Друзья, прекрасен наш Союз... 04 (апрель 2000)
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом В номере:

Полная победа в верховном суде

Самые престижные экологические премии получили члены мСоЭС

Время действовать

Интернет и экология

5 лет образовательному курсу

Киров: попытка экологического бандитизма армии

Жители Воткинска против

Новая угроза общей природе... опять Таджикистан

Кто виноват в развале экономики Карелии

Опять «Самарская Лука»

10 лет Ассоциации Зеленых Карелии

Заявление против ввоза ядерных отходов в Россию

Ядерному взрыву - нет!


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Ольга Берлова, Нина Забелина, Ирина Земцова, Виктория Колесникова, Анна Кочинева, Михаил Трушкин
Фотографии и рисунки:
Ольга Берлова, Виктория Колесникова;
наших организаций:
объединение “Беллуна”,
культурный центр “Дупло” Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@glasnet.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

к конференции СоЭС

Время действовать
  1. Мир скатывается в пропасть экологической катастрофы. Это становится ясным не только для многих ученых и профессионалов-экологов, но и для всех тех, кто способен на фоне повседневной суеты дать себе труд подумать о нынешней экологической ситуации, её динамике и перспективах.
  Однако, темпы “позеленения” современного человечества явно недостаточны для того, чтобы своевременно принимать меры, адекватные глобальной угрозе. Подавляющее большинство людей - и среди них, к сожалению, те, от кого зависит принятие экологически значимых решений, - воспринимают проблему лишь краем сознания, не считая её приоритетной.
  И если мы с вами (я имею в виду СоЭС-овцев) претендуем на понимание степени важности проблемы для человечества и современной биосферы в целом, мы должны считать своей главной задачей распространить это понимание на представительное большинство людей. Гром не грянет - мужик не перекрестится. Нужен превентивный информационный гром. Пока же мы лишь изредка шумим и вяло ругаемся. 1.1. Наша экологическая периодика малотиражна и почти не выходит за круг “зелёных” читателей. Она нам, безусловно, нужна, но это - средство нашего общения, а не влияния на общество. Надо внедряться в популярные СМИ — центральные, региональные и местные.
  Журналистов-экологов мало. Не попробовать ли убедить тех, от кого это зависит, организовать соответствующие отделения на журналистских факультетах? Время пристало. Не говоря уже об учёных и экологах-профессионалах, в работу со СМИ должно включиться как можно больше “зеленых”. Преобладающие тематики, интересующие СМИ, -политическая, экономическая, социальная. Даже в этих рамках можно говорить об экологических проблемах, потому что они, как правило, затрагивают какой-то из этих аспектов. Важно наладить контакты с редакциями. Местные газеты (по нашему опыту) принимают экологическую информацию о местных проблемах обычно достаточно охотно. Удаётся помещать и некоторые перепечатки, например, из “Берегини”. Этот резерв надо использовать как можно шире.
1.2. Наша информационно-пропагандистская работа должна быть адресной, рассчитанной на конкретные социальные группы людей. Только тогда возможны понимание и широкий общественный резонанс.
  Я благодарен Святославу Забелину за своевременную, нужную и выстраданную книгу “Время искать, и время терять”, но думаю, что высказанный в аннотации к ней тезис о широком круге потенциальных читателей неоснователен не только в силу её малого тиража. В самом деле: учёным могут претить многословие и повторы при минимуме доказательной научной базы; студентам и учителям - разбросанность, нечёткая систематизация материала; управленцам и бизнесменам - многословие и литературное украшательство, которое - и только оно - будет оценено по достоинству домохозяйками (я перечислил лишь тот круг читателей, который назван в аннотации). Этим я хочу сказать только одно: столь значимые идеи надо оформлять адресно, соблюдая в каждом случае “законы жанра”. Конечно, речь идёт не только и не столько о данной книге, а о всей нашей печатной продукции, включая переписку с чиновниками всех уровней.
1.3. Особое внимание - молодёжи, школьникам, экологическому воспитанию и образованию.
  Молодое поколение не повинно в человеческом насилии над Природой. Но именно ему придется с лихвой платить по этому счёту. Надо сделать так, чтобы плата была минимальной. Для этого, прежде всего, надо рассказать детям о человеческих ошибках и заблуждениях, их корнях, причинах и о новой, выстраданной шкале ценностей, противопоставив её потребительской идеологии. И - научить жить в соответствии с этой шкалой ценностей, где приоритетным является экологическое благополучие Природы и человечества, как её части.
  Задача эта очень непростая. Потребительская идеология постоянно вскармливается рыночной стихией. Вслед за взрослыми легко заражаются дети, наблюдая социальные контрасты или слушая поучения “заботливых” родителей. И всё же, проблема эта разрешима: дети острее взрослых воспринимают понятия добра и зла, справедливости, живой Природы. Надо лишь создать для этого условия, главные из которых - обязательное экологическое образование, продуманные методики и программы, подготовленные и любящие своё дело учителя. Создание этих условий - дело государства. Наше дело - толкать государство в этом направлении и оказывать практическую помощь учителям. А тем, кто из наших рядов погрузился в эту проблему профессионально, - честь и хвала. В идеале профессия учителя-эколога (учёного, преподавателя, методиста) должна стать в ряд самых востребованных и престижных. Да и армия учителей по традиционным школьным дисциплинам не должна стоять в стороне от экологического воспитания: есть и естественно-научные, и исторические, и нравственные аспекты проблемы.
2. Надо настойчиво использовать все каналы информационного и лоббистского влияния на властные структуры всех уровней — от ООН, Президента, Правительства, Федерального Собрания, Госкомэкологии РФ до муниципальных администраций и районных комитетов по экологии.
  Включив в этот перечень ООН, я не хватил лишку. Почему бы, в самом деле, СоЭС не инициировать обращение группы наиболее авторитетных международных экологических организаций в ООН по проблеме глобального экологического кризиса и мерам по его преодолению? Не надо долго согласовывать единый подход к проблеме, стремясь вовлечь в эту кампанию побольше участников: это тот случай, когда в посылках и выводах нужны радикализм и однозначность. В частности, считаю, что правовой статус Природы должен быть не ниже статуса той её части, которая именует себя человечеством разумным.
  Чиновники всех рангов и уровней в массе своей экологически безграмотны, зациклены на проблемах экономики, личной карьеры, испытывают давление криминального бизнеса или связаны с ним. От них зачастую нельзя ожидать не только адекватного отношения к «экологическим реалиям», но и простого обывательского интереса к экологической тематике в СМИ. Но именно они - те, кто принимает экологически значимые решения, - должны быть основными объектами нашего влияния. Влияния непосредственного - через письма, обращения, контакты - и влияния через общественность (кампании, СМИ). Непосредственное влияние обычно более оперативно и результативно. Надо иметь в виду, что самый весомый аргумент для типичного чиновника - мнение начальника или вышестоящей инстанции. И если метод убеждения не срабатывает на выбранной ступеньке иерархической лестницы, необходимо подниматься выше, работать «в челночном режиме».
  Главное направление для этой работы в России сегодня - реализация решений и рекомендаций Второго съезда по охране природы. Из публикации (А. В. Федорова) в одном из последних номеров «Берегини» следует, что исполком Съезда с этой работой не справляется. Полагаю, что надо организовать региональные отделения исполкома, на базе наиболее активных эко-НПО и государственных природоохранных структур.
  По-видимому, не единичен следующий пример: наш Красноармейский райкомэкологии получил материалы Съезда от нашей группы (получившей их из Центра экологической политики России), крайкомэкологии до сих пор их не направил (а может, и он их не имеет?).
  Материалы Съезда - в части рекомендаций ряда секций - содержат конкретные предложения, реализацией которых надо заниматься. Одни из них должны найти отражение в федеральном и региональных законодательствах, другие - приняты в форме рекомендаций, но и в этом случае на местах должны понимать их федеральный статус и необходимость им следовать. Нужны соответствующие директивы Госкомэкологии для регионов и контроль исполкома Съезда - через региональные отделения.
3. Мы декларируем свой демократизм, высокие цели, но наш СоЭС, как любая другая организация, не застрахован от вирусов бюрократизма, формализма и других чиновничьих недугов.
  Масштабы этой болезни в государственных природоохранных структурах продемонстрировал Второй Всероссийский съезд по охране природы, а с её проявлениями на местах мы постоянно имеем дело, контактируя с этими структурами.
  По-моему, в отличие от времён 5-10-летней давности, симптомы подобной хвори появились и у нас, и с ними нельзя мириться. Вот пример (надеюсь, не типичный).
  В июле 1999 года, после длительных проволочек и согласований, губернатором Приморского края было принято постановление № 299 “Об организации национального парка “Удэгейская легенда”. Проектной документации оставалось преодолеть лишь последнюю - федеральную - инстанцию, и для этого имелись все формальные основания. Но, как мы и предполагали, лесопромышленники не смирились с отторжением лакомого куска и развернули настойчивую кампанию по ревизии постановления № 299. Под их нажимом сменила свою позицию сначала районная администрация, а затем, по существу, и краевая, которая 11.02.2000 приняла решение о продолжении промышленных рубок на территории, зарезервированной под Парк, «...до решения вопроса о принадлежности ...к ООПТ, ... в порядке краткосрочного пользования». Всё это время мы осаждали письмами различные инстанции - от краевых до федеральных. Но здесь важно отметить, что в числе наших адресатов были ЦОДП (наше письмо от 24.07.1999), В. Б. Степаницкий (02.12.1999), а также Данилов-Данильян (31.01.2000): ответов от них мы не дождались.
  В итоге я прошу Совет СоЭС подключиться к решению проблемы Парка. С сегодняшним состоянием и историей проблемы можно ознакомиться из прилагаемых документов. В их числе - и наше обращение к В. В. Путину (03.03.2000), на которое тоже пока нет ответа (сроки ещё не передержаны). Я думаю, что если это обращение останется без ответа, надо будет опубликовать его в форме открытого письма в одной из центральных газет. Можно приурочить к Дню Земли. Это, понятно, не единственная из возможных мер.
4. И последнее. Только что получил январские «Вести СоЭС». Спасибо авторам редакционной статьи о стратегии МСоЭС в 21 веке (опубликована пока не полностью):
  основательно и четко. О правомерности исторических цивилизационных аналогий можно поспорить. Но в любом случае, действительно, главное для нас - успеть подстелить соломки если не под новую цивилизацию (ее становление будет не одноактным), то под непутевое человечество, на которое грозит обрушиться девятый вал. Собственно, об этом (в тактическом плане) и шла речь в первых двух разделах моего письма.
  В заключение хочется пожелать всем нам, чтобы за дебатами о стратегии и тактике мы не уходили в сторону от ежедневной конкретной природоохранной работы. Мы говорим о грядущей гармонии человечества с Природой. Сегодня гармонии нет, но островки Природы есть. Завтра может оказаться, что гармонировать будет не с чем.

Экологическая группа «Тайга», Владимир Земцов.
692180, Рощино, Приморский кр., ул. Громовой 11-1.
Тел: (42359)23104

seu-info@ecoline.ru