|
Альтернативная служба и гражданское общество: Что будет с частью целого?
Уже десять лет альтернативная гражданская служба (АГС) остается горячей
темой. Трудно спорить, что тянуть с принятием закона об "альтернативке"
дольше нельзя, и в 2002 году у России есть все шансы наконец поставить точку
в этом деле. В апреле на первое чтение в парламенте выносятся сразу три
законопроекта, представляющих весь спектр подходов и разные концепции
службы. И от того, какой из них выберут и как решится проблема АГС в целом,
в России будет зависеть гораздо больше чем судьба молодого поколения, его
отношение и уважение к власти...
В последние месяцы АГС стала полноценным новостевым поводом, о ней постоянно
пишут и говорят на самых разных уровнях - вплоть до Президента. Немало
журналистов побывало в регионах, где проходят эксперименты по АГС, в своих
материалах они сделали "неожиданный" вывод: АГС, представляемая
"облегченной" формой службы, на деле ничем не проще обычной. Рискнем
предположить, что она сложнее. Потому что, во-первых, молодому человеку
нужно обладать достаточно твердыми убеждениями и силами их отстаивать (до
сих пор это было так), во-вторых, "гражданка" ответственнее.
В армии действия солдата регламентируются приказом, в АГС, в социальной
сфере - еще и ответственностью перед теми, кто находится рядом. Это довольно
тяжкое бремя - постоянно общаться с людьми, ощущать их зависимость от твоих
действий. Без сомнения, молодых ребят, которые решатся проходить АГС,
несравнимо меньше тех, кто предпочтет вовсе не служить. Путать АГС и
уклонение отслужбы недопустимо.
Уже стало общим местом утверждение, что военная сфера остро нуждается в
реформировании.
Не исключено, что ситуация еще больше осложнится, если поставить
"альтернативку" на службу военному ведомству. Это не избавит от трудностей
ни армию, ни убежденных пацифистов, не поможет выполнить план по призыву,
разгрузить социальные службы. Однако веру в демократичность устройства и
перспективы нормальной жизни в России явно подорвет.
Демократическая АГС - одна из основных идей, которая обязательно попала бы в
манифест отечественного гражданского общества, реши кто-нибудь написать
нечто подобное. Неправительственные организации (НПО) продвигают ее уже 10
лет, и среди десятков тысяч НПО сложно обнаружить людей, которые бы не
разделяли озабоченность по поводу закона об АГС и его содержания. За этот
период юристы предложили несколько вариантов законопроектов или дополнений к
существующим версиям.
Последние годы в Перми, Нижнем Новгороде, Владимире, Москве и других
городах осуществляются эксперименты по отработке модели альтернативной
гражданской службы. К ним можно относиться по-разному, но вся критика,
выпадающая на их долю, не в силах изменить позитивной сути этих
экспериментов. Они - шаг вперед по сравнению с существующим положением дел,
причем шаг, который Россия сделала благодаря гражданским инициативам и
усилиям неправительственных организаций.
С осени прошлого года сторонники "альтернативки" начали общественную
кампанию "За принятие демократического закона об АГС!", чтобы попытаться
предостеречь Россию от опасности снова сделать несколько шагов назад. В
январе 2002 года участники кампании сформировали Коалицию "За
демократическую Альтернативную Гражданскую Службу!", которая сейчас
объединяет около 50 организаций из 23 регионов России.
Судьба АГС станет для сегодняшней России своеобразным лакмусом. Введение
"альтернативки" может рассматриваться как первый этап реформы российской
армии. Несомненно, АГС - это проверка отношения власти к молодежи и
возможности ее самоопределения. Более того, это тест на готовность
взаимодействовать с гражданским обществом.
Исход этого затянувшегося переговорно-законодательного процесса, каков бы он
ни был, безошибочно укажет направление мыслей власти и удобные ей методы. И,
видимо, поможет сделать весьма точные прогнозы дальнейшего развития
государства, гражданского сектора и прав человека. Мы все-таки верим, что
нынешняя Россия приемлет лишь разумный выбор.
Редакция
Признаки демократического закона "Об альтернативной гражданской службе":
- Альтернативная гражданская служба должна быть направлена на решение
социальных задач и отвечать интересам всего общества
- Принцип предоставления АГС должен быть уведомительным, а не доказательным.
- Срок АГС не должен превышать срок военной службы. Больший срок АГС был бы
наказанием гражданина за убеждения и веру.
- Молодой человек как правило должен проходить АГС в пределах региона, в
котором он постоянно проживает.
- Местами прохождения АГС не могут быть воинские части и иные
военизированные формирования.
- Управление АГС должно осуществлять только гражданское ведомство.
Мнение депутата:
Владимир Климов, координатор фракции "Единство" ГД РФ, участник боевых
действий в Афганистане
- В принципе альтернативная служба должна быть. Но ни в коем случае нельзя
делать ее драконовской, особенно в вопросе сроков службы. Нельзя молодых
людей загонять в кабалу, все должно быть разумно, пусть срок будет побольше,
но на немного. Ведь несправедливо, если альтернативщик в тяжелых условиях,
например, сельской больницы, где он будет работать санитаром, должен служить
четыре года. Если мы сделаем срок альтернативной службы больше военной в два
раза, то служить АГС не пойдет никто, и мы своими руками загубим хорошее
дело.
Члены совета и коалиции "За демократическую АГС!"
СОВЕТ КОАЛИЦИИ "ЗА ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ АГС!"
Алексеева Людмила Михайловна (Московская Хельсинкская Группа)
Аузан Александр Александрович (Институт национального проекта "Общественный
договор")
Баранников Александр Евгеньевич (депутат Государственной Думы РФ)
Борщев Валерий Васильевич (Фонд "Социальное партнерство")
Лысенко Владимир Николаевич (депутат Государственной Думы РФ)
Мельникова Валентина Дмитриевна (Союз Комитетов солдатских матерей России)
Полякова Мара Федоровна (Независимый экспертно-правовой совет)
Пчелинцев Анатолий Васильевич (Институт "Религия и право")
Рогинский Арсений Борисович (Международное общество "Мемориал")
Рыбаков Юлий Андреевич (депутат Государственной Думы РФ)
Семенов Владимир Олегович (депутат Государственной Думы РФ)
ЧЛЕНЫ КОАЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ЗА ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ АГС!"
Архангельск - Архангельская региональная молодежная общественная организация
"Дом 28"
Астрахань - Комитет солдатских матерей Астраханской области
Балаково - Саратовская региональная общественная организация "Союз
солдатских матерей"
Брянск - Брянская областная благотворительная общественная организация
"Правозащитная ассоциация"
Владимир - Владимирская областная общественная организация Добровольная
ассоциация некоммерческих организаций (ДАНКО)
Волгоград - Волгоградская областная правозащитная организация родителей
военнослужащих "Материнское право"
Воронеж - Комитет защиты прав призывников и военнослужащих
Воронеж - Благотворительный фонд "Интернациональный проект - Молодежное
правозащитное движение"
Гатчина - Гатчинская местная общественная организация "Гражданская
инициатива"
Дзержинск - Региональная общественная организация ОО "Дзержинский
правозащитный центр"
Екатеринбург - Информационно-правозащитный центр Екатеринбургского общества
"Мемориал"
Златоуст - Златоустовская городская общественная организация "Клуб
деловой женщины"
Иваново - Ивановский правозащитный центр "Защита"
Йошкар-Ола - Марийский Республиканский общественный благотворительный фонд
"Новая линия"
Казань - Центр миротворческих и правозащитных действий Фонда поддержки
детей и молодежи "Сфера"
Калининград - Комитет солдатских матерей Калининградской области
Калининград - Комитет "За альтернативную гражданскую службу"
Красноярск - Красноярская региональная общественная организация "Сибирский
медиа-институт"
Липецк - Липецкая общественная организация "Ковчег"
Москва - Союз Комитетов солдатских матерей России
Москва - Международное историко-просветительское правозащитное и
благотворительное общество "Мемориал"
Москва - Фонд "Социальное партнерство"
Москва - Благотворительный фонд "Центр охраны дикой природы"
Москва - Центр развития демократии и прав человека
Москва - Гуманитарно-благотворительный центр "Сострадание"
Москва - Институт прав человека
Москва - Антимилитаристская радикальная ассоциация
Москва - Межрегиональная группа "Правозащитная сеть"
Москва - "Движение против насилия"
Мурманск - Мурманская областная молодежная общественная организация
"Молодежные инициативы региона"
Нижний Новгород - Нижегородская миротворческая группа
Новгород - Новгородская региональная общественная организация
"Региональный центр прав человека"
Новосибирск - Межрегиональная общественная независимая организация по правам
человека "Правовое Общество"
Омск - Городская общественная организация "Омский экспертно-правовой
совет"
Пермь - Пермское областное отделение Международного общества "Мемориал"
Пермь - Пермская городская общественная благотворительная организация
"Центр поддержки демократических молодежных инициатив"
Пермь - Независимый исследовательский центр по правам призывников и
военнослужащих "Человек и армия"
Петрозаводск - Молодежный правозащитный союз Республики Карелия
Санкт-Петербург - Общественная организация Санкт-Петербургский семейный центр
"Аленький цветочек"
Саратов - Саратовский областной общественный благотворительный фонд
помощи вынужденным переселенцам, женщинам и детям Возвращение"
Томск - ТРОУ "Комиссия по правам человека в Томской области"
Тула - Тульский региональный центр поддержки женщин и семьи "Подруга"
Шиханы - Саратовский региональный общественный благотворительный фонд
социальной поддержки граждан, пострадавших от воздействия вредных техногенных факторов "Надежда - XXI"
Альтернативная служба: право или наказание?
26 февраля Правительство внесло в Думу проект федерального закона "Об
альтернативной гражданской службе". Тянувшаяся (и тормозившаяся) более 12-ти
лет работа стремительно завершается. Практически нет сомнений, что закон
будет принят до летних каникул.
Законопроект, внесенный Правительством, разработан в Генштабе, и не просто в
Генштабе, а в его Главном организационно-мобилизационном управлении,
отвечающем за призыв. Готовили его те, кто в силу своих должностных
обязанностей не заинтересован в сокращении направляемого в войска
контингента.
Общественная коалиция "За демократическую альтернативную гражданскую
службу", достучавшись до первых лиц Правительства - Валентины Матвиенко и
Ильи Клебанова (последний оставался тогда еще в должности вице-премьера) -
смогла остановить подготовленный к внесению проект и добиться того, что
первоначальный вариант был возвращен на краткосрочную, но серьезную
доработку. В результате было исправлено несколько достаточно важных
положений. Правительство отказалось от исключительно экстерриториального
принципа прохождения альтернативной службы (по внесенному варианту, граждане
проходят АГС "на территории, где они постоянно проживают, либо за ее
пределами" - статья 4).
Альтернативнослужащие получили право на продолжение образования "по
очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения" - статья 19.
Обозначено также, что "труд граждан, проходящих АГС, регулируется Трудовым
кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным
законом"; в статье 11 - вместо обязанности "граждан, изъявивших желание
заменить военную службу альтернативной гражданской службой, представлять
доказательства того, что их убеждениям или вероисповеданию противоречит
несение военной службы" названа их обязанность "обосновать, что их
убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы".
Перечислим основные спорные пункты правительственного проекта.
1. Двойной (четырехлетний) срок АГС (статья 5).
2. Прохождение альтернативной службы "в качестве гражданского персонала на
предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск и воинских формирований", независимо от желания или согласия
гражданина проходить АГС в военных ведомствах (статья 4).
3. В статье 12 устанавливается, что "призывная комиссия оценивает доводы
заявителя о том, что его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение
военной службы, на основании:
- выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, подавшего
заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской
службой, а так же лиц, подтверждающих достоверность доводов заявителя, что
его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы;
- анализа документов, представленных гражданином;
- анализа документов, характеризующих гражданина, полученных призывной
комиссией;
- индивидуальных бесед с гражданином, подавшим заявление о замене военной
службы по призыву альтернативной гражданской службой, его родителями
(другими законными представителями), представителями организации
(преподавателями образовательного учреждения), в которой он работает
(работал) и (или) учится (учился), лицами, которые согласны подтвердить
достоверность указанных в заявлении причин и обстоятельств, побудивших
гражданина ходатайствовать о замене ему военной службы по призыву
альтернативной гражданской службы".
4. Возложение организации АГС на "специально уполномоченные федеральные
органы исполнительной власти", определяемые Президентом и Правительством
(статья 6). Здесь оставлена возможность "дележа" альтернативнослужащих между
гражданскими и военными ведомствами. У семи нянек дитя без глазу - разумнее
назначить ответственным одно ведомство, которое координировало бы АГС как на
федеральном, так и на региональном уровнях. Так как служба носит гражданский
характер, необходимо указать, что организация альтернативной службы
осуществляется федеральным органом исполнительной власти по труду и
социальной защите (и соответствующими территориальными органами).
5. Вся организационная модель направления на АГС (глава 2), как она
прописана в законопроекте, дискриминационна и громоздка. Сначала гражданин,
подавший заявление об АГС, проходит призывную комиссию, которая дает
заключение о возможности такой военной службы альтернативной в каждом
конкретном случае. Затем подтвердивший право на АГС гражданин проходит
медицинское освидетельствование, по результатам которого может быть признан
негодным к военной службе, а, следовательно, не подлежащим и направлению на
альтернативную. Чего ради, спрашивается, проходил он тогда первую комиссию?
После медицинской комиссии гражданин снова идет на призывную комиссию,
которая теперь уже принимает решение о на правлении его на АГС, но не
направляет. Решение исполняется ... военным комиссаром, который и направляет
граждан на альтернативную службу.
В этих положениях многое не соответствует Законам: "О воинской обязанности и
военной службе" и "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан".
Предложенная процедура должна быть сокращена и изменена. Нет никакой
необходимости проходить две призывных комиссии. Вопросы о праве на АГС и
направлении на "альтернативку" должны решаться одновременно на призывной
комиссии и лишь после медицинского освидетельствования. Направлять же
гражданина на АГС могут: территориальный орган по труду и социальному
развитию, орган местного самоуправления либо сама призывная комиссия.
6. Немотивированный отказ в праве на АГС (статья 12). Гражданин, не вправе
знать, чем он не угодил комиссии и что - кроме самого факта отказа - ему
обжаловать. Очевидно, что решение должно быть обоснованным и мотивированным.
Имеются в законопроекте и другие недостатки.
Так, следует указать, что "иные нормативные правовые акты Российской
Федерации в данной области" могут служить правовой основой АГС при условии
их соответствия федеральным законам (статья 1). Конечно, это и так следует
из Конституции, но, как правило, оговаривается в добросовестных законах.
Ведь под "иными нормативными актами" подразумеваются в данном случае
положение о порядке прохождения АГС, список профессий и должностей. От того,
какими будут эти нормативные акты зависит очень многое, ведь они могут
перевернуть любой закон на 180 градусов. Неуместно также утверждение
положения об АГС на основе "нормативных указов Президента" (статья 6).
Положение должно утверждаться в соответствии с Федеральным законом об АГС, в
соотнесении с другими федеральными законами. Почему между законом и
положением должны стоять еще некие указы? Что они определяют?
Непонятно, почему в статье 3 предполагается подача заявления "о желании
заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой", а не
о замене военной службы альтернативной.
Непонятно, почему "местом прохождения альтернативной гражданской службы, как
правило, не может быть определена организация, где гражданин работал до
направления на указанную службу" (статья 4). Если гражданин уже работал
санитаром в больнице, что препятствует продолжению его работы там в качестве
альтернативщика? Тем более, что примененное здесь выражение "как правило"
лишает ограничение какого-либо смысла, кроме коррупционного.
В законе об АГС (статья 15) обязательно должно быть указание (аналогичное
существующему в Законе "О воинской обязанности и военной службе") на то, что
в случае обжалования решения призывной комиссии гражданин не подлежит
призыву на военную службу до вступления решения суда в законную силу.
Это далеко не полный перечень всех недостатков правительственного проекта.
Судьба этого документа с самого начала была нелегкой. Важно приложить все
усилия к тому, чтобы в результате будет принят хорошо проработанный, не
дискриминационный, реально работающий закон.
Лев Левинсон, эксперт Коалиции "За демократическую АГС"
Мнения депутатов:
Александр Гуров, председатель Комитета ГД РФ по безопасности,фракция
"Единство"
- Закон "Об альтернативной гражданской службе" должен быть, поскольку есть
соответствующая запись в Конституции. Во-первых, он не должен влиять на
боеспособность армии. Поэтому необходимы критерии, по которым следует
определять, кто может быть альтернативщиком, а кто нет. Во-вторых, закон не
должен быть мучительным для лиц, желающих пройти альтернативную службу.
Многие хотят сделать срок и четыре, и пять лет, но это - ошибка, поскольку
закон не может быть мстящим для людей, которые в силу разных обстоятельств
не могут служить в армии. В- третьих, альтернативщики не должны быть в
льготных условиях по сравнению с военнослужащими. Естественно, их труд
следует сделать соизмеримым с трудом тех, кто служит срочную службу в армии.
Например, срок службы, возможно, нужно установить не два года, а три. В то
же время, я сторонник того, чтобы молодые люди проходили АГС в том регионе,
где они живут. Нет смысла отрывать их от дома, создавать им различные
проблемы с обустройством на новом месте. Служба вдали от дома чревата
различными криминальными конфликтами, ведь молодые получат сложную работу, а
тут еще и бытовые проблемы наложатся.
Александр Баранников, член Комитета ГД РФ по законодательству, заместитель
руководителя фракции "Союз Правых Сил" ГД РФ
- Идеальная модель альтернативной гражданской службы: воинская служба - 1
год, альтернативная служба - 1,5 года по месту жительства. Право на АГС
предоставляется на основании заявления призывника. Учитывая сегодняшнюю
ситуацию, такая модель не может быть принята. Поэтому, исходя из реальности,
лучше всего, сделать срок три года, пытаться максимально делать заявительный
характер. Военкоматам нужно предоставить право, в случае наличия каких-то
оснований, оспорить заявление молодого человека, изложив мотивированный
отказ, чтобы призывник имел право использовать этот отказ в суде.
Геннадий Райков, руководитель депутатской группы "Народный, депутат" ГД РФ
- Законопроект "Об альтернативной гражданской службе" по объему очень
большой, важных проблем там очень много решается, но нам предстоит над ним
не один месяц работать. В правительственном законопроекте установлены сроки
в 4 года, я считаю это правильным, так как АГС должна быть дольше службы в
армии. И вообще альтернативная служба во всех странах предоставляется только
в том случае, если человек по каким-то убеждениям не может взять в руки
оружие. А у нас же под это хотят записаться определенные группы товарищей,
вот пусть и служат 4 года.
Проверка практикой
Идея создания экспериментальных моделей прохождения альтернативной
гражданской службы на местах в правозащитных кругах начала активно
обсуждаться в 1997-1998 году. Проект федерального закона об АГС тогда на
глазах увязал в полемике непримиримых оппонентов, которая закончилась
выработкой "компромиссного" варианта, оказавшегося настолько компромиссным,
что он не устраивал уже никого и в конце концов был снят с рассмотрения.
С начала 90-х все аргументы в пользу демократической и репрессивной АГС уже
были высказаны по многу раз. Говорили, что альтернативная гражданская служба
может сорвать призыв, став ширмой для уклонистов и соблазном для ребят,
готовых к армейским тяготам. Говорили, что никто не пойдет выносить горшки,
вместо того, чтобы пройти школу мужества в армии. Социологические опросы,
правда, показывали другое, но во внимание их результаты не принимались.
Эксперимент должен был разрешить накопившиеся противоречия, по меньшей мере,
практический опыт помог бы исключить из полемики откровенно демагогические
доводы.
С предложением создать на местном уровне экспериментальные площадки выступал
на круглых столах по проблеме АГС тогда еще депутат Государственной Думы,
председатель правления фонда "Социальное партнерство" Валерий Борщев.
Примерно в это же время были замечены первые попытки самостоятельного
"прохождения АГС". В 1998 году правозащитникам удалось узнать о двух таких
случаях: житель Петрозаводска Всеволод Суханов 2 года добровольно отработал
санитаром в психиатрической больнице, в архангельском хосписе долгое время
работал Александр Арсентьев. Обоих поддержали региональные правозащитные
организации - "Пацифист" в Петрозаводске и "Дом 28" в Архангельске. Эти
примеры характерны для развития идеи эксперимента по организации АГС, потому
что в обоих случаях инициатива прохождения альтернативной службы исходила от
самих призывников. Правозащитники лишь помогали ребятам реализовать свое
конституционное право.
Постепенно в ряде городов сложилась система работы с призывниками,
заявлявшими о желании заменить военную службу альтернативной гражданской. Их
начали направлять на работу в общественные и государственные социальные
учреждения - в медико-социальные службы, больницы, детские дома и т.д.
Призывник таким образом получал возможность доказать себе, что АГС для
него - сознательный гражданский выбор, а не возможность "откосить" от армии.
На суде его добровольческая работа становилась единственным фактическим
доказательством искренности убеждений.
В 1998 году фонд "Социальное партнерство" (с 2000-го года эту работу
продолжает Благотворительный общественный фонд "Созидание") начал
специальную программу по поддержке инициатив, направленных на привлечение
молодых добровольцев на службу обществу. В значительной мере, благодаря
данной программе в нескольких городах России были созданы экспериментальные
площадки для прохождения АГС, например: в Архангельске с
отказниками-добровольцами работал "Дом 28", в Астрахани - Комитет солдатских
матерей, в Москве - Центр "Сострадание" и Центр охраны дикой природы, в
Нижнем Новгороде - Нижегородская миротворческая группа, в Перми -
"Мемориал".
В ходе реализации эксперимента в разных регионах сложились свои приоритеты.
Например, в Перми акцент делается на подготовку призывника к судебному
разбирательству. Пермский региональный правозащитный центр проводит тренинги
с участием юристов и психологов: ребят учат, как вести себя на суде, какие
аргументы приводить, чтобы "доказать" свои убеждения. Отчасти благодаря
этому Пермь лидирует по числу выигранных процессов по делам о предоставлении
права на АГС. В некоторых городах больше внимания уделяется организации
работы отказников в социальных учреждениях.
По особому пути пошла Добровольная ассоциация НКО (ДАНКО), проводящая
эксперимент во Владимире: было решено, что целесообразнее начать работать с
чиновниками и только потом набирать добровольцев. В течение всего 1998 года
проходили круглые столы, семинары, встречи, в ходе которых обсуждались
отдельные аспекты организации альтернативной службы в городе. Таким образом,
в деталях прорабатывался механизм, который определял, куда должен обращаться
претендент на АГС, какое ведомство за него отвечает и кто определяет "фронт
работ", где хранятся соответствующие документы и т.д. Была, в частности,
предложена идея паспортизации рабочих мест для АГС-ников, создания на
городском уровне рынка вакансий для отказников. Структура, отвечающая за
них, выступает как держатель рабочей силы, ведомства, заинтересованные в
получении таких сотрудников, участвуют в тендере, в результате для АГС-ника
выбирается наиболее подходящее место.
Власти начали с интересом относиться к работе ассоциации, и через год ДАНКО
добилась постановления мэра о создании муниципального отряда. Сейчас в нем
работают студенты, которые пользуются отсрочкой, но впоследствии хотели бы
пройти АГС. Когда в октябре 2001 года начинался нижегородский эксперимент,
мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев послал группу сотрудников администрации
изучать владимирский опыт. Нижегородское положение о муниципальном отряде
написано на основе владимирских разработок.
Чего удалось добиться организаторам экспериментов? Они показали, что есть
молодые люди, которые сами идут на тяжелую работу, руководствуясь своими
убеждениями, хотя для признания судом права на АГС опыт добровольческой
работы не обязателен. "К нам приходит 50 человек, а остается работать 5-6, -
рассказывает координатор программы АГС Центра "Сострадание" Сергей
Кривенко. - Многие не выдерживают, это сложно. Поэтому, кстати, АГС никак не
может сорвать призыв. В Нижнем после того, как начался эксперимент, число
уклонистов не то что не увеличилось - уменьшилось почти вдвое. Потому что
раньше многие мотивировали отказ от военной службы тем, что хотели бы пройти
АГС, а им не позволяют. Те же, кто остается работать в рамках эксперимента,
растут на глазах. Альтернативная служба необходима, во-первых, для того,
чтобы защитить ребят, которым по психологическому складу армия
противопоказана, во-вторых, чтобы поддержать социальную сферу".
Необходимость поддержки социальной сферы очевидна. Федеральный закон "О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" выполняется,
например, в Москве, на 10 процентов, то есть 90 процентов пожилых москвичей
и людей с ограниченными возможностями здоровья не получают того уровня
обслуживания, в котором нуждаются. Решая практические проблемы, возникающие
по ходу экспериментов на местах, организации разработали механизмы,
позволяющие совершенствовать систему услуг в социальной сфере. Выяснилось, в
частности, что работу центров социального обслуживания можно заметно
облегчить, введя в штатное расписание должность рабочего. (Среди сотрудников
центра преобладают женщины, и им постоянно приходится, например, разгружать
коробки с гуманитарной помощью).
Вообще, создатели модели прохождения АГС пришли к выводу, что в социальной
сфере правильнее было бы не только устраивать АГС-ников на вакантные места
низового звена, но и создавать для них новые. Таким образом можно было бы
повысить статус социального работника. Во всем мире социальный работник -
это не тот, кто ухаживает за пациентом, бегает за продуктами и лекарствами.
Это скорее менеджер от государства. Он нанимает организации, которые будут
оказывать пациенту услуги, и оценивает качество этих услуг. Если физическую
работу будут выполнять АГС-ники, у социального работника появится время для
того, чтобы контролировать состояние подопечного, чтобы думать о том, как
улучшить качество помощи. И таких наработок накоплено много.
Эксперимент всегда обнаруживает слабые звенья в теории. Хотя бы поэтому то,
что сейчас делается в порядке инициативы общественности в Архангельске,
Астрахани, Брянске, Волгограде, Новосибирске, Перми, Петрозаводске, Нижнем
Новгороде, Москве, и многих других городах, имеет ценность. И немалую - это
проверка практикой.
Наталья Пушкина, обозреватель Агентства социальной информации
Мнение депутата:
Владимир Лукин, заместитель председателя Государственной Думы РФ, фракция
"Яблоко" ГД РФ
- Альтернативная служба должна быть трудной, но не должна быть формой
тюремного заключения или формой наказания людей. Я за то, чтобы она была
немного подольше, чем служба в армии, но альтернативщики должны жить дома, а
работать на тяжелой работе. Вопрос не в том, что труднее - армия или
альтернативная гражданская служба. Ни тот, ни другой институт не должны быть
тюрьмой. Если эту проблему решить, и бежать из армии не будут, и на АГС
пойдут только те, кто действительно считает для себя невозможным взять в
руки оружие, а не люди, которые любой ценой хотят скрыться от армии, потому
что между нашей казармой и лагерем нет большой разницы. Начинать надо с
этого, а не с разговора о том, какой плохой должна быть альтернативная
гражданская служба, чтобы не быть лучше ужасной военной службы.
В армии служит каждый третий...А сколько нужно?
"Ставим мы под ружье не 12 процентов призывников, как утверждает Генштаб, а
не менее 29 процентов, как показывают простые расчеты".
Владимир Дудник, генерал-майор в отставке, профессор.
"Общая газета", 17-23 января 2002 г.
Даже поверхностное знакомство с законопроектом об АГС, представленным
Министерством обороны в Правительство, не оставляет сомнений: цель проекта -
создать альтернативную службу, на которую мало кто отважится, так как все
равно попадет в те же воинские части, но не на два года, а на три.
Цифра 12 процентов, очевидно, призвана побудить депутатов "проявить
понимание нужд военных" и смягчить реакцию общественности. Этот же аргумент
идет в ход при лоббировании отмены отсрочек от призыва.
Подсчет, подтверждающий правоту генерала Дудника, очень прост. Указами
президента, издаваемыми дважды в год, устанавливается численность призыва, и
эта информация, с 1995 года официально публикуется в "Собрании
законодательства РФ". За 7 лет на военную службу призвано 2 млн 740 тыс.
человек. Численность мужчин, достигших за этот период призывного возраста,
можно определить по демографическим ежегодникам - 7 млн 900 тыс. человек.
Поделив первый показатель на второй, получим примерную оценку: призвано
около 35 процентов юношей соответствующих возрастов. Возможные неточности
(не все молодые люди призываются в 18 лет) составляют от силы 3 - 4
процента.
В Генштабе обижаются, когда цифру 12 процентов называют лукавой. Впрочем, не
отрицают, что это - соотношение числа призванных за текущий год к числу
подлежащих призыву граждан всех призывных возрастов. Не трудно заметить, что
при таком подсчете выпадает из рассмотрения тот факт, что около трети юношей
"призывной" возрастной группы уже прошли или сейчас проходят военную службу.
Именно по этой причине они не подлежат призыву.
"Впереди - демографическая яма", - говорят генералы Генштаба. Однако та же
статистика свидетельствует, что начиная с 1993 года численность мужчин,
достигающих 18-летнего возраста, увеличивается. В 2002 году их почти на
четверть больше, чем в 1992 году. Нынешний уровень сохранится еще пять лет,
и только потом произойдет сколько-нибудь заметное снижение. Правда, в
дальнейшем эта численность и в самом деле будет падать довольно резко, но к
планке 1992 года приблизится лишь к концу этого десятилетия. Военные же
предрекают демографический провал уже в 2005-2007 годах, не признавая, что
есть еще 7-8 лет, чтобы подготовиться к последствиям "демографической ямы".
Казалось бы, в создавшейся ситуации целесообразно использовать высокую
численность юношей и привлекать их к добровольному заключению контрактов на
5 и более лет. Но, кажется, Генштабу больше импонирует идея призывать всех,
кого только можно, и непременно затащить в войска "альтернативщиков". Да,
действительно в 2015 - 2018 годах число 18-летних составит лишь две трети от
уровня 1992-го. Это вызывает обоснованные опасения, но не столько в связи с
недостатком призывного контингента, сколько из-за снижения доли
трудоспособных граждан в России. Но неужели даже к этому сроку Министерство
обороны не рассчитывает укомплектовать солдатские должности контрактниками?
Даже если никакой реформы системы комплектования войск не будет, потребность
в призывных ресурсах снизится. Как известно, уже принятые Советом
Безопасности и одобренные Президентом и Правительством планы предусматривают
значительное сокращение численности ВС и других войск. Состав всех воинских
формирований до 2004 года должен быть сокращен на 600 тыс. человек, из них
Вооруженные Силы (Минобороны) - на 365 тыс. Судя по данным, доступным в
открытых публикациях, к этому сроку численность военнослужащих по призыву
должна сократиться не меньше, чем на четверть.
Каково же отношение военных ведомств к изменению принципов комплектования
войск? Вот что сообщил в ноябре прошлого года на брифинге в Минобороны
заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Владислав
Путилин: "Существует несколько точек зрения на пути перехода к контрактной
армии... Есть предложения по этому поводу и в силовых министерствах. Они
разрабатывались два года, и как раз их 16 ноября Президент рассмотрел и
согласился с ними. Еще два года назад Генеральный штаб сделал вывод, что
существующая система комплектования Вооруженных Сил перестает отвечать
требованиям дня. Все это требует изменить саму систему комплектования. Иначе
мы просто не сможем поддерживать боеготовность армии и флота на должном
уровне... Служба по призыву должна проходить лишь в учебных частях на
протяжении шести месяцев". Однако большую часть сообщения генерала Путилина
составляли доказательства того, что в обозримые сроки этого не осуществить.
Отрадно, что Генштаб связывает необходимость изменения системы
комплектования именно с поддержанием боеготовности армии. Но почему же тогда
столь очевидно его нежелание работать на эту, приоритетную для него задачу?
Причин, скорее всего, несколько. Одна из них - привычка бесконтрольно
распоряжаться бесплатной рабочей силой, в которую уже давно превратились
солдаты - "срочники". Похоже, именно с этим связано и стремление заполучить
в войска "альтернативщиков".
Еще один аргумент за "жесткий" закон об АГС - необходимость пресловутого
"выравнивания тягот". Сколько-нибудь серьезных предложений, как снизить или
ликвидировать бессмысленные, никакой необходимостью не обусловленные тяготы
солдат: рукоприкладство офицеров, "неуставщину", травматизм, недоедание,
неоказание медицинской помощи - от Генштаба не поступает. Тем не менее, по
данным социологических опросов, все еще остается около 25 процентов юношей,
желающих служить в армии. Может быть, Министерству обороны и всем нам в
первую очередь надо сделать так, чтобы этим мальчикам не приходилось, как
бывает сплошь и рядом, горько сожалеть об этом своем решении?
Отдавая должное Правительству РФ, внесшему некоторые "смягчающие" изменения
в генеральский проект об АГС, приходится констатировать, что он во многом
сохраняет изначальную репрессивную направленность. Хотелось бы надеяться,
что в случае принятия в первом чтении правительственного проекта, его
удастся впоследствии усовершенствовать поправками. Это нужно всему нашему
обществу и государству, и не в последнюю очередь - самим Вооруженным Силам.
Людмила Вахнина, Общество "Мемориал"
Вышел бюллетень общества "Мемориал"
В бюллетене "Мемориал" N 25 (более ста полос формата А4) собрана справочная
и аналитическая информация о многолетней работе неправительственных
организаций и, в частности, сети отделений "Мемориала" в сфере разработки,
апробирования и коалиционной работы по продвижению закона "Об альтернативной
гражданской службе". В номере также приводятся материалы о военной реформе,
нынешней ситуации в армии и обществе, международном опыте реформирования
армии.
Бюллетень рассылается бесплатно.
Заявки принимаются: gazeta@memo.ru,
факс (095) 973-20-94, тел. (095) 299-64-78.
Электронная версия (с середины апреля): www.bulletin.memo.ru
Альтернатива для России
В марте 2000 года я побывала в Перми, где уже несколько месяцев шел
эксперимент по отработке модели прохождения альтернативной гражданской
службы. Познакомилась с юношами - его участниками. Володя Аксенов уже давно,
еще до всех экспериментов, буквально день и ночь занимался беспризорниками.
Несколько ребят работали в центрах социальной помощи двух городских районов.
Там ими не могли нахвалиться. Я видела лица этих мальчиков. Мы постепенно
забываем, что могут быть такие лица. Я разговаривала с ними. Мы редко слышим
такие осмысленные, неординарные, человечные слова. Молодые люди
действительно пришли к убеждению - их предназначение - быть в "армии добра".
Пришли путем размышлений и духовного поиска.
Разве России не нужны такие мальчики? А смогут ли остаться такими те, кто
пройдут через "армейскую школу жизни"?
Да, пока в мире существуют войны, государства будут учить своих мужчин
убивать. Но неужели непременно надо учить этому всех? Любое общество должно
состоять из индивидуальностей, давать им возможность развивать разные
душевные и интеллектуальные качества. Подавляя нестандартные натуры, не
позволяя им идти своим путем, общество перекрывает и себе пути развития,
которые, возможно, в будущем станут магистральными.
Не потому ли идея АГС оказалась в центре внимания общества, что оно все
больше осознает насущную потребность для страны открыть эти новые пути?
Поддержка такой идеи - настоящее "движение снизу", крепнущее час от часу.
Взгляните, какие разные организации включились в это движение - не только
правозащитные, но и женские, благотворительные и все больше и больше -
молодежные. Преимущество идеи АГС в том, что ее можно утверждать не только
митингами и открыточными кампаниями, но и непосредственным действием,
поступком рядового гражданина. Он пошел "выносить горшки", зная, что его
службу ему, возможно, и "не засчитают". Пошел, несмотря на насмешки, которые
для многих, особенно в юном возрасте, страшнее опасности.
Говорят: таких - единицы. На АГС хлынут желающие избежать тягот военной
службы. Мне довелось познакомиться с организациями солдатских матерей во
многих городах и поселках. От Краснодарского до Красноярского края я
слышала: "Многие ребята хотят служить, но через три месяца приходят их мамы
или бабушки с отчаянными письмами от сына или внука". Беглецы, избитые до
полусмерти, подлечив переломы и сотрясения, просят о переводе в другую часть
и обязательно хотят дослужить. И хочется крикнуть нашим военачальникам:
"Сделайте же что-нибудь наконец, чтобы остановить этот позор! Вы, кто берет
на себя миссию учить мальчишек патриотизму, делом чести своей должны
считать, чтобы никто не был наказан за свой патриотизм!" Вот и ответ -
казалось бы, такой очевидный.
Говорят: тяготы должны быть равными. А ведь есть способ сравнить эти
тяготы - по числу желающих их нести. Да, многие не хотят идти на военную
службу. Но ведь санитаром в больницы и работником на метеостанции не хочет
идти почти никто из молодых мужчин.
Говорят: мы не наберем достаточно призывников и ослабим обороноспособность
страны. Зачастую это говорят те же люди, которые в публичных выступлениях
утверждают, что страну должны защищать профессионалы. И как с этим не
согласиться, как можно не видеть, что обороноспособность сегодня
обеспечивают высокие технологии и продовольственная независимость, здоровье
и образованность народа. Долго ли еще мы будем отрывать скудные средства от
этих насущных нужд, тратя их на все более бессмысленное пребывание в
казармах сотен тысяч молодых мужчин?
Быть или не быть в России реальной гражданской службе - это вопрос более
глубокий, чем просто определение места и срока этой службы. Это вопрос того,
какие жизненные пути откроются перед молодыми и выбор альтернативы будущего.
Людмила Сашина
Мнение депутата:
Алексей Митрофанов, заместитель руководителя фракции "ЛДПР" ГД РФ
- Срок альтернативной службы должен быть компромиссным по времени, то есть 3
года, а не 4 или 2 года, как некоторые предлагают. Человеку нужно дать право
выбирать, сколько времени он потеряет. Что касается доказывания его
убеждений, то, конечно, здесь нужно установить заявительный порядок. Никакие
рекомендации не нужны, чтобы не бюрократизировать этот институт. Очень важно
и другое - если человека насильно тянут в армию, он будет плохим солдатом.
Давно уже понятно, что существующая система призыва - это возможность для
военкоматов зарабатывать деньги для начальства. Мне это напоминает удавку,
которая существует у армии для общества. Призыв - единственное, чем армия
может напомнить о себе. Если милиция может напомнить о себе каждый день,
заходя в любую квартиру, а у армии есть единственный рычаг для влияния на
общество, это - возможность забрить кого-то в свои ряды.
Если армию лишить этого рычага, то она превратится в совсем другую
организацию. Альтернативная служба для решения этого вопроса взаимоотношений
власти и общества сыграет весьма положительную роль. Хорошие альтернативщики
принесут обществу гораздо больше пользы, чем солдаты, забритые в армию
насильно. Как солдат будет относиться к своей стране, если у него отобрали
отсрочку, да еще на улице поймали? Он просто начнет сознательно вредить и
стране, и обществу. Но для альтернативщиков в больнице нужно установить
настоящую службу, которую будут контролировать уполномоченные органы. Им
нужно установить удлиненный рабочий день, но не делать службу
издевательством над их человеческим достоинством.
Обращение коалиции общественных объединений "За демократическую альтернативную гражданскую службу!"
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Мы обращаемся к Вам в связи с предстоящим в апреле этого года рассмотрением
в первом чтении трех законопроектов об альтернативной гражданской службе
(АГС). Необходимость введения этого института сегодня признают, по крайней
мере, на словах, почти все. Споры идут о том, каким быть закону. Эти споры
продолжаются уже более 10 лет.
Российские неправительственные организации не просто участвуют в дискуссии.
По их инициативе, которую с полным основанием можно назвать народной, в
нескольких городах проводятся эксперименты по практическому введению
альтернативной гражданской службы. Их результаты показали, что
альтернативная гражданская служба в социальной сфере не только осуществима,
но может быть и ощутимым подспорьем в решении острейших проблем этой сферы.
Российские неправительственные организации, объединившиеся в Коалицию "За
демократическую альтернативную гражданскую службу", считают, что важнейшими
признаками демократического закона об альтернативной гражданской службе
являются следующие:
- Альтернативная гражданская служба должна быть направлена на решение
социальных задач и отвечать интересам всего общества.
- Принцип предоставления АГС должен быть уведомительным, а не доказательным.
- Срок АГС не должен превышать срок военной службы: больший срок АГС был бы
наказанием гражданина за убеждения и веру.
- Молодой человек преимущественно должен проходить АГС в пределах региона, в
котором он постоянно проживает.
- Местами прохождения АГС не могут быть воинские части и иные
военизированные формирования.
- Управление АГС должно осуществлять только гражданское ведомство.
Существует и другая концепция закона, отстаиваемая Генеральным штабом
Вооруженных Сил РФ. Она основана на бессмысленном, с нашей точки зрения,
принципе "выравнивания тягот" альтернативной гражданской и военной службы и
направлена на возможно большее пополнение бесплатной рабочей силой
гражданского персонала воинских частей. Зная, что реальное положение солдат
в сегодняшней армии представляет угрозу для их жизни, здоровья и
достоинства, мы не сомневаемся, что юноши, проходящие альтернативную
гражданскую службу в воинских частях, будут поставлены в еще худшие условия
вследствие негативного отношения к ним окружающих, не говоря уж о том, что
служба в воинских частях для многих неприемлема по убеждениям. Принятие
закона, соответствующего такой концепции, по нашему мнению, будет фактически
означать отказ от реального введения в России института альтернативной
гражданской службы; она будет существовать только на бумаге. Многолетнее
общественное обсуждение этой проблемы и результаты проводимых в регионах
России экспериментов по внедрению АГС показали, что только при социальной
направленности альтернативной службы она может послужить решению
существующих, а не созданию новых проблем.
С октября 2000 года в Государственной Думе шла работа над законопроектом,
первоначально представленным Ю.А.Рыбаковым и поддержанным группой соавторов
(А.Е.Баранников, Э.А.Воробьев, В.Н.Лысенко, О.В.Шеин). Он представляет собой
результат длительных обсуждений с участием представителей общественности и
военных ведомств. Эта работа привела к достижению ряда компромиссов между
двумя изложенными выше подходами к понятию альтернативной гражданской
службы. Для нас крайне важно, что авторы твердо придерживаются 1.5-кратного
соотношения между сроками альтернативной гражданской и военной службы. В
наибольшей степени поддерживаемым нами принципам, перечисленным выше,
соответствует законопроект, представленный депутатом В.О. Семеновым.
Мы осознаем, что в настоящее время закон, в полной мере соответствующий
нашим принципам, вряд ли может быть принят. Мы понимаем, что с максимальной
вероятностью будет принят законопроект, внесенный Правительством РФ. Мы
высоко ценим то, что Правительство при утверждении своего законопроекта учло
ряд замечаний общественности и группы авторов первого из упомянутых
проектов. Вместе с тем, по нашему мнению, в законопроекте Правительства еще
остается достаточно много спорных и неприемлемых положений. Если во втором
чтении в этот проект не будут внесены существенные изменения, то, по нашему
глубокому убеждению, в результате принятия закона реально действующий
институт альтернативной гражданской службы создать не удастся. Мы считаем,
что реальная АГС необходима России не только для решения социальных,
экологических и т.п. проблем, но и для оздоровления самой армии.
Мы просим Вас внимательно ознакомиться со всеми законопроектами. Возможно,
Вы согласитесь, что хотя бы часть положений, предлагаемых в законопроектах
В.О. Семенова и Ю.А. Рыбакова с соавторами, заслуживает дальнейшего
обсуждения. Поскольку в первом чтении предстоит рейтинговое голосование,
когда можно голосовать за несколько законопроектов, мы просим Вас поддержать
оба этих проекта или, в зависимости от Ваших предпочтений, один из них,
выразив таким образом мнение о полезности учета всего лучшего, что есть в
этих проектах, в поправках ко второму чтению.
МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ
ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ! ПОДДЕРЖИТЕ МОЛОДЕЖЬ - НАШЕ БУДУЩЕЕ!
Над номером работали:
Людмила Вахнина, Виктория Колесникова, Денис Копейкин,
Сергей Кривенко, Лев Левинсон, Мария Санникова, Анна Севортьян, Кирилл
Шулика.
Контактная информация:
тел./факс: (095) 203-91-96,
e-mail: ags@demokratia.ru
|
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|