кампания
МЭФ спасла историю и природу Москвы
История незаконного строительства жилого массива в Нескучном саду тянется уже несколько лет. В 1994 году Правительством Москвы был выделен участок площадью 0,7 га непосредственно на территории Нескучного сада под возведение двух высоток с подземными двухуровневыми гаражами, рассчитанными на 120 машин. Квартиры в новых высотках должны были быть элитными (20% жилья получило бы Правительство Москвы, 30% - администрация Южного округа). Решение это было незаконным, поскольку Нескучный сад, деревья в котором еще помнят Пушкина, - это памятник культуры XVII века, он имеет федеральное значение, а значит - все касающиеся его решения должны приниматься на федеральном уровне. Что и было сделано еще в 1995 году, когда федеральная государственная экспертиза дала отрицательное заключение по проекту застройки. Однако это не помешало московскому правительству разрешить частной торгово-закупочной фирме Компромстрой, даже не имеющей лицензии на строительство, обосноваться в Нескучном.
Новые дома могли нанести ущерб не только экосистеме Нескучного сада, который превратился бы в рядовой московский двор с помойками и гаражами, но и экологии города в целом. Сегодня для центра Москвы старинный Нескучный является единственным источником “живого” воздуха. Во что превратился бы загазованный Ленинский проспект, отгороженный от этого источника непроницаемой 16-этажной стеной, даже сложно себе представить.
Опасности застройки Нескучного удалось избежать. Этому предшествовали годы информационной и судебной кампании, главным зачинщиком которой была Московская экологическая федерация (МЭФ). Были акции «Хранителей радуги» и группы «Радикальная защита лесов», пикеты местных жителей, благодаря которым проект уничтожения сада получил широкую огласку, началась кампания в прессе, в Мэрию Москвы начали приходить письма протеста.
За несколько лет МЭФ инициировала и выиграла шесть судов различного уровня. Инициатором всех дел был сокоординатор МЭФ Евгений Сосновских, квартира которого находится в одном из домов на границе Нескучного и Ленинского проспекта. Он тщательно продумывал и реализовывал все возможные варианты «подкопа» под незаконное строительство. В качестве консультантов и помощников на первом этапе выступали «Экоюрис» и активисты «Хранителей радуги». Сначала в судебном порядке был аннулирован ордер техинспекции Южного округа на само строительство, затем удалось отменить распоряжение префекта Южного округа о землеотводе и разрешение инспекции Госархстройнадзора на ведение подготовительных и строительно-монтажных работ на территории сада. После этого активисты МЭФ добились признания неправомерным разрешения Мослесопарка на вырубку деревьев, при этом районый суд обязал ответчика вновь засадить вырубленный участок и закопать котлован, вырытый строителями. Кстати, до этого котлован неоднократно разравнивали жители окрестных домов, мнения которых при принятии решения о строительстве высоток никто не выяснял.
7 сентября 1999 года МЭФ победила в последней битве в высшей судебной инстанции. Верховный суд РФ удовлетворил кассационную жалобу граждан об отмене решения Мосгорсуда (который ранее оставил в силе незаконные документы, на основании которых Компромстрой получил земельный участок под строительство двух элитных домов с подземными гаражами). Еще в 1996 году Мосгорсуд отказался удовлетворить жалобу граждан и оставил в силе незаконное постановление Правительства Москвы о выделении земли под строительство в Нескучном. Верховный Суд согласился с этим решением. Однако активистов МЭФ это не устроило и они обратились в Президиум ВС с просьбой пересмотреть дело и решение городского суда. Президиум ВС в 1998 году согласился с назойливыми гражданами и отменил свое решение и признал незаконным решение Мосгорсуда, направив дело туда на новое рассмотрение. Мосгорсуд умудрился рассмотреть дело в отсутствие заявителей, торопясь разделаться с неудобным вопросом. Однако после нового решения ВС, указывающего на незаконность подобного ведения дел, Мосгорсуд все-таки будет вынужден рассмотреть дело и вынести решение, на этот раз, основанное на законе.
|