Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (17) 2001 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом


В номере:

Наша экологическая доктрина России. Результаты обсуждения во власти

Строить или нет Костромскую АЭС, решит Страсбургский суд

Премию Голдмана 2001 получили журналисты

Первый в мире город без трансгенов

«Зеленое» сельское хозяйство: Европа с нами солидарна

Война и природа

Итого «ядерных» месяцев. Отходные поправки: Дума свое отработала

Глас народа - глас вопиющего в интернете

«Вечерний звон - как много Дум схоронит он...»

Протесты продолжаются

Взломаны и разграблены офисы мурманского «Яблока» и экологической организации «Грин Клаб»

Книги в обмен на мусор

Волгоград: НА ЗЕЛЕНОЙ ОРБИТЕ

Марийский СоЭС: КАК МЫ ДЕЛАЛИ ДЕНЬ ЗЕМЛИ

ЭкоОбраз: ДЕНЬ ЗЕМЛИ В КАРАГАНДЕ

ОНИ БУДУТ ЖИТЬ! Собаки, мэр и «Дронт»

Чтобы охраняемые территории стали нужны людям

Судьба природного наследия в детских руках

Больше ученых в охрану природы!

Учимся создавать ООПТ

Дед Мороз скоро станет бомжем!

«Орхидея» в Апатитах

«Первоцвет» подводит итоги работы за пять лет

Комсомольский заповедник сообщает...

Каркас для нас

Днестровские плавни опять под ударом

Лыжники атакуют

Заповедные земли верховья реки Мзымта

Зеленые объединяются. Глобально

Австралийская дилемма: лес или щепки

Мировое наследие: Зачистка в старовозрастных лесах Австралии

Что такое старовозрастный лес?

Словарь новояза от австралийского МПР (DCNR)

У Корейских рек проблемы...

Особенности интернационального лесного хозяйства. Китай-Россия

Почему плачут карпаты

Трансгенные игры: защита и нападение

Грузия готовит почву для органического земледелия

Даешь Камчатку без трансгенов!

Угроза естественному разнообразию

Постановление про любовь

Как это делается в Нижнем...

Вторая Ла-Манча - Родина Дон Кихотов природы

Таджикистан: судьба заповедных земель

Памирский Национальный Парк: Как это было

Знакомьтесь - Байкальская Экологическая Волна

Новости с Байкала

Бурение Всемирного наследия отложено

Исеть попала в сеть

Опыт «Зиланта»

Путь карагандинского экоцентра

Что останется после нас?

Легенда исчезнувших народов

Будет ли у СоЭС программа по охране природы?!

Болгария ищет коллег

Откройте чудеса леса Лама в Бенине

Если орлу негде сесть, а углозубу - отложить икру.

Теперь с нами в СоЭС

Адреса организаций из этого номера


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Наталья Артемьева, Ольга Берлова, Нина Забелина, Виктория Колесникова, Дмитрий Кольцов,Анна Кочинева, Татьяна Саксина, Валерий Тихонов, Михаил Трушкин;
Фотографии предоставленны:
А. Бакка, О. Берлова, Н. Забелина, С. Забелин, В. Кантор, Д. Кольцов, И. Русев, М. Трушкин, С. Фомичев, У. Шульц-Дортмунд, О. Листопад, Е. Павлова, И. Русев, Ю.Скочилов, С. Титова, С. Шавлак, Кольский филиал ЦОДП, Комсомольский заповедник и Байкальская Экологическая Волна;
Рисунки:
О. Берлова и Славнова Екатерина, лауреат конкурса «Царевна-лягушка», г. Нижний Новгород
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@mtu-net.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Днестровские плавни опять под ударом.
Каравайки любят экологов

  На территории уникальных водных угодий - в дельте Днестра - по личному распоряжению президента Украины Леонида Кучмы в конце апреля началось незаконное строительство скоростной автомагистрали Одесса - Измаил. Строительство происходит без отвода земельного участка, гидрологических и геологических изысканий, технико-экономического обоснования, оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы и даже проекта. Уже уничтожены пахотные земли, началась отсыпка грунта на территории угодий, находящихся под защитой Рамсарской конвенции (они являются средой обитания редких водоплавающих птиц), к тому же работы выполняются в зоне одесского водозабора. Все это происходит в то время, когда в уникальных плавневых экосистемах начался нерест, массовая весенняя миграция птиц, объявлен сезон тишины, - сообщает Одесский социально-экологический союз.
  Экологи Украины и Молдовы протестуют против проекта: проводят пикеты, обращаются с письмами и телеграммами к властям, пытаясь предотвратить уничтожение ...
  11 мая КРАЗы засыпали ценнейший пойменный луг у 51 км автотрассы Одесса-Рени грунтом на территории заповедного урочища «Днестровские плавни».
  «12 мая я предпринял рискованное мероприятие, - сообщает Иван Русев, Президент Фонда «Природное наследие», - подъехали на моей машине «Жигули» и перекрыли съезд КРАЗам к лугу. Водители начали возмущаться. Подъехал прораб. Стали угрожать. Я сказал, что представляю разные НПО и что я - общественный инспектор охраны Черного моря. Это очень помогло и подействовало. Запросил их документы. Никаких абсолютно документов у них не было. Представляться отказались».
  16 мая события развивались уже не столь мирно.
  Пикет в защиту уникальной территории начался в 7.30 утра, в нем участвовали не только представители общественных организаций, но и просто обеспокоенные граждане, школьники.
  Постепенно подтягивала силы и противоположная сторона - сначала появилась милиция, затем представители прокуратуры, погранвойск. Затем подъехали строители на КРАЗах.
  О дальнейших событиях рассказ Ивана Русева, от первого лица: «Собралось много машин. Нас начали пресинговать, пытаясь запугать. Потом подъехал Чукан А.Ф. - начальник администрации автомобильных дорог. Срочно дал команду зацепить нашу машину и откинуть ее в сторону.
  Затем дал команду КРАЗам ехать на луг.
  Я попросил всех ребят быть осторожными. Но так получилось, что мы оказались под машиной и колесами. После этого началась драка. Нас начали оттаскивать. Завязалась борьба. Машина постепенно съезжала, пока шла борьба. Потом снова под колеса. Так продолжалось пока они не начали высыпать грунт на нас.
  Ситуация обострялась... В это время приехал инспектор и предъявил им предписание о приостановлении работ до получения положительного заключения экспертизы. Они наплевали на бумагу и сказали, что им это не указ. Начали бравировать бумагой Кабмина, которую подписал Ехануров - вице-премьер. Эксперты-юристы, посмотрев на нее, сказали, что нет выходных данных и вообще это липовая бумага.
  ... Затишье. Сообщили, что сейчас приедет наряд милиции и нас раскидает. Но, видать, милиция отказалась... Потом нас стали упрашивать понять их. Предложили завтра собраться на рассмотрение документов и ОВОС. Мы согласились при условии, если они прекратят сыпать. Они разъехались. Через час машины снова начали сыпать. Нас стало мало. Мы не могли удержать оборону и уехали.
  Вечером наконец пришла бумага из университета о том, что действительно сейчас сезон тишины - до конца июля.
  Поразительно, но каравайки постоянно с нами на лугу. Они верят, что НПО - это сила. И не только каравайки. Здесь чудесные желтые, рыжие, белые цапли и много-много чудес природы. Они словно на это время скооперировались».
  Одесская область состоит из двух частей, разделенных между собой Днестровским лиманом, и попасть из одной части области в другую можно несколькими путями. Но поскольку дороги по двум из них сильно устарели, остается один вариант - через северную часть плавней Днестровского лимана, вдоль правого берега Днестра, где уже существует дорога между пунктами Одесса - Маяки (Украина), Паланка (Молдова), Удобное (Украина) и далее - на Измаил и Рени. На пути от с. Маяки до с. Удобное зигзаг дороги проходит через Молдову (с.Паланка). Эта довоенных лет трасса, идущая вдоль русла Днестра, пересекала 26 водотоков (ериков), над каждым из которых был построен мостик, и, благодаря этому, между рекой и Днестровским лиманом осуществлялся полноценный, так необходимый для биологической жизни территории, водообмен.
  В начале 80-х годов наспех обновленная под тяжелую технику магистраль разрушила 26 мостиков и перекрыла 26 ериков. Вместе с водообменом прекратилось и нормальное функционирование экосистемы всей устьевой области Днестра: трубы, заложенные под трассой, не смогли обеспечить и значительно сократили водообмен в низовьях реки, существовавший ранее. Новые времена принесли с собой и новые проблемы.
  Переговоры между Украиной и Молдовой об установлении границ проходили более пяти лет. Украина отдала соседней республике часть своей территории в районе населенного пункта Джурджулешты, благодаря чему Молдова получила выход к Черному морю (через Дунай) и успела построить даже нефтетерминал. В ответ Молдова должна была подписать договор с Украиной об аренде (на 99 лет) излучины дороги Маяки-Паланка-Удобное (10-12 километров), расположенной на землях Молдовы. Этого не случилось. Детали переговоров нам не известны, но появилось «Поручение по результатам рабочей поездки Президента Украины по Одесской области 17-18 декабря 2000 г.» Министру Минтранса Украины Л.М. Костюченко: «п.9. Забезпечити будівництво 8 км автомобільної дороги в районі села Паланка Білгород-Дністровського району Одеської області. Термін: до 1 липня 2001 року». Географическую ошибку можно списать как опечатку, но как быть со сроками строительства дороги, которые определены Поручением? Указанный срок исполнения перечеркнул все действующее законодательство Украины и спровоцировал все дальнейшие нарушения. Специалисты отводят под эту идею не менее трех лет. Старое русло Днестра, по которому должна пройти дорога в обход молдавской территории, имеет в своей толще от 30 до 40 метров органики, дорога планируется не эстакадной (дорого!), а «плавающей»: «много насыпешь - провалится, недосыпешь - будет разрушаться!» Нужны тщательные геологические исследования и гидрологические расчеты параметров дамбы под дорогу и особая ее конструкция - ведь это зона паводков!
  По проекту автомагистраль должна пройти трижды по заповедным местам: урочище «Днестровские плавни», плавни, защищенные Рамсарской конвенцией 1971 года, проектируемый Нижнеднестровский национальный парк.
  «Из 19 водно-болотных угодий Рамсарской конвенции в Украине - 11 расположены в Одесской области. Золотой запас Европы», - говорит Алла Шевчук, Одесский СоЭС.
  Днестровские плавни - единственная в Европе экосистема подобного типа, часть плавней - Карагольский залив - с 1965 года входит в ихтиологический заказник, там круглогодично запрещено рыболовство. За сохранение плавней украинская общественность борется с середины 80-х годов, удалось остановить строительство рыборазводных прудов, не дать плавням сгнить. В 1994 году местным зеленым даже пришлось пойти на радикальную акцию: рискуя жизнью, они перекрыли подъездные пути к Карагольскому заливу, так как все «бумажные» методы к тому времени были исчерпаны.
  «Более всего поражает в этой истории то, что в выигрыше будет лишь фирма-строитель. Украина впустую затратит сотни миллионов долларов и ухудшит состояние плавней, а село Паланка окажется отрезанным от магистральной дороги, которая могла бы обеспечить процветание села. Удивляет непонимание этого жителями и местными властями села», - пишет в своем обращении к властям Молдовы председатель Совета «BIOTICA», Петр Горбуненко.
  Пока экологи добились временного прекращения стройки до завершения всех процедурных вопросов, связанных с подготовкой проекта. Сейчас они работают над организацией и проведением общественной экспертизы.
  Алла Шевчук, Одесское отделение СоЭС
  Иван Русев, Фонд «Природное наследие»



  Территория поймы Днестра является одним из главных миграционных путей птиц через Украину и местом концентрации редких видов, а также планируемым речно-долинным ландшафтным экокоридором - составной частью европейской системы охраны природного наследия (Розбудова екомережі в Україні, Київ, 1999, стр.28,85). Устьевая область своеобразна и уникальна своими богатствами, своей особой красотой. Здесь, на Белом озере еще сохранились поля белых лилий, реликтового водяного ореха, огромные территории покрыты желтой кувшинкой. Сюда еще залетают священные ибисы Древнего Египта, слышен шум лебединых крыльев, цветет мята, леса полны знакомых и неожиданных ароматов, музыки птичьего пенья... Бесконечные коридоры ериков уводят в невиданную глушь зарослей... ТАКОЙ ПРИРОДЫ НЕТ БОЛЬШЕ НИГДЕ. Немного похоже на Волжскую дельту, но днестровская плавневая земля чем-то светлее, нежнее.
  В низовьях дельты Днестра обитают более 50 видов рыб, 9 амфибий, 9 пресмыкающихся, 31 млекопитающее, более 300 видов птиц, в том числе: розовый пеликан - мы видели стаю в небе, кудрявый пеликан, черный аист встречается на пролете, краснозобая казарка, орлан-белохвост, балобан, среднеевропейский лесной кот и другие... Все они занесены в Красную книгу СССР и в «Конвенцию о международной торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)».
seu-info@ecoline.ru