Друзья, прекрасен наш Союз... 05 (май-июнь 2000)
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом В номере:

Никто не даст нам избавленья

Конференция СоЭС

Премия Голдмана становится традицией СоЭС

Конкурс журналистов

Победители «Экологии России»

Интернет по-Туркменски

Речка освободилась

Зеленая Команда в Душанбе

ДОП Казани - 35 лет действия

Движение ДОП последних лет

Экодом в Казани

Соломенные дома беларуси получили международное признание

Спор о дороге Лагонаки-Дагомыс

Наш ответ транснационалам

«За победу над природой»

Пестицидный заводик

Космическая программа

Пять лет Марша Парков

Сеть Спасения Тайги - 2000

Обращение к экологическим общественным организациям и активистам


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Ольга Берлова, Нина Забелина, Виктория Колесникова, Анна Кочинева;
Фотографии и рисунки:
Анна Кочинева, Ольга Берлова, Святослав Забелин, Мария Черкасова;
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@glasnet.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

наше дело
Никто не даст нам избавленья...

  Президент Российской Федерации В.В.Путин своим Указом N 867 от 17 мая 2000 упразднил Государственный комитет по охране окружающей среды, а заодно Федеральную службу леса и Государственный комитет по земельной политике, т.е. завершил-таки ликвидацию государственной системы экологического контроля на одной восьмой части суши, начатую его предшественником Б.Н.Ельциным в 1995 году.
  По словам Володи Борейко, попытка точно такой же реорганизации была предпринята на Украине полгода назад, но сорвалась из-за сопротивления лесного ведомства. Поэтому нижеследующие рассуждения адресованы всем членам СоЭС, а не только россиянам. Представляется, что другие Президенты стран Содружества Независимых Государств на этом направлении с большой охотой последуют за Владимиром Путиным.
  Ответ российского экологического движения был резким, но стандартным. Созванная общественными экологическими организациями Всероссийская Чрезвычайная Конференция по охране природы обратилась к Президенту с просьбой «восстановить самостоятельную федеральную систему специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды» и сохранить самостоятельный федеральный орган по управлению лесами.
  За день до Конференции большая группа представителей разных общественных экологических организаций начала процедуру инициации всероссийского референдума с вопросами:

  • Вы за запрет ввоза из других государств на территорию России радиоактивных материалов на хранение, захоронение или переработку?
  • Вы за то, чтобы в России был федеральный государственный орган по охране окружающей среды, отдельный как от органов по использованию, так и от органов по управлению природными ресурсами?
  • Вы за то, чтобы в России была юридически самостоятельная государственная лесная служба?
  Цель и того, и другого мероприятия - заставить власть снова взять на себя функции, которые она не считает нужным исполнять, а кроме того - исполнять уже не может и не сможет, поскольку нет ни политической воли, ни денег, ни кадров. Да и сама власть стала другой. Даже если она пойдет на попятный, то новый орган охраны природы будет еще более ручным, чем был упраздненный. И это нам надо?

Что все это значит?
  Внешне это похоже на возврат к временам развитого социализма, когда каждое ведомство само следило за своим влиянием на природную среду, экспертизу осуществлял государственный экспертный совет, а вместе с тем и одновременно государство контролировало средства массовой информации, преследовало инакомыслящих и делало много чего другого плохого.
  Но никаких возвратов ни в природе, ни в обществе не бывает. Так и тут. 15 лет назад государство было собственником отраслевых корпораций, которые назывались министерствами. Это оно их доило, а при необходимости окорачивало.
  Сегодня наоборот - отраслевые корпорации владеют государством: они торгуются с государством - какую часть налогов заплатить, они поручают Президенту Путину во время визита в Испанию просить очередной кредит на незабвенную Высокоскоростную магистраль Москва-Санкт-Петербург. Это под их диктовку упразднены природоохранные структуры в Правительстве.
  Ну что такое Россия со своим жалким бюджетом в 25 миллиардов долларов по сравнению с любым отечественным или транснациональным газовым или нефтяным гигантом?
  Произошедшее с Госкомприродой и прочими природоохранными ведомствами и структурами России позволяет уже обоснованно говорить о фундаментальных изменениях основ функционирования государства как такового. Дождались.
  Исторически государство сложилось как инструмент защиты территории нации от внешних врагов. Население для государства до самого последнего времени было ресурсом и средством выполнения этой функции защиты (в военное время - непосредственно, в мирное - косвенно через налоги, идущие на вооружение). А успех выполнения функции защиты территории зависел от качества этого ресурса (населения). Системы образования, здравоохранения, а потом и охраны окружающей среды государство создавало в целях повышения качества ресурса своего существования, а все прочее народ добывал в борьбе с государством.
  В настоящее время мир переживает переход от состояния «система наций» к состоянию «система транснациональных корпораций» (противоречия и печальные перспективы этого перехода пока оставим в стороне). И не население, а корпорации становятся ключевым ресурсом, обеспечивающим существование государства (государственной машины). Не подоходный налог с граждан, а налог с прибыли естественных монополий и акцизы на водку и бензин формируют бюджет России. Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Вчера - население, сегодня - национальные и транснациональные корпорации. В развитом мире это еще только «наклевывается», а в России уже произошло, и команда Путина оформила этот переход юридически.
  Я давно уже пытаюсь доказать всем, что Россия не отстала от развитого мира, а обогнала его. И вот вам еще одно доказательство. В марте 1998 года я писал, что в ближайшем будущем - «... оправдываясь кризисной ситуацией государственная власть большинства стран полностью освободится от всех обязательств по социальной защите граждан, содержанию образования, науки и здравоохранения, которые были ей «приданы» в последние 100 лет, сосредоточившись на усилении и совершенствовании силовых и полицейских структур, в том числе, структур насилия над собственным населением. Такая трансформация - как естественный (а не разумный) рациональный ответ на кризис - будет принята населением любых, самых «демократических» стран, в связи с чем о гражданском обществе и правовом государстве придется забыть на несколько десятков или сотен лет».
  Вот это предсказанное и случилось с нами при молчаливом одобрении лидеров так называемых развитых стран - после упразднения Госкомэкологии Президент США и Президент РФ подписали ни к чему не обязывающее соглашение по климату, а также соглашение по развитию атомной энергетики в России, для которой свершившееся упразднение - «зеленый свет».
  Мир государств и мир корпораций - это принципиально разные миры. Транснациональным, т.е. без роду, племени и прописки, корпорациям для существования и деятельности в принципе не нужна природа, в принципе не нужна большая часть населения планеты. Это бездушные механизмы, для производства денег перерабатывающие природные ресурсы в отходы, которые отбирают для управления собой таких же бездушных, без роду и племени людей. И к ним - к корпорациям и их руководству - бессмысленно взывать: там нет такого органа, которым может быть услышан ваш протест или призыв. Это же относится и к государственной машине, обслуживающей мир корпораций - у нее тоже уже атрофировался орган, позволяющий слышать свой народ. И атрофировался навсегда. Она тоже отбирает людей, лишенных привязанности к чему-либо, кроме денег. И если это камуфлируется словами о патриотизме или православии - не давайте вводить себя в заблуждение.

Что делать.
  Если к происходящему относиться без истерики, как к объективному естественно-историческому процессу, то, во-первых, нужно разогнуться, необходимо перестать стоять в позе выпрашивающих милости у сильных мира сего. Из чувства собственного достоинства или вследствие полной бесполезности такой позы.
  Во-вторых, нужно научиться этим еще не осознанным нами всерьез силам противостоять. Сила уважает только силу. Но против лома не обязательно нужен лом, есть и другие испытанные средства. Например, в 1972 году в СССР студенты создали фактически независимую от комсомола всесоюзную общественную организацию -Движение Дружин по охране природы. Несколько следующих лет руководство ВЛКСМ пыталось это движение либо напугать, либо приручить, но безуспешно. Выяснилось, что - с одной стороны - Движение со всех сторон надежно прикрыто декларациями КПСС и ВЛКСМ об охране природы и роли молодежи, а с другой стороны - ухватиться не за что, поскольку у Движения нет избранного руководства, а значит нет тех, кого можно напугать или купить. С ежегодной Конференцией этого не проделаешь. И Движение оставили в покое. Ушли в небытие и СССР, и КПСС, и ВЛКСМ, а Движение Дружин по охране природы все также ее охраняет.
  Не менее гибко поступало Движение Дружин и для обеспечения своих членов правами и полномочиями природоохранных инспекций. Действовали по обстоятельствам: хорошие отношения с охотинспекцией - обзаводились удостоверениями общественных охотинспекторов, портились отношения -добывали удостоверения общественных (а то и государственных) инспекторов охраны леса, а про запас всегда были «красные корочки» общественного инспектора ВООП.
  В результате нас уважали, т.е.боялись, а в среднем по стране студент-дружинник задерживал за год столько же браконьеров, сколько средний штатный сотрудник государственной природоохранной инспекции. Лозунг движения был прост: мы сами будем делать то, что государство декларирует, но не делает.
  Когда от пуль браконьеров стали гибнуть наши товарищи, мы выяснили, что в государственных органах просто нет, совсем нет системы профессиональной подготовки инспекторов. И мы создали свою, с инспекторскими учениями и имитационными играми, со своими методическими пособиями по тактике и технике безопасности задержания, со своими учебниками и многим другим.
  30 лет назад, при советской власти это сделали молодые ребята -студенты, аспиранты - без денег, без особой поддержки, а чаще при явном и неявном противодействии. Так что же мешает этот опыт - в новых условиях - повторить нам, взрослым, опытным людям? Если государство больше не желает охранять ни природу, ни наше здоровье, значит это придется делать нам самим. Конечно, можно еще лечь и помереть.

Из Обращения Всероссийской чрезвычайной конференции по охране природы (Москва, 13 июня 2000 г.) к экологическим общественным организациям и активистам.
  «Общественные организации должны активнее защищать конституционные экологические права граждан, право на благоприятную природную среду и компенсацию ущерба в результате экологических правонарушений (статья 42 Конституции), право на поиск, получение, передачу, производство и распространение экологической информации (ст.29 Конституции), право на непосредственное участие в управлении государством (ст.31), право на свободу деятельности экологических организаций (ст.30). В работе экологических общественных организаций большее внимание должно уделяться организации и проведению общественных экологических экспертиз, общественных слушаний по экологически опасным проектам, организации референдумов. Экологические организации должны развивать механизмы общественного контроля и участия в принятии решений по проблемам окружающей природной среды».
  Законодательная база для этого есть.
  Вспомним Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».
  Статья 12. Граждане имеют право: создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
  Статья 13. Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право: разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности; требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны; организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов; требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.
  Статья 14. Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, специально уполномоченные на то государственные органы в области охраны окружающей природной среды, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности. Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению общественными объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей, вытекающих из Конституции Российской Федерации и настоящего Закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

В Уставе Международного Социально-экологического союза записано:
  7.2. Союз в лице Совета Союза, в соответствии с действующим законодательством, и в установленном законом порядке имеет право (помимо всех вышеперечисленных в Законе прав):
  - создавать и принимать участие в создании необходимых для выполнения уставных задач Союза некоммерческих организаций, в том числе экологических и благотворительных фондов и общественных инспекций;
  а среди уставных задач есть:
  - организация общественного экологического контроля и экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, природных и культурных ценностей и объектов, а также здоровья населения;
  - организация общественного экологического контроля за соблюдением законодательства в области природопользования, обеспечения экологической безопасности, охраны природы и культурных ценностей и объектов, прав и здоровья населения.

  Так что пока в этой стране еще оглядываются на законы (пусть нехотя, со скрипом сердечным и зубовным) - дело за малым - за желанием взять свою судьбу в свои собственные руки, не надеясь что кто-то за вас «сделает вам красиво».
  А еще важно наконец-то понять, что в этом деле у нас множество союзников, которые пока не подозревают об общности наших с ними интересов, и о которых мы сами не думаем как о союзниках. А чаще брезгливо морщимся. А пора бы отвыкнуть морщиться.
  Во-первых, это все те, у кого есть здесь, в России дело, которое их кормит-поит-одевает, и которое они не планируют бросать, чтобы уехать. Вот они-то, с одной стороны, заинтересованы, чтобы было чем дышать, и где нормально отдыхать, а с другой - минимально платежеспособны. Правда, думаю, что они не подозревают, что у нас была какая-то Госкомприрода и какие-то с ней проблемы. Зато слово «экология» у всех и у них тоже уже в подкорке, как говорят знающие психологи.
  В-вторых, все нормальные структуры самоуправления, которым тоже будет ой как несладко под железным башмаком ТНК. У этих денег нет, но есть серьезные полномочия, которыми они могут поделиться.
  В-третьих, другие общественные объединения, в первую очередь правозащитные, которым следует объяснить, что отмена контроля за использованием природных ресурсов - первая ласточка процесса отмены контроля за эксплуатацией человеческих ресурсов. Чтобы все они стали нашими союзниками нужно очень мало: смирить свою гордыню, перестать считать только себя солью земли, увидеть и принять ценность труда других и научиться с ними разговаривать. Но без этого мы потеряем не только природу, но и самих себя.
  Интернационал был написан давно, но актуальности своей не утерял, чтобы ни пели по «ящику». Кто забыл - вспомните.

Со-председатель Совета СоЭС Святослав Забелин.

seu-info@ecoline.ru