Номер 4 (1999) Выходит 1 раз в 2 месяца
пресс-служба
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза В номере:
страна прокуроров
теперь и в России
ГМ - соя провоцирует герпес
... и другие генно-инженерные новости
Знакомьтесь: доктор Франкенштейн
Раундап - экологичный пестицид массового поражения
Эксперимент по уничтожению биологического разнообразия
О черном грифе
По следам аварии "Протона"
Проект сохранения станции "Мир" как объекта всемирного культурного наследия
Колымские беды
Арктические маяки превратили Чукотку в опасную зону
Лесопромышленники против саамов
Сахалин: "Первая нефть - начало конца"
Цена шельфовой нефти
"Отмените долги!"

Другие номера:
№1, №2, №3, №4, №5, №6, №8
"Экосводока - обозрение" издается для использования и перепечатки материалов.
Просьба информировать редакцию о публикации материалов. По запросу возможно предоставление дополнительной информации, встречи с авторами статей.
Cсылка при публикации и использовании материалов на социально-экологический союз обязательна.
Нефть
Сахалин: "Первая нефть - начало конца"

   На Сахалине с помпой отметили "Праздник первой нефти" - начало реализации проекта Сахалин-2. Активисты организаций "Экологическая вахта Сахалина" и Гринпис России провели акцию протеста против экологически опасного проекта освоения шельфовых нефтяных месторождений "Сахалин 2".
   "Первая нефть" проекта "Сахалин-2" - это шаг назад, - считают активисты Гринпис, - нефтяные разработки в этом районе чрезвычайно опасны для морской среды и могут нанести огромный урон дикой природе и рыбному хозяйству, которое могло бы обеспечить действительно экологически устойчивое экономическое развитие острова". В настоящее время на шельфе острова ведутся работы по освоению нефте- и газоносных месторождений по двум проектам: Сахалин-1 и Сахалин-2. На рассмотрении в Государственной Думе находится проект Сахалин-3 и идет разработка ТЭО для проекта Сахалин-4.

  Проект "Сахалин-2"
   Инвестиционная компания "Сахалинская Энергия, Лтд." - консорциум, официально зарегистрированная на Бермудских островах, в который входят: Marathon Oil (США - 37, 5 %), Mitsui (Япония - 25%), Shell (Нидерланды - 25 %), Diamond Gas (дочерняя компания Mitsubishi Corporation, Япония - 12, 5 %). Первый кредит на осуществление работ по освоению Пильтун-Астохского нефтяного месторождения в размере 348 млн. долларов в равных долях был получен в Европейском банке Реконструкции и Развития (EBRD), Американской корпорации по поддержке частных инвестиций за рубежом (OPIC) и Японском Экспорт-Импорт банке (JEXIM).
  Международный проект Сахалин-2 объединяет два месторождения, также расположенные на северо-восточном шельфе Сахалина: нефтяное Пильтун-Астохское и газовое Луньское. Первая стадия проекта предполагает установку буровой платформы "Моликпак", подводный трубопровод с одноякорной швартовочной установкой, а также плавающее нефтехранилище (ПНХ). Танкеры будут транспортировать нефть с ПНХ на берег. При реализации продукции (сырой нефти и газа) вся прибыль пойдет на возмещение затрат Сахалинской Энергии, а затем до достижения проектом рентабельности в 17,5% прибыль будет делиться так: 10% - России, 90% - консорциуму. И лишь после достижения уровня рентабельности прибыль будет делиться примерно пополам.

  Сахалин-1
   Площадь проекта Сахалин-1 включает три морских месторождения на северо-востоке Сахалина: Чайво, Одопту, Аркутун-Даги. Оператор проекта - ООО "Эксон Нефтегаз Лимитед", официально зарегистрированное на Багамских островах, также в проекте участвуют японская компания СОДЕКО ("Сахалин Ойл Девелопмент Корпорейшн Ко ЛТД") и российские компании "Роснефть-Сахалин" и "Сахалинморнефтегаз". Технико-экономические расчеты, проведенные консорциумом в 1994 году для определения экономической целесообразности совместного освоения трех месторождений, получили отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.
   Тем не менее, в июне 1995 года Правительством РФ, администрацией Сахалинской области и участниками консорциума было подписано соглашение о разделе продукции (СРП) по проекту Сахалин-1. Ведутся разведочные работы на Аркутун-Дагинском месторождении, было пробурено 6 скважин, идет сейсморазведка.
  В планы Консорциума на 1999 г. входит бурение одной разведочной скважины на месторождении Чайво. Согласно последним заявлениям руководства Консорциума в прессе, планы по освоению месторождений включают установку добывающей платформы, рассчитанной примерно на 50 скважин и прокладку трубопровода через Сахалин с севера на юг до города Корсакова для доставки туда газа. Дальше планируется провести газопровод через пролив Лаперуза до центральных районов крупнейшего японского острова Хонсю для экспорта природного газа. Магистраль планируется ввести в строй в 2005 году. В итоге, по прогнозам Консорциума, на месторождениях Аркутун-Даги и Чайво, будут работать 5-6 добывающих платформ.
  Консорциум до сих пор не сообщил о коммерческой рентабельности развития проекта Сахалин-1 и постоянно подчеркивает, что для принятия такого решения требуются дальнейшие разведочные работы и более благоприятная рыночная обстановка в регионе.

  Сахалин - 3
   Проект разбит на два блока, перспективных на содержание углеводородов и находящихся на шельфе северо-восточного Сахалина. Право на ведение разведочных работ на одном из них - Киринском - получили компании Мобил и Тексако. Проводятся сейсморазведочные работы. Бурение первых разведочных скважин планируется в 2001-2003 гг. В настоящее время СРП по проекту Сахалин-3 находится на рассмотрении в Государственной думе.

  Сахалин - 4
  Проект включает большой перспективный Аяшский блок, находящийся на шельфе у берегов северо-западного Сахалина. Право на ведение разведочных работ получили компании Арко и Сахалинморнефтегаз. В 1999 г. Арко планирует пробурить одну разведочную скважину.
   Существует также проект Сахалин-5, право на разведку запасов по которому имеет Сахалинморнефтегаз и Бритиш Петролеум.

  Экологические проблемы, связанные с развитием шельфовых проектов
   Рыболовство, добыча и переработка морепродуктов традиционно являются основой экономики и жизнеобеспечения десятков тысяч сахалинцев. Район северо-восточного побережья Сахалина, как и Охотское море в целом, уникальны в рыбопромысловом отношении не только для России, но и для всей планеты.
   Охотское море - пока еще одно из самых чистых и богатых морскими биоресурсами, оно дает почти половину общего вылова в России. Рыбный промысел - основной вид деятельности проживающих на северо-востоке Сахалина коренных народов.
   В районах разработки нефтегазовых проектов обитает большое количество редких растений и животных, например, 25 видов дельфинов и китов, 11 из которых занесены в Красную книгу. Здесь обитает уникальная корейско-охотская популяция серых китов, находящихся на грани исчезновения. Многочисленные лагуны и заливы северо-восточного побережья внесены в список водно-болотных угодий, имеющих международное значение и являются местом гнездования и остановок на пути миграций видов птиц, занесенных в Красную книгу РФ и Международного союза охраны природы (МСОП).
  На пути движения транспортных танкеров расположен уникальный природный объект - маленький остров Тюлений - одно из трех крупнейших в мире лежбищ морских котиков, большая колония сивучей, место птичьих базаров. Даже небольшое количество нефти, попавшее на побережье острова, способно нанести непоправимый ущерб его обитателям.
   Главная опасность шельфовых проектов - их широкомасштабное воздействие на хрупкие экосистемы Охотского моря и морские биоресурсы. Неизбежные последствия разработок - отработанные буровые растворы, буровой шлам (измельченная выбуренная порода) и пластовые воды (полученные при сепарации добытой нефти). Разработчиками проекта выбран самый дешевый и простой способ утилизации этих отходов - сброс их в море (в нарушение российского законодательства), хотя технологии, предотвращающие сброс отходов бурения и добычи нефти в море (или, как минимум, позволяющие такие отходы обезвреживать) существуют и используются во многих странах. Из заключений трех Государственных экологических экспертиз по проекту "Сахалин-2" следует, что опыта проектирования, строительства и эксплуатации морских промыслов в столь суровых природных условиях, какие имеют место на северо-восточном шельфе Сахалина, в мировой практике нет. В случае серьезной аварии на буровой платформе, разрыва трубопровода, аварии танкера или аварии на береговых объектах хранения и переработки нефтепродуктов, последует экологическая катастрофа. Зимой ликвидация последствий аварии в море, покрытом сплошными тяжелыми льдами, будет практически невозможна.
   Возможны также аварийные разливы нефти. Компанией Сахалинская Энергия выбран самый опасный способ транспортировки топлива - добытая нефть с платформы Моликпак будет подаваться по трубопроводу через одноякорный причал на плавучее нефтехранилище и затем отгружаться на танкеры. Необходимо отметить, что Пильтун-Астохское месторождение находится в одном из самых суровых и сложных, с точки зрения природно-климатических условий, районов Мирового океана (высокая сейсмическая активность; значительные скорости морских течений и ураганные ветры при тайфунах создают мощные волновые нагрузки; большую часть времени в году море покрыто плотными туманами; сложнейшие ледовые условия сохраняются более шести месяцев в году). Стоит отметить, что до сих пор не разработаны методики сбора нефтепродуктов в сплоченных льдах. Кроме того, из-за низкой температуры прибрежных вод северо-востока Сахалина механизм самоочищения морской среды от нефти практически не действует.
  Низкий уровень финансовой ответственности компаний за возможные нефтяные разливы усугубляют экологические недостатки проектов. Компания "Сахалинская Энергия" имеет статус "общество с ограниченной ответственностью" и поэтому отвечает по любым своим обязательствам только в размере своего уставного капитала. По официальным данным, он равен $100 млн.

  Действия экологических активистов по улучшению природоохранной составляющей шельфовых проектов
  "Сахалин крайне нуждается в принятии закона, регулирующего все отношения, связанные с нефтяными разливами, и устанавливающего достаточно высокий уровень финансовой ответственности для судовладельцев, - считают активисты "Экологической вахты Сахалина". - Также необходимо разработать действенную систему предупреждения и реагирования на разливы нефти, которая сейчас на Сахалине практически отсутствует".В соответствии с требованиями "зеленых" проект был существенно доработан перед представлением его на государственную экологическую экспертизу. Администрация области обратила самое пристальное внимание на проблему финансовой ответственности за аварийные разливы нефти - этот вопрос стал постоянно подниматься на всех переговорах между властями и компанией.
  В результате мощной общественной кампании экологические организации получили возможность регулярно встречаться с представителями нефтяных компаний и получать всю требуемую экологическую документацию. В настоящее время "Экологическая вахта Сахалина" с помощью ученых и специалистов Дальневосточного региона начала общественную экологическую экспертизу проектных материалов "Программы оценочного бурения месторождения "Чайво" в 1999 году", реализуемой в рамках проекта "Сахалин-1". Это первый случай проведения общественной экологической экспертизы в Сахалинской области.
   Многие перестали обманываться насчет полной безопасности добычи нефти в море. Однако до сих пор в общественном мнении сахалинцев силен стереотип: нефтегазовый шельф - панацея от всех бед и палочка-выручалочка для экономики острова. Люди надеются на новые хорошо оплачиваемые рабочие места, на решение энергетических проблем, на наполнение бюджетов всех уровней, на подъем экономики и социальной сферы. Власти, не тратя много времени на наведение порядка в традиционных отраслях экономики, все усилия сосредоточили на продвижении и скорейшем запуске шельфовых проектов. Надежда на избавление от всех проблем с развитием шельфа глубоко укоренилась в сознании большей части сахалинцев и постоянно культивируется через СМИ. Тем не менее, активисты ведут кампанию с участием независимых СМИ, распространяют листовки, проводят акции и организуют общественные встречи, призывая к альтернативному экологически и экономически благоприятному варианту развития острова.