Тема сегодня
МИНАТОМНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
(новый русский детектив)
Демократия по-русски
Власти в России издавна привыкли идти, что называется, «напролом», если хотят что-то сделать, неважно, плохое или хорошее, и, естественно, при этом игры в демократию и цивилизацию отбрасываются в сторону. Издавна же власти руководствуются понятием о том, что народ русский темен, пассивен и блага своего не понимает, а посему это благо надо насаждать силой.
Ситуация с ядерными отходами - из этой серии, правда, вот с пассивностью и безразличием затейники всего этого дела несколько просчитались - сначала эти вражеские, непонимающие государственного блага «зеленые» собрали больше 2,5 миллинов подписей, чем чуть было не устроили мирную революцию в виде референдума. А то что исход референдума был фактически предрешен, так об этом еще главный ГосПиаРщик Павловский со-товарищи говорил - мол, если случится референдум, то мы, государственники, проиграем и верх возьмут непросвещенные массы. «Нет, нельзя допускать необразованный народ до референдума», - вторила ему группа (так и хочется сказать - товарищей) физиков из Питера. Пришлось срочно ЦИКу браковать подписи.
Заявления ЦИКа про неправильное оформление никого не обманули, и непонимающая опять же государственного блага пресса начала писать про подавление демократии, а вредная общественность вознамерилась судиться.
В общем, другая нашему государству нужна общественность. Правильная и сознательная. И оно, государство, над этим работает - с осени прошлого года пытается создать ЭкоФорум из правильной экологической общественности (см. статью «Кто подставил Президента?»). А несознательных - на перековку?
«Теперь российская общественность может рассчитывать только на давление из-за границы, а российским «зеленым» вообще стоит опасаться за свое будущее», - рассуждает английский журнал «Экономист» о ситуации с референдумом и отходами, вспоминая Пасько, Никитина и других непонятливых.
Ну, насчет давления из-за границы верится слабо - по крайней мере, на официальном уровне - так как от отходов избавиться хотят многие, но какой ценой... Для большинства Россия стала страной третьего мира, а расстрелы в Нигерии не волнуют тех, кто заправляет бензином свои машины от Шеврон и Шелл.
В любом случае, люди, живущие на пространстве бывшего СССР, как всегда, защищают и будут защищать наше общее будущее до конца сами, как вы увидите из наших сообщений. Не привыкать.
Все во благо человека... Кто он?
Ну, а пока суд да дело, Дума как раз-таки смогла, наконец, исполнить свой государственный долг, и, несмотря на протесты глупых и недальновидных избирателей, дружно проголосовала в первом чтении за ввоз ядерных отходов из других стран.
По заявкам трудового народа, между прочим!
Потому что даже после неожиданного переноса голосования - на день раньше - трудовой народ, в виде сотрудников атомной промышленности, дружно вышел к Думе на демонстрацию поддержки данного законопроекта! Вот какой, можно сказать, трудовой энтузиазм.
«Ну надо, так надо», - сказал один из лидеров Думы. Обеспечим светлое будущее грядущим поколениям - деньги-то какие - 20 млрд долларов (если верить Минатому).
Для более надежного обеспечения светлого будущего осенью депутатом Законодательного Собрания Челябинской области от г. Озерска был избран руководитель ПО «Маяк» Садовников В.И., а главой Администрации - директор реакторного завода 23 ПО «Маяк» Малков В.В.
Вот, правда, ПО «Маяк» уже неспособно ничем помочь в силу переполненности отходами и износа оборудования, да и в Красноярске хранилище жидких отходов давно дало течь и скоро все это «добро» будет в Енисее. Ничего, подлатем, бодро обещает Минатом. На деньги от ввоза отходов и подлатаем. А деньги будут как отходы ввезем. Вобщем, хитрая схема «деньги - стулья».
Однако есть сведения, что кроме протекающих сибирских хранилищ, у Минатома есть некий запасной вариант. По различным оценкам, чтобы переработать завезенные 20 тысяч тонн ОЯТ, мощности придется создавать в течение 25 лет. Значит, придется строить временные хранилища, что весьма недешево - называется цифра более 6 млрд. долларов. Беда! Но ведь есть еще друзья, даже у министра Адамова, которые выручат в трудный час. Один из таких друзей - Роман Абрамович, знаменитый олигарх и «начальник Чукотки». Совсем недавно даже англоязычные СМИ удивлялись и хвалили его за то, что пошел поднимать далекий край...
«Пути финансовых потоков Минатома неисповедимы. Однако есть одна точка, которую им волей-неволей приходится проходить. Это Конверсбанк - корпоративный отраслевой банк системы Минатома. Теперь этот банк фактически поглощен МДМ-банком - структурой империи Мамута и Абрамовича.
Столь трогательная забота и давняя дружба Евгения Адамова и Романа Абрамовича... дает повод выдвинуть любопытную версию относительно стремления Абрамовича в чукотские губернаторы. Долгое время этот поступок оставался необъяснимым. Однако ввоз в Россию 20 тыс. тонн ОЯТ за 20 млрд долларов наметил некоторые мотивы... намного дешевле завезти ОЯТ на большую малонаселенную территорию подальше от Центра, которую контролирует надежный человек...», - пишет «Новая газета».
О намерениях хранить ОЯТ на Чукотке говорят и другие источники (подробнее о ситуации на Чукотке читайте в статье «Проект Минатома замерз во льдах»).
Политика и Коррупция, или кто кого надует?
Однако вернемся к нашим, то есть к их, денежкам...
Подрывные элементы утверждают, что денег этих россиянам не видать как своих ушей в любом случае - так как пойдут они на гораздо более важное дело - а именно, на разработку новых военных ядерных технологий (соответствующее решение было принято Совбезом еще в мае прошлого года). Московские Новости посвятили этому довольно большую статью.
А еще злые языки говорят, что голосовали депутаты отнюдь небезвоздмездно. Даже сумму, гады, называют - 20 штук баксов. Завидно им, наверное.
Какой хитрый ход придумали наши (смекалка-то какая) - пусть, значит, Запад заплатит за разработку нашего оружия. А «наивные» американцы и рады стараться - на днях 3 млрд долларов обещали «отсыпать» на обеспечение безопасности российских ядерных объектов.
Хотя... давайте, как говорится, посчитаем... Для начала - немного истории.
Проблема, что делать с отходами «мирного» атома, «висит» над индустрией с конца 50-х. Захоронение в глубоких геологических слоях - пока единственный известный наиболее безопасный метод. Именно такой способ решили применить в США, для чего и выбрали три штата - Огайо, Мичиган и Нью Йорк, где оказались подходящие глубоко залегающие слои соли. Однако только начались изыскания, как общественность и местное руководство в один голос стали протестовать, и работы были прекращены.
К концу 80-х отходов набралось уже столько, что все-таки нужно было что-то решать. И тогда атомщики попытались разместить отходы в штате Невада, в недрах под горой Юкка. Предварительное исследование общественного мнения показало, что 80% населения жестко против размещения отходов в их штате. А поскольку, в отличие от России, где директивным указом можно попытаться разместить все, что угодно, в США требуется хоть какое-то согласие населения, то Совету По Ядерной Энергетике США пришлось раскошеливаться. Финансирование так называемой Невадской Инициативы началось с 1991 года. Направленная атака на общественное мнение включала в себя прямую рекламу и оплаченные публикации, которые выглядели как независимое сообщение (попросту - черный пиар). Однако утверждения о безопасности транспортировки ядерных отходов, а затем их хранении не вызвали доверия населения. Наоброт, 32% населения заявили, что после этой «информационно-пиаровской атаки» они еще меньше доверяют атомной индустрии и, уж тем более, идее размещения в штате ее отходов. В довершение, ведущие местных каналов начали пародировать атомную рекламу, что не добавило отходам популярности.
От идеи разместить ядерные отходы на вечное хранение в Неваде пришлось отказаться. Пока американские АЭС хранят свои отходы во временных сухих хранилищах, что также не радует соседствующее с ними население.
Видимо, готовность российских властей (по крайней мере их части) принять ядерные отходы со всего мира принесет американским атомщикам большое облегчение - наконец-то можно будет осуществить политику «где угодно, только не в моем дворе». Ведь пока что и Правительство и ГосДума считают возможным игнорировать мнение людей, живущих в России.
«Письмо Президенту Путину по поводу ввоза ядерных отходов уже подписали более 600 организаций - небывалая активность со времен злополучного проекта поворота северных рек», - сказал А.В. Яблоков. По стране уже прокатилась волна массовых протестов (см. статья «Антиядерное сопротивление») против ввоза отходов, однако, в Москве делают вид, что не знают об этом. Замалчивать происходящее помогает и негласный запрет в некоторых крупных центральных изданиях на публикации по данной теме. В этом, в первую очередь, заинтересованы представители крупного капитала.
Владимир Сливяк (Антиядерная кампания МСоЭС) считает: «Если Россия будет принимать зарубежные отходы, поставками будут заниматься крупные международные корпорации. Если говорить о Европе и Америке, то там осталось всего две крупные ядерные фирмы: английская BNFL (Бритиш Ньюклеар Фьюел Лимитед) и немецкая Siemens, которая в настоящее время готовится к слиянию с французской Cogema, новая компания будет называться NPI (Ньюклеар Пауер Интернэшнл). BNFL в свою очередь владеет ядерными подразделениями американской Westinghouse и шведско-швейцарской ABB».
Итак, каков же итог?
Во-первых, США избавляются от отходов по ценам ниже рыночных.
Во-вторых, избавившись от отходов «с глаз долой», американские корпорации могут дальше безответственно развивать «мирный атом» в виде АЭС, не задумываясь об одной из главных проблем ядерной энергетики.
В-третьих, развитие российской военной сферы даст совершенно законный повод американской военной индустрии значительно увеличить расходы на собственное развитие. Впрочем, что наши ВПК - близнецы-братья, еще со времен «холодной войны» было известно. Или забыли за давностью?
А на другой чаше весов - земля, загрязненная на сотни тысяч лет, поколения искалеченных радиацией, живущих в нищете и бесправии...
Однако и это еще не все.
«Все грандиозные проекты Минатома, обещающие небывалую прибыль и победоносное шествие по мировому рынку, имеют некое второе дно», - пишет Новая газета (статья «Обогащенные ураном» от 29 января). «А именно - прямые и опосредованные связи высших чиновников министерства с западными коммерческими структурами...».
А двойное дно вот какое - министр Адамов, в течение последнего года усиленно лоббируя изменение законодательства, не забывал и о собственных карманах. Он заранее постралася, чтобы в случае удачи - то есть разрешения на ввоз отходов - контролировали и осваивали денежный поток люди, тесно связанные с партнером Адамова по американскому бизнесу, выходцем из все того же американского Westinghouse.
По оценкам экспертов, схема работы целой группы коммерческих и полукоммерческих предприятий, наших и иностранных, которыми обросла атомная отрасль, делает практически невозможным контроль за проходящими денежными потоками. Поэтому есть очень большой шанс, что хитрецы из власти, вознамерившиеся надуть запад, сами окажутся в дураках. «Наивно полагать, что у членов столь теплой международной компании не хватит ума и административного ресурса, чтобы увести деньги из российской монополии Минатома, которой к тому же они сами и управляют», - пишет все та же Новая газета.
Итог(о), но не эпилог
Вот такая получается Минатомная бухгалтерия - смесь коррупции, политических интриг, невежества и полного наплевательства на истинные интересы страны - то есть на интересы людей, в ней живущих. Очевидно, что независимая проверка повлекла бы за собой большие неприятности или по крайней мере неудобства для всех участников аферы.
В данном случае (как и во многих других) общественность оказалась в роли такого независимого инспектора. И никто, кроме нас самих, не в состоянии принять нужные меры. Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, с чем мы столкнулись - не только с государственной машиной, но и с коммерческими интересами определенных группировок. И здесь возможны разные варианты, принятые при «разборках». Поэтому важно, что протесты - это действительно массовое движение, а не инициатива отдельных лиц. Важно также понимать, что это не сугубо российское дело, потому что последствия данной аферы аукнутся не только по СНГ, но и по миру. Только перевозки ОЯТ представляют собой опасность такого масштаба, что в Германии они были запрещены.
Ольга Берлова
«...деньги от импорта иностранного ОЯТ пойдут не только на развитие «мирных» ядерных технологий. В конце апреля прошлого года Совет безопасности указал Минатому на необходимость ускорить разработку ядерных боеприпасов нового поколения - проникающих до взрыва глубоко в грунт, управляемой мощности, в том числе сверхмалой для использования в локальных и ограниченных ядерных войнах. Цель программы - сделать ограниченную ядерную войну возможной.»
«МН», 26 декабря 2000 г. - 2 января 2001 г. , N51.
|