Угроза естественному разнообразию
Генетическое загрязнение окружающей среды, в частности генофонда сельскохозяйственных растений, приобретает угрожающие масштабы.
«Биотехнологические компании заявляют свои интеллектуальные права на ГМ-растения, - а мы думаем, что они должны нести ответственность за свои «бродячие гены», - считает Гуннар Лундгрен, президент Международной федерации органического сельского хозяйства.
ПР для мутантов, или заговор против генов
К сожалению, генетическое загрязнение, как это ни абсурдно звучит - не просто побочный нежелательный эффект деятельности биотехнологических корпораций, но и часть плановой ПР-акции.
ПР-советники корпораций решили взять брыкающегося потребителя не мытьем, так катаньем. Когда ПР - кампания, которую можно условно обозначить как «Ура ГМО - чуду науки» с треском провалилась, ей на смену пришла другая - «Все равно приход ГМО неизбежен, они будут везде». Эта идея используется, например, в качестве довода против маркировки продуктов, и именно в этом смысле «генетическое загрязнение» обычных семян на самом деле выгодно корпорациям.
Однако такой ПР может слишком дорого стоить населению Земли. Мы можем потерять разнообразие сельскохозяйственных культур, над которым люди работали веками - а это означает не только потерю культурно-исторического наследия. В опасности окажется сама возможность воспроизводства пищевого запаса землян. В этом смысле наиболее уязвимы центры происхождения и разведения культурных сельскохозяйственных растений.
ГМО - генетическая угроза
Центры образования культурных растений - это места, где в свое время человек впервые ввел в культуру многие традиционные сегодня виды.
На этих территориях четко прослеживается связь между сельскохозяйственными растениями и их дикорастущими родственниками. Здесь существует множество диких предковых видов и разновидностей современных культурных растений. Именно отсюда современные селекционеры черпают богатейший материал для выведения новых «классических» сортов. Такие центры были открыты величайшим русским академиком - генетиком Н.И. Вавиловым в 20-х гг. ХХ в. Их очень немного - всего лишь около десятка. В этих местах жители культивируют и используют десятки тысяч разновидностей риса, картофеля, кукурузы и других растений, употребляемых в пищу. Центры образования культурных растений являются основой не только для продовольственной безопасности, но и для сохранения культурных традиций.
Любое появление ГМ-растений в центрах образования культурных растений - будь то импорт зерна или товаров потребления - несет серьезную угрозу биологическому наследию, культурным корням и продовольственной безопасности. Ведь пыльца трансгенных сортов легко переносится и может попасть на нормальные растения. Кроме того, культура может просто «сбежать» с поля. И тогда... Новые транс-гибриды, возникшие самыми разными путями, могут приобрести некоторые особенности - генетически сконструированные непредсказуемые «суперсвойства». Такие растения будут иметь преимущества в дикой природе. Например, быстрее расти, давать больше семян или выживать там, где их обычные сородичи жить не способны.
Кроме центров происхождения культурных растений существуют места, где та или иная культура оказалась наиболее популярной. Там человек создал наибольшее количество их сортов и форм - это центры сортового разнообразия. Район происхождения растения и место наибольшего разнообразия его сортов не всегда совпадают. Например, местом появления риса является юго-восточный район Гималаев, но в дальнейшем его стали выращивать в больших количествах и вывели более 100 тыс. различных сортов в Индии, Вьетнаме, Таиланде, Китае и Малайзии - эти места считаются центрами сорторазнообразия риса.
Разнообразие видов и форм - это биологический механизм, позволяющий нам выводить те сорта, которые лучше всего могут существовать в сегодняшних условиях окружающей среды, обеспечивая долговременную продовольственную безопасность. Чтобы победить эпидемии болезней, нашествия вредителей и приспособить растения к меняющимся климатическим условиям, фермерам и селекционерам нужен как можно более широкий генетический спектр данной культуры. Чаще всего это вовсе не те сорта, которые приносят наибольшую прибыль или максимальный урожай. Это, прежде всего, формы, устойчивые к всевозможным негативным воздействиям окружающей среды.
Введение генетически модифицированных растений усиливает движение к однообразию сельскохозяйственных растений и ускоряет потерю генетического разнообразия. ГМ-растения - это больше, чем просто следующее поколение селькохозяйственных сортов.
ГМ-растения содержат гены и свойства, которые совершенно чужды этому виду. Эффект от новых генов в естественных условиях совершенно непредсказуем. Этот эффект создает угрозу не только для сельскохозяйственных растений, но и для связанных с ними видов и экосистем. Это фундаментальные различия между традиционной селекцией растений и генной инженерией.
Наибольший риск от внедрения ГМ-растений в окружающую среду существует для центров генетического разнообразия, где внедренные гены могут найти хорошие возможности для распространения, и где в связи с этим жизненно важные растительные ресурсы окажутся в опасности.
Однажды выпущенные в окружающую среду ГМ-растения навсегда выйдут из-под контроля. Как все живые организмы, ГМ-растения размножаются, что обуславливает возможность для нового гена широко распространиться, даже за пределами исходного ареала этого растения. Семена могут быть подобраны птицами и попасть куда угодно, картофель может быть перемещен крупными травоядными животными, семена и другие органы размножения (корни, побеги, столоны и др.) могут быть перенесены водой и ветром. И конечно, ничто не сможет помешать ГМ-растениям опылять своих естестенных сородичей.
Пыльца ГМ-растения содержит новый генетический материал. Она может попасть на другое растение при опылении. В результате его семена будут содержать сконструированный ген. Единственное, что необходимо для этого типа распространения генов, - наличие совместимых растений в окрестностях. Это практически неизбежно в центрах разнообразия, где ГМ-растение будет окружено явно совместимыми организмами - будь то местные сорта или дикие виды. Поэтому перенос нового гена в месные популяции будет вполне возможен.
В любой стране, имеющей центры разнообразия одного или нескольких сельскохозяйственных растений, необходимо принять специальные положения в законодательстве, чтобы запретить внедрение и культивацию генетически модифицированных видов этих растений. Любые опытные поля также представляют риск опыления и выхода растения за пределы территории. Поэтому их также необходимо запретить.
Посевная 2001: генно-инженерная
Во всем мире весна выдалась богатой на скандалы, связанные с генетической чистотой посевного материала. В этом году накануне весеннего сева у многих фермеров прибавилась еще одна забота - кроме традиционных проблем, теперь еще приходится думать о том, насколько посевной материал «генетически чистый». Труднее становится купить семена обычных, не генно-модифицированных сортов. Все чаще в привычных сортах в результате перекрестного опыления появляются модифицированные компоненты.
В конце марта правительство Италии решило приостановить лицензию компании Монсанто на импорт семян сои и изъять уже поставленные семена. Итальянцы подозревают, что семена монсантовской сои могут содержать измененные гены, хотя представители компании утверждают, что привезенные семена получены с помощью обычной селекции. Однако в Монсанто не исключают, что генетическое загрязнение может присутствовать на уровне одной десятой процента. Также по подозрению в модифицированности было изъято 112 тонн кукурузы.
Больше всего итальянцы опасаются, что ГМ-пришельцы могут загрязнить органические (то есть, экологически чистые) урожаи. Министр сельского хозяйства Италии подверг резкой критике биотехнологические компании за ГМ-эксперименты, сказав, что они совершенно не в состоянии контролировать распростанение модифицированных генов - и, как следствие, - возникающее генетическое загрязнение.
Европейские фермеры, закупавшие семена в Канаде в 2000 году, уже столкнулись с этой проблемой. Тогда «генетически загрязненными» оказались семена рапса, и поскольку ГМ-рапс не разрешен к выращиванию на территории Евросоюза, посевы пришлось перепахивать, заново закупать и сеять семена.
В этом году те фермеры в США, которые решили посеять нормальную, не модифицированную кукурузу, столкнулись с похожей проблемой - в «породистых» семенах обнаружился след Старлинка - ГМ-сорта от компании Авенитс. Со Старлинком уже был связан скандал прошлой осенью. Дело в том, что он предназначен только на корм скоту и не разрешен для употребления в пищу человеком из-за возможной аллергенности. Однако большое количество Старлинка прошлой осенью попало именно в продукты питания.
Проблема генетической чистоты касается и Восточной Европы. Поскольку большое количество материала закупается сейчас за рубежом. Поэтому фермеры должны быть особенно внимательны к источнику семян и требовать от продавца результатов тестов на «генетическую чистоту». Иначе могут возникнуть самые разные проблемы - например, ГМ-сорт может быть запрещен к выращиванию в этой стране. К тому же могут возникнуть проблемы с продажей урожая - многие производители продуктов отказываются от ГМ-компонентов из-за протестов потребителей.
Для стран СНГ проблема стоит еще более остро, как нам описали ее в Министерстве сельского хозяйства РФ. С одной стороны, в регионы, очень часто напрямую, минуя контроль, поступают семена в виде гуманитарной помощи из тех же США и Канады. Понятно, что никто из присылающих ее не будет сортировать ГМ-семена от не ГМ, так как американские поставщики отказываются это делать даже при коммерческих сделках с Евросоюзом.
С другой стороны, в страны СНГ ввозится огромное количество фальшивых семян - как легально, так и нелегально. Семена- «дворняжки» выдаются за породистые, а что там находится на самом деле - проверить может только лаборатория.
«Каждый раз, когда исчезает какой-нибудь вид, человечество теряет часть своей культуры и истории».
П. Муни
В этом разделе мы использовали работы немецкой художницы Урсулы Шульц-Дортмунд из ее альбома, посвященного разнообразию сортов пшеницы, издавна выращиваемых людьми. Урсула провела некоторое время в Институте Вавилова в Санкт-Петербурге, делая «портреты» зерен и колосков.
«Я выбрала именно пшеницу, поскольку почти для всех людей это некий символ основы жизни, - говорит художница, - Однако, из-за введения монокультур, технизации сельского хозяйства мы стремительно теряем разнообразие этой основы. А сейчас добавилась новая угроза - генно-инженерные сорта, которые, по замыслу их создателей, должны заменить все разнообразие наших традиционных сортов. Я хочу, чтобы люди, глядя на мои «портреты», хотя бы задумались о происходящем. А еще лучше - начали действовать».
Информация к размышлению
Если вы думали, что генно-инженерные эксперименты проходят так, как их показывают в фильмах, - то есть их проводят в бункерах тройной степени защиты люди в спецкостюмах, то вы ошибаетесь - по крайней мере, частично. Мы все участники большого эксперимента, причем большинство - в роли подопытных мышей.
Большая часть ГМ-компонентов попадает к нам в продуктах питания, завозимых из-за границы, однако, если ваша дача находится около одного из институтов, проводящих полевые испытания ГМ-культур (коммерческое выращивание ни одной культуры пока не разрешено), то плоды трудов на вашем огороде могут оказаться модифицированными без вашего ведома.
Теоретически, конечно, опытная площадка должна быть хорошо охраняемой, иметь большую буферную зону и находиться достаточно далеко от жилых построек и сельскохозяйственных угодий. Официально считается, что дела так и обстоят - заборы, стража с собаками, как нам это описывал один из отечественных биотехнологов. Правда, подобные меры предосторожности могут остановить скорее журналистов и любопытствующую общественность, но не пчел, которые разносят пыльцу. Да и воришки, если захотят, найдут способ утащить «диковинку», признавался другой биотехнолог.
Летом 2000 года в рамках журналистского расследования о том. что же происходит с ГМО в России, наши корреспонденты побывали в Орле, на территории одного из институтов. В это время там были высажены ГМ-клубника, ГМ-яблони и ГМ-груши, часть из которых были устойчивы к гербициду Баста, а другая часть была сделана методами генной инженерии более сладкими (в их геном был встроен ген, ответственный за выработку сладкого белка тауматина). Территория была мало похожа на военный лагерь - только добродушный дедушка-сторож около пустой собачьей будки. Высаженные растения сиротливо ютились в углу опытного поля, недалеко от забора из гниющих досок, за которым начинались частные дома и сады...
Впрочем, совсем необязательно, что пришельцев к вам задует ветром или принесут пчелы с опытного поля. Чтобы как-то поддержать бюджет, по крайней мере часть институтов занимается своеобразной «халтурой» - модифицируют декоративные растения - как комнатные, так и те, которые выращиваются в садах и парках - на заказ и просто на продажу. Естественно, что ни о какой биобезопасности и экологической экспертизе при этом речь не идет. Так что, покупая, скажем, фиалку или хризантему необычного вида или цвета, стоит поинтересоваться - как она была получена.
|