программа СоЭС
Образование для решения экологических проблем
Фрагменты проекта Программы действий Международного социально-экологического союза в области образования
1. Терминология
Разработка и реализация образовательных программ - необходимый инструмент решения экологических проблем. В связи с этим термин образование для решения экологических проблем представляется предпочтительным по сравнению с традиционными понятиями (такими как экологическое образование, энвайронментальное образование, образование в области окружающей среды, природоохранительное образование и просвещение) вследствие четкого обозначения цели. Поскольку в отечественной практике за преподаванием экологии закрепился термин экологическое образование, в настоящем документе будет использоваться термин образование для решения экологических проблем, соответствующий англоязычному environmental education (в отличие от ecological education).
Определение термина образование для решения экологических проблем в предлагаемой трактовке основано на учете определений, в отношении которых достигнуто согласие на наиболее авторитетных международных форумах: Межправительственной конференции (Тбилиси, 1977) и Конгрессе ЮНЕСКО-ЮНЕП (Париж, 1987) . Однако формулировки содержат значительные изменения и дополнения, связанные с представлением о том, что человек, с его личными качествами - нравственностью, духовностью, социальным опытом - ключевая фигура в решении экологических проблем, любая из которых имеет социальные и экономические корни.
Образование для решения экологических проблем - непрекращающийся на протяжении всей жизни человека, основанный на практике взаимодействия с природным и социальным окружением психолого-педагогический процесс, ведущий к осознанию социально-экологических проблем, формированию принципиально-положительного отношения и чувства личной причастности к охране окружающей среды.
Образование для решения экологических проблем призвано:
- содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии;
- предоставлять критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды и решения экологических проблем;
- демонстрировать возможности развития экономики при сохранении окружающей среды;
- способствовать личностному росту и самореализации учащихся;
- предоставлять возможности для становления:
- бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям;
- активной гражданской позиции;
- ценностной ориентации и эколого-гуманистической картины мира, основанных на этике ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, ныне живущие и будущие поколения людей.
Цель образования для решения экологических проблем - повышение качества жизни на основе создания условий для становления такого отношения людей к окружающей среде, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, видами деятельности, опытом, необходимыми для личного участия каждого человека в выявлении социально-экономических причин экологических проблем, в их решении и предупреждении.
В таком понимании образование тесно смыкается с понятием самообразование, поскольку нельзя научить - можно научиться, а задача педагога, роль СоЭС - содействие созданию наиболее благоприятных для этого условий.
В настоящем документе под образованием понимается как обучение, воспитание, развитие, так и просвещение. Под качеством жизни понимаются здоровье людей, полнота бытия, зависящие от состояния окружающей среды и степени решения экологических проблем.
2. Постановка проблемы.
2.1. В настоящее время в экологическом образовании граждан наших стран преобладает информационно-справочный подход, основанный на передаче учащимся невостребованных ими знаний из области фундаментальной и прикладной экологии. При этом учебные экологические курсы мало связаны с каждодневным опытом педагогов и учащихся, т.е. не дают понятия о том, что и как можно изменить в повседневной жизни, чтобы уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую среду и связанный с этим риск. Методики образования для решения экологических проблем, как в учебных заведениях, так и в работе с широкой общественностью, отсутствуют.
2.2. Сосредоточенность экологического образования преимущественно на передаче знаний не способствует развитию таких личностных качеств учащихся, как:
- ценностная ориентация;
- духовная состоятельность;
- критическое мышление;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- социальные ответственность и активность;
- навыки решения проблем;
- способность вести диалог между общественностью и органами власти, руководством предприятий;
- бережное отношение к окружающей среде.
Задачи образования для решения экологических проблем не вписываются в современные концепции общеобразовательной школы, средних специальных и высших (включая педагогические) учебных заведений. Между тем, только поколение, состоящее из личностей, обладающих необходимыми качествами, способно решать социально-экологические проблемы.
2.3. В настоящее время, несмотря на декларируемую всеобщность и непрерывность экологического образования, оно представляет собой область узко профессиональной деятельности. Большая часть общества не имеет четкого представления о его цели, задачах, методах и содержании. Это в значительной степени справедливо и в отношении педагогов, работающих в области экологического образования, поскольку, как правило, оно затрагивает лишь естественные науки. Социальные и экономические корни экологических проблем и их неразрывная связь остаются невскрытыми и непонятыми. Вместе с тем, преподавание основ социальных наук и экономики ведется без учета вопросов охраны природы, сохранения и восстановления природных ресурсов.
2.4. Объемы информации и скорости информационного обмена в современном мире постоянно возрастают. В последние годы изменения происходят все быстрее, а факторов, подверженных изменениям, становится все больше. Система образования мало приспособлена к восприятию быстрых изменений социальных, политических, экономических, технологических факторов окружающего мира.
2.5. Глобальный характер обмена информацией обеспечивает возрастание интенсивности взаимодействия и взаимопроникновения различных культур (при противоположно направленной тенденции поддержания культурного своеобразия) . Отечественные системы образования мало чувствительны к восприятию культурно-философского многообразия мира.
2.6. Развитые страны переходят от общества, основанного на потреблении природных ресурсов и производстве, к обществу, делающему ставку на динамичные квалифицированные людские ресурсы и информацию. При этом не только повышаются требования к качеству образования молодежи, но и резко возрастает значение образования взрослого населения. Системы повышения квалификации педагогов не адекватны современным проблемам. Отсутствует механизм, который обеспечивал бы соответствие возможностей учителей непрерывно усложняющимся потребностям общества. Не развита инфраструктура экологического образования (с акцентом на ОРЭП - курсы и учебные пособия в педагогических учебных заведениях и институтах повышения квалификации учителей, общедоступные широко распространенные СМИ - включая радио-TV программы, система наград и поощрений - конкурс «Методика-XXI» прообраз такой системы, реально работающая сеть государственных и общественных организаций - информационно-методических центров ОРЭП, отечественные внебюджетные фонды, целенаправленно финансирующие ОРЭП) .
3. Цель программы
Содействовать решению экологических проблем на основе разработки, реализации и контроля над выполнением проектов, создающих условия для понимания и активного применения преподавателями, учащимися, широкой общественностью идей образования для решения экологических проблем в соответствии с тем, как они определены Межправительственной конференцией (Тбилиси, 1977) и Конгрессом ЮНЕСКО-ЮНЕП (Париж, 1987) в приводимой выше трактовке.
В результате выполнения программы, идеи, методы и необходимость образования для решения экологических проблем должны быть осознаны и приняты правительствами, предпринимателями, общественностью. Уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду и экономия природных ресурсов в интересах будущего человечества и биосферы должны стать одной их основных общественных ценностей, одними из главных мотивов, определяющих поведение людей. В числе индикаторов успеха программы:
- уменьшение потребления в быту и на производстве ресурсов, энергии и производства отходов;
- уменьшение загрязнения окружающей среды, включая обеспечение безопасности широко применяемых в быту и производстве химикатов; * увеличение количества и сохранение разнообразия вокруг нас объектов живой природы (бабочек, птиц, белок, зеленых насаждений, рыбы в реках, озерах, морях) и, таким образом, - уменьшение риска для собственной жизни и жизни других людей.
4. Задачи программы
4.1. Поддержка преподавателей и учащихся, занимающихся образованием для решения экологических проблем, включая:
- * исследование потребностей преподавателей и учащихся и создание условий для их самореализации в среде СоЭС;
- * прогноз изменений в сфере образования для решения экологических проблем;
- * мониторинг изменений в сфере образования для решения экологических проблем с целью оценки эффективности настоящей программы;
- * награждение и поощрение творческих учителей на конкурсной основе.
4.2. Разработка теоретических, методических, справочных, информационных материалов; разработка, адаптация и опробование методик, учебных программ и проектов в области образования для решения экологических проблем, основанных на принципах:
- учета отечественного и мирового опыта, тенденций развития экологического образования, результатов исследований в области методологии и состояния образования для решения экологических проблем;
- гуманистической психологии, учета многообразных культурно-философских идей;
- междисциплинарности и сотрудничества учителей разных специальностей и регионов;
- учета индивидуальных особенностей, потребностей и жизненного опыта учителей и учащихся и способствующих:
- развитию навыков выявления проблемных ситуаций, определения целей и постановки задач;
- развитию навыков критического мышления, самостоятельного поиска знаний и обретению опыта их использования в повседневной жизни;
- выработке основанной на экологических ценностях собственной жизненной позиции и умению убедительно отстаивать свою точку зрения в сложных ситуациях;
- развитию навыков сотрудничества, разрешения конфликтов, способности воспринимать чужую позицию;
- развитию умения решения комплексных, в том числе социально-экологических задач, с учетом правовых аспектов;
- развитию конструктивно-оптимистического отношения к решению экологических проблем;
- становлению эколого-гуманистической картины мира, созданию условий для построения индивидуальной шкалы нравственных ценностей, выработке неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем;
- духовному становлению учащихся, гармонизации личности, целостному восприятию картины мира и места в нем человека.
4.3. Содействие формированию инфраструктуры экологического образования детей; содействие профессиональному и личностному росту преподавателей и учащихся, предоставление услуг в сфере образования для решения экологических проблем, на основе создания систем:
- оперативного распространения информации и опыта в области экологического образования, включая:
- формирование баз данных;
- создание телекоммуникационной сети поддержки образования для решения экологических проблем;
- развитие системы маркетинга эколого-образовательных услуг и методической продукции;
- обмена опытом и взаимодействия между преподавателями, включая:
- проведение конференций;
- осуществление совместных международных и национальных проектов;
- установление горизонтальных связей;
4.4. Способствовать вовлечению общественности в решение экологических проблем через:
- содействие распространению опыта и обретению навыков решения экологических проблем на основе диалога и сотрудничества образовательных учреждений, общественных организаций, природоохранных органов, властных структур, производственных и коммерческих предприятий, средств массовой информации;
- участие в формировании государственной политики и законодательства по вопросам экологического образования;
- содействие созданию широко воспроизводимых систем образования для решения экологических проблем для граждан, профессионально не связанных с образованием для решения экологических проблем, через разработку проектов, ориентированных, в частности, на представителей:
- властных структур;
- руководителей органов образования;
- общественных организаций;
- широкой общественности.
5. Планируемая деятельность
5.1. Подпрограмма «Поддержка преподавателей и учащихся, занимающихся образованием для решения экологических проблем»:
- постоянное проведение исследования потребностей преподавателей;
- разработка системы оценки эффективности образования для решения экологических проблем;
- выход на новые целевые группы, в первую очередь преподавателей и студентов педагогических учебных заведений;
- содействие введению в школах курсов интерактивного образования для решения экологических проблем;
- социологический мониторинг с целью оценки эффективности настоящей программы.
5.2. Подпрограмма «Разработка теоретических, методических, справочных, информационных материалов; разработка, адаптация и опробование методик, учебных программ и проектов в области образования для решения экологических проблем»:
- инициирование создания высокоэффективных методических материалов по образованию для решения экологических проблем проведение среди преподавателей, проведение для этой цели конкурса методических материалов по образованию для решения экологических проблем «Методика-XXI»1;
- публикация адаптированных переводов лучших мировых образцов методических материалов по экологическому образованию;
- осуществление модельных проектов по улучшению местной экологической обстановки для опробования методики вовлечения учителей и учащихся в решение местных экологических проблем;
- разработка и предложение к реализации в образовательных учреждениях модельных проектов и мероприятий, позволяющих:
- улучшить местную экологическую обстановку силами учащихся;
- наладить взаимодействие учащихся и учителей с органами местного самоуправления в области сбора экологической информации, решения экологических проблем;
- снизить воздействие образовательных учреждений на окружающую среду путем экономии и рационального потребления ресурсов;
- реализовать возможности образовательных учреждений как центров экологического образования населения.
5.3. Подпрограмма «Содействие формированию инфраструктуры образования для решения экологических проблем; содействие профессиональному и личностному росту преподавателей и учащихся, предоставление услуг в сфере образования для решения экологических проблем»:
- разработка стандартов (требований) в области образования для решения экологических проблем с целью повышения качества методических материалов;
- подготовка и публикация справочников по ресурсам образования для решения экологических проблем;
- подготовка ведущих семинаров (тренеров) по образованию для решения экологических проблем, разработка пособий для семинаров;
- развитие консалтинговых услуг;
- поддержка и развитие существующих, создание новых региональных центров распространения идей и методов образования для решения экологических проблем.
- развитие дистанционного образования; развитие профессиональных периодических изданий по образованию для решения экологических проблем;
- создание виртуального ресурсного центра методических материалов в области образования для решения экологических проблем;
Создание эколого-образовательной среды в профессиональной сфере.
5.4. Подпрограмма «Содействие вовлечению общественности в решение экологических проблем»:
- создание периодических изданий, ориентированных на просвещение общественности в части решения экологических проблем;
- создание телепрограмм (телесюжетов) для широкого круга зрителей на местном и центральном телевидении, ориентированных на содействие решению экологических проблем на уровне повседневного поведения;
- массовое издание литературы по решению экологических проблем на бытовом уровне для широкого круга читателей, профессионально не связанных с образованием для решения экологических проблем; перевод литературы по образованию для решения экологических проблем на языки коренных национальностей;
- создание краткосрочных малобюджетных проектов для общественности, позволяющих добиваться небольших, фиксируемых результатов по уменьшению неблагоприятного воздействия на окружающую среду и решению местных экологических проблем; проведение консультаций и семинаров для различных групп населения, профессионально не связанных с экологическим образованием;
- создание образовательных программ для населения по действиям в случае аварий, приводящих к значительному воздействию на окружающую среду и здоровье.
Создание эколого-образовательной среды вне профессиональной сферы.
Широкое распространение и адаптация предоставляемой информации с учетом местных потребностей способствует независимости программы от ее инициаторов и разработке новых идей решения экологических проблем.
6. Предложения о сотрудничестве по реализации программы
Эта программа пишется для того, чтобы:
- повысить эффективность образования для решения экологических проблем, сфокусировав результирующий вектор усилий, предпринимаемых в данной области;
- выявить то общее и особенное, что объединяет людей, решающих аналогичные задачи;
- уточнить позиции, что даст возможность обобщить результаты работы, скоординировать действия, а в идеале - объединить усилия;
- предоставить возможности для обсуждения идей и использования имеющихся ресурсов;
- наконец, программа сама представляет ресурс для определения своего положения на «карте» экологического образования.
Инициаторы полагают, что программа, став «ядром кристаллизации», позволит расширить круг участников процесса образования для решения экологических проблем, и приглашают всех желающих к сотрудничеству. Каждая организация, каждый человек может найти место своим интересам и внести коррективы в цели и задачи программы либо добавить информацию о своих проектах к соответствующему пункту. Ждем откликов!
249020, Калужская обл.,
г. Обнинск-9, а/я 9081, АсЭкО.
Электронная почта: vkalinin@glasnet.ru
Вадим Калинин, координатор программы
Вестник АсЭкО, № 17, 1999, с. 7-8.
|