Сотрудничество
Есть IKEA - есть ИДЕЯ
Как нам всем надоели официальные встречи, трескотня до и пустота - после. А там этого и не было. И речь шла не о судьбах мира. Все было прозаичнее. И даже не о судьбах державы. Нет, все было более прагматично. Говорили всего лишь о конкретных и решаемых проблемах двух-трех организаций.
Правда, IKEA - кампания не совсем обычная со всех сторон. Согласитесь - не так уж часто представители крупной солидной иностранной фирмы находят общие дела с «зелеными», членами Лесного клуба российских НПО - Лесной программы МСоЭС и Центра охраны дикой природы СоЭС. Что же общего может быть у столь разных людей? Не так уж мало. Ибо IKEA, владеющая мебельными магазинами по всему миру, имеющая миллиардный общий оборот, известна еще и своим серьезным подходом к проблемам устойчивого лесопользования. Вот эти-то проблемы и были точкой соприкосновения.
Устойчивое лесопользование зиждется, как известно, на трех столпах - экономическом, о котором и так заботится каждый уважающий себя коммерсант, а еще социальном и экологическом, о которых многие предпочитают вообще не вспоминать. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить о карельских чиновниках с их жаждой вырубить всю республику, многочисленные браконьерские рубки по руслам лососевых речек на Дальнем Востоке, гибнущие по всей России лесные поселки - рубить нечего - и жить не на что... И на этом фоне - уходящие к западным границам эшелоны с сырым необработанным лесом.
IKEA, напротив, охотно задействует производителей тех стран, в которых торгует. Сегодня около 15% мебели в московском магазине сделано российскими предприятиями. А будет - 30%. Значит, будут и рабочие места. Вот вам и социальный столп.
Основа экологического столпа - в соблюдении требований природоохранного законодательства и в стремлении вести хозяйство, следуя законам экологии. Раз мебель производится, то где-то для неё древесину рубят. И тут, особенно расширяя деятельность, очень важно точно знать, что древесину эту брали и будут брать там, где это действительно допустимо, а не в последних малонарушенных лесах. Потому что никакая, даже самая модная мебель, не может сравниться с ними по ценности и никогда не оправдает их вырубки.
О том, можно ли проследить весь путь дерева от леса до магазина и точно узнать, где было срублено каждое конкретное бревно, и шла речь. И естественно, что обсуждались эти вопросы с НПО, которые как раз выясняют, где у нас в стране такие малонарушенные леса остались. Потому что в государственной статистике таких данных не сыскать. А для фирмы, известной своими высокими требованиями к экологичности производства поставщиков, они очень важны. Решить этот вопрос - в интересах и самой IKEA и НПО, которые одной из важнейших своих задач считают развитие системы устойчивого лесопользования в стране.
Российские зеленые давно и с интересом наблюдают за деятельностью IKEA. Фирма эта весьма необычна. Она пришла в Россию «против течения» - после кризиса 1998 года, когда большая часть иностранных кампаний покинула страну, а большая часть своих - ушла «в тень». Деятельность ее - один из немногочисленных примеров жизнеспособных крупных иностранных инвестиций в не-теневую часть лесного сектора страны. В течение ближайших двух лет IKEA намерена открыть еще два мебельных магазина в Москве и один - в Санкт-Петербурге; в феврале 2001 года компания Swedwood начинает строительство мебельной фабрики в Тихвинском районе Ленинградской области. Эксперты ожидают, что деятельность IKEA в целом поможет сделать внутренний мебельный рынок России более цивилизованным и будет содействовать развитию российского экспорта.
Однако, к сожалению, проекты фирмы часто не учитывают особенностей нашей страны, вызывают скандалы и плохо отражаются на ее репутации. Так, например, IKEA пыталась построить подъездную эстакаду к своему магазину в Химках, не учитывая, что она пройдет прямо через знаменитый монумент «Ежи», установленный на месте последнего рубежа обороны Москвы в 1941 году. Строительство пришлось остановить на середине. Еще раньше фирме пришлось бросить деревообрабатывающее оборудование стоимостью в миллионы долларов в результате провала проекта развития лесопильного СП «Вайкинг продакшнз» в Богучанском районе Красноярского края. Не меньшие проблемы может вызвать и строительство нового магазина на юге Москвы.
Таких моральных и материальных потерь IKEA вполне можно было бы избежать, если бы ее проекты были немного лучше подготовлены. И тут очень ценен свежий взгляд со стороны. Так что, активно обсуждая свои проекты с «зелеными», фирма сможет не только внедрять систему устойчивого лесопользования, но и «подстелить соломки» на путях своего дальнейшего развития. Поэтому взаимно полезные встречи решено продолжить.
Вот так, в отличие от надоевших нам всем официальных тусовок в телевизоре, эта обошлась без трескотни, а прошлась по конкретным проблемам. И после нее останется не пустота, а широчайшее поле для совместной деятельности таких нестандартных для России партнеров.
Справка
Годовой оборот мебельной компании IKEA Group в 2000 году составит 9,5 миллиардов евро. 80 % оборота компании приходится на Европу, 17 % - на Северную Америку, 3 % - на Азию. Наибольший объем продаж приходится на Германию - 22 %, Великобританию - 13 % и США - 12 %. Компания имеет 157 магазинов в 29 странах мира. Магазин этой фирмы в Москве был открыт в марте 2000 года. Часть своих заказов IKEA размещает и на российских предприятиях. Общий объем инвестиций IKEA в Россию на сегодня составил 100 миллионов долларов. По словам Л.Дальгрена, генерального директора компании «IKEA-Россия», первая прибыль будет получена только через пять лет.
Деятельность фирмы ИКЕА - один из немногочисленных примеров жизнеспособных крупных иностранных инвестиций в реальные (а не спекулятивные) проекты российского лесного сектора, которые оказывают значительное влияние на внутренний российский рынок. Прочие проекты либо кончились оглушительными провалами («Асси Думен» в Сегеже), либо носят в основном экспортно-сырьевой характер (например, закупки древесины «Стура-Энсо» и «Кюммене»).
Хотя финансовый кризис в августе 1998 года, похоже, все-таки снизил долю импортной мебели до 25-30 %, российские мебельные предприятия не смогли занять освободившуюся нишу на внутреннем мебельным рынке. Они имеют относительно небольшую мощность, слабые сбытовые возможности и вряд ли могут серьезно конкурировать с «неформалами» мебельного сектора, контролирующими импорт.
В целом можно ожидать, что деятельность компании ИКЕА будет способствовать формированию в мебельном секторе России цивилизованного внутреннего рынка, его насыщению, содействовать развитию российского экспорта, имеющего в этой сфере огромные потенциальные возможности.
Лесная кампания МСоЭС,
по материалам полевой экскурсии Сети спасения тайги,
сентябрь 2000 г.
|