|
Анонсы некоторых круглых столов
"Реализация Экологической Доктрины России и формирование экологически
ответственной экономики"
- тема круглого стола в рамках Гражданского форума, организованного по
инициативе Форума "За природу", в состав которого входят: Международный
Социально-экологический союз, российское представительство Всемирного фонд
дикой природы, Гринпис России, Центр охраны дикой природы, Центр
экологической политики России, Союз "За химическую безопасность", Экоцентр
"Дронт".
В работе круглого стола примут участие эксперты от гражданского общества: П.
Суляндзига (Ассоциация малочисленных и коренных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока); Д. Лисицын ("Экологическая вахта Сахалина"); М.
Карпачевский (БФ "Центр Охраны Дикой Природы"); А. Ярошенко (Гринпис
России), А. Котлобай (Всемирный фонд дикой природы).
Круг вопросов для обсуждения:
1. Как "слезть" с нефтяной иглы? Экономические механизмы поэтапного
сокращения производства и потребления невозобновимых природных ресурсов и
формирования устойчивого и эффективного использования возобновимых природных
ресурсов (природно-ресурсная рента и ее реинвестирование, "стабилизационный
фонд" и "фонд будущих поколений и т.п.);
2. Налоговый федерализм или будет ли правительство реализовывать собственную
программу (формирование экономических стимулов устойчивого использования
биологических ресурсов - леса и морские биологические ресурсы);
3. Создание полноценной индустрии переработки отходов производства и
потребления, формирование системы стимулов для инвестирования в
"экологически дружественные" производства и замены технологий на
"экологически дружественные" в процессе обновления основных фондов
промышленности;
4. Экологически чувствительные рынки и экологически ориентированный
потребитель (добровольные сертификации, формирование экологически
ориентированных потребительских рынков внутри страны, новые модели
производства и потребления, проблема экологически нечувствительных рынков
Азии);
5. Экологические последствия вступления России в ВТО и необходимые с этих
позиций приоритеты на переговорах и адаптационные меры;
6. Международное финансирование охраны окружающей среды (Глобальный
экологический фонд и др.) и его эффективность; реструктуризация внешних
долгов по схеме "Долги-за-Природу"; ратификация Киотского протокола;
7. Повышение энергоэффективности экономики России: децентрализация и
диверсификация энергетической системы, открытость национального рынка
энергетических ресурсов для производителей, использующих альтернативные
источники энергии;
8. Экологически ориентированная и экологически ответственная жилищная
политика; учет комплекса экологически ориентированных возможностей рынка и
технологий управления в ходе реформы ЖКХ.
Справка:
29 марта 2001 года в ответ на инициативу Президента РФ о создании
Экологической доктрины России общественные организации объединившиеся в
Форум "За природу", вынесли на суд общественности и официальных лиц
подготовленный ими проект, который получил более 140 положительных отзывов
из министерств и ведомств федерального и региональных уровней.
Проект будет учитываться при разработке окончательного совместного
документа.
Анонсы некоторых круглых столов
Круглый стол "Система государственного управления в области охраны
окружающей среды"
Круглый стол организован по инициативе Форума "За природу", в который входят
наиболее крупные экологические организации страны.
В мае 2000 г. был расформирован Государственный комитет по охране окружающей
среды, и его полномочия были переданы Министерству природных ресурсов. Это
вызвало массовый протест граждан, в том числе была инициирована процедура
национального референдума и собрано 2,5 миллиона подписей. Экономические и
экологические последствия решения о ликвидации государственного органа на
сегодняшний день уже очевидны: это и ежегодные потери федерального и
региональных бюджетов, и увеличение выбросов и сбросов загрязняющих веществ
(впервые после 1990 г.), и существенная потеря позиций страны на
международной арене. Без каких-либо объективных предпосылок игнорирование
общественного мнения создало искусственные разногласия между властью и
природоохранной общественностью.
В ходе круглого стола будет обсуждена сложившаяся ситуация, определены формы
участия гражданского общества в управлении охраной окружающей среды и
механизмы их реализации. Будет создана рабочая группа из представителей
администрации Президента, Федерального Собрания, Правительства, МВД,
Генеральной прокуратуры и НПО для выработки оптимальной структуры
государственного управления охраной окружающей среды.
Также ожидается, что по результатам работы круглого стола будет принят
Меморандум "О принципах управления охраной окружающей среды".
В работе стола примут участие эксперты от НПО: Асхат Каюмов, "Дронт", Н.
Новгород, Дмитрий Лисицын, Экологическая вахта Сахалина, Вера Мищенко,
Экоюрис.
Анонсы некоторых круглых столов
Круглый стол "Референдум как высшая форма народного волеизъявления"
организован по инциативе Гринпис России.
В 1996-2000 гг. общественность неоднократно инициировала процедуры
региональных и национальных референдумов в соответствии с принятым в 1995 г.
Федеральным Законом. Тем не менее на разных стадиях воля народа
игнорировалась. Так, в Костроме был проведен референдум, результаты которого
были отменены судом. В Красноярске была отменена регистрация инициативной
группы после того как она собрала необходимое количество подписей. В 2000 г.
общественные организации собрали 2,5 миллиона подписей, из которых лишь 1,9
миллиона были признаны действительными, что стало формальной причиной отказа
в проведении референдума.
Таким образом, можно утверждать, что право на референдум, гарантированное
Конституцией, не может быть реализовано либо в силу несовершенства Закона
1995 г., либо из-за практики его правоприменения.
Более того, в 2001 г. Совет Государственной Думы принял к рассмотрению
поправки к этому закону, еще более затрудняющие законное волеизъявление
снизу.
В ходе круглого стола будет проведено обсуждение сложившейся ситуации и
путей выхода из нее и определение механизмов, способствующих реализацию
конституционного права россиян на прямое волеизъявление путем референдумов.
В работе круглого стола примут участие эксперты от гражданского общества: А.
Карпов, (программа ЭКОМ, Санкт-Петербург), Н. Миронова ("Движение за ядерную
безопасность", Челябинск), Э. Черный (Московская правозащитная организация),
Т. Добрецова ("Во имя жизни", Кострома).
В результе предполагается создать рабочую группу из представителей власти и
общественности по изменению Закона о референдуме и принять соответствующие
рекомендации Государственной Думе РФ.
Анонсы некоторых круглых столов
Круглый стол "Введение альтернативной гражданской службы (АГС) в России"
Организован по инициативе Пермского регионального правозащитного центра;
Пермского отделения "Мемориала"; Гуманитарно-благотворительного центра
"Сострадание" (Москва); Нижегородской Миротворческой группы. В настоящее
время в Государственной Думе находятся на рассмотрении три законопроекта "Об
АГС", первое чтение которых намечено на январь 2002 года. После принятия
закона, которое в лучшем случае может произойти не ранее весны 2002 года
(скорее всего - осенью 2002 года), на его основе Правительство РФ должно
будет разработать и принять "Положение о прохождении АГС".
Начиная с 1998 года ряд общественных организаций ведут работу по
экспериментальному внедрению и созданию модели прохождения АГС в России.
На круглом столе предлагается обсудить предложения к органам исполнительной,
законодательной и судебной властей со стороны общественных организаций.
Две главные задачи на сегодня: принятие закона "Об АГС" в такой редакции,
которая позволила бы создать действенную АГС, обеспечивающую как защиту
конституционных прав призывников, так и направленную на решение социальных,
общественно полезных задач российского общества. Вторая - создание условий
для обеспечения и защиты конституционных прав юношей, претендующих на АГС
уже сейчас - до принятия федерального закона.
ГДЕ И КОГДА:
С 10.00 до 14.00. Дом-музей им. А. Сахарова, Москва, ул. Земляной вал, д.
57, строение 6 (пять мин. пешком от станции метро "Курская").
Дополнительная информация:
928-6967, info-ags@mtu-net.ru - Кривенко Сергей Владимирович, ГБЦ
"Сострадание", Москва; pmem@mail.raid.ru - Калих Александр Михайлович,
Пермское областное отделение Всероссийского Общества "Мемориал"
Анонсы некоторых круглых столов
Круглый стол "Проблемы налогообложения НКО"
В рамках двухчасовой беседы предполагается обсудить основные проблемы
налогообложения НКО, связанные с вступлением в действие принятого Налогового
Кодекса; наметить приоритеты по формированию налоговой системы, учитывающей
особенности и специфику деятельности (экономики) некоммерческих организаций
и в то же время не позволяющую создавать фиктивные НКО и/или совершать
операции для "ухода" от налогов, представить и обсудить переговорные позиции
и сформировать команды переговорщиков.
В рабочую группу по подготовке входят эксперты-юристы и специалисты по НКО:
А.К.Толмасова (Центр развития демократии и прав человека), Е.А.Абросимова
(преподаватель юрфака МГУ), Н.Ф.Бурцева (юрист CAF), Д.Д.Янин
(вице-президент Международной Конфедерации обществ потребителей)
Время проведения: с 17.15 до 19.00.
Дополнительная информация: Центр развития демократии и прав человека,
Center@demokratia.ru, anna@demokratia.ru
Анонсы некоторых круглых столов
Круглый стол "Реформирование экономики и общественный сектор"
Проблемы, которым будет посвящено мероприятие - на границе экономики и
общественного развития. Это, к примеру, экономическая статистика, информация
и документооборот в 3-м секторе, вопросы прозрачности процессов, участия
3-го сектора в решении проблемы занятости и кадры в 3-м секторе,
экономические механизмы и процедуры межсекторного взаимодействия; финансовые
институты 3-го сектора и внебюджетные средства.
Модерируют дискуссию Ольга Макаренко, экономист, Международная кафедра
ЮНЕСКО/ИНКОРВУЗ, госуниверситета управления, и Владимир Якимец, МГУ
им.Ломоносова.
Время проведения: с 10.00 до 12.00.
Дополнительная информация: Центр развития демократии и прав человека,
Center@demokratia.ru, anna@demokratia.ru
Анонсы некоторых круглых столов
Декларация "О становлении и развитии гражданского общества в России"
Более 150 российских общественных организаций приняли Декларацию "О
становлени и развитии гражданского общества в России". Публикуем текст этого
документа:
"В настоящее время и без того трудное и медленное становление гражданского
общества в России замедлилось, а в отдельных секторах прекратилось и даже
пошло вспять. Поэтому мы приветствуем созыв Гражданского форума.
Вместо демократического государства, построенного на основе институтов
гражданского общества, в России создается система "управляемой демократии",
в которой граждане все больше отстраняются от принятия решений, прямо
затрагивающих их интересы, а общество в целом лишается возможности контроля
за деятельностью власти. Складывается ситуация, когда не власть служит
обществу и подотчетна ему, а общество во все большей степени ставится на
службу власти.
Основные причины сложившегося положения мы видим в следующем:
* Слабость и зависимость от исполнительной власти судебной системы, в
большей степени защищающей власть или корпоративные интересы от граждан,
нежели закон, права и свободы человека, общественные институты и
общегосударственные интересы;
* Тенденция к усилению карательных и фискальных функций государства в ущерб
функциям социальной защиты и обеспечения безопасности населения;
* Несовершенство разделения полномочий и ответственности между Федерацией,
регионами, и органами местного самоуправления;
* Криминализация страны (в частности, сращивание криминальных структур с
правоохранительными органами, влияние на чиновников через подкуп и
коррупцию) разъедающая основы общества и государства и превращающая
гражданские права и свободы в фикцию;
* Все большее ограничение доступа общественности к информации, ограничение
свободы слова и гласности, расширение официальной секретности,
продолжающаяся практика нарушения фундаментальных гражданских прав и свобод
и фабрикации "шпионских" дел;
* Несовершенное избирательное законодательство и механизмы его реализации,
не обеспечивающие проведения истинно свободных выборов и организации
референдумов, не препятствующие фальсификации их результатов, не позволяющие
досрочно прекращать полномочия не оправдавших доверия избранных
представителей власти, и, тем самым, не обеспечивающие конституционное право
граждан на участие в управлении делами государства;
* Чрезмерная зависимость средств массовой информации от исполнительной
власти и финансово-промышленных групп, приводящая к унификации
представляемой информации и позволяющая манипулировать общественным мнением;
* Фактическое разрушение механизма диалога общества и власти, ритуальные
встречи власти с назначенной ею же "общественностью", приходящие на смену
диалогу с реальным гражданским обществом;
* Недостаточная поддержка легального малого и среднего бизнеса - основы
рыночной экономики и гражданского общества, - при том, что государство до
сих пор активно занимается коммерцией;
* Отсутствие правовых и экономических условий для развития общественных
организаций и благотворительности, ведущее к финансовой зависимости третьего
сектора от международных или корпоративных спонсоров, прямому
административному давлению на неугодные властям общественные организации
(вплоть до препятствий в регистрации), особенно на региональном уровне;
* Отсутствие должного отпора со стороны государства фашистской и
националистической идеологии;
* Размывание принципа отделения церкви от государства, превращение конфессий
во все большей степени в политическую силу;
* Ведение военных действий на территории страны в отсутствии
законодательства о чрезвычайном и военном положении; использование
непрофессиональной армии в боевых действиях, особенно на территории страны.
БЕЗ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДВИЖЕНИЕ СТРАНЫ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ПУТИ
И ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНЫ!
Для развития в России гражданского общества и правового государства
необходимо:
* Повышение эффективности управления государством за счет социальной
активности граждан, развития партнерства между обществом и структурами
власти, развития демократической культуры;
* Контроль обществом деятельности властных структур; реализация
конституционного права граждан на участие (в том числе - непосредственное) в
управлении делами государства;
* Жесткое организационное и финансовое разграничение функций государства,
связанных с обеспечением государственных экономических интересов и
социальной защитой населения; восстановление (в области экологии) и
укрепление вневедомственного государственного контроля и экспертизы;
* Обеспечение экономических механизмов развития гражданского общества и
сокращения социального неравенства на основе изъятия в полном объеме
реальных рентных платежей при пользовании природными ресурсами;
децентрализация хозяйственной деятельности;
* Перенос управления общественной жизнью в основном на уровень местного
самоуправления; расширение перечня избираемых, а не назначаемых должностных
лиц;
* Обеспечение реальной независимости судебной власти и равного доступа к
правосудию (в том числе посредством увеличения числа судов и судей,
централизованного независимого финансирования судов); упразднение военных
коллегий;
* Смягчение наказаний за преступления по неосторожности и совершенные
впервые; гуманизация пенитенциарной системы, прежде всего через соблюдение
санитарно-эпидемиологических норм и правил;
* Распространение заявительной, а не разрешительной формы организации
деловой активности и определение федеральным законом (исчерпывающим
перечнем) тех случаев, когда необходимо получать какие-либо разрешения, а
также документов, требуемых для их получения;
* Облегчение доступа граждан к информации, в том числе к экологической,
информации об угрозах безопасности и здоровью граждан, о нарушениях
гражданских прав и свобод, установление порядка привлечения к
ответственности должностных лиц за отнесение к государственной и
коммерческой тайне сведений, не подлежащих засекречиванию, а также за
преследование граждан и организаций за сбор, анализ и распространение таких
сведений; безусловное рассекречивание сведений по истечении установленного
законом срока давности;
* Восстановление и законодательное закрепление права граждан на досрочный
отзыв не оправдавших доверия избираемых должностных лиц всех уровней;
* Разработка и законодательное закрепление механизма общественного
обсуждения всех принимаемых решений, касающихся здоровья и благополучия
граждан, на стадии их подготовки, и учета результатов такого обсуждения;
* Переход к комплектованию армии на контрактной основе ("профессиональной
армии") в сжатые сроки, развитие альтернативной гражданской службы,
возвращение военнослужащим гражданских прав в мирное время;
* Создание экономических стимулов и правовых возможностей поддержки
общественных организаций как за счет благотворительных источников, так и
социального заказа;
* Выведение религиозного обучения и ритуалов из государственных учреждений и
организаций, запрет на обязательность религиозного обучения в частных
учебных заведениях, кроме финансируемых конфессиями;
* Разработка и введение в практику работу органов государственной власти
конкретных механизмов диалога с общественностью (в том числе, привлечение
общественных организаций к разработке и экспертизе законопроектов и
нормативных актов, введение представителей общественных организаций в
коллегии министерств и ведомств, включение их в состав государственных
комиссий);
* Запрет на участие армии в боевых действиях на территории страны без
введения военного положения.
Мы обращаем внимание Президента Российской Федерации, Федерального Собрания,
Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации и органов
местного самоуправления, всех политических и общественных организаций и
движений, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации,
деятелей науки, культуры, образования, предпринимателей НА НЕОБХОДИМОСТЬ
ОБУСТРОЙСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК ГЛАВНОГО УСЛОВИЯ
СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН!"
|
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|