Друзья, прекрасен наш Союз... 01 (январь 2000)
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом В номере:

От редакции

К дискуссии о стратегии действий СоЭС

Страна прокуроров: начало конца?

Обращение мСоЭС в связи с событиями в чеченской республике Ичкерия

«Экоюрис - SEN-экоток»

Химическая захоронка в Ржанице

Заявление общественных организаций России в связи со второй годовщиной ратификации конвенции о химическом оружии

Разработан план реализации программы «Экопоселения XXI века»

Возвращение «Экостан Ньюс»

Молодежь Таджикистана не знает компромиссов

Всевеликое войско донское на страже природы

Экоклуб «Тапан» - один из лидеров общественного движения Армении

Уникальная образовательная конференция в Калининграде

20 лет клубу «Энергия 2050»


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Ольга Берлова, Нина Забелина, Виктория Колесникова, Анна Кочинева, Михаил Трушкин
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@glasnet.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

защита прав
Страна прокуроров: начало конца?

29 декабря 1999 года тысячи людей вздохнули с облегчением:
Никитин оправдан!

Из приговора суда:

«С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд находит, что к настоящему времени возможности собирания и получения новых доказательств исчерпаны.

Таким образом, имея ввиду положения ст. 49 Конституции Российской Федерации, а также ст. 6 (2) Европейской Конвенции по правам человека, ратифицированной Российской Федерацией, проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к убеждению в отсутствии в действиях подсудимого Никитина составов инкриминируемых ему преступлений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 301-303, 310-317 УПК РСФСР, суд

ПРИГОВОРИЛ:

НИКИТИНА Александра Константиновича по предъявленному ему обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. 275 УК РФ и ч. 1 ст. 283 УК РФ, - оправдать за отсутствием в его действиях составов данных преступлений».

Уголовное дело о шпионаже и раскрытии государственной тайны, которое казалось бесконечным, завершилось победой. Более 4-х лет длилось противостояние общества и спецслужб. Газеты пестрели заголовками типа: «Дело Никитина может длиться вечно», «Дело Никитина - новый виток». Мало кто верил, что до 2000 года в этой истории будет поставлена точка, однако, городской суд г. Санкт-Петербурга ее поставил. Это второй в истории России случай публичного признания краха спецслужб в деле о шпионаже экологов. Первым стало снятие обвинения против Григория Пасько 20 июля 1999 года.

Суд согласился с тем, что обвинение против Никитина, согласно которому он был обвинен в раскрытии государственной тайны и шпионаже при подготовке доклада «Северный флот: потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона». Обвинение было основывано лишь на секретных приказах Министерства Обороны РФ, что противоречит всем законодательным нормам. Правда, ФСБ также пыталась ссылаться на Закон РФ «О государственной тайне» 1997 года, что выглядело довольно странно, учитывая, что доклад готовился двумя годами ранее (в 1995 году). Однако, даже ссылаясь на статью 5 новой редакции закона, в которой указываются категории охраняемых государством сведений, обвинение не смогло сформулировать, в чем же состоит вина Никитина.

«При предъявлении обвинения подсудимому, эти категории конкретно не раскрывались и на каких из них основано обвинение осталось не ясным, о наличии тех или иных категорий в обвинении можно лишь предполагать; не имеется соответствующих разъяснений и в заключении экспертной комиссии», - говорится в окончательном приговоре по делу.

Адвокаты Александра считают, что гражданское мужество судьи Сергея Гольца, который вынес оправдательный приговор по одному из самых скандальных дел о шпионаже в истории России, сыграло в этом деле не последнюю роль. С этим трудно не согласиться, также как и с тем, что без давления со стороны общества это решение было бы вряд ли возможно.

Это заслуга адвокатов и всех тех, кто не оставался в стороне все эти годы. Тысячи писем протеста с разных концов света направлялись Президенту России Б.Ельцину президентам западных стран, премьер-министрам РФ: В. Черномырдину, С.Кириенко, С.Степашину, Е.Примакову, В.Путину, в Европейский парламент, ФСБ РФ, Генеральную прокуратуру РФ, Министерство юстиции, Министерство обороны, Верховный Суд РФ. «Это наша общая победа!» - считает Александр Никитин.

В канун Нового года мы получили от него письмо:

«Дорогие друзья, милые люди,

Огромное Вам спасибо за добрые, теплые поздравления, которые я не перестаю получать. Эта наша общая победа. Абсолютно уверен, что без Вашей поддержки было бы невозможно одержать её в этом жестком противостоянии, которое длилось более четырех лет. То, что произошло 29 декабря в городском суде Санкт-Петербурга, это хороший признак. Это означает, что в Российской судебной системе появились судьи, для которых Конституция и законы России превыше всего. Это означает, что судебная власть может принимать решения, не оглядываясь на исполнительную власть. Но хотелось бы всем Вам в канун Нового года пожелать, чтобы мы с Вами дожили то того времени, когда такие решения суда будут не сенсацией, а обыденным явлением. Желаю всем Вам счастья и благополучия.

Мне бы хотелось каждому из Вас лично сказать много теплых слов благодарности. Но за последние два дня я получил более 250 писем, поэтому прошу прощения, что посылаю письмо через общий сервер. Еще раз с праздником Вас, дорогие.

С огромным уважением, Александр Никитин».

PS. Прокуроры не сдаются без боя

Судья поставил в этом деле точку, однако, постскриптум еще будет. Приговор уже опротестован прокурором Александром Гуцаном - реакция вполне естественная, если принимать во внимание тот факт, что прокурор потребовал для Никитина наказание в виде 12 лет в колонии строгого режима за неделю до объявления приговора. Гуцан готов представить расширенное обвинение.

«Мы готовы встретиться с прокурором в Верховном суде и уверены, что снова выиграем, если все будет осуществляться согласно закону», - заявил Александр Никитин, комментируя протест прокуратуры.

Верховный суд имеет полномочия принять любое решение по этому делу: отклонить протест прокурора, удовлетворить его или даже отправить дело на дополнительное расследование в ФСБ.

По словам адвоката Юрия Шмидта, правовую основу приговора суда подточить невозможно. Шмидт уверен, что приговор останется в силе, если решение Верховного суда не будет продиктовано политическими соображениями. Тогда-то и станет окончательно ясно, в какой стране мы живем. До недавнего времени она все еще была страной прокуроров.

Материал подготовлен с использованием
информации объединения «Беллуна»

seu-info@ecoline.ru