Друзья, прекрасен наш Союз... 03 (март 2000)
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом В номере:

«Зеленый Мир» получил один из Призов Балтийского моря

Страна прокуроров. Продолжение следует

Дети за безъядерное будущее

«Зеленый парус»: от 10 до 18… и на всю жизнь

Образование для решения экологических проблем

«Сандалу» - 10 лет

Апсабара - по-абхазски «природа»

Продукты генной инженерии: оправдан ли риск?

Новости из Перми

Экодом - алтай

Несостоявшиеся лыжероллерные Нью-Васюки

Подведены итоги операции «Первоцвет-2000»

Что нам делать с транснационалами

«Охрана дикой природы»

«Кодекс эколога»


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Ольга Берлова, Нина Забелина, Ирина Земцова, Виктория Колесникова, Анна Кочинева, Михаил Трушкин
Фотографии и рисунки:
Ольга Берлова, Виктория Колесникова;
наших организаций:
объединение “Беллуна”,
культурный центр “Дупло” Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@glasnet.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

защита прав
Страна прокуроров. Продолжение следует

  Повышенный интерес к российским экологическим организациям проявляют в последнее время работники прокуратуры. И хотя до инициирования новых громких шпионских процессов пока не дошло, есть основания полагать, что государство продолжает кампанию против неугодных ряду ведомств «строптивых» природоохранных общественных организаций.
  В частности, в феврале 2000 года начата проверка деятельности экологических общественных организаций «Зеленый мир» (Ленинградская область), «Экологической вахты Сахалина», (Сахалинская обл.) и «Зеленой Дубны» (Московская область).
  2 марта получил «приглашение» к прокурору Дмитрий Рыбаков, координатор Ассоциации зеленых Карелии, (Петрозаводск). Мы уверены, что это далеко не полный перечень организаций, чьей жизнью неожиданно заинтересовались органы надзора за соблюдением законности. Прокуратуру, в частности, интересует устав и соответствие деятельности организации заявленным в нем целям. Отдельное внимание во всех случаях уделяется источникам финансирования, особенно грантам зарубежных фондов, а также хозяйственной деятельности.
  В феврале 1999 года в Закон «О прокуратуре» были внесены дополнения, согласно которым прокурорскому надзору отныне подлежат и некоммерческие организации, а также то, как их руководители соблюдают «права и свободы человека и гражданина» (раздел1, статья 2).
  Предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, и некоммерческими организациями (раздел 3, глава 1, статья 21, пункт 1). Однако в пункте 2 этой же статьи сказано, что “при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором”.
  Согласно статье 22, прокурор имеет право «по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона».
  А также - «требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов (в нашем случае некоммерческих организаций - Редакция) представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
  Здесь же сказано, что прокурор уполномочен «вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов».
  Ни в одном из вышеперечисленных случаев, по нашим данным, никаких оснований для проверки предъявлено не было. Учитывая это, а также рвение, с которым прокуратура принялась за работу, трудно сомневаться в том, что цель новых мероприятий прокуратуры - показать «зеленой» общественности, «кто в доме хозяин». Ведь не будь этой общественности, большинство жизненно важной информации люди бы смогли получать в лучшем случае из негласных каналов. Общественные экологические организации уже давно стали костью в горле силовых структур. Социально-экологический союз, в частности, уже не раз был вскользь упомянут в прессе как террористическая и шпионская организация.
  Может быть система стала умнее? Для соблюдения видимости демократии нас сначала пробуют попугать проверками, походя пытаясь обвинять в терроризме. Потом к тем, кто «не поймет» или чья неформальность слишком уж режет глаз новому истеблишменту, будут применять меры посерьезней («Хранители радуги» и им подобные уже прочувствовали это на себе).
  По нашим данным, нынешняя кампания - часть санкционированной в ноябре 1999 года Генеральной прокуратурой плановой проверки деятельности общественных экологических организаций в 16 «неблагонадежных» регионах России. Интересно, откуда же поступил «сигнал» о столь массовых нарушениях закона в экологическом движении? Мы-то знаем, что нам скрывать нечего.
  «Мы наблюдаем, как в стране вновь возникает карательный институт – Институт Прокуратуры…», - так редактор правозащитного журнала «Index/Досье на цензуру» Наум Ним прокомментировал результаты дела Григория Пасько в июле 1999 года. (Тогда прокурору удалось добиться хоть и не «шпионского», но все-таки обвинительного приговора по делу). Февральские «маневры» лишь подтверждают этот факт.

  Материал подготовлен с использованием информации организаций «Зеленый мир», «Экологическая вахта Сахалина», «Зеленая Дубна», московской газеты «Время МН» и Федерального Закона о прокуратуре Российской Федерации

  PS. Пока верстался номер, мы получили интересную информацию.
  Группа депутатов собирается внести в ГосДуму РФ предложение - Министерство юстиции должно предоставить Прокуратуре полномочия по ликвидации тех организаций, которые не прошли перерегистрацию.
  Это предварительная формулировка. Предложение пока еще не подавалось в Думу. Что мы получим на выходе - пока неизвестно.

seu-info@ecoline.ru