Наша Экологическая Доктрина России. Результаты обсуждения во власти
Скажу честно - не ожидал!
Не ожидал вообще никакой реакции власти на проект «Экологической доктрины России». Ну зачем, скажите, высокому ответственному лицу федерального или регионального органа государственной власти отвлекаться на чтение и подробный анализ сочинения каких-то «зеленых»?
Однако, к 9 июня 24 федеральных министерства и ведомства, а именно Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство по антимонопольной политике, Министерство по делам печати, Министерство по делам Федерации, Министерство по налогам и сборам, Министерство по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, Министерство по связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства, Министерство труда и социального развития, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Госатомнадзор, Госкомстат, Госкомитет по стандартизации, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба геодезии и картографии, Федеральная служба земельного кадастра, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральная служба охраны, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству нашли время ознакомиться с документом и прислать ответы, во многих случаях содержащие замечания и предложения к тексту.
Из них только Министерство по делам печати да Министерство по антимонопольной политике, к нашему удивлению, не разглядели в проекте Доктрины положений, относящихся к компетенции этих ведомств.
Ответило нам руководство 27 субъектов Российской Федерации, а именно Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Коми, Республики Марий Эл, Республики Саха (Якутия), Республики Хакассия, Амурской, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Кировской, Костромской, Курской, Магаданской, Мурманской, Нижегородской, Пермской, Рязанской, Свердловской, Томской, Тульской, Ульяновской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург, Ненецкого и Усть-Ордынского Бурятского автономных округов.
Из них только руководство Санкт-Петербурга заключило, что данный проект не может быть принят за основу для дальнейшей работы, а большая часть - одобрила и поддержала.
В 17 субъектах Федерации проект Доктрины был рассмотрен законодательными органами власти. Свои отзывы и замечания (все положительные) нам прислали Совет Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики, Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики, Верховный Хурал Республики Тыва, законодательные собрания (Думы) Краснодарского края, Волгоградской, Вологодской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Курганской, Курской, Новосибирской, Пермской, Псковской, Тамбовской областей, Чукотского автономного округа.
Высокую активность, в отличие от своего начальства, проявили региональные комитеты Министерства природных ресурсов. Мы получили письма из Приволжского, Северо-Западного и Сибирского окружных комитетов, Ангаро-Байкальского, Донского и Нижне-Волжского бассейновых управлений, комитетов Республик Алтай, Бурятия, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Коми, Марий Эл, Татарстан, Чувашской Республики, Алтайского, Краснодарского и Красноярского краев, Амурской, Воронежской, Калужской, Кировской, Курганской, Курской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Псковской, Саратовской, Сахалинской, Тамбовской, Читинской и Ярославской областей. И тут мы не получили ни одного отрицательного отклика, что не может не радовать.
В итоге наша инициатива, наши подходы были поддержаны государственными органами власти более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Те, кто критиковал нас (Социально-экологический союз, Центр экологической политики России, Российское представительство Всемирного фонда дикой природы, Гринпис России, Союз «За химическую безопасность», Центр охраны дикой природы и Экологический центр «Дронт»), критиковали, в основном, за то, что мы - недостаточно, нерадикально «зеленые». И предлагали формулировки, куда более «острые», чем мы могли себе позволить.
Да, были высказаны сомнения о возможности в обозначенные сроки (до 2010 года) столь радикально распрощаться с нынешней моделью атомной энергетики.
Да, некоторые сибиряки и дальневосточники написали, что не готовы сконцентрировать все проекты развития на уже освоенных территориях (и в этом смысле их легко понять).
Но в целом-то - «за!». А значит «против» той модели развития России, которая реализуется от имени Президента России. И это самое интересное.
«За» сохранение еще нетронутых нашими руками (топорами, бульдозерами, скреперами и т.п.) территорий.
«За» приоритет вопросов охраны окружающей среды при принятии государственных решений.
«За» создание органов экологического контроля, независимых от органов государственного управления природными ресурсами.
«За» отказ от строительства новых атомных станций, использующих существующие технологии.
И «за» многое другое, что изложено в проекте Доктрины.
«Это - победа!», - сказал Игорь Честин, директор Российского представительства Всемирного фонда дикой природы. И я с ним полностью согласен. Ведь в данном случае письмо на бланке за номером и датой можно рассматривать как форму протеста против событий прошедшего с момента упразднения Госкомприроды и Федеральной службы леса года.
Сложите 150 страниц официальных ответов на проект Доктрины с 93% населения, которые против ввоза ядерных отходов, с 80% граждан, которые обещали на следующих российских выборах не поддерживать тех депутатов, кто проголосует за превращение России в свалку для отработавшего ядерного топлива. Добавьте голоса 87 депутатов ГосДумы, изменивших за 5 месяцев нашей борьбы свою позицию по поводу ввоза ОЯТ. Вспомните 3 миллиона россиян, поставивших свою подпись за экологический референдум.
И в сумме вы получите Россию, готовую радикально позеленеть!
И если она - Россия - не зеленеет, виноваты мы с Вами - ее экологическое движение.
Виноваты, что замкнувшись в череде локальных дел, разучились думать глобально, хотя бы в масштабах своей страны.
Разрешили решать нашу судьбу президентам, правительствам, политическим партиям (по сути своей - временщикам, сколько их поменялось за десять лет!), решать за нас, ее постоянных жителей, и - чаще всего - против нас.
Виноваты, что так долго собирались объединить все здоровые экологические силы в один кулак.
Виноваты, что на десятилетие оставили общество без конструктивной «зеленой» платформы, отдав даже само слово «конструктивный» политическим проходимцам.
Виноваты, что распустили Российскую партию зеленых, которая могла бы вместо или вместе с Гринпис России влиять на депутатский корпус.
И еще во многом виноваты.
Вот эти ошибки нам с вами и предстоит исправлять.
Святослав Забелин
Сегодня невозможно подытожить ответы общественных организаций. Невозможно по нашей вине, потому что в тексте Доктрины был указан нереальный срок ответа - 30 апреля.Процесс доработки Доктрины, скорее всего с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, будет достаточно длительным. Но мы уверены, что он будет, и будет осуществляться на вполне легитимных основаниях. Поэтому мы просим читателей журнала присылать нам свои отклики на Доктрину, которые мы постараемся учесть, в течение всего лета 2001 года. Заранее Вам благодарны.
|