Разговор с читателем
Необходима альтернатива
21 декабря 2000 года в Государственной Думе России произошло голосование, осмысление которого позволяет (с учетом предшествовавших и последующих событий) сделать прогнозы, далеко выходящие за границы России.
На голосование были поставлены поправки в Закон «Об охране окружающей природной среды», легализующие ввоз в Россию на хранение и переработку зарубежного облученного ядерного топлива (ОЯТ), т.е., по сути радиоактивных отходов с зарубежных атомных станций, а также два закона по обращению с отходами и доходами (см.Заявление МСоЭС). И хотя в результате многомесячной, а точнее - многолетней информационной кампании каждый депутат знал, что 90% населения России выступает «против» превращения страны в чужую помойку - 90% депутатов проголосовали «за» поправки и сопутствующие законы. Можно считать, что в этот день все маски были сброшены и все игроки на политической сцене России предстали в своем настоящем обличии.
Во-первых, все политические партии, фракции и объединения, от Коммунистической партии РФ до Союза Правых Сил, кроме фракции «Яблоко», откровенно сказали своим избирателям, что интересы населения России они «в упор не видят» и в своих решениях не учитывают.
Означает это, помимо всего прочего, конец легенды, что выборы в российский парламент имеют для будущего страны значение большее, чем телевизионная игра «Поле чудес» или чемпионат по хоккею с шайбой.
Во-вторых, учитывая, что фракция «Единство» при голосовании следует исключительно сигналам, исходящим из президентской администрации, для чего и была сконструирована, можно смело утверждать, что и там доминирует политика игнорирования мнения и интересов народа, если это мнение или интересы затрагивают финансовые интересы близких администрации структур.
Про Правительство, чьим структурным подразделением является Минатом, и говорить нечего.
В-третьих, умер новорожденный миф про потерю влияния олигархов на российскую политику: всем мало-мальски следящим за ситуацией известно, что Минатом давно уже не орган государственного управления, а мощнейшая промышленная корпорация, чьи интересы тесно сплетены с интересами аналогичных зарубежных компаний и чьим денежным потокам присущи все те же «особенности», что и денежным потокам других олигархов.
Голосование по ОЯТ, в совокупности с другими признаками начала «нового времени», прояснило «порядок обращения» с законодательными завоеваниями ельцинской эпохи, худо-бедно защищавшими права населения от произвола капитала: все, что мешает «развитию» экономики, под которым понимается быстрая распродажа природных ресурсов (см. статью «Правительство решило призвать русь к топору» ), будет просто отменено.
Дополнив картину состоявшимся фактом упразднения государственных органов контроля за соблюдением законности в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также помня о развивающемся на глазах сплетении интересов правоохранительных и силовых органов, с одной стороны, и структур бизнеса, с другой стороны, о котором не пишет только ленивый, мы можем с достаточной степенью уверенности определить - что был поставлен строить второй Президент Российской Федерации, а именно - «полицейский капитализм» (Л.Седов, НГ-Сценарии, 14.02.2001). Точнее не скажешь. А вот разъяснить можно, поскольку в сочетании оба эти слова начинают значить нечто прямо противоположное общепринятому пониманию: под «капитализмом» придется понимать обыкновенный грабеж, романтиками перестройки переименованный в «первоначальное накопление капитала», а под «полицейским» придется понимать систему охраны грабителей от помех, чинимых законом.
Одновременно полезно понять, что на наших глазах происходит, а точнее, уже произошло, изменение сущности всех ветвей власти, выразившееся в том, что ни одна из этих ветвей более не выполняет тех обязанностей перед обществом, за которые общество (через налоги или, в случае СМИ, через рынок) их содержит.
Исполнительная власть более не обеспечивает безопасности (личной, военной, экологической и т.п.) граждан, что является ее главной функцией.
Законодательная власть более не вырабатывает «правил поведения»,соответствующих интересам большинства избирателей.
Судебная власть все в меньшей степени обеспечивает соблюдение действующего законодательства.
Средства массовой информации - «четвертая власть» - не обеспечивают сколь-нибудь объективного информирования населения.
Отдельные сотрудники этих ветвей, пытающиеся честно выполнять свои обязанности, являются исключениями, от которых система активно избавляется.
Я позволю себе усомниться в том, что в какой-либо пост-советской стране за пост-советские годы эволюция ветвей власти шла в обратном направлении.
Закончилась эпоха ПРАВА как регулятора социальных процессов, и началась эпоха, когда жизнь будет определяться столкновением ИНТЕРЕСОВ, скорее всего относительно короткая эпоха, но чрезвычайно трагическая. И это не российский или постсоветский процесс, а глобальный - та самая «глобализация в натуре», о которой так много говорят, и облик которой самым ярким образом был явлен во время войны НАТО с Югославией, и особенно после нее, когда стало известно о фальсификации информации, послужившей основанием для начала «гуманитарных бомбардировок».
Началась эпоха «игр без правил». Это очень сложно принять, однако нужно понять. Одновременно вспомнив фундаментальное научное обобщение, что в сложных системах не бывает обратимых процессов. И уж если что-то разрушилось, то не восстановится. Скорее всего, на его месте возникнет что-то другое, не менее сложное, но другое.
Российское экологическое движение ответило на брошенный вызов единственно правильным образом - консолидацией и демонстрацией этой консолидации. В июне в кратчайшие сроки был организован Чрезвычайный съезд по охране природы, в котором приняло участие около 400 человек. Одновременно был инициирован процесс организации общероссийского референдума под лозунгом «За природу», в ходе которого было собрано более 3 миллионов подписей (в избирательные комиссии сдано около 2,5 миллионов).
После «исторического» голосования в Думе в десятках городов началась скоординированная кампания «Антиатомное сопротивление», а ведущие общественные объединения - Гринпис России, Российское представительство Всемирного фонда дикой природы и Международный Социально-экологический союз, с входящими в него Центром охраны дикой природы и Экоцентром «Дронт», начали процесс консультаций с целью максимально возможной координации деятельности (позже к ним присоединились Центр экологической политики России и входящий в МСоЭС Союз «За химическую безопасность»).
В январе под Обращением к Президенту, инициированному Алексеем Владимировичем Яблоковым, поставили подписи беспрецедентно много - более 600 - общественных объединений, далеко не только экологических.
Совершенно справедливо участники перечисленных акций и мероприятий были классифицированы властью как настоящие «зеленые», т.е. политическое движение, сочетающее требования экологические с требованиями общедемократическими. В ответ власть попыталась создать под своими знаменами «правильную» общественность, которая была - в отличие от нас - названа «настоящими экологами». Сначала «настоящими» назвали объединение работников атомной отрасли, потом - коалицию «Кедра», «Зеленого креста» и руководителей всероссийских академий.
По непроверенной информации кампания по изготовлению «чучела общественности» признана провалившейся и спущена команда искать контактов с реальными экологическими организациями для выхода из конфликта.
Описанию всех этих событий по большей части и посвящен первый в новом веке номер журнала. Мне же хотелось закончить эту статью еще одним, не первым и не последним, обращением к зарубежным - западным, восточным и южным - читателям: всмотритесь внимательнее в происходящее в России, постарайтесь понять, что сегодняшняя Россия - это не ошибка истории, а нежелательное будущее очень и очень многих стран мира, все еще называющих себя «цивилизованными», а по существу - нежелательное будущее всего мира, если незаметно расползающемуся по миру, под тихим патронажем США, «полицейскому капитализму» не будет предложена реальная альтернатива.
Святослав Забелин
По данным ВЦИОМ, 56% россиян считают, что в 2000 году состояние окружающей среды ухудшилось. Состояние окружающей среды - характеристика качества жизни, которая в 2000 году ухудшилась в большей степени, чем какие-либо другие характеристки.
НГ-Сценарии, N2, 14.012.2001 г.
|