|
|
|
Биобезопасность
... и другие генно-инженерные новости
Европа не хочет молча жевать продукты - мутанты
24 июня министры экологии Евросоюза узаконили трехлетний мораторий на выдачу разрешений новым видам генетически измененных культур и продуктов из них. Решение Евросоюза, таким образом, отражает мнение большинства европейцев, отвергающих продукты с генетически модифицированными компонентами. Подобное положение дел не устраивает США - на сегодняшний день основного производителя и экспортера генетически измененных культур и продукции из них.
Представитель США по торговле Шарлин Барщевски заявила, что поскольку процесс выдачи разрешений на ГМ продукцию в Европе застопорился, Белый Дом рассматривает принятие экономических мер против строптивых европейцев. Одним из способов может быть подача жалобы во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
Однако вряд ли политика "выкручивания рук" правительствам европейских стран заставит потребителей "заткнуться и жевать продукты - мутанты".
Результаты опроса в Великобритании, объявленные 11 марта в Дэйли Рекорд, показали, что "9 из 10 покупателей готовы сменить универсам, чтобы только избежать генетически измененной пищи" и готовы преодолеть "двойное расстояние до универсама", если в нем запрещена продажа генного продовольствия. В тот же день церковь Шотландии опубликовала данные пятилетнего исследования, где осудила "неэтичные" действия США и межнациональных биотехнологических корпораций. Представитель церкви Дональд Брюс заявил в Aberdeen Пресс энд Джорнел: "Люди негодуют, когда их лишают права выбора. Это проявление империализма, однако вместо Бостонского чаепития на сей раз мы бы предпочли праздник сои в Роттердаме и затопление кукурузы в Северном море".
17 марта компания Sainsbury - гигант сети универсамов в Великобритании - объявила, что она решила объединить усилия с шестью другими лидерами бакалейной торговли Европейского Союза (ЕС) - Marks и Spencer (Великобритания), Carrefour (Франция), Effelunga (Италия), Migros (Швейцария), Delhaize (Бельгия) и Superquinn (Ирландия) в целях формирования консорциума по приобретению немодифицированных продуктов и ингредиентов для продовольствия.
Это движение, охарактеризованное "Евроторговлей" - ассоциацией бизнесменов Европейского Союза - как "очень важное", возникает как ответ на увеличивающиеся требования потребителей в пользу запрещения генно-инженерного продовольствии. Другие большие сети производителей продуктов питания и напитков в ЕС (Asda, Iceland и Waitrose в Великобритании; Unilever в Германии; 90% всех универсамов в Австрии; производитель пива Carlsberg в Дании и многие другие) уже объявили о запрещении ГМ товаров.
Португальские рестораны Burger King 7 апреля объявили о запрете на генно-инженерные продукты питания. В феврале ряд ресторанов большой сети фаст-фуд в Великобритании (Макдоналдс, Burger King и Жареные цыплята штата Кентукки) сделали аналогичные объявления. Информированные источники сообщили CFS News, что даже Макдоналдс США имеет колебания в отношении генной инженерии - привилегированных поставщиков Макдональдса в Висконсине и Миннесоте просили не поставлять биотехнологический картофель Монсанто.
Фермеры, производители, экспортеры
На конференции фермеров, прошедшей 8 июля в Брюсселе, представители американских биотехнологических корпораций услышали не самые приятные вещи - европейские фермеры не хотят выращивать генетически модифицированные растения, так как потребителям они не нужны. Корпорации часто ссылаются на ученых и науку как на гарантов безопасности их продукции. Однако, как показывает опыт, наука не всегда бывает объективна. "После эпидемии коровьего бешенства (бычьей губчатой энцефалопатии - ред. "Обозрения"), жертвами которого стали многие люди, точное число которых неизвестно, мы не можем просто так доверять все ученым. Ведь они долгое время утверждали, что никакой опасности для людей нет", - считает британский фермер.
По сообщению "Рейтер", Национальная ассоциация по зерну и кормам в Сан-Франциско предупредила 20 марта фермеров, что, несмотря на давление правительства США на ЕС, Японию и другие страны, во всем мире возрастает сопротивление свободной продаже генно-инженерных культур и их продаже без маркировки. Гигант-экспортер зерна Archer Daniels Midland (ADM) объявил в начале марта программу выделения и обширного маркетинга сои, свободной от генной инженерии, с "сохранением идентичности". Было подчеркнуто, что новая программа - это ответ на глобальные "требования рынка". В этом контексте растущего общественного противостояния и рыночной изменчивости германская биотехнологическая компания AgrEvo сообщила в середине марта, что будет отложено коммерческое возделывание ГМ соевых бобов в США из-за отсутствия перспектив экспорта или согласия внешних рынков. Американская ассоциация сои одобрила действия AgrEvo.
По мнению известного ученого Чарльза Бенбрука, есть данные, свидетельствующие о том, что фермеры, использующие генетически измененные семена сои фирмы Монсанто, получили гораздо более низкие урожаи, чем те, которые используют традиционные технологии. Бенбрук также выражает опасение, что обещанное фирмой снижение употребления пестицидов, в лучшем случае, преувеличенно, а в худшем - просто не соответствует действительности. "Большинство американских фермеров, использующих генетически модифицированные семена, пока не собирают больших урожаев, в отличие от тех, кто придерживается традиционных технологий. И те, и другие используют для борьбы с вредителями одинаковое количество пестицидов", - утверждает журнал "New Scientist" (Великобритания).
Фермеры сообщают, что чудо-картофель Монсанто (биотехнологический картофель) плохо ведет себя в поле: производители картофеля Миннесоты жалуются, что биотехнологическая картошка не прорастает до тех пор, пока температура не достигает 50 градусов по Фаренгейту, в противоположность 40 градусам для обычной. Похожие проблемы обнаружились с генетически модифицированным хлопком Монсанто.
Цена неуважения к потребителю
Федеральный суд Бразилии постановил, что генетически модифицированная соя фирмы Монсанто не будет выращиваться в стране до августа 2000 года. Бразильские агрономы пообещали расширить рынок "негенетической" сои и поставлять ее в Великобританию и Европу. Это отвечает покупательскому спросу. Как сообщает британская и бразильская пресса, все большее количество супермаркетов и производителей пищевой продукции заинтересовано в импорте обычной (генетически не измененной) сои из Бразилии, отказываясь от сои, произведенной в США. Американская соя при сборе урожая не разделяется на ГМ и обычную.
США есть о чем беспокоиться - сельскохозяйственный экспорт страны в кризисе - с прошлого года объемы уже упали на 14%. Цены на американскую сою - самые низкие за последние 27 лет, к тому же экспорт сои упал на 38%.
США потеряли 400 миллионов долларов на экспорте кукурузы в Европу за последние два года из-за непринятия европейцами ГМ кукурузы. Канада потеряла 500 миллионов долларов на экспорте рапса. Похоже, что Канада и США скоро потеряют и рынок Японии - из-за растущего общественного беспокойства.
11 марта Союз потребителей Японии выпустил доклад о росте в стране активности против генно-инженерного продовольствия. Сообщено, что 2300 из 3300 местных органов власти требуют от правительства в Токио установления правила об обязательном маркировании генно-инжереного продовольствия. Кроме того, 2 миллиона японских потребителей подписали петицию к правительству о маркировке генно-инженерных продуктов. Несмотря на рост общественного беспокойства, Токио уже одобрил импорт 22 видов генно-инженерного продовольствия и 6 видов добавок к продуктам. Союз потребителей Японии и другие гражданские группы особенно возмущены планами генно-инженерной индустрии возделывать ГМ рис именно в Японии - стране, где его ежегодно потребляется 9 миллионов тонн. 14 марта "Los-Angeles Times" опубликовала большую статью под заголовком "Шок в Японии из-за американской био-пищи". Отмечен рост тревоги из-за действий властей США, пытающихся преодолеть японское нежелание получать американское продовольствие на 11 миллиардов долларов, которое не маркировано и многое из которого содержит генно-инженерные ингредиенты. Газета привлекла внимание к правительственному отчету 1997 г., из которого следует, что 80% японских потребителей возражают против генетически измененной пищи, и 92,5% требуют обязательной маркировки.
В общем, у биотехнологических монстров все больше поводов задуматься о своем, мягко говоря, неуважительном отношении к потребителю. По сообщению "Chemical & Engineering News", Монсанто начинает привыкать к мысли, что маркировка продукции для экспорта неизбежна. В 1992 году корпорациям удалось протолкнуть через Администрацию по Пище и Лекарствам (Food and Drug Administration) разрешение выпускать ГМ продукцию на рынок без маркировки и проверки на безопасность, приравнивая такую продукцию к органической. Но теперь, возможно, и на внутреннем рынке США ГМ продукты придется маркировать, что не вызывает у производителей большого восторга. Дело в том, что пока больше половины потребителей в США убеждены, что на рынке нет ГМ продуктов. Социологическое исследование показывает, что от 80 до 90% американцев поддерживают требование обязательной маркировки продукции. 60% американцев при ясной маркировке старались бы избегать ГМ продуктов.
Зеленый камуфляж в действии
Большой друг биотехнологий президент Фонда Рокфеллеров Гордон Конвэй прямым текстом посоветовал "Монсанто" прекратить слишком агрессивные навязывание и рекламу своей продукции и не сопротивляться маркировке товаров, изготовленных с использованием генетически модифицированных организмов (ГМО), так как этого требуют потребители.
Однако мастера "зеленого камуфляжа" не собираются сдаваться. По их расчетам, введение маркировки (которая должна быть как можно более расплывчатой - например "может содержать ГМ компоненты") должна успокоить европейцев и азиатов. Со временем они должны привыкнуть к мысли, что ГМ культуры и продукты все равно окружают их. А пока корпорации намерены использовать такие институты как Мировой Банк, МВФ и ВТО для изменения международных торговых и инвестиционных соглашений таким образом, чтобы лишить страны права жесткого контроля за био- и другими технологиями по требованию и в интересах граждан.
При подготовке рубрики были использованы материалы Бюллетеня Союза "За Химическую Безопасность" (СоЭС), Pecticide Action Network, Campaign for Food Safety News.
|
|