль должна пройти трижды по заповедным местам: урочище «Днестровские плавни», плавни, защищенные Рамсарской конвенцией 1971 года, проектируемый Нижнеднестровский национальный парк.
«Из 19 водно-болотных угодий Рамсарской конвенции в Украине - 11 расположены в Одесской области. Золотой запас Европы», - говорит Алла Шевчук, Одесский СоЭС.
Днестровские плавни - единственная в Европе экосистема подобного типа, часть плавней - Карагольский залив - с 1965 года входит в ихтиологический заказник, там круглогодично запрещено рыболовство. За сохранение плавней украинская общественность борется с середины 80-х годов, удалось остановить строительство рыборазводных прудов, не дать плавням сгнить. В 1994 году местным зеленым даже пришлось пойти на радикальную акцию: рискуя жизнью, они перекрыли подъездные пути к Карагольскому заливу, так как все «бумажные» методы к тому времени были исчерпаны.
«Более всего поражает в этой истории то, что в выигрыше будет лишь фирма-строитель. Украина впустую затратит сотни миллионов долларов и ухудшит состояние плавней, а село Паланка окажется отрезанным от магистральной дороги, которая могла бы обеспечить процветание села. Удивляет непонимание этого жителями и местными властями села», - пишет в своем обращении к властям Молдовы председатель Совета «BIOTICA», Петр Горбуненко.
Пока экологи добились временного прекращения стройки до завершения всех процедурных вопросов, связанных с подготовкой проекта. Сейчас они работают над организацией и проведением общественной экспертизы.
Алла Шевчук, Одесское отделение СоЭС
Иван Русев, Фонд «Природное наследие»
Территория поймы Днестра является одним из главных миграционных путей птиц через Украину и местом концентрации редких видов, а также планируемым речно-долинным ландшафтным экокоридором - составной частью европейской системы охраны природного наследия (Розбудова екомережі в Україні, Київ, 1999, стр.28,85).
Устьевая область своеобразна и уникальна своими богатствами, своей особой красотой. Здесь, на Белом озере еще сохранились поля белых лилий, реликтового водяного ореха, огромные территории покрыты желтой кувшинкой. Сюда еще залетают священные ибисы Древнего Египта, слышен шум лебединых крыльев, цветет мята, леса полны знакомых и неожиданных ароматов, музыки птичьего пенья... Бесконечные коридоры ериков уводят в невиданную глушь зарослей... ТАКОЙ ПРИРОДЫ НЕТ БОЛЬШЕ НИГДЕ. Немного похоже на Волжскую дельту, но днестровская плавневая земля чем-то светлее, нежнее.
В низовьях дельты Днестра обитают более 50 видов рыб, 9 амфибий, 9 пресмыкающихся, 31 млекопитающее, более 300 видов птиц, в том числе: розовый пеликан - мы видели стаю в небе, кудрявый пеликан, черный аист встречается на пролете, краснозобая казарка, орлан-белохвост, балобан, среднеевропейский лесной кот и другие... Все они занесены в Красную книгу СССР и в «Конвенцию о международной торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)».
|