|
|
|
ЛАПША НА ОБА ВАШИХ УХА, или как нас обманывают
Выгоды
Генетически изменённая пища является более здоровой, более калорийной, и имеет более привлекательный вкус и внешний вид. Благодаря биотехнологии продукты можно будет выращивать, используя меньше воды, земли и пестицидов. Таким образом мы победим голод и уменьшим нагрузку на окружающую среду.
На самом деле в настоящий момент нет надёжных свидетельств того, что генетически модифицированные семена сои, кукурузы, картофеля и других продуктов дают большие урожаи, а продукция из них является более калорийной. Изменения, вносимые в их генетический аппарат биотехнологами, направлены не на это, а на увеличение сроков сохранности товарного вида на полках супермаркетов или на устойчивость к определённого рода раздражителям (в том числе пестицидам определённой марки, использование которых не уменьшается, а только возрастает - так, в Новой Зеландии с началом возделывания сои Roundup Ready от компании Monsanto использование гербицида Roundup той же компании возросло в 200 раз). Так что победы над голодом в ближайшее время не предвидится, а нагрузка на окружающую среду только возрастёт, и ещё как, особенно если учесть, что некоторые генетически изменённые растения способны вырабатывать собственные инсектициды, уничтожающие не только вредных, но и полезных для сельского хозяйства насекомых. Утверждение же о том, что генетически изменённая пища является более здоровой, чем обычная, вообще выглядит издевательским: помимо того, что в этой пище зачастую содержится огромное количество разного рода канцерогенов, токсинов и аллергенов, способных провоцировать всё, что угодно, вплоть до проявлений герпеса, она, по некоторым данным, способна ещё и поднимать устойчивость бактерий к антибиотикам, что предвещает немалые трудности в лечении некоторых болезней.
Безопасность
Многолетние исследования, проводившиеся как правительством США, так и широким кругом научных и медицинских организации, показали, что генетически изменённая пища вполне безопасна.
Увы, эти исследования нельзя назвать ни многолетними, ни (что более важно) независимыми. Они проводились либо в лабораториях, либо на деньги крупнейших биотехнологических компаний (или на гранты правительства США, поддерживающего расположенные на территории страны транснациональные корпорации). А за пределами Америки генетически модифицированные продукты зачастую вообще не подвергались сколько-нибудь серьёзному тестированию. Это не мешает корпорациям распространять пресс-релизы о результатах очередных исследовании группы учёных (почему-то отказывающихся называть свои фамилии), в то время как уважаемые во всём мире специалисты, пытающиеся внести диссонанс в радостные мелодии «хора анонимов», подвергаются суровым санкциям. Так, британский профессор Арпад Пустаи, посмевший сообщить о негативных последствиях кормления лабораторных мышей генетически модифицированным картофелем, был немедленно уволен с работы. Всё это позволяет получить представление о том, какими могут быть результаты длительной независимой экспертизы по данному вопросу.
Маркировка
Маркировка существует для того, чтобы указывать на свойства продукта и его ингредиенты, а не на способ, которым он был произведён. А поскольку генетически изменённые продукты с точки зрения потребительских свойств ничем не отличаются от обычных, в специальной маркировке таких продуктов нет необходимости - она может лишь смутить покупателя.
Какая трогательная забота о простых смертных! Всё-то корпорации делают, дабы защитить нас с вами от смущения. Однако генетически изменённые продукты, увы, отличаются от обычных не только модифицицированными характеристиками. Чем ещё? А вот этого учёные при современном уровне развития науки вообще не в состоянии сказать точно. Приблизительный же набор возможных «радостей жизни», могущих возникнуть при употреблении продуктов биотехнологии в пищу, указан выше. Поэтому лучше уж лишний раз смутиться, чем заработать аллергическое или онкологическое заболевание для себя или своих потомков.
Доступность
Генетически изменённая пища уже стала частью нашего повседневного рациона. Маркетинговые исследования показывают, что потребители охотно покупают генетически модифицированные продукты.
Аргумент выдержан в стиле: «Поздняк метаться, когда почки отвалились!» Непонятно только, как на основании упомянутых маркетинговых исследований можно сделать вывод о доверии потребителя к генетически изменённой пище, если он не может (в силу отсутствия маркировки) отличить её от обычной?! Так что «защита от смущения» имеет далеко идущие последствия, по крайней мере для технологов-пиарщиков: она помогает им вешать на наши уши генетически модифицированную лапшу.
Но, может быть, мы всё-таки ещё помечемся, а?
Валерий Тихонов
|
|