Друзья, прекрасен наш Союз... 09 (сентябрь 1999)
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом В номере:

Верховный суд на стороне закона

За безъядерное будущее!

КТК: мифы и печальная действительность

Кампания Лагонаки-Дагомыс

Здесь живут журавли и улыбаются дети

Знакомьтесь: «зеленые» грузии

Тамбовским «Зеленым» - 10 лет

Амурские барсы

Детской Экологической станции «Ноосфера» - 10 лет

Успешное сотрудничество

Ростовская АЭС - история борьбы

Благодаря «Беллуне» решаются проблемы

Лесная страница

Нужна помощь!!!


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Главный редактор
Святослав Забелин
Материалы готовили:
Ольга Берлова, Виктория Колесникова, Анна Кочинева
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
soceco@glasnet.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

кампания
Кампания Лагонаки-Дагомыс

В марте 1999г. Социально-экологический Союз Западного Кавказа, эколого-коммунитарное объединение «Атши» и Независимая Экологическая Служба по Северо-Западному Кавказу начали общественную кампанию протеста против автодороги Лагонаки-Дагомыс.

Проект строительства дороги Майкоп-Лагонаки-Дагомыс через территорию Кавказского заповедника возник еще в 60-е годы. В то время был построен участок дороги до плато Лагонаки. В результате писем протеста авторитетных ученых Советского Союза, публикаций в прессе дальнейшее строительство дороги было в 1973 году остановлено.

Идея строительства этой дороги возродилась в 1995 году. Руководство Республики Адыгея начало усиленно продвигать этот проект, за которым стояли, прежде всего, политические мотивы. Сначала по дороге было принято два Постановления Правительства Республики Адыгея, а в конце 1997г. строительство этой дороги было заложено в Федеральную программу социально-экономического развития Республики Адыгея в 1998-1999 гг.

Поскольку большая часть дороги Лагонаки-Дагомыс должна была пройти по территории Краснодарского края, руководство Республики Адыгея было вынуждено считаться с Краснодарским краем. В июне 1998 года была создана совместная комиссия Республики Адыгея и Краснодарского края по вопросу строительства автодороги Майкоп-Дагомыс. С самого начала работы комиссии Краснодарский край четко заявил, что считает гораздо более целесообразным с экономической точки зрения реконструкцию существующей автодороги Майкоп-Туапсе. В этой связи возникло компромиссное решение рассмотреть все возможные варианты трассы автодороги Майкоп-Дагомыс. Президент Адыгеи и Губернатор Краснодарсркого края обратились к руководству Федеральной Дорожной Службы России профинансировать разработку ТЭО выбора автотрассы автодороги. Начальник Федеральной Дорожной Службы издал приказ о разработке ТЭО, были выделены деньги и началась разработка ТЭО… При этом никто «не заметил» полной исходной противоправности рассмотрения возможности строительства автодороги через Кавказский заповедник. Что изначально данные действия нарушают 3 федеральных закона и два Кодекса. Что, более того, данные действия, согласно Уголовному Кодексу, квалифицируются как «приготовление к преступлению».

Экологические организации, как только данный проект стал возрождаться, обращались в самые различные инстанции по поводу его полной противоправности. Тем не менее, проект продолжал успешно продвигаться.

В этой ситуации Социально-экологический Союз Западного Кавказа и эколого-коммунитарное объединение «Атши» приняли решение о проведении широкомасштабной кампании протеста против этого проекта. Опираясь на прежний опыт было решено вести борьбу на всем диапазоне имеющихся возможностей.

Активная фаза кампании продолжалась три с половиной месяца. В ее инструментарий входили радикальные акции, ежедневные информационные пикеты, сбор подписей среди населения, публикации в СМИ, агитация посредством обклейки Майкопа листовками и плакатами. В ходе кампании экологические активисты получили широкую поддержку среди населения. Кампанию поддержали многие многие общественные и политические организации, депутаты Государственного совета Республики Адыгея.

Большое значение уделялось информационному обеспечению кампании. Кроме распространения информации среди СМИ, осуществлялась широкая рассылка информации по электронной почте, был создан специальный сайт по проблеме в Интернете.

Параллельно с широкой общественной кампанией, которая проводилась в основном силами эколого-коммунитарного объединения «Атши», СоЭС Западного Кавказа и Независимая Экологическая Служба Северо-Западного Кавказа вели полномасштабное противодействие осуществлению проекта дороги Лагонаки-Дагомыс на официальном уровне.

Тем временем, было разработано технико-экономическое обоснование выбора трассы автодороги Майкоп-Дагомыс, в котором варианты трассы по маршрутам Лагонаки-Дагомыс и Майкоп-Туапсе были признаны наиболее экономически целесообразными, что, по мнению многих специалистов-дорожников, является фальсификацией, так как никаким образом новое строительство в тяжелейших высокогорных условиях и реконструкция существующей дороги не могут оказаться по цене одинаковыми. Еще год назад тот же самый проектный институт, который готовил ТЭО, выдавал данные, согласно которым строительство дороги по маршруту Лагонаки-Дагомыс будет в четыре раза дороже реконструкции дороги Майкоп-Туапсе.

По результатам разработки ТЭО выбора трассы состоялось заседание совместной комиссии Адыгеи и Краснодарского края по дороге, на которой было принято «компромиссное» решение: варианты Лагонаки-Дагомыс и Майкоп-Туапсе не конкурируют между собой и нужно строить обе дороги. В дальнейшем позиция руководства Краснодарского края продолжала оставаться двойственной. При том, что неоднократно заявлялось, что Краснодарский край против дороги Лагонаки-Дагомыс, на официальном уровне ни одного решения об отрицательном отношении краевых властей к проекту дороги Лагонаки-Дагомыс принято не было.

Со стороны же руководства Республики Адыгея продолжалось полное игнорирование мнения общественности и населения. В подконтрольной республиканскому руководству прессе появились статьи, в которых «зеленых» обвиняли в искажении фактов, что они раздувают проблемы, которых на самом деле не существует, что якобы кампания протеста инспирирована из-за рубежа и т.п. Тем не менее, настроить население республики против экологического движения не удалось. Проблема была вскрыта: то, что адыгейское руководство хотело сделать тихой сапой, стало достоянием гласности, факты говорили сами за себя и переистолковать их было просто невозможно.

Перелом в ходе событий наступил в июне 1999 года. Стало ясно, что на фоне поднявшегося вокруг проблемы дороги Лагонаки-Дагомыс шума Федеральная Дорожная Служба не будет финансировать дальнейшие работы по этому проекту. Против проекта категорично выступила Госкомэкология России, руководство которой однозначно заявило о недопустимости строительства автодороги через Кавказский заповедник. А так как проект должен был в обязательном порядке проходить государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне, данная позиция Госкомэкологии России была равна наложению вето на его дальнейшее продвижение. В процесс противодействия дороге Лагонаки-Дагомыс были вовлечены такие государственные структуры как Комитет по экологии Госдумы РФ, Прокуратура Республики Адыгея и Управление ФСБ по Республике Адыгея. Пункт о недопустимости реализации этого проекта был включен в резолюцию Всероссийского Съезда по охране природы, состоявшегося в начале июня в Саратове. Опасность реализации данного проекта вызвала озабоченность со стороны практически всех крупных природоохранных организаций России и многих международных и зарубежных организаций. Письма протеста от их лица шли на адрес Президента Адыгеи, губернатора Краснодарского края и начальника Федеральной Дорожной Службы.

Тем не менее, руководство Адыгеи не желало отступать от своих планов, хотя несколько раз возникали слухи, что Президент Адыгеи вот-вот сделает заявление об отказе от проекта строительства дороги через Кавказский заповедник.

В связи с изменением ситуации экологические организации приняли решение о сворачивании широкомасштабной кампании протеста. Острота проблемы была снята и для дальнейшей борьбы с проектом дороги Лагонаки-Дагомыс достаточно продолжать противодействие проекту на информационном и официальном уровнях.

Финальным аккордом общественной кампании против дороги Лагонаки-Дагомыс стала акция 7 июля 1999 года, когда активисты эколого-коммунитарного объединения «Атши», в знак протеста против грубого нарушения Закона со стороны республиканских властей, блокировали в Майкопе Дом Правительства. 20 участников акции были арестованы, однако из-за вмешательства депутатов, журналистов и республиканской прокуратуры вечером все были отпущены. «Мы требуем только одного – исполнения Закона,» - говорили участники акции и отказывались давать показания.

В настоящее время проект дороги Лагонаки-Дагомыс продолжает оставаться в подвешенном состоянии. Власти Адыгеи пытаются добиться того, чтобы он был включен в Федеральную программу социально-экономического развития Северного Кавказа на период до 2005 года. Однако это вряд ли произойдет по причинам его полной экономической нецелесообразности и противоправности. Продолжаются попытки найти зарубежных инвесторов для этого проекта. СоЭС Западного Кавказа и Независимая Экологическая Служба по Северо-Западному Кавказу продолжают официальное противодействие всем этим движениям республиканских властей и настаивают на необходимости принятия федеральными органами власти четких решений в отношении действий адыгейских властей. Общая расстановка сил вокруг этой проблемы сейчас такова, что шансов на осуществление у проекта дороги Лагонаки-Дагомыс крайне мало. Однако это еще не победа. Необходимо, чтобы ясно и четко на всех уровнях были приняты решения, что строительство дороги через Кавказский заповедник недопустимо.

Дополнительная информация:
352700 республика Адыгея,
Майкоп, а/я 73
Андрей Рудомаха,
тел. (87722) 2-59-04 (с 10.00 до 18.00),
3-50-47 (круглосуточно),
e-mail: ies@mail.ru

seu-info@ecoline.ru