Друзья, прекрасен наш Союз... 09 (сентябрь 1999)
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом В номере:

Верховный суд на стороне закона

За безъядерное будущее!

КТК: мифы и печальная действительность

Кампания Лагонаки-Дагомыс

Здесь живут журавли и улыбаются дети

Знакомьтесь: «зеленые» грузии

Тамбовским «Зеленым» - 10 лет

Амурские барсы

Детской Экологической станции «Ноосфера» - 10 лет

Успешное сотрудничество

Ростовская АЭС - история борьбы

Благодаря «Беллуне» решаются проблемы

Лесная страница

Нужна помощь!!!


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Главный редактор
Святослав Забелин
Материалы готовили:
Ольга Берлова, Виктория Колесникова, Анна Кочинева
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
soceco@glasnet.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

кампания
КТК: мифы и печальная действительность

Жители Новороссийского района и «зеленые» продолжают настаивать на проведении референдума по вопросу о месте вывода в море трубопровода КТК. Их поддерживает и городская Дума Новороссийска: 30 сентября депутаты второй раз проголосовали за референдум. Против – только мэр Новороссийска Валерий Прохоренко, он повторно наложил вето на решение Думы. На 30 октября назначено третье голосование Думы по этому вопросу.

По мере развития проекта местные жители и «зеленые» все чаще задаются вопросом, оправдана ли цена, которую заплатит Россия, отдавая свои земли в бессрочное пользование Каспийскому трубопроводному консорциуму.

СоЭС начинает кампанию факс-протестов, и предлагает вам принять в ней участие.

«Проект века» номер N...

Каспийский Трубопроводный Консорциум был создан в 1992 г. правительствами РФ, Казахстана и Омана с целью строительства 1500-километрового трубопровода для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения в Казахстане до терминала на российском побережье Черного моря. Первоначальная пропускная способность нефтепровода составит 28 млн. тонн нефти в год. Позднее ее планируется довести до 67 млн., то есть более 200 тыс. тонн в сутки. Большая часть капитала КТК принадлежит международным нефтедобывающим компаниям. КТК стал одним из крупнейших на территории бывшего СССР нефтяных проектов, финансируемых частными компаниями. В настоящее время, кроме государств-основателей, совладельцами КТК являются: Шеврон (США), ЛУКАРКО (Россия-США), Роснефть-Шелл (Россия-Нидерланды), Мобил (США), Бритиш Газ (Великобритания) и др. Загрузка первого танкера запланирована на 30 июня 2001 года.

С геополитической точки зрения проект КТК выгоден России, которая заинтересована в транзите казахстанской нефти через свою территорию для укрепления позиций на Северном Кавказе и влияния на страны Прикаспийского региона и Закавказья.

Досье

Нефтяные короли Шеврон и Шелл имеют очень не-однозначную репутацию. Наиболее ярко они проявили себя при разработке нефтяных месторождений в Нигерии. Местные жители уже много лет протестуют против варварской нефтедобычи Шелл, Шеврон, Мобил и Тексако.

Все проекты корпораций реализуются без учета социальных и экологических последствий – местные жители фактически лишаются средств к существованию, так как они не могут жить так же как раньше на территории, «пройденной» разработками. На средства Шелл правительство Нигерии уничтожило 20 поселков местного населения, в результате чего 50 тысяч человек остались без крова, устраивает публичные казни экологических активистов (были убиты 1800 человек). В сентябре этого года в одной из провинций Нигерии вооруженные отряды полиции расстреляли мирную демонстрацию, погибли 50 человек. Известно, что Шелл и др. компании оплачивают военным службу по защите интересов компании, снабжают их оружием и боеприпасами.

Бессрочное тюремное заключение, пытки, изнасилования стали привычными для тех, кто противостоит нефтяным королям в Нигерии. В 1995 году за протесты против Шелл был казнен известный нигерийский правозащитник и писатель Кен Саро-Вива.

Несмотря на то, что Шелл, Шеврон и другие крупные компании уже несколько десятилетий добывают нефть в районе дельты Нигера в Нигерии, люди, пострадавшие от нефтедобычи, не увидели ни цента из тех денег, которые получила компания за все это время.

Разливы нефти, газовые факелы, исчезновение лесов и другие результаты активности компании полностью уничтожили природу дельты и искалечили жизнь сотен тысяч людей.

Согласно проекту Россия будет получать доход от проекта только с 2017 года. Обещается, что за 40 лет эксплуатации трубопровода Россия получит $23,3 млрд. в виде налоговых поступлений (всего $33 млрд.).

Однако, если верить заключению государственной экологической экспертизы ТЭО проекта, «начиная с 2014 г. предполагается снижение объемов перекачки вследствие истощения месторождения нефти». Запасов нефти на Тенгизе оказалось меньше, чем предполагалось ранее. Не исключено, что она и вовсе закончится еще до 2017 г. При оценке доходов необходимо учитывать, что многое зависит от цены нефти на мировом рынке. Эксперты считают, что при цене нефти на рынке ниже $20 за баррель многие проекты нефтеразработки окажутся на грани рентабельности, и государства должны будут смягчить свои налоговые условия и расстаться с перспективой получения высоких доходов от нефтедобычи. Кто может предсказать, что будет с ценой на нефть через 20-30 лет? Только в 1999 году цена нефти на мировом рынке колебалась от $12 до $20 за баррель.

Удивляет и пугает поспешность, с которой реализуется проект КТК. Только в этом году началось строительство первого объекта нефтепроводной системы, а дата загрузки первого танкера уже назначена на 30 июня 2001 г. Завершение пусконаладочных работ и ввод первой очереди нефтепровода в эксплуатацию намечены на 30 октября 2001 г. Тогда же начнется сооружение второй очереди системы.

Кроме поступлений в бюджет, КТК обещает создание 4 тысяч временных рабочих мест, выделение денег на природоохранные мероприятия в регионе. Многие верят. Однако пока работу на объектах КТК получили в основном французы и американцы. Приглашение иностранных специалистов обосновывается тем, что рабочим приходится иметь дело со сложной техникой, с которой русские обращаться не умеют.

Руководство КТК утверждает, что трубопровод полностью безопасен и соседство с ним никак не отразится ни на здоровье людей, ни на животном мире. Специалисты Консорциума уверяют, что возможность аварии на нефтепроводе исключена. Так ли это? По проекту в районе Южной Озерейки будет построен выносной плавучий терминал. По дну моря к нему пройдут три трубы, в каждой из которых одновременно будет находиться около 4 тыс. тонн нефти. Выбранное место выдается далеко в открытое море и ничем не защищено от штормов и норд-остов, выбрасывающих на берег даже крупнотоннажные суда. Агрессивность тенгизской нефти, повышенная сейсмичность района, тектонические разломы – все это значительно увеличивает вероятность аварий.

Однако, похоже, все это не смущает проектировщиков, которые настолько уверены в прочности и стойкости своего трубопровода, что даже не посчитали нужным произвести в проекте расчет максимальной аварии. Нет окончательного положительного заключения федеральной экологической экспертизы проекта (эксперты выдвинули ряд замечаний, которые так и не были устранены). Не были также учтены замечания общественной экологической экспертизы. В проекте КТК не предусмотрены очистные сооружения: все хозяйственно-бытовые, производственные стоки будут сбрасываться в море.

...
Почему же для выхода трубы к морю был выбран именно этот участок, несмотря на столь сложные климатические условия, уникальность природной территории, несмотря на протесты местных жителей?

Ответ прост. Из пяти возможных - вариант Южной Озерейки был выбран на основании его дешевизны. Дело в том, что пологий берег в районе села позволяет транспортировать нефть самотеком, без строительства дополнительных перекачивающих станций.

Местные жители прекрасно понимают, что их ждет. Согласно результатам последнего опроса общественного мнения, 90% жителей города Новороссийска – против строительства нефтетерминала КТК в Южной Озерейке.

“Это земля КТК”

На случай всякого рода неожиданностей КТК решил подстраховаться. Даже если по каким-то причинам трубопровод не будет проложен (или пройдет по другому маршруту), эти земли останутся в распоряжении Консорциума. Постановлением губернатора Краснодарского края в январе этого года большой участок земли был отдан КТК в БЕССРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ! Помимо того, что это просто незаконно, Кондратенко противоречит сам себе: за 20 дней до этого он принял постановление о запрете землеотводов в бессрочное пользование фирмам с иностранными инвестициями.

К чему приводит это «пользование», мы увидели собственными глазами. Столбы пыли над мертвой землей, на которой больше никогда ничего не вырастет, грязь, штабеля бревен – это территория близ поселка Южная Озерейка, где еще недавно росли реликтовые можжевеловые рощи. Здесь действительно больше никогда не будет леса: слой почвы крайне мал, его удерживала только корневая система деревьев. Когда деревьев не стало, ветер разрушил почву, осталась только пыль.

Сотрудники Пресс-службы ЦКИ СоЭС вместе с председателем комитета самоуправления Южной Озерейки Янисом Каракезиди были, по сути, первыми, кто побывал на строительных площадках Консорциума. «Это земля КТК», – сказали нам люди в бежевой форме с автоматами наперевес. «Чужих» сюда стараются не пускать. Хотя участок работ не огорожен, и никаких законных оснований на ограничение доступа быть не может, мы потратили целый час на то, чтобы доказать, что имеем право находиться и вести видео- и фотосъемку на этой территории. Пришлось выслушать нецензурную брань в наш адрес от Джефа Сортмана – гражданина США, сотрудника консорциума – и переговоры охранников, которым по рации было дано указание нас «задержать и доставить». На каске Сортмана, как и на касках остальных сотрудников КТК, было написано: «CPC. Other day – same shit» («КТК. День новый – дерьмо то же»).

Представители охраны КТК были искренне уверены в том, что эта территория – частная собственность. Они и их начальство, похоже, забыли, что в России частной собственности на землю НЕТ.

За разъяснениями мы обратились к директору Новороссийского офиса КТК. Виктор Долгов, посетовав как нехорошо обошлись с нами сотрудники охраны и согласившись, что надо бы подать на них в суд, подтвердил, что это, конечно, не частная земля, а иностранец, который все время повторял слово “private” (частный), имел в виду совсем другое. «А вы пишите, что хотите, нас это не волнует,» – добавил он. Относительно рубок реликтовых лесов Долгов сообщил, что все формальности соблюдены. Действительно, существует распоряжение Правительства РФ о переводе из лесных земель в нелесные 302, 72 га лесов первой группы под строительство объектов КТК (N39р от 09.01.99.). Есть только одно «но»: такие распоряжения могут выдаваться только после положительного заключения федеральной экологической экспертизы, которой в данном случае проведено не было. В феврале 1998 г. в Верховном Суде было выиграно дело по отмене 13 других подобных распоряжений Правительства РФ.

Вырубленные можжевельники и фисташки до недавнего времени вывозили и закапывали, теперь отдают на дрова местным жителям. Работники таможни относятся к этим «деревяшкам» по-другому: можжевеловую древесину запрещено вывозить за рубеж как особую ценность России, ведь местные виды можжевельника занесены в Красную книгу. Дорогие, стало быть, получаются дровишки. А сторублевками топить не пробовали?

Правда, этим уже никого не удивишь. Россияне «щедрые». Поэтому позволяют строить промышленные объекты в лоне природы, среди доледниковой растительности, аналогов которой в мире нет. Поэтому закрыли глаза на то, что в экспертизе ТЭО проекта КТК не оформлен должным образом раздел о воздействии строительства терминала на морскую среду и курортные территории побережья. В зоне влияния терминала окажется участок побережья от Южной Озерейки до долины Сукко, где сохранилась уникальная природа. Эта территория не была подвержена сильному техногенному воздействию, здесь нет больших поселений, крупных предприятий. На участке от мыса Малый Утриш до мыса Большой Утриш (12-14 км побережья) нет ни одного населенного пункта. Это естественная природная среда, сохранившаяся в том виде, какой она была несколько сот лет назад. Здесь встречаются можжевельники возрастом 500-600 лет. В этой части моря обитают редкие виды рыб, молюсков, а также водоросли – естественные фильтраторы воды. Именно эти водоросли очищают воду от загрязнений, которые идут из Геленджика, Новороссийска, Туапсе.

«Вывод трубы к морю через Южную Озерейку, приведет к гибели большой части растительности прибрежных акваторий, сильно сократит площади нерестилищ рыб (именно на этом участке побережья находятся нерестилища основных промысловых видов рыб). Резко сократится количество водорослей – естественных фильтраторов воды, что пагубно отразится на ее качестве», – считает Станислав Ермолаев, заведующий отделом природных ресурсов и экологии администрации г. Анапы.

«Это будет мертвый город»…

Есть еще одна причина, по которой большинство местных жителей выступают против строительства нефтяного порта в Южной Озерейке - непосредственная близость выбранного места к одному из лучших в мире детских курортов – Анапе. К тому же основные морские течения и преобладающие ветра в районе Озерейки направлены в сторону Анапы.

Анапа – самый крупный в России семейный и детский курорт федерального значения. Среди известных курортов мира Анапа занимает одно из первых мест по числу солнечных дней. В Анапе 40 км лучших в Европе песчаных пляжей. В Анапе более 200 здравниц разного уровня от турбаз до четырехзвездочных отелей, многие из них имеют серьезную медицинскую базу. В Анапе вот уже более 100 лет с успехом лечат все заболевания верхних дыхательных путей (бронхит, пневмония, астма и т.д.), аллергические, кожные и др. заболевания. Каждый год в Анапу приезжают на отдых и лечение около 500 тыс. человек.

«Если нефтепровод пройдет через Южную Озерейку, это будет мертвый город, – считает Сергей Стремоусов, директор санатория «Кубань». – Ведь, понимаете, какие бы мы здесь здравницы ни строили, какие бы номера ни отделывали, как бы мы ни улучшали сервис, люди приезжают, прежде всего, на теплое и чистое Черное море».

Единственному в России детскому курорту может быть нанесен непоправимый ущерб. Через 5-10 лет вода перестанет быть не то что лечебной, в ней опасно будет купаться. Город-курорт может лишиться 140 тысяч рабочих мест, Краснодарский край – доходной статьи бюджета, россияне – единственного в стране детского курорта. Летом 1999 г. в Анапе было особенно много отдыхающих – в полтора-два раза больше, чем в предыдущие годы. Сказываются последствия кризиса августа 1998 г., «анталии и тунисы» многим стали не по карману, да и по уровню медицинского обслуживания Анапа, как ни странно, до сих пор на голову выше многих зарубежных здравниц.

Пляжи Анапы – это комплексный лечебный фактор, именно он и определяет ценность курорта. Вместе с нетронутыми человеком можжевеловыми рощами, экологически чистыми овощами и фруктами, целебными минеральными источниками. Можжевельник обладает ценными лечебными свойствами, он помогает полностью излечивать заболевания верхних дыхательных путей.

Ассоциация директоров наиболее крупных здравниц Анапы выступила с инициативой проведения городского референдума по вопросу о строительстве КТК через Озерейку. Более того, курортники готовы взять на себя финансирование местного референдума.

«Наши требования минимальны!»

Казалось бы, не замечать недовольства и мощного противостояния со стороны местных жителей уже невозможно. На общественных слушаниях, сходах жителей Южной Озерейки и других деревень люди высказывались против Озереевского варианта проекта. Против него же в Новороссийске и Анапе было собрано несколько тысяч подписей. Регулярно в крупных городах проходят многочисленные акции протеста, в которых активно участвуют горожане. Несмотря на явную экономическую нецелесообразность проекта в целом, на грубое нарушение целого ряда законов, на отсутствие какой-либо пользы региону от этого проекта, по сути, единственное требование, которое выдвигают местные жители – не выводить трубу к морю через Южную Озерейку.

Альтернативный вариант есть. Предлагается провести нефтепровод через мыс Шесхарис, через уже существующий терминал. Он эксплуатируется компанией «Черномортранснефть», которая имеет реальный опыт, сложившуюся инфраструктуру и очистные сооружения. Логично было бы строить нефтепровод, используя уже существующие мощности, а не осваивать новые природные территории. На той части побережья, где еще сохранилась нетронутая природа, экономически целесообразнее развивать туризм.

Но руководство КТК продолжает изображать из себя слепоглухонемых, абсолютно игнорируя мнение людей. Консорциум не раз заявлял, что выступает категорически против переноса терминала на Шесхарис, не приводя никаких аргументов. Все - от третьеклассника до пенсионера - прекрасно понимают, кто и какую выгоду получит от реализации этого варианта проекта, что людям ничего и никогда «не перепадет», сколько бы ни обещали. Наш народ в этом деле опытный.

Для многих последняя надежда – референдум. По закону «Об экологической экспертизе» проекты таких масштабов как КТК при проектировании и строительстве могут реализовываться только после получения согласия местного населения. Очевидно, что большинство новороссийцев скажут «нет» Озереевскому варианту проекта. КТК это понимает и не собирается оплачивать подобные мероприятия. По словам сотрудников КТК, выделение денег на референдум равнозначно для Консорциума оплате услуг собственного киллера. Мэр города, в очередной раз накладывая «вето» на решение Думы о референдуме, демонстрирует свою явную заинтересованность в проекте. А пока тянется волокита с принятием решений в Думе, судебными процессами, в можжевеловых рощах и виноградниках резвится зверь КТК, съедая все на своем пути. Осталось только повесить пару-тройку наиболее активных борцов с КТК и будет как в Нигерии. А что, разве не похоже?

Похоже, но не совсем. У жителей Южной Озерейки еще есть надежда на нормальную жизнь. И небезосновательная. Десять лет назад они организовали в селе самоуправление. Взяли в аренду брошенные колхозные земли, выращивают виноград, сеют пшеницу, провели в каждый дом телефон и газ, поставили ветряной двигатель. Они давно уже привыкли не зависеть от Района и Области. В Озерейке разработан собственный план устойчивого развития побережья. Оно, по замыслу местных жителей, должно стать полноценным курортом. «Люди хотят работать, – говорит Янис Каракезиди, председатель Комитета самоуправления Южной Озерейки. – Если развивать курорт, они будут жить в достатке. Можно построить пару гостиниц, выращивать и продавать овощи и фрукты, делать вино, продавать молочные продукты».

Сегодня есть масса возможностей разрешить ситуацию в пользу того самого народного благополучия, о котором мы часто слышали и слышим. Благополучие Озерейки уже сейчас можно ощутить, «потрогать руками». Разве мы не можем противопоставить эту реальность мифу о КТК?

seu-info@ecoline.ru