«Первоцвет» подводит итоги работы за пять лет
С начала 19 века численность некоторых дикорастущих растений Крыма, Кавказа, Западной Украины, юга России резко сокращается. Это касается прежде всего подснежников и цикламенов, произрастающих, в основном, в широколиственных лесах. Все эти растения занесены в Российскую Красную Книгу, Красные Книги Украины и государств Закавказья, а все виды подснежника и цикламена защищены Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). К началу 20 века большинство этих лесных территорий были уничтожены. Сейчас рубка леса в местах произрастания этих растений практически не ведется. По данным научных исследований, ныне основной фактор сокращения численности первоцветов - масcовый сбор на продажу.
Соответственно, единственная возможность сохранить эти растения в естественной среде обитания - ограничение их массового сбора. Для этого уже в течение шести лет Движение Дружин по охране природы ежегодно проводит операцию «Первоцвет». Операция состоит из оперативного и неоперативного направлений работы.
Неоперативное направление включает работу со СМИ и другие формы пропаганды среди населения (листовки, природоохранная реклама, просветительская работа в школах и т.д.). Задача направления - ограничить спрос на охраняемые растения, разъясняя населению, что эти виды находятся под угрозой исчезновения. Так, например в Москве в разгар операции (14 февраля-8 марта) призыв не покупать первоцветы звучит в метрополитене.
В оперативное направление включается работа по пресечению сбора охраняемых растений, вывоза с территории Украины и их ввоза в Россию и реализации, с учетом того, что основным конечным пунктом реализации является г. Москва.
До 1994 года пресечением сбора и торговли исчезающими растениями занимались только отдельные организации Движения дружин по охране природы. Эта работа отнимала очень много сил, но была малоэффективной, так как контролировалась только розничная торговля. При этом задерживалось и изымалось не более 10% ввозимых в Москву первоцветов. Нормативная база тоже была устаревшей и малоэффективной.
В 1994 году Правительство РФ подписало постановление о выполнении Россией Конвенции СИТЕС, был определен государственный орган, отвечающий за это - Минприроды (с 1996 года - Госкомэкологии России). В соответствии с постановлением был подписан План совместных действий федеральных органов исполнительной власти по усилению контроля за добыванием, торговлей и пропуском через таможенную границу животных и растений, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС. В 1995 году аналогичный план был принят на уровне Москвы, однако на практике он не был реализован, поскольку в указанных органах отсутствовали подразделения, специализирующиеся на этой работе.
Ситуация начала кардинально меняться в 1997 году, когда в Москве была создана экологическая милиция. Впервые удалось организовать работу по пресечению не только торговли, но и ввоз в Москву исчезающих растений (было перекрыто несколько поездов крымского направления). Это сразу же дало ощутимые результаты - было сразу изъято около 100 тыс. букетов.
На этот же период, видимо, приходится и пик ввоза в Москву первоцветов на продажу. Это связано, в первую очередь, с экономическими причинами - разнице в курсе валют России и Украины и ухудшением экономической обстановки (рост безработицы, падение уровня жизни) в местах произрастания первоцветов. При этом основной поток шел из Крыма, а с Кавказа почти прекратился из-за сложной политической обстановки в Абхазии, Грузии и Азербайджане и ограничением перемещения через границу этих государств с Россией. Спрос же на эти цветы в Москве также вырос из-за удоражания оранжерейных цветов, особенно в преддверии 8 марта.
В конце 90-х годов ввоз и торговля первоцветами приобрели организованный характер. Цветы привозились оптовыми партиями, перемещались на тайные оптовые рынки и распродавались мелкими партиями московским уличным и рыночным торговцам. Таким образом, после распродажи пресечь крупную партию цветов было практически невозможно. У многих торговцев была «крыша» со стороны криминальных структур и правоохранительных органов.
С 1998 года работа по «Первоцвету» была организована по-новому. Основной упор был сделан на пресечение ввоза оптовых партий первоцветов по железной дороге, в основном силами экологической милиции. Государственные и общественные инспектора по охране природы стали играть роль экспертов, а не основных исполнителей. В 1998 году было изъято в 3 раза больше первоцветов, чем в прежние годы, причем в основном это были оптовые партии. При этом, по оценке экспертов, процент изъятия составил от 40 до 50% всех ввезенных растений. Самое главное, что те, кто занимался этим централизовано, поняли, что безнаказанно распространять в Москве первоцветы стало непросто. Количество ввозимых из Крыма цветов многократно упало.
В 1999 году Московской городской Думой был принят Закон города Москвы «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы». Он окончательно закрепил нормативную правовую базу работы по пресечению незаконного ввоза и торговли исчезающими видами растений, установил повышенные штрафы за указанные нарушения, обязал органы охраны природы и ГУВД заниматься этими вопросами.
Благодаря этому в 2000 году удалось распространить работу на Казанский вокзал (до этого она шла только на Курском) с привлечением линейного отдела внутренних дел. Был фактически перекрыт канал поступления на Рижский и другие рынки Москвы таких видов, как цикламен кавказский и иглица колхидская.
В связи с ликвидациией Госкомэкологии России и упразднением экологической милиции проблема коммерческого ввоза в Москву исчезающих растений снова обострилась.
До начала 2001 года переданные в состав Министерства природных ресурсов Российской Федерации природоохранные органы даже не имели полномочий по осуществлению государственного экологического контроля. Москомприрода была ликивдирована, а на ее месте был образован Департамент по охране окружающей среды правительства Москвы, однако полномочия и функции его до сих пор не определены.
Было принято решение основные силы бросить на работу в г. Сочи, откуда в последние годы привозилось основное количество цветов и где были достигнуты предварительные договоренности о работе по «Первоцвету» с природоохранными, правоохранительными и таможенными органами (поскольку основной поток идет из Абхазии через пункт перехода «Псоу»). Следует отметить, что в г. Сочи с 97 года существует постановление об охране редких растений, практически закрывающее пробелы, имеющиеся в федеральной правовой базе. Новый проект постановления разработан и передан для утверждения в Сочинскую администрацию.
С февраля 2001 группа государственных и общественных инспекторов начала работу в Адлере на посту «Псоу», на вокзалах и рынках Сочи. Работа сразу же дала ощутимые результаты. Те крупные партии цветов, которые проходили через таможню, задерживались и изымались инспекторами охраны природы сразу же за таможенным постом. В результате к концу работы поток первоцветов, пересекающих границу, практически иссяк. Работа на вокзале в Адлере не дала столь ощутимых результатов, в основном из-за нехватки сил, поскольку работа на посту требовала почти полного участия всех членов группы. По тем же причинам не удалось организовать работу по пресечению незаконного сбора первоцветов в черте г. Сочи. Параллельно шла работа и в Москве.
С 1 марта 2001 года началась полномасштабная работа по пресечению незаконного ввоза в Москву и торговли исчезающими первоцветами. В отсутствие экологической милиции пришлось заключать договоренности с транспортной милицей Курского и Казанского вокзалов. Но основная нагрузка легла на государственных и общественных инспекторов по охране природы. Из-за отсутствия транспортных средств большое количество первоцветов было уничтожено, а не сдано в больницы, как раньше. Было проведено два рейда на Рижском рынке - основной оптовой точке по продаже первоцветов. С директором рынка была проведена беседа о необходимости недопущения торговли редкими цветами.
Анализируя итоги кампании 2001 года, можно сказать, что она имела ряд существенных отличий от кампаний последних двух лет. Во-первых, отсутствие контроля за ввозом цветов в Москву привело к резкому увеличению количества ввозимых цветов, в первую очередь из Крыма. При этом, большое количество цветов ввозилось проводниками для передачи кому-либо в Москве (в 1999-2000 годах проводники практически не возили цветов, опасаясь дисциплинарных взысканий). В этом году задержано несколько проводников, поэтому есть надежда, что в дальнейшем эта практика прекратится. Впервые за много лет в этом году была попытка ввоза крупной партии цикламена Кузнецова - редчайшего растения, подлежащего особой охране. Это говорит о сильном ослаблении контроля за сбором первоцветов в Крыму.
Во-вторых, снова появились случаи участия местной милиции в организации торговли первоцветами - два подобных случая были зафиксированы у станций метро «ВДНХ» и «Университет» (г. Москва).
В-третьих, открылись новые оптовые рынки, в частности Краснодар, который никак не контролируется и где было задержано несколько крупных партий первоцветов.
В целом кампанию 2001 года можно назвать успешной, хотя стоит отметить, что ввоз редких растений в Москву с целью торговли увеличился по сравнению с 1999-2000 гг.
Возросла активность природоохранных служб на Украине и на Кавказе. Украина присоединилась к Конвенции СИТЕС. В этом году работа велась в Симферополе, Харькове, Белгороде, Сочи, есть предпосылки наладить ее в еще одном «перевалочном» центре в Туле. Если в будущем удастся организовать работу хотя бы на том же уровне, ввоз первоцветов в Россию должен резко снизиться. Однако, чтобы сбор редких первоцветов снизился настолько, чтобы перестал угрожать состоянию их популяций, необходимо наладить действенный контроль за вывозом и внутренней торговлей растениями на Украине (в первую очередь в Киеве), куда сейчас вывозятся большие партии цветов из Крыма.
Михаил Трушкин
Координатор операции «Первоцвет» ,
движение ДОП
|