программа СоЭС
Программа "За экологическую безопасность ракетно-космической деятельности"
1. Участники программы
Координатор - Кричевский С. В. (Москва и Московская область) .
Команда: Черкасова М. В., Лупандин В. М., Кричевская К. С. (Москва и Московская область); Кондрашова Т. В. (Алтайский край, г. Барнаул), Мезак Э.А. (Республика Коми, г. Сыктывкар) и др.
Организации: ЦЭПР, ЦНЭП (Москва), Алтайский краевой благотворительный фонд «Алтай - 21 век» (Барнаул) и др.
География: 1) Россия (Алтайский край; Республики Алтай, Коми, Якутия (Саха); Архангельская, Амурская, Астраханская, Новосибирская, Тюменская, Томская области - всего более 20 субъектов РФ); 2) Казахстан; 3) Украина; 4) США и др. страны.
2. Постановка проблемы
Ракетно-космическая деятельность (РКД) - деятельность, непосредственно связанная с исследованием и использованием атмосферы Земли и космического пространства, осуществляемая с применением ракетно-космической техники, включающей наземные объекты, летательные аппараты и технологии на полном жизненном цикле, включая их разработку, производство, эксплуатацию, ликвидацию и утилизацию.
Современная РКД играет не только важную технологическую и социально-экономическую роль как перспективное направление развития цивилизации и средство решения глобальных проблем человечества, но и является одной из наиболее расточительных, рискованных и экологически опасных сфер деятельности.
Вследствие противостояния двух мировых систем в ХХ веке политика, проводимая ведущими космическими державами, отличалась экологической безответственностью. РКД в России и мире, несмотря на значительный позитивный вклад в развитие человечества, сопровождается нарастанием экологической опасности и ущерба для людей и природы, массовыми нарушениями экологических прав граждан.
С середины 50-х годов ХХ века (за 40-45 лет) вследствие активной РКД нанесен значительный ущерб в районах космодромов, ракетных полигонов и падения фрагментов ракет на поверхность Земли, а также околоземному космическому пространству; чрезмерно высок экологический риск для людей при выполнении пилотируемых полетов в космос. Экологическая опасность РКД в связи с бурным развитием ракетной техники и космонавтики, отставанием специалистов и общества в осознании и противодействии опасности, превратилась в конце XX века в новую глобальную проблему.
Основные причины экологической опасности РКД: военный генезис, унаследованная антиэкологичность ракетно-космической техники, топлива, технологий, созданных, большей частью, в «доэкологическую» эпоху развития; высокий риск аварий (не менее 5% пусков); секретность; несовершенство экологического законодательства; отсутствие независимой экологической экспертизы; ведомственность, корпоративность, монополизм РКД при отсутствии информационной прозрачности для осуществления контроля со стороны общества.
Наиболее тяжелые последствия на территории СНГ проявляются в местах максимальной активности РКД (районы космодромов Байконур, Плесецк и Капустин Яр и соответствующие районы падения ступеней ракет, расположенные в Казахстане, Архангельской области, Алтайском крае, Республиках Алтай, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия) и др.).
Например, более 30 лет территория Республики Алтай используется под районы падения ступеней космических ракет-носителей. В нарушение этических и экологических принципов и действующего законодательства, ракетно-космические монополии и другие организации отрасли под руководством Российского авиационно-космического агентства и Министерства обороны России осуществляют варварский экоцид уникальной территории России и планеты: Алтайского заповедника - центра биоразнообразия региона. Нанесен и продолжает наноситься непоправимый ущерб жизни и здоровью населения, биосфере Земли.
По существу, территория Алтая является испытательным полигоном экологически грязной ракетно-космической техники, свалкой фрагментов ракет и остатков токсичного топлива (гептила и др.). При этом развитые государства мира (например США) , осуществляя запуски своих спутников гептиловой российской ракетой «Протон» с космодрома «Байконур», успешно решают свои экологические проблемы за счет территорий Казахстана и России, где, соответственно, падают первая и вторая ступени с ядовитыми остатками топлива.
Российское космическое агентство за каждый такой запуск получает от зарубежных заказчиков свыше 50 млн. долларов, Государственный центр им. Хруничева (г. Москва) - производитель ракет «Протон» - свою долю и новые заказы, Москва - налоговые поступления, а Республика Алтай в качестве компенсации имеет ничтожную часть от стоимости запуска и полную меру воздействий и последствий.В последние годы количество запусков быстро увеличивается. Такое положение на Алтае нетерпимо, необходимы радикальные меры по пресечению ракетно-космического беспредела.
В ближайшие 10-20 лет существует реальная угроза необратимых последствий для окружающей среды вследствие РКД, прежде всего, для околоземного космического пространства и ряда территорий на поверхности Земли.
Известны 2 основных аспекта экологической опасности РКД:
1) загрязнение околоземного космического пространства, его необратимая опасная деградация, обусловленная изменением физико-химических и энергетических свойств, нарушением системы солнечно-земных связей;
2) загрязнение отходами РКД поверхности и приземной атмосферы Земли. При этом создаются сверхмощные пиковые воздействия, происходят залповые выбросы тепловой энергии и опасных веществ, загрязнение окружающей среды ракетно-космическим мусором и ядовитым ракетным топливом, как жидким, так и твердым.
Это имеет место не только в районах космодромов и падения отделяемых частей ракет, но и вдоль трасс полета в связи с образованием токсичных аэрозолей, а также при производстве, транспортировке, хранении и утилизации соответствующих компонентов ракетного топлива.
Экологическую опасность представляют все стадии цикла РКД, что определяет очень широкие (фактически - глобальные) масштабы проблемы, реальную заинтересованность в ее решении десятков миллионов человек в России и ряде других стран (Казахстане, Китае, Французской Гвиане, США и др.). Как фактор отрицательного воздействия на здоровье россиян, РКД необходимо поставить в один ряд с самыми грязными промышленными производствами. Военным медикам хорошо известна клиника отравления жидким ракетным топливом - гептилом, в том числе при воздействии его малых доз. В числе других симптомов они отмечают поражение печени, развитие вегето-сосудистой дистонии, миокардиодистрофию, желудочно-кишечные расстройства, анемию, лейкопению, гипофункцию и гиперплазию щитовидной железы. Аналогичная картина наблюдается при хроническом отравлении ракетным топливом людей, проживающих в районах космодромов, вблизи ракетных трасс и районов падения отделяемых фрагментов ракет. Еще более тяжелые последствия имеют острые отравления ракетным топливом. Особенно тяжело страдают дети, крайне опасно отравление гептилом для плода. Однако, до сих пор военные отрицают очевидную связь заболеваний населения в районах РКД с воздействием токсичных компонентов ракетного топлива, требуя при проведении экспертиз доказательств содержания его остатков в организмах людей. По ряду причин это практически неосуществимо и, что очень важно, при отравлении малыми дозами такое требование не является правомочным.
Картина заболевания населения в районах РКД особенно усложняется ввиду применения разных видов топлива при запусках ракетоносителей различных конструкций, из-за сочетанного воздействия различных отравляющих агентов, ввиду их способности к трансформации.
Доказано, к примеру, что в процессе сгорания твердого ракетного топлива образуются суперэкотоксиканты - диоксины, относящиеся к ряду стойких органических загрязнителей (СОЗ). Налицо сложнейшая проблема защиты здоровья населения в районах РКД, требующая самой серьезной экспертной работы при обязательном участии общественности.
На рубеже XX-XXI веков осуществляется переход к интенсивной коммерциализации РКД при широком международном сотрудничестве. Однако расширение РКД и начало космической индустриализации происходят при явном отставании в разработке и реализации мер по обеспечению экологической безопасности.
Ракетно-космические монополии, государства, группы людей и их объединения, прямо заинтересованные в РКД, в корыстных целях и вследствие низкой экологической и правовой культуры, занижают реальную и потенциальную экологическую опасность, скрывают истинную и полную экологическую информацию от профессионалов и общества.
В России и мире отсутствуют независимые организации и средства массовой информации, профессионально занятые исследованием проблем экологической опасности и безопасности РКД, ее негативных последствий, имеется существенное отставание в осознании и решении проблемы прав человека в контексте экологической опасности РКД.
Общественный контроль за этой сферой деятельности крайне слаб. Проекты и программы реализуются без социальной и экологической экспертизы. Аэрокосмические агентства, ракетно-космические транснациональные корпорации раскручивают новый этап ракетно-космической гонки на основе коммерциализации и мощного лоббирования в политических кругах. Ракетно-космические проекты, особенно пилотируемых систем, имеют чрезвычайно высокую стоимость: создаваемая международная космическая станция оценивается в $ 100 млрд., проект пилотируемой экспедиции на Марс - $ 500-1000 млрд. Таким образом, проблема социально-экологического контроля за сферой РКД актуальна и имеет важнейшее значение. В ее решении заинтересовано большое количество групп СоЭС на местах (только в России они существуют более чем в 20 субъектах федерации, подверженных негативному воздействию РКД; аналогичные группы существуют и в Казахстане). Однако они разрозненны, координация усилий весьма слабая, поэтому их деятельность малоэффективна.
В сложившейся ситуации необходима организация эффективного контроля общества за сферой РКД, для чего требуется координация усилий групп СоЭС, действующих в России, Казахстане и др. странах. Для этого в СоЭС имеются необходимые возможности.
Практически работа по данной Программе в рамках СоЭС давно ведется. Начало ей положено в 1992 г. в ЦНЭП, когда д.м.н. В.М.Лупандин провел первые исследования по проблеме так называемых желтых детей в Алтайском крае, связав их появление с РКД. С тех пор В.М.Лупандин проводил свои работы в Республиках Алтай и Коми, в Архангельской, Астраханской, Владимирской, Ивановской и др. областях РФ и в Казахстане, опубликовав в СМИ десятки статей по проблеме воздействия РКД на здоровье людей.
Важно отметить, что повсюду он находил поддержку общественности, в том числе организаций, входящих в СоЭС. Самым активным образом по проблеме работает Алтайское отделение СоЭС, которое возглавляет М.Ю.Шишин (г. Барнаул) , организовавший ряд экспедиций и конференций, выпуск видео- и радиопередач (телерадиокомпания «Катунь»).
В 1997 г. в Центре экологической политики России проведено исследование на тему «Экологическая опасность космической деятельности: Аналитический обзор» (авторы: профессор, д.ф.-м.н. Власов М.Н. и с.н.с., к.т.н. Кричевский С.В.).
В феврале 1998 г. состоялось учредительное собрание Межрегионального общественного движения «За безопасность ракетно-космической деятельности» с участием представителей Москвы, Республики Саха (Якутия) и Томской области. 26 мая 1998 г. в Москве по инициативе ЦНЭП в Общественном центре им. А.Д.Сахарова была проведена рабочая встреча «Социально-экологические проблемы ракетно-космической деятельности».
В июне 1998 г. в Барнауле на 4-й Научной конференции «Алтай-Космос-Микрокосм» работала сессия «Космическая деятельность: социальные и экологические аспекты». Принята и опубликована Резолюция конференции «Экологическая опасность современной космической деятельности», где ЦЭПР была поручена координация работ по данной проблеме, координатор - Кричевский С. В. Однако из-за кризиса августа 1998 г. реального развития направления не получилось. Тезисы докладов конференции опубликованы в апреле 1999 г.
23 марта 1999 г. состоялась пресс-конференция в Российско-американском пресс-центре по проблеме экологической безопасности РКД и презентация книги М.Н.Власова и С.В.Кричевского (организовывали и проводили ЦЭПР и СоЭС). Книга разослана по субъектам РФ, подвергающимся воздействиям РКД, а также в соответствующие федеральные министерства и ведомства, в экологические организации, библиотеки России и ряда др. стран.
В России и мире, начиная с середины 80-х гг. в научных изданиях и СМИ вышли сотни публикаций по данной проблеме (наиболее подробный список источников приведен в монографии: «Власов М. Н., Кричевский С. В. Экологическая опасность космической деятельности: Аналитический обзор». - М.: Наука, Центр Экологической политики России, 1999). Абсолютный «чемпион» по количеству публикаций в российских СМИ - Лупандин В.М. - около 20 статей по данной проблеме в 1996-1999 гг. в газете «Труд», за которые он был удостоен Диплома 1-й степени на 2-м Всероссийском конкурсе журналистов «Экология России - 97».
3. Цель Программы
Снижение экологической опасности РКД для человека, общества, природы.
4. Задачи Программы
4.1. Координация усилий организаций и граждан, заинтересованных в решении проблем экологической безопасности РКД.
4.2. Реализация прав граждан на достоверную информацию о РКД.
4.3. Просвещение общественности, представителей властных структур, профессионалов и др. слоев общества.
4.4. Защита прав людей, пострадавших от РКД, прежде всего права на жизнь и здоровье.
4.5. Разработка основ национальной и международной экологической политики в сфере РКД.
4.6. Конструктивное взаимодействие с официальными органами, правительственными организациями России, других стран, международными организациями, сотрудничество с ракетно-космическими корпорациями и другими предприятиями, участвующими в РКД, для открытого обсуждения и решения проблем с участием независимых экспертов и общества.
4.7. Организация общественного контроля и экологическое ограничение РКД и космической экспансии человечества по социально-экологическим критериям.
5. Деятельность по Программе
5.1. Деятельность по Программе в настоящее время:
5.1.1. Создано ядро рабочей группы, которое будет расширено за счет представителей групп в регионах.
5.1.2. Осуществляются отдельные выезды членов команды в регионы. На полевой сезон 2000 г. запланированы работы в Архангельской области и Республике Алтай. Готовятся к публикации материалы по специфике проведения медико-экологических экспертиз населения, пострадавшего от воздействия малых доз ракетного топлива.
5.1.3. Идет разработка соответствующей стратегии и доработка Программы СоЭС, поиск источников финансирования.
5.1.4. Начата и планируется дальнейшая регулярная публикация материалов по проблеме в изданиях МСоЭС, других НПО, в центральных и региональных СМИ, а также открытие в Интернете соответствующего сайта. Продолжается публикация материалов В.М.Лупандина в газете «Труд». Статьей С.Кричевского о проблеме района падения ступеней ракет, охватывающего более 1/3 всей территории Алтайского заповедника (Республика Алтай), начата серия публикаций в «Парламентской газете» (февраль 2000 г.).
5.1.5. Подготовлен к печати сборник материалов по Программе (главный редактор М.В.Черкасова), который будет опубликован к съезду СоЭС в августе 2000 г. (г. Киев), где планируется проведение специальной секции. Сборник будет распространяться между другими НПО, среди представителей властных структур различных уровней и др. заинтересованных организаций и лиц.
5.2. Деятельность по Программе в ближайшие 2-3 года:
5.2.1. Создание сети «За экологическую безопасность РКД». В Сеть предполагается объединить как НПО, в первую очередь входящие в состав МСоЭС и уже работающие по проблеме, так и независимых специалистов различных направлений, заинтересованных в проблеме. Общение между членами Сети будет происходить как по электронной почте, Интернету, так и посредством обычной почты и непосредственных общений на рабочих встречах, семинарах, конференциях, во время экспедиций и пр. Начало этой работе уже положено: проводились неоднократные встречи и консультации, имеется перечень организаций и лиц, наиболее заинтересованных в проблеме.
5.2.2. Информирование широкой общественности о реальной и потенциальной опасности РКД, масштабах и актуальности проблемы.
5.2.3. Проведение рабочей встречи на тему: «Экологическое право и экологическая политика в сфере РКД».
5.2.4. Продолжение медико-социальных исследований в различных регионах России, отработка методик проведения медико-экологических экспертиз здоровья населения, пострадавшего от РКД, проведение таких экспертиз.
5.2.5. Анализ имеющихся правовых актов по регулированию РКД на национальном и международном уровнях, подготовка предложений по их совершенствованию в контексте экологической безопасности.
5.2.6. Разработка основ национальной и международной экологической политики в сфере РКД.
5.2.7. Разработка и внедрение механизмов «обуздания» опасных последствий РКД. Предполагается возбудить судебные иски по фактам нарушения экологического законодательства и нанесения экологического ущерба Алтайскому заповеднику, а также природе и населению Республики Алтай в результате использования ее территории в качестве района падения отделяемых частей ракет-носителей.
5.2.8. Создание международной неправительственной организации (Центра) по данной проблеме в структуре Международного Социально-экологического Союза.
5.3. Деятельность по Программе на перспективу:
5.3.1. Анализ, разработка и совершенствование соответствующих законодательных актов национального и международного права (в сферах экологического и космического права) .
5.3.2. Анализ и разработка основ национальной и международной экологической политики в сфере РКД.
5.3.3. Комплексный анализ социально-экологических, экономических и других аспектов РКД в контексте принципов устойчивого развития, приоритетов выживания и развития России и человечества.
5.3.4. Проведение медицинского и социально-экологического мониторинга на территориях, подверженных воздействию РКД.
5.3.5. Организация и проведение государственной и общественной экологической экспертизы российских и международных программ и проектов РКД: Федеральной космической программы России; ракеты-носителя «Протон», «Иридиум», Международной космической станции, «Морского старта» и др. (создать прецеденты, заставить работать соответствующий механизм) .
5.3.6. Разработка, внедрение механизма «обуздания» вредных воздействий:
5.3.6.1. квотирование количества запусков ракет в год с учетом их воздействий на биосферу, околоземное космическое пространство;
5.3.6.2. возбуждение судебных исков по фактам экологического ущерба, нанесенного природе и населению Алтая и других регионов России, других стран, регионов Земли, а также околоземному космическому пространству в результате РКД;
5.3.6.3. обязательное страхование экологических рисков в процессе РКД;
5.3.6.4. разработку и поэтапное введение международной системы ограничений, затем - моратория и полного запрета на применение ракетных топлив-супертоксикантов.
5.3.6.5. создание системы ограничений на применение боевых ракет и их элементов, снимаемых с вооружения, для запуска космических объектов.
5.3.7. Экологическое обучение руководителей и специалистов ракетно-космической отрасли, разработка и реализация соответствующих образовательных программ.
5.3.8. Обоснование необходимости создания Рабочей группы в ООН по проблемам экологической безопасности РКД.
5.3.9. Регулярное издание экологических обзоров РКД.
5.3.10. Создание соответствующих российских и международных общественных объединений и других организаций, средств массовой информации, деятельность которых была бы направлена на достижение целей экологизации РКД, отстаивание интересов, прав людей путем сотрудничества с государственными структурами и организациями космической отрасли, конструктивной критики осуществляемой и перспективной РКД.
5.3.11. Взаимодействие с влиятельными международными, российскими и другими правительственными органами и организациями, ведущими корпорациями космической отрасли, ведущими российскими и международными неправительственными научными, экологическими и другими организациями в целях ограничения и снижения рисков и ущерба для людей и природы России и биосферы Земли.
5.3.12. Информирование общества о социально-экологической ситуации в сфере РКД, обращения к российской и мировой общественности за поддержкой требований ограничения и запрещения применения экологически грязной ракетно-космической техники и технологий, прекращения безудержной и расточительной космической экспансии, варварского воздействия на биосферу Земли и околоземное космическое пространство - общее наследие Человечества.
6. Финансирование
В настоящее время Программа финансированием не обеспечена. Все работы выполняются на общественных началах. Потенциальные источники: гранты, договорные работы, спонсорские средства. Минимальные потребности для реализации начального этапа Программы - $ 12000-15000 в год.
Контакты:
Кричевский Сергей Владимирович.
(095) 9522423, 9523007 (ЦЭПР);
1247934 (СоЭС)
E-mail: sergei.krichevsky@starcity.ru
Черкасова Мария Валентиновна
(095) 1188686 (ЦНЭП),
E-mail: cnep@glasnet.ru
Почтовый адрес
121019 Москва, а/я 211, ЦКИ СоЭС
.
|