защита прав
Страна прокуроров. Продолжение следует
Повышенный интерес к российским экологическим организациям проявляют в последнее время работники прокуратуры. И хотя до инициирования новых громких шпионских процессов пока не дошло, есть основания полагать, что государство продолжает кампанию против неугодных ряду ведомств «строптивых» природоохранных общественных организаций.
В частности, в феврале 2000 года начата проверка деятельности экологических общественных организаций «Зеленый мир» (Ленинградская область), «Экологической вахты Сахалина», (Сахалинская обл.) и «Зеленой Дубны» (Московская область).
2 марта получил «приглашение» к прокурору Дмитрий Рыбаков, координатор Ассоциации зеленых Карелии, (Петрозаводск). Мы уверены, что это далеко не полный перечень организаций, чьей жизнью неожиданно заинтересовались органы надзора за соблюдением законности. Прокуратуру, в частности, интересует устав и соответствие деятельности организации заявленным в нем целям. Отдельное внимание во всех случаях уделяется источникам финансирования, особенно грантам зарубежных фондов, а также хозяйственной деятельности.
В феврале 1999 года в Закон «О прокуратуре» были внесены дополнения, согласно которым прокурорскому надзору отныне подлежат и некоммерческие организации, а также то, как их руководители соблюдают «права и свободы человека и гражданина» (раздел1, статья 2).
Предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, и некоммерческими организациями (раздел 3, глава 1, статья 21, пункт 1). Однако в пункте 2 этой же статьи сказано, что “при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором”.
Согласно статье 22, прокурор имеет право «по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона».
А также - «требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов (в нашем случае некоммерческих организаций - Редакция) представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Здесь же сказано, что прокурор уполномочен «вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов».
Ни в одном из вышеперечисленных случаев, по нашим данным, никаких оснований для проверки предъявлено не было. Учитывая это, а также рвение, с которым прокуратура принялась за работу, трудно сомневаться в том, что цель новых мероприятий прокуратуры - показать «зеленой» общественности, «кто в доме хозяин». Ведь не будь этой общественности, большинство жизненно важной информации люди бы смогли получать в лучшем случае из негласных каналов. Общественные экологические организации уже давно стали костью в горле силовых структур. Социально-экологический союз, в частности, уже не раз был вскользь упомянут в прессе как террористическая и шпионская организация.
Может быть система стала умнее? Для соблюдения видимости демократии нас сначала пробуют попугать проверками, походя пытаясь обвинять в терроризме. Потом к тем, кто «не поймет» или чья неформальность слишком уж режет глаз новому истеблишменту, будут применять меры посерьезней («Хранители радуги» и им подобные уже прочувствовали это на себе).
По нашим данным, нынешняя кампания - часть санкционированной в ноябре 1999 года Генеральной прокуратурой плановой проверки деятельности общественных экологических организаций в 16 «неблагонадежных» регионах России. Интересно, откуда же поступил «сигнал» о столь массовых нарушениях закона в экологическом движении? Мы-то знаем, что нам скрывать нечего.
«Мы наблюдаем, как в стране вновь возникает карательный институт – Институт Прокуратуры…», - так редактор правозащитного журнала «Index/Досье на цензуру» Наум Ним прокомментировал результаты дела Григория Пасько в июле 1999 года. (Тогда прокурору удалось добиться хоть и не «шпионского», но все-таки обвинительного приговора по делу). Февральские «маневры» лишь подтверждают этот факт.
Материал подготовлен с использованием информации организаций «Зеленый мир», «Экологическая вахта Сахалина», «Зеленая Дубна», московской газеты «Время МН» и Федерального Закона о прокуратуре Российской Федерации
PS. Пока верстался номер, мы получили интересную информацию.
Группа депутатов собирается внести в ГосДуму РФ предложение - Министерство юстиции должно предоставить Прокуратуре полномочия по ликвидации тех организаций, которые не прошли перерегистрацию.
Это предварительная формулировка. Предложение пока еще не подавалось в Думу. Что мы получим на выходе - пока неизвестно.
|